Анализ стихотворения Маяковского «Люблю. Анализ стихотворения «Люблю» Маяковского Что вышло маяковский анализ

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Поэма “Люблю” – это одно из самых жизнеутверждающих произведений Маяковского, хотя это в целом нехарактерно для его творчества. Краткий анализ “Люблю” по плану покажет ученикам 9 класса не только особенности поэтического метода автора, но и раскроет некоторые аспекты его личности. На уроке литературы его можно использовать и как основу, и в качестве дополнительного материала.

Краткий анализ

История создания – над поэмой Владимир Владимирович работал достаточно долго: она писалась с конца 1921 по начало 1922 годов. Напечатали ее в Риге, как раз во время пребывания там автора.

Тема – идеал высокой любви, который может быть воплощен лишь в будущем.

Композиция – произведение разделено на 11 глав, каждая из которых имеет свою отдельную тему.

Жанр – поэма.

Стихотворный размер – тонический стих.

Эпитеты “стоверстые скалы”, “желтый заяц”, “сплошное сердце” .

Метафоры – “мыслишки звякают лбенками медненькими “, “столиц сердцебиение дикое “, “комок сердечный разросся громадой “, “не смоют любовь ни ссоры, ни версты”.

История создания

Знакомство в 1915 году с Лилей Брик стало для Маяковского и роковым, и прекрасным. Поэт безоглядно влюбился в эту женщину, посвящая ей многие свои произведения, в том числе и поэму “Люблю””.

Маяковский писал ее с ноября 1921 года по февраль 1922-го. Владимир Владимирович уехал с рукописью в Ригу, где оно и было напечатано издательством “Арбейтергейм”. Вышло два издания, поскольку одно конфисковала полиция.

Тема

Критики считают “Люблю” одним из самых светлых произведений поэта. Он написал ее под влиянием сильного чувства и вложил множество положительных эмоций. Основная тема, как легко понять из названия – как раз любовь. Поэт говорит о том, что хотя время для воплощения настоящих идеалов высокой любви еще не настало, не любить прекрасную героиню невозможно.

Композиция

В поэме – одиннадцать глав, каждая из которых имеет собственное лаконичное название и свою тему. Маяковский говорит о своей личности и главах “Мальчишкой” и “Юношей”, которые показывают, в каких условиях проходило его становление как поэта и личности.

Глава “Взрослое” – это уже история о взглядах поэта на любовь, на достойное и недостойное поведение, на причины, по которым люди влюбляются друг в друга.

Одной из самых важных глав в произведении является “Ты”, посвященная лирической героине, которая пленяет сердце мужчины тем, что она оказалась способна увидеть в нем ребенка и не высмеять его за это.

Глава “Вывод” совершенно соответствует пафосной манере поэта, который делает безапелляционные заявления и произносит высокие слова с искренней верой в них.

Жанр

Это лирическая поэма, развернутый любовный стих, искренний до полного обнажения чувств, которые Маяковский не стесняется демонстрировать всему миру. Он рассказывает о своей любви с непосредственностью ребенка, используя для этого характерную для себя тоническую систему стихосложения. Поэт показывает, что шанс на взаимное чувство есть у каждого, в это важно только поверить. Как и всегда, в поэме важна не рифма, а интонационное выделение слова в строке.

Средства выразительности

Поэма богата разнообразными художественными средствами. Так, в произведении “Люблю Владимир Владимирович употребляет:

  • Эпитеты – “стоверстые скалы”, “желтый заяц”, “сплошное сердце” .
  • Метафоры – “ мыслишки звякают лбенками медненькими “, “ столиц сердцебиение дикое “, “комок сердечный разросся громадой “, “ не смоют любовь ни ссоры, ни версты”.

Творчество поэта ХХ века Владимира Маяковского у читателя в большинстве случаев вызывает ассоциацию с революцией, Лениным и Октябрем. Однако никто не вправе отказать этому человеку в праве на лирические чувства. Его фанатичное желание перестроить мир, шагнуть «в коммунистическое далеко», остаться в анналах истории все – таки не противоречило глубоким чувствам и переживаниям.

Маяковский, повинуясь, как он думал, чувству долга, стремился отказать теме любви в праве на существование: «Нынче не время для любовных ляс». Но и освободиться

От любовного плена не мог да и не хотел: он лишь пытался внести в свое чувство другой смысл, может быть, диктуемый самой действительностью. Идеал высокой любви, который утверждал всем своим творчеством поэт, мог воплотиться в светлом будущем, а задача поэзии сводилась к тому, чтобы ускорить путь в грядущее, преодолев «будничную чушь».

Таким образом, стихи с глубоко «личными мотивами» становились стихами о всеобщем счастье – ведь на меньший масштаб Маяковский и не рассчитывал. Но оказаться в другом времени не под силу никому. Однако все самое обычное, что есть в жизни, – не «чушь», а основание жизни, своеобразная

«быта кобыла», которая, несмотря на все понукания, движется не так уж и быстро, как того хотелось бы.

После знакомства с Лилей Брик в 1915 году Маяковский почти все свои произведения посвящал ей. Она стала его настоящей Музой. А он посвятил ей очень яркое произведение

– поэму «Люблю». над которой работал с ноября 1921 года по февраль 1922 года. Уже само название – «Люблю» – звучит жизнеутверждающе. В отличие от стихотворения «Лиличка!». в поэме нет места мрачным настроениям, она полна любви и жизнелюбия.

В поэме одиннадцать глав, первые из которых, по традиции русской литературы, посвящены детству, отрочеству и юности самого поэта. В главе «Мальчишкой» уже возникает образ героя. чье сердце способно полюбить весь мир:

Откуда в этом в аршине место – и мне, и реке, и стоверстым скалам?!

В главе «Юношей» герой признается, что, пока другие учились влюбляться, ему пришлось пройти «школу жизни» в тюрьме:

Меня вот любить Учили в Бутырках.

А там можно было влюбиться только «в глазок 103 камеры». Поэтому герой испытывает, может быть, странное для юноши чувство – желание увидеть солнечного зайчика:

А я за стенного

за желтого зайца

отдал тогда бы – все на свете.

В главе «Взрослое» можно увидеть результат такого обучения: рассматривая взаимоотношения людей, особенно мужчины и женщины, он высмеивает тех, кто стремится произвести впечатление с помощью нарядов или благосостояния. А тех, кто привык покупать любовь за деньги, поэт не просто осуждает – он их ненавидит:

с детства привык ненавидеть…

Стремясь понравиться дамам, они пытаются выглядеть умнее, чем есть на самом деле, а ничего не выходит – «мыслишки звякают лбенками медненькими». Герой поэмы же учился любви,«говорил с одними домами». а «водокачки были собеседниками». это позволило ему научиться ценить истинную любовь. Поэтому герой ловил «столиц сердцебиение дикое». в итоге научившись испытывать чувство любви только в таком масштабе:

Сплошное сердце – гудит повсеместно.

Наверное, в этом понимании и нужно искать первопричину его состояния – состояния, когда «комок сердечный разросся громадой». что в дальнейшем и будет называться «громада любовь» .

Глава, посвященная встрече с любимой, называется очень просто и непредвзято – «Ты». Итак, героиня пришла за проявлениями брутального, как принято сейчас называть, мужчины, а«разглядела просто мальчика». Но не растерялась, а «взяла, отобрала сердце и просто пошла играть – как девочка мячиком» .

Заключительная часть поэмы написана в свойственной Маяковскому манере: от конкретного случая он идет к расширению в масштабах всего мира. Поэтому, как флоты стекаются к гавани, как поезда к вокзалу клонит, так и героя «манит и клонит» к героине, ведь он же любит по-настоящему:

Любовь в тебя – запрятал, хожу и радуюсь Крезом.

И до такой степени сильна эта любовь, что герой готов поведать о ней всему миру. Он не может находиться далеко от нее, тянется неуклонно,

еле расстались, развиделись еле.

Пожалуй, самое любопытное в герое, что он прекрасно осознает: чувство любви может быть безответным, но сама мысль о том, что где-то существует человек, которому можно адресовать свое признание в любви, рождает в душе счастье и надежду на взаимность. Поэтому он дает своеобразную клятву: «Клянусь – люблю неизменно и верно!». Возможно, слишком пафосно звучат такие слова, но ведь это «Вывод», в котором поэт провозглашает: «Не смоют любовь ни ссоры, ни версты» .

Таким образом, поэма дает шанс всем влюбленным испытать не просто взаимное чувство, а чувство, которое выстрадано и проверено не только временем, но и расстоянием.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Стихотворение “Люблю”. Часть “взрослое”. Поэт рассуждает о том, что такое любовь. Он говорит о том, что любовь вызрела в нем...
  2. Владимир Маяковский был по натуре очень влюбчивым и увлекающимся человеком. Однако единственной женщиной, с которой его связывали длительные отношения, являлась...
  3. Одно из самых замечательных произведений Маяковского – поэма «Про это» – как раз менее других исследована, она не раз получала...
  4. Маяковский и Пастернак – величайшие поэты ХХ века. Они принадлежат к искусству авангарда. Пастернак примкнул к футуризму, но не к...

«Нынче не время для любовных ляс»,- гласил громкоголосый поэт-новатор. Владимир Маяковский не отличался сентиментальностью, не бросался громкими словами о вечной любви, но с какой неуправляемой силой он чувствовал и любил! Лилия Брик вспоминала: «Маяковский всё переживал с гиперболической силой - любовь, ревность, дружбу. Он не любил разговаривать»… Он не любил говорить о чувствах, он «выплёскивал» их на бумагу, словно «выкрикивая» пером несказанное. Именно поэтому в стихах автора такая буря эмоций, и стихотворение «Люблю» — тому доказательство.

Кому же посвящено «Люблю»? Лиле Брик — женщине, которая стала причиной радости, несчастья и душевных страданий молодого поэта, в результате которых были созданы шедевры.

Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи, — утверждала виновница его мук.

Она была главной музой Маяковского, и, несмотря на странность их взаимоотношений (дама была замужем, и жила с двумя мужчинами одновременно, не скрывая этого), эта любовь была сильной, яркой, безудержной. Только в такой любви могли родиться гиперэмоциональные стихотворения Маяковского.

Произведение «Люблю» писалось с ноября 1921 года, в этот период между поэтом и его музой царили любовь и понимание, отсюда радостный и жизнеутверждающий настрой. Стихотворение было дописано в феврале 1922 года во время их совместной поездки в Ригу.

Параллельно с «Люблю» Владимир Владимирович писал автобиографию «Я сам», и не случайно, ведь стихотворение также носит автобиографический характер: автор описывает, как зарождалась любовь в его сердце с самого детства, и то, что в нём происходило на момент написания.

Жанр, размер, направление

Как известно, Маяковский был новатором, и его новаторство выражалось во всём: в стихосложении, в расширении поэтического словаря, в использовании новых приёмов и в его легко узнаваемом стиле написания.

Маяковский утверждал, что стихи должны читаться вслух для народа, именно поэтому он часто использовал рифмовку «для слуха», а не «для глаз». Так и в стихотворении «Люблю» часто встречаются неточные рифмы, основанные на совпадении не всех, а отдельных звуков, однако эта неточность компенсируется при чтении вслух. При этом форма стихосложения с меняющимися видами рифмовки, то есть строки рифмуются в разном порядке. Например, в главе «Таки со мной» отсутствует закономерность в чередовании рифм, а некоторые строки и вовсе не рифмуются («гавани-подавней», «рыцарь-рыться»). Произведение написано в рамках любимой системы стихосложения Маяковского, то есть тонической.

«Люблю» — одно из немногих стихотворений поэта, которое пронизано лиризмом, не присущим его творчеству. Оно написано в жанре любовной лирики, и такого рода творения редко можно встретить в поэтическом наследии поэта. Владимир Маяковский относился к футуристам, проявлял себя как бунтарь, «агитатор», «горлан-главарь», писал довольно «кричащие» стихи, наполненные протестом. Однако данное стихотворение, несмотря на то, что относится к футуризму, на что указывают свободная метрика, окказионализмы, составные рифмы, раскрывает глубокие переживания автора, выворачивая наизнанку перед всеми его душу.

Композиция

Стихотворение «Люблю» достаточно объёмное, поэтому его часто называют поэмой. Произведение состоит из 11 глав, каждая из которых имеет своё название. По наименованиям глав можно понять, что произведение – своего рода краткая биография чувств Маяковского, его жизнь, расписанная по этапам, мысли, возникавшие по мере взросления и рождения его «громады-любви».

  1. Лирическое повествование начинается с описания детства, отрочества и юности поэта, нам, читателям, предоставляется возможность из первых уст узнать о прошлом Маяковского.
  2. В последующих главах описывается «настоящее» автора, то, что происходило в его жизни в момент написания поэмы.
  3. Заканчивается произведение своеобразным клятвенным обещанием «неизменно и верно» любить.
  4. Образы и символы

    Владимир Владимирович – поэт-футурист, и, как известно, футуризм рождался в полемике с символизмом. Однако в творчестве Маяковского можно найти наиболее ярко-выраженное противоречие, обусловленное единством футуристических принципов и отвергаемых футуристами символистских традиций. Иначе говоря, несмотря на что, что «будетляне» заявляли о ненужности «символа-посредника», автор создаёт и использует свои образы, символы, и поэма «Люблю» богата ими.

    Поэт пишет, что влюблён в глазок 103 камеры, и отдал бы всё за стенного жёлтого зайца. Эти образы можно понять, лишь узнав события, которые происходили с Маяковским в этот период. В 1909 году он был заключён в одиночную камеру под номером 103, где через глазок пытался увидеть «жёлтого зайца», то есть луч солнца. Вообще сам образ солнца в творчестве Владимира Владимировича выступает как некая жертва, уничтоженное «всевидящее око», которое наделено человеческими качествами.

    Вворачивал солнцу то спину, то пузо — пока под ложечкой не заноет», — написал поэт в главе «Мальчишкой.

    В этой же части возникает образ героя, который может любить весь мир:

    Откуда в этом в аршине место — и мне, и реке, и стовёрстым скалам?!», — удивляется солнце, глядя на лирического героя.

    Темы и проблемы

    Тема поэмы «Люблю» очевидна – название говорит само за себя. Любовь. Гигантская, выверенная, гудящая в сердце любовь по-маяковски. Однако параллельно с «громадой — любовью» идёт полностью противоположное и ярко-выраженное чувство: «громада — ненависть». С какой неизмеримой силой любит поэт, с такой же он и ненавидит. «Я жирных с детства привык ненавидеть»,- пишет Маяковский с презрением о людях, которые привыкли надеяться на своё благосостояние, покупая любовь за деньги. Оба чувства родились в нём с самого детства, лирический герой живет эмоциями, в нём нет равнодушия, есть любовь и есть ненависть, две крайности.

    Помимо личных переживаний поэта, в стихотворении затрагиваются социальные и нравственные проблемы. Маяковский неоднократно упоминает «интеллигенцию», которая живёт доходами, положением в обществе, псевдочувствами, желанием нравиться другим своей лестью. «Любить? Пожалуйста! Рубликов за сто», — так он описывает всю суть людей, которых ненавидит. Сам лирический герой представлен в противовес очерствевшему высшему сословию: у него пусты карманы, но сердце – в распашку.

    Идея

    Основная мысль стихотворения, то, что хотел донести Маяковский, это, в первую очередь, его любовь к Лилии Брик, ведь именно ей в качестве признания было посвящено это произведение. Сама поэма – пропаганда любви, причём неважно безответна ли она, сложна, запутана ли, само чувство, как воздух, необходимо для жизни. Это любовь ко всему, что окружает: к реке и к лучу, и к луже, и к скалам, и к людям. Поэт уверен: способность всепоглощающей любви дана каждому, только многие её прячут, зарывают глубоко в себе. По Маяковскому, не в теле находится сердце, а на нашем сердце расположено тело, значит, человек есть не тело, не внешность, человек – это то, что находится глубже — сердце, и данное стихотворение — напоминание тому. Это и есть его главный жизненный вывод.

    Любовь — это жизнь, это главное. Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается мнимым, ненужным, — так написал Маяковский в письме к Лилии Брик.

    В этой фразе заключен смысл стихотворения, именно это хотел донести, передать Владимир Маяковский.

    Средства художественной выразительности

    Основным средством художественной выразительности в поэме «Люблю» является антитеза. Лирический герой противопоставлен чёрствому и скупому на проявления искренних чувств обществу. Это выражается частым употреблением местоимений «я» (лирический герой) и «они» (общество):

    Землю возьмут, обкорнав, ободрав ее, - учат./ А я боками учил географию.

    Также Маяковский создал новые образы для сравнений, метафор: желая показать свою радость, лирический герой называет себя «индейцем свадебным» или же, говоря об обществе, автор называет их «птенцами человечьими». Все чувства и эмоции у Маяковского гиперболизированы: «Сплошное сердце - гудит повсеместно». Любить неподдельно, быть одним большим сердцем, отдавать любовь, не требуя «сдачи» – именно этому учит нас поэма Владимира Маяковского «Люблю».

    Новаторские черты автора выражаются в частом употреблении неологизмов. Например, слово «дана» он заменяет на «дадена», вместо «черствеет» у него «очерствевает». Люди чудесным образом превращаются в «людьё». Лирики у Маяковского «болоночьи». Мир уменьшается до «мирика». Общественный транспорт общается с человеком на «трамвайском» языке.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

У читателя в большинстве случаев вызывает ассоциацию с революцией, Лениным и Октябрем. Однако никто не вправе отказать этому человеку в праве на лирические чувства. Его фанатичное желание перестроить мир, шагнуть «в коммунистическое далеко», остаться в анналах истории все-таки не противоречило глубоким чувствам и переживаниям.

Маяковский, повинуясь, как он думал, чувству долга, стремился отказать теме любви в праве на существование: «Нынче не время для любовных ляс». Но и освободиться от любовного плена не мог да и не хотел: он лишь пытался внести в свое чувство другой смысл, может быть, диктуемый самой действительностью. Идеал высокой любви, который утверждал всем своим творчеством поэт, мог воплотиться в светлом будущем, а задача поэзии сводилась к тому, чтобы ускорить путь в грядущее, преодолев «будничную чушь».

Таким образом, стихи с глубоко «личными мотивами» становились стихами о всеобщем счастье – ведь на меньший масштаб Маяковский и не рассчитывал. Но оказаться в другом времени не под силу никому. Однако все самое обычное, что есть в жизни, – не «чушь», а основание жизни, своеобразная «быта кобыла», которая, несмотря на все понукания, движется не так уж и быстро, как того хотелось бы.

После знакомства с Лилей Брик в 1915 году Маяковский почти все свои произведения посвящал ей. Она стала его настоящей Музой. А он посвятил ей очень яркое произведение – поэму «Люблю» , над которой работал с ноября 1921 года по февраль 1922 года. Уже само название – «Люблю» - звучит жизнеутверждающе. В отличие от стихотворения «Лиличка!» , в поэме нет места мрачным настроениям, она полна любви и жизнелюбия.

В поэме одиннадцать глав, первые из которых, по традиции русской литературы, посвящены детству, отрочеству и юности самого поэта. В главе «Мальчишкой» уже возникает образ героя , чье сердце способно полюбить весь мир:

Откуда в этом
в аршине место -
и мне, и реке,
и стовёрстым скалам?!

В главе «Юношей» герой признается, что, пока другие учились влюбляться, ему пришлось пройти «школу жизни» в тюрьме:

Меня вот любить
Учили в Бутырках.

А там можно было влюбиться только «в глазок 103 камеры» . Поэтому герой испытывает, может быть, странное для юноши чувство – желание увидеть солнечного зайчика:

А я за стенного
за желтого зайца
отдал тогда бы - всё на свете.

В главе «Взрослое» можно увидеть результат такого обучения: рассматривая взаимоотношения людей, особенно мужчины и женщины, он высмеивает тех, кто стремится произвести впечатление с помощью нарядов или благосостояния. А тех, кто привык покупать любовь за деньги, поэт не просто осуждает – он их ненавидит:

Я жирных
с детства привык ненавидеть…

Стремясь понравиться дамам, они пытаются выглядеть умнее, чем есть на самом деле, а ничего не выходит – «мыслишки звякают лбёнками медненькими» . Герой поэмы же учился любви, «говорил с одними домами» , а «водокачки были собеседниками» , это позволило ему научиться ценить истинную любовь. Поэтому герой ловил «столиц сердцебиение дикое» , в итоге научившись испытывать чувство любви только в таком масштабе:

Сплошное сердце -
гудит повсеместно.

Наверное, в этом понимании и нужно искать первопричину его состояния – состояния, когда «комок сердечный разросся громадой» , что в дальнейшем и будет называться «громада любовь» .

Глава, посвященная встрече с любимой, называется очень просто и непредвзято – «Ты». Итак, героиня пришла за проявлениями брутального, как принято сейчас называть, мужчины, а «разглядела просто мальчика» . Но не растерялась, а «взяла, отобрала сердце и просто пошла играть – как девочка мячиком» .

Заключительная часть поэмы написана в свойственной Маяковскому манере: от конкретного случая он идет к расширению в масштабах всего мира. Поэтому, как флоты стекаются к гавани, как поезда к вокзалу клонит, так и героя «манит и клонит» к героине, ведь он же любит по-настоящему:

Любовь в тебя -
запрятал, хожу
и радуюсь Крезом.

И до такой степени сильна эта любовь, что герой готов поведать о ней всему миру. Он не может находиться далеко от нее, тянется неуклонно,

еле расстались,
развиделись еле.

Пожалуй, самое любопытное в герое, что он прекрасно осознает: чувство любви может быть безответным, но сама мысль о том, что где-то существует человек, которому можно адресовать свое признание в любви, рождает в душе счастье и надежду на взаимность. Поэтому он дает своеобразную клятву: «Клянусь – люблю неизменно и верно!» . Возможно, слишком пафосно звучат такие слова, но ведь это «Вывод», в котором поэт провозглашает: «Не смоют любовь ни ссоры, ни версты» .

Таким образом, поэма дает шанс всем влюбленным испытать не просто взаимное чувство, а чувство, которое выстрадано и проверено не только временем, но и расстоянием.

  • «Лиличка!», анализ стихотворения Маяковского

Тема, о которой хочет говорить поэт, перепета много раз. Он и сам кружил в ней поэтической белкой и хочет кружиться опять. Эта тема может даже калеку подтолкнуть к бумаге, и песня его будет строчками рябить в солнце. В этой теме скрыта истина и красота. Эта тема готовится к прыжку в тайниках инстинктов. Заявившись к поэту, эта тема грозой раскидывает людей и дела. Ножом к горлу подступает эта тема, имя которой - любовь!

Поэт рассказывает о себе и любимой в балладе, и лад баллад молодеет, потому что слова поэта болят. «Она» живёт в своём доме в Водопьянном переулке, «он» сидит в своём доме у телефона. Невозможность встретиться становится для него тюрьмой. Он звонит любимой, и его звонок пулей летит по проводам, вызывая землетрясение на Мясницкой, у почтамта. Спокойная секундантша-кухарка поднимает трубку и не торопясь идёт звать любимую поэта. Весь мир куда-то отодвинут, лишь трубкой целит в него неизвестное. Между ним и любимой, разделёнными Мясницкой, лежит вселенная, через которую тонюсенькой ниточкой тянется кабель. Поэт чувствует себя не почтенным сотрудником «Известий», которому летом предстоит ехать в Париж, а медведем на своей подушке-льдине. И если медведи плачут, то именно так, как он.

Поэт вспоминает себя - такого, каким он был семь лет назад, когда была написана поэма «Человек». С тех пор ему не суждено петушком пролезть в быт, в семейное счастье: канатами собственных строк он привязан к мосту над рекой и ждёт помощи. Он бежит по ночной Москве - по Петровскому парку, Ходынке, Тверской, Садовой, Пресне. На Пресне, в семейной норке, его ждут родные. Они рады его появлению на Рождество, но удивляются, когда поэт зовёт их куда-то за 600 вёрст, где они должны спасать кого-то, стоящего над рекой на мосту. Они никого не хотят спасать, и поэт понимает, что родные заменяют любовь чаем и штопкой носков. Ему не нужна их цыплячья любовь.

Сквозь пресненские миражи поэт идёт с подарками под мышками. Он оказывается в мещанском доме Феклы Давидовны. Здесь ангелочки розовеют от иконного глянца, Иисус любезно кланяется, приподняв тернистый венок, и даже Маркс, впряжённый в алую рамку, тащит обывательства лямку. Поэт пытается объяснить обывателям, что пишет для них, а не из-за личной блажи. Они, улыбаясь, слушают именитого скомороха и едят, гремя челюстью о челюсть. Им тоже безразличен какой-то человек, привязанный к мосту над рекой и ожидающий помощи. Слова поэта проходят сквозь обывателей.

Москва напоминает картину Беклина «Остров мёртвых». Оказавшись в квартире друзей, поэт слушает, как они со смехом болтают о нем, не переставая танцевать тустеп. Стоя у стенки, он думает об одном: только бы не услышать здесь голос любимой. Ей он не изменил ни в одном своём стихотворении, её он обходит в проклятиях, которыми громит обыденщины жуть. Ему кажется, что только любимая может спасти его - человека, стоящего на мосту. Но потом поэт понимает: семь лет он стоит на мосту искупителем земной любви, чтобы за всех расплатиться и за всех расплакаться, и если надо, должен стоять и двести лет, не ожидая спасения.

Он видит себя, стоящего над горой Машук. Внизу - толпа обывателей, для которых поэт - не стих и душа, а столетний враг. В него стреляют со всех винтовок, со всех батарей, с каждого маузера и браунинга. На Кремле красным флажком сияют поэтовы клочья.

Он ненавидит все, что вбито в людей ушедшим рабьим, что оседало и осело бытом даже в краснофлагом строе. Но он всей сердечной верою верует в жизнь, в сей мир. Он видит будущую мастерскую человечьих воскрешений и верит, что именно его, не дожившего и не долюбившего своё, захотят воскресить люди будущего. Может быть, его любимая тоже будет воскрешена, и они наверстают недолюбленное звёздностью бесчисленных ночей. Он просит о воскрешении хотя бы за то, что был поэтом и ждал любимую, откинув будничную чушь. Он хочет дожить своё в той жизни, где любовь - не служанка замужеств, похоти и хлебов, где любовь идёт всей вселенной. Он хочет жить в той жизни, где отцом его будет по крайней мере мир, а матерью - по крайней мере земля.

Пересказала

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Храм Вознесения Господня (Малое Вознесение) Вознесенка церковь Храм Вознесения Господня (Малое Вознесение) Вознесенка церковь Анализ стихотворения Тютчева «Я встретил Вас… Анализ стихотворения Тютчева «Еще шумел веселый день…» Анализ стихотворения Тютчева «Я встретил Вас… Анализ стихотворения Тютчева «Еще шумел веселый день…» Руцкой Александр Владимирович Руцкой Александр Владимирович