Биологическая теория формирования эмоций по анохину. Биологическая и информационная теория эмоций

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Впервые эмоциональные выразительные движения стали предметом изучения Ч. Дарвина. На основе сравнительных исследований эмоциональных движений млекопитающих ученый создал биологическую концепцию эмоций, согласно которой выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой биологический смысл и вместе с тем выступающих в качестве биологически значимых сигналов для особей не только своего, но и других видов.

Результатом глубокой теоретической мысли является биологическая теория эмоций П. К. Анохина. Эта теория рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира.

Рассмотрение эмоций с биологической точки зрения (П. К. Анохин) позволяет признать, что эмоции закрепились в эволюции как механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма. Положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный результат, и наоборот, недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым - ведет к отрицательным эмоциям.

Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению как отдельной особи, так и всего вида.

Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых, более успешных способов достижения цели.

Хотя наличие потребности представляет обязательное условие возникновения эмоции, оно вряд ли является единственным и достаточным. Это положение явилось отправной точкой для построения П. В. Симоновым информационной теории эмоций. Согласно его утверждению, эмоция есть отражение мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент.

П. В. Симоновым сформулировано следующее правило: отношение между эмоцией (Э), потребностью (П), информацией, прогностически необходимой для организации действий по удовлетворению данной потребности (Н), и наличной информацией, которая может быть использована для целенаправленного поведения (С), выражается формулой:

Э = П (Н - С).

Из данной формулы следует, что:

  • 1) эмоция не возникает, если потребность отсутствует или удовлетворена, а при наличии потребности - если система вполне информирована;
  • 2) при дефиците наличной информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации;
  • 3) положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает информацию, прогностически необходимую для удовлетворения данной потребности. Таким образом, формула эмоций отражает количественную зависимость интенсивности эмоциональной реакции от силы потребности и размеров дефицита или прироста прагматической информации, необходимой для достижения цели (удовлетворения потребности).

П. В. Симонов показал, что эмоции возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью ее удовлетворения, т.е. при недостатке или избытке актуальных сведений, необходимых для достижения цели, а степень эмоционального напряжения определяется потребностью и дефицитом информации, необходимой для удовлетворения этой потребности.

Таким образом, в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение личности.

Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Так, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты, как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия, которое должно быть выполнено в данных условиях.

Очень часто страх, возникающий в ситуациях неожиданных и неизвестных, достигает такой силы, что человек погибает. Понимание того, что страх может быть следствием недостатка информации, позволяет его преодолеть. Реакцию удивления можно рассматривать как своеобразную форму страха, которая пропорциональна разнице между предвидимой и фактически полученной дозой информации. При удивлении внимание сосредоточивается на причинах необычного, а при страхе - на предвосхищении угрозы.

Понимание родства удивления и страха позволяет преодолеть страх, если перенести акцент с результатов события на анализ его причин.

Согласно теории американского психолога У. Джеймса, тот факт, что эмоции характеризуются ярко выраженными изменениями в деятельности внутренних органов, в состоянии мышц (мимика), позволяет предположить, что эмоции представляют собой сумму только органических ощущений, вызываемых этими изменениями. Иначе говоря, человеку грустно, потому что он плачет, а никак не наоборот. Если человек примет зажатую, скованную позу с опущенными плечами и головой, то вскоре у него появится и чувство неуверенности, подавленности, грусти. И наоборот, поза с развернутыми плечами, поднятой головой, улыбкой на губах вскоре вызовет и чувство уверенности, бодрости, хорошее настроение. Частично эти наблюдения справедливы, но все же физиологические проявления не исчерпывают существа эмоций.

Ученые пришли к заключению (Э. Гельгорн), что эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма: так, например, радость сопровождается усилением иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, кожа делается теплее, ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и способствует улучшению физиологических процессов. Радость молодит, так как создаются оптимальные условия питания всех тканей тела. Напротив, физиологические проявления печали характеризуются парализующим действием на мышцы, движения в результате медленные и слабые, сосуды сжимаются, ткани обескровливаются, появляется озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди. Огорчения очень старят, поскольку они сопровождаются изменениями кожи, волос, ногтей, зубов и пр.

Таким образом, У. Джеймс и независимо от него Г. Ланге предложили "периферическую" теорию эмоций, согласно которой эмоция является вторичным явлением - осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Другими словами, эмоциогенный сигнал, действуя на мозг, включает определенное поведение, а обратная соматосенсорная и висцеросенсорная афферентация вызывает эмоцию. Суть своей теории У. Джеймс выразил парадоксом: "Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим".

В данном аспекте представляет интерес концепция Арнольда, согласно которой интуитивная оценка ситуации (например, угрозы) вызывает тенденцию действовать, что, будучи выраженным в различных телесных изменениях, переживается как эмоция и может привести к действию. Если У. Джеймс говорил "мы боимся, потому что мы дрожим", то из концепции Арнольда следует, что мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают.

Теория У. Джеймса - Г. Ланге сыграла положительную роль, указав на связь трех событий: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Ее уязвимым местом остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций. Ощущение выступает здесь как первичное явление по отношению к эмоции, которая рассматривается как ее прямое производное.

Д. Биндра после критического анализа существующих теорий эмоций пришел к выводу, что нельзя провести жесткое разграничение между эмоцией и мотивацией, между соответствующими типично-видовыми действиями. Нет доказательств, что эмоции вызываются только стимулами внешней среды, а мотивации - только изменениями внутренней среды организма. Пет оснований признавать существование какого-либо единого специфического церебрального процесса в качестве "эмоционального процесса", постулируемого рядом теорий.

Эмоция не существует ни как единый процесс, ни как отдельный класс поведенческих реакций, и она не может быть полностью отделена от других явлений - ощущения, восприятия, мотивации и т.п. Она не является также "промежуточной переменной", связывающей отдельные компоненты поведенческой реакции в целостный акт.

Д. Биндра выдвигает собственную концепцию о "центральном мотивационном состоянии" - комплексе нервных процессов, возникающем в результате действия комбинации побудительных стимулов определенного типа. Развитие "центрального мотивационного состояния" создает избирательное внимание к определенному классу побудительных стимулов и реактивную склонность в пользу конкретного класса типично-видовых действий.

Эмоции сопровождаются эмоционально-выразительными движениями - мимикой, жестами, пантомимикой, которые отражают эмоциональное состояние человека, а с другой стороны, оказывают воздействие на окружающих людей.

Эмоции как внутренний язык - это система сигналов, при помощи которых один человек узнает о желаниях, чувствах и намерениях другого. П. Экман и У. Фризен описали мимические выражения лица для разных эмоций (табл. 4.4).

Таблица 4.4

Уголки губ оттянуты в стороны и приподняты

Рот может быть приоткрыт иди закрыт, а зубы обнажены или прикрыты губами

От носа к внешнему краю губ тянутся морщины (носогубные

Щеки подняты

Верхние веки спокойны, под нижними образуются морщины, нижние веки приподняты, но не напряжены

У наружного края уголков глаз появляются морщинки - "гусиные лапки"

Удивление

Брови округлены и высоко подняты Кожа под бровями натянута Горизонтальные морщины на лбу Веки раскрыты

Рот открыт, челюсть опущена, зубы разъединены

Брови приподняты и сдвинуты В центре лба появляются морщины

Верхние веки приподняты так, что видна склера, а нижнее веко напряжено и приподнято

Рот раскрыт, губы слегка или сильно напряжены и растянуты

Внутренние уголки бровей подняты вверх

Внутренние уголки верхних век приподняты

Рот закрыт, уголки губ опущены, но не напряжены

Брови опущены и сведены

Между бровями вертикальные складки

Нижние веки напряжены и приподняты, верхние веки тоже напряжены

Глаза неподвижные, могут казаться выпученными

Губы находятся в одном из двух положений: крепко сжаты, уголки

губ прямые или опущенные; губы раскрыты и напряжены, как

при крикс

Ноздри расширены

Отвращение

Верхняя губа поднята, а нижняя приподнята по направлению к верхней губе или опущена и слегка выпучена Нос наморщен Щеки подняты

Нижние веки приподняты, но без напряжения, под ними образуются морщины

Брови и верхние веки опущены

Эмоциональные проявления во многом определяются культурными нормами. Например, американцы улыбаются на каждом шагу, и улыбка для них - знак процветания, способ наладить выгодные связи, расположить к себе собеседника, а с другой стороны, она нейтральна, привычна, идет не от души и не предполагает, что с незнакомцем хотят вступить в контакт.

Эмоции (лат. emovere – возбуждать, волновать) - состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов. Специфика. Выражаются, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности. Главная особенность человеческих эмоций состоит в том, что в общественно–исторической практике был выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как некоторое общепринятое описание. На этой основе существует, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусства, которые имеют достаточно жесткую привязку к определенной исторической эпохе. Виды:

  • эмоциональный тон ощущений выступает базовой формой эмоций и представляет собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые;
  • собственно эмоции имеют выраженную связь с локальными ситуациями, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без актуального действия ситуации их образования, тогда они выступают ориентирами деятельности;
  • чувства, как устойчивые эмоциональные отношения к отдельным аспектам действительности;
  • аффекты, представляют собой очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации.

Эмоциональный тон ощущений (чувственный тон ощущений) - форма позитивных эмоций, которая не имеет предметной отнесенности. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые. Представляет собой наиболее раннюю стадию развития эмоций в филогенезе.

В гештальпсихологии близкое значение имеет понятие прельщение.

Прельщение (переживание прелести – от нем. Anmutungserlebnis) - диффузный эмоциональный (чувственный) отклик на воспринимаемые или воображаемые признаки предмета, возникновение этого явления обусловлено деятельностью субкортикальных отделов мозга и вегетативной нервной системы. При его анализе существенно углубляется понимание динамики познавательных процессов. Это понятие рассматривалось в качестве теоретического конструкта в психологии В. Вундта, а особенно широко использовалось в рамках гештальтпсихологии, в частности Ф. Крюгером, Э. Вартеггом.

Негативные эмоции (лат. negatio – отрицание и emovere – возбуждать, волновать) - форма эмоций, которая субъективно предстает как неприятные переживания. Приводят к реализации адаптивного поведения, направленного на устранение источника физической или психологической опасности.

Виды. В рамках когнитивной психологии и психотерапии (А.Т. Бек, А. Эллис) их специфика определяется через те или иные интеллектуальные действия:

  • гнев возникает при возникновении препятствий на пути достижения цели и служит для пробуждения энергии, требующейся для разрушения препятствия;
  • печаль возникает в ситуации потери значимого объекта и служит к снижению уровня энергии для дальнейшего ее использования;
  • страх помогает избежать опасности или мобилизоваться для нападения;
  • презрение поддерживает собственную самооценку и поведение доминирования;
  • застенчивость сигнализирует о потребности в уединении и интимности;
  • чувство вины устанавливает подчиненную роль в социальной иерархии и свидетельствует о возможности потери самоуважения;
  • отвращение приводит к отталкиванию вредных объектов.

Чувства - форма эмоций, которая включает в себя эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира.

Астенические чувства (греч. asthenes – слабый) - форма эмоций, в которых ведущими выступают такие переживания, как подавленность, уныние, печаль, нелокализованный страх. Свидетельствуют об отказе от борьбы с трудностями в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки.

Диагностика. О переживании человеком астенических чувств можно судить по внешним признакам, например, он сутулится, его дыхание замедляется, глаза тускнеют.

Стенические чувства (греч. sthenos – сила) - положительные эмоциональные состояния, которые связаны с повышением уровня жизнедеятельности и характеризуются возникновением ощущений возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости. При этом дыхание становится более частым, глубоким и легким, активизируется работа сердца, в целом организм в физиологическом плане подготавливается к большим затратам энергии.

Настроение (психическое состояние) - форма эмоций, которая характеризуется дифузностью, отсутствием четкой осознанной привязки к определенным предметам или процессам, и достаточной устойчивостью, которая позволяет рассматривать настроение в качестве отдельного показателя темперамента. Основой признак того или иного настроения - эмоциональный тон, положительный или отрицательный. Настроению свойственно циклическое изменение (подъем и спад настроения), но слишком выраженные скачки могут свидетельствовать о психическом неблагополучии, в частности о маниакально–депрессивном психозе.

Считается, что настроение выступает интегральной характеристикой системы деятельностей индивида, которая сигнализирует о процессах реализации деятельностей и их согласованности друг другу. В качестве основных психических состояний выделяют бодрость, эйфорию, усталость, апатию, депрессию, отчуждение, утрату чувства реальности.

Диагностика. Изучение психических состояний осуществляется, как правило, методами наблюдения, опросов, тестирования, а также экспериментальными методами, основанных на воспроизведении различных ситуаций.

Аффект (лат. affectus – душевное волнение, страсть) - форма эмоций, которая представляет собой бурную, чаще всего кратковременную эмоцию. Возникает в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций. Аффект сопряжен с выраженными двигательными и органическими проявлениями, приводит к затормаживанию или нарушению всех других психических процессов (восприятия, мышления) и реализации соответствующих поведенческих реакций. На основе пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы (страх, гнев), которые могут запускаться, без достаточного осознания вызвавших реакцию причин, при столкновении даже с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект первоначально.

Ажитация (лат. agitare – возбуждать) - психопатологическое нарушение, при котором аффективное напряжение, вызванное стрессом (авария, угроза для жизни, цейтнот), неконтролируемо переходит в движение. Характеризуется моторным беспокойством, потребностью в движении. Может сопровождаться ощущение пустоты в голове, неспособностью рассуждать и действовать логически, а также вегетативными нарушениями, такими как, учащенные дыхание и сердцебиение, потливость, дрожание рук, бледность. Выступает также как сопутствующее явление при многих психических заболеваниях (кататония, тревожный невроз, ажитивная депрессия, инволюционная депрессия, сенильный спад).

Аффективный застой (лат. affectus – душевное волнение, страсть) (аккумуляция аффекта) - аффективное напряжение, которое не может быть отреагировано из–за сдерживания (внешние обстоятельства, воспитание, невроз). Накопление аффектов субъективно переживается как напряжение и беспокойстве. В той или иной сигнальной ситуации может быть разрешен в виде аффективного взрыва. В течение более или менее продолжительного времени происходит накопление незначительных по силе отрицательных эмоций, после чего наступает психическая разрядка в виде бурного и мало управляемого аффективного взрыва, который запускается без видимых причин. Но иногда может также и постепенно снижаться без каких–либо эксцессов.

Теории эмоций

Теория эмоций В. Вундта - теория структуры эмоций. В. Вундт выделил три измерения эмоций: удовольствие - неудовольствие, успокоение - возбуждение, напряжение - разрядка.

Критика. Э.Б. Титченер показал, что эти измерения нельзя считать независимыми факторами.

Концепция выразительных движений создана Ч. Дарвиным. Это - теория происхождения эмоций, в которой сформулировано предположение о том, что выразительные движений человека являются рудиментами инстинктивных действий живого существа, связанных с борьбой, нападением, защитой потомства и т.п.

Критика. Данная концепция не может объяснить всего богатства человеческих выразительные движений (улыбка, сдерживаемые слезы).

Теория Джемса–Ланге разработана одновременно и независимым образом У. Джемсом и К.Г. Ланге. Это - объяснительная модель возникновения эмоций, которая представляет собой сосудо–двигательную теорию эмоций, в которой ведущую роль отводилась соматовегетативному компоненту. Та или иная эмоция представляет собой ощущения, вызываемые изменениями в произвольной сфере (внешние движения) и непроизвольной (сердечная, сосудистая, секреторная деятельность). Таким образом, периферические органические изменения трактовались не как следствие эмоционального процесса, а как их причина. Особенность подхода Ланге заключалась в том, что он делал акцент лишь на сосудистой системе. В ней эмоции трактовались как субъективные образования, возникающие в ответ на нервное возбуждение, обусловленное состоянием иннервации и шириной кровеносных сосудов висцеральных органов.

Критика. Один из первых предпринял попытку экспериментальной проверки теории Джемса–Ланге Ч.С. Шеррингтон, для чего перерезал шейный отдел спинного мозга и блуждающие нервы. В результате этого показал, что отделение висцеральной нервной системы от центральной нервной системы не изменяет общего поведения животного в ответ на эмоциогенное воздействие. В дальнейшем окончательно была опровергнута У.Б. Кенноном (1871–1945), американским физиологом и психофизиологом. Им было показано, что при эмоциональном возбуждении происходит выброс адреналина, который обеспечивает мобилизацию организма к активным действиям. При этом усиливается сердцебиение, повышается уровень сахара в крови, расширяются зрачки, происходит торможение пищеварения.

Биологическая теория эмоций разработана П.К. Анохиным. Это - теория эмоций, которая объясняет возникновения положительных (отрицательных) эмоций тем, что нервный субстрат эмоций активируется в тот момент, когда обнаруживается совпадение (рассогласование) акцептора действия, как афферентной модели ожидаемых результатов, с одной стороны, и сигнализации о реально достигнутом эффекте, с другой.

Потребностно–информационная теория предложена П.В. Симоновым (1964 г.). Здесь постулируется, что эмоция является отражением мозгом человека и животных какой–либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Соотношение этих переменных представлено в формуле: Э = f [П, (Ин–Ис), ...], где Э - эмоция; П - сила и качество актуальной потребности; (Ин–Ис) - оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и приобретенного опыта; Ин - информация о средствах, ресурсах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения потребности, Ис - информация о средствах, ресурсах и времени, которыми располагает субъект в данный момент времени.

Теория активации эмоций (M.B. Arnold, 1950); (G. Lindsey, 1951) происходит из более старой таламической теории У. Кеннона и Ф. Барда, здесь более подчеркнута роль внутренних структур мозга. Сенсорные раздражители поступают от периферии к кортексу, оцениваются; там присоединяются чувственные оценки и заложенные в таламусе образцы поведения. После этого происходит переход к органу реализации. Оттуда идет обратное сообщение, которое снова проходит оценивание и очувствование. Эта теория способна объяснить наблюдаемое в клинике внезапное пробуждение аффекта.

Двухкомпонентная теория С. Шехтера постулирует, что переживание эмоций обусловлено сочетанием двух факторов. С одной стороны, должно быть физиологическое возбуждение, с другой, ситуация должна допускать осмысленную когнитивную интерпретацию этого возбуждения в терминах эмоций. Эта теория основывалась на экспериментах, в которых испытуемым делались инъекции возбуждающего препарата.

Дифференциация эмоций

Базальные эмоции (греч. basis – основа и лат. emovere – возбуждать, волновать) представлены минимальным набором, на базе которого могут формироваться все другие эмоциональные процессы и состояния. Именно эти эмоции фиксируются при электрической стимуляции различных подкорковых зон мозга. К базальным эмоциям относят эмоции радости, горя (печали), страха, гнева, удивления, отвращения. В других исследованиях выделяется несколько иной набор: гнев, страх, радость, горе, любовь (эротика), нежность.

Дифференциальная теория эмоций предложена К. Изардом (род. 1923), американским психологом. В ней выделяется три уровня эмоций: нейрофизиологический, экспрессивный, субъективный. На основе выраженности этих уровней дано описание таких фундаментальных эмоций, как: интерес–возбуждение, радость, удивление, горе–страдание–депрессия, гнев–отвращение–презрение, страх–тревожность, стыд–застенчивость, вина.

Теория адаптационного синдрома разработана Х. Селье (1936 г.). Адаптационный синдром (лат. adaptare - приспособлять и греч. syndrome - сочетание) - приспособительная реакция организма, которая Включает в себя комплекс реакций адаптации живого организма в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия (стрессоры). Основными физиологическими проявлениями адаптационного синдрома являются: нарушение обмена веществ с преобладанием процессов распада, увеличение коры надпочечников, уменьшение вилочковой железы, селезенки и лимфатических узлов.

Динамика. В адаптационный синдром обычно входит три стадии:

  • на первой („стадии тревоги“), которая продолжается от нескольких часов до двух суток, оказываются пройденными две фазы - шока и противошока, на последней из которых происходит мобилизация защитных реакций организма;
  • на второй стадии („стадии сопротивляемости“) повышается устойчивость организма к вредоносным воздействиям;
  • после этой стадии происходит либо выздоровление, либо она сменяется третьей стадией („стадией истощения“), которая может окончиться гибелью организма.

Стресс (англ. stress – напряжение) - состояние психического напряжения, которая обусловлена выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность, как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации). К возникновению стрессовых состояний могут приводить, например, сильные физические и психические травмы, кровопотеря, мышечные нагрузки, инфекции.

Дистресс (греч. dys – приставка, означающая расстройство + англ. stress - напряжение) - форма стресса, которая В основе дистресса лежат попытки адаптации к неблагоприятной среде, связанные с выраженными негативными эмоциями и оказывающие вредное влияние на здоровье.

Эмоциональные явления

Гедонизм (греч. hendone – наслаждение) - понятие античной культуры (в частности, древнегреческой этики), которое обозначало веселье и удовольствие как принцип жизни. В философии киренаиков оно было положено в основу всего мироздания. При этом смыслом жизни признавалось не только телесное, но и духовное наслаждение.

Атараксия (греч. ataraxia – невозмутимость) - понятие античной культуры (древнегреческой этики), которое обозначало душевное равновесие, которое для мудрого человека должно быть идеалом жизненных устремлений и которое достигается за счет отказа размышлять над метафизическими вопросами (о боге, о смерти, об обществе) и высказывать какие–либо суждения о них. При этом, как считалось, происходит переориентация человека на восприятие каждого момента жизни во всей его полноте и нахождение истинной радости, заключенной в нем.

В настоящее время гедонизм становится объектом экспериментального исследования. Опыты с „расщепленным мозгом“, проведенные Р. Сперри и М. Газзанигой, показали, что с помощью электрошока или снотворного, вводимого в сонную артерию, можно отключить одно или другое полушарие головного мозга. Если отключается правое полушарие, то человека охватывает эйфория. Он становится возбужден, весел, говорлив, импульсивен и беззаботен. Но если отключается левое полушарие, то возникает депрессивное настроение, мир окрашивается в черный цвет. В нейропсихологических исследованиях Р. Дэвидсона, проведенных в этой же традиции, делается попытка локализовать способность к переживанию радости и счастья в левой предлобной доле коры.

Ангедонизм (греч. a – отрицательная частица + hedone – наслаждение) - клиническое нарушение, выступающее как неспособность переживать радость, в том числе от секса, доставлять себе удовольствие простыми развлечениями (кино, чтение, музыка и т.д.).Часто бывает следствием тяжелых переживаний. Может выступать базовым признаком шизофрении.

Чувство бесчувствия - психопатологическое нарушение, которое характеризуется субъективным впечатлением о собственной внутренней пустоте, смерти чувств, чувство, что больше нет чувств. Больные жалуются на то, что они не чувствуют больше любовь к своим детям, супругам, нет радости от ранее приятных занятий. При этом само это состояние может порождать мучительные эмоции. Оно выступает типичным проявлением при эндогенной депрессии, при неврозах, но также и при возникновении шизофрении и других психозов.

Эйфория (греч. euphoria – состояние удовольствия) - радостное, веселое настроение, которое характеризуется достаточной стойкостью. В поведенческом плане наблюдается двигательное оживление, многословие, психомоторное возбуждение. Иногда не имеет объективных причин для своего появления. В этих случаях в качестве причин могут выступать олигофрения, поражения лобных долей мозга, некоторые психические расстройства.

Вершинное переживание - понятие теории самоактуализации личности А. Маслоу, которая представляет собой глубинное переживание индивида, выступающее ключом в процессе его самоактуализации. К вершинным А. Маслоу относил такие переживания, как экстаз, восторг, любовь, наслаждение от произведений искусства и от природы.

Катарсис (греч. katharein – очищение) - понятие, введенное Аристотелем в „Поэтике“ для обозначения очищающего действия трагедии на зрителей. Это - форма эмоций, которая представляет собой сильное эмоциональное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением, например в произведении искусства. Для целенаправленной проработки тех или иных конфликтных ситуаций он стал использоваться в психоанализе. Считается что, за счет этого индивид избавляется от болезненного аффекта и невротических симптомов.

Фрустрация (лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) - негативное психическое состояние, которое ообусловлено невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается, возможен полный отказ от нее.

Стыд - негативная эмоция, которая свидетельствует о возможности потери самоуважения при его переживании акцентируется самосознание, и индивид начинает воспринимать себя как маленького, беспомощного, скованного, глупого, ни к чему не годного и не способного. Исходно, к переживанию стыда ведут ситуации социального неодобрения личности или неудач в осуществлении ею какой–либо деятельности.

Страх - негативное эмоциональное состояние, которая Возникает, прежде всего, в ситуациях, когда мотивация избегания не может быть реализована. Возникает, если индивид имеет побуждение и осознанную цель покинуть ситуацию, но продолжает в силу внешних причин оставаться в ней. В подобных условиях локальный страх может стать генерализованным. Как показано в экспериментах И.П. Павлова и Дж. Вольпе, на основе генерализованного страха происходит научение и страх приобретает форму личностной нелокализованной тревожности, или, связываясь с широким кругом более или менее случайных предметов или ситуаций, становится фобией. По Х. Айзенку, предпосылками возникновения тревожности выступают высокие показатели таких личностных факторов, как невротизм и интроверсия.

Фобии (греч. phobos – страх) - навязчиво возникающие состояния страха. Представляют собой один из видов невротических нарушений. Могут быть изолированными и множественными, сочетаясь с другими навязчивостями, в частности с обсессивно–компульсивными. Фобии могут быть связаны с развитием психозов, неврозов и психопатий. Виды:

  • агорафобия, страх открытого пространства, немотивированное опасение переходить улицы и площади, быть в толпе и транспорте, заставляющее больного большую часть времени проводить дома. Может выступать компонентом невротической и циклотимической депрессии;
  • гисофобия, патологическая боязнь высоты;
  • канцерофобия, страх раковой болезни;
  • клаустрофобия, страх закрытых помещений;
  • эритрофобия, страх покраснеть;
  • танатофобия, страх смерти, и др.

Тревога - отрицательное эмоциональное переживание, которое обусловлено ожиданием чего–то опасного. Имеет диффузный характер, не связана с конкретными событиями. При наличии тревоги на физиологическом уровне фиксируются учащение дыхания, усиление сердцебиения, увеличение кровотока, повышение артериального давления, возрастание общей возбудимости, снижение порога чувствительности.

Характеризуется различной интенсивностью; изменчивостью во времени; наличием осознаваемых неприятных переживаний напряженности, озабоченности, беспокойства, опасения; сопровождается выраженной активацией вегетативной нервной системы.

В теории Дж.А. Грэя тревога рассматривается как тормозящая система, включаемая раздражителями, сигнализирующими о врожденных биологически важных стимулах и о новых раздражителях, а также о предстоящем наказании и лишении вознаграждения. Мозговыми структурами этой системы являются септальная зона перегородки, гиппокамп и их соединение, нейрокортикальные входы в септо–гиппокампальную систему, восходящие норадренэргические и серотонинэргические входы в септо–гиппокампальную систему, дофаминэргический восходящий вход в префронтальную кору и норадренэргический холинэргический вход в септо–гиппокампальную систему.

Виды. Выделяют состояние тревоги и личностную тревожность

Состояние тревоги (реактивная тревога) - реакция на непосредственно действующие раздражители. Для человека в качестве актуально действующих стрессоров часто выступают социально–психологические ситуации, в которых ожидается негативная оценка, агрессия со стороны других, т.е. все то, что ставит под удар его самоуважение и престиж.

Тревожность - черта личности, которая связана с фоновым снижением порога чувствительности по отношению к стрессорам. Индивид склонен воспринимать угрозу своему Я в самых различных ситуациях, в том числе и нейтральных, и реагировать на эти ситуации повышением реактивной тревоги.

Проявляется в легком и частом возникновении состояний тревоги. Тревожность возникает при благоприятном фоне свойств нервной и эндокринной систем, но формируется прижизненно, прежде всего, в силу нарушения форм внутри- и межличностного общения, например между родителями и детьми.

  • Психология: личность и бизнес

Вступление

В 1970 году Барри Комонер сформулировал 4 закона экологии:

  • Все связано со Всем.
  • За Все надо платить.
  • Все надо куда-то девать.
  • Природа знает лучше.

Для нас наибольший интерес представляют первый и четвертый законы. Согласно первому закону "Все связано со Всем", не думаю, что кто-то станет спорить с этим утверждением, так как все в нашей жизни имеет причину и определенное следствие, так сказать причинно-следственные отношения. И раз эмоции существуют, значит это для чего-нибудь да нужно. В ходе эволюции природа избавлялась от тех вещей, органов, способностей которые были бесполезны. У человека редуцировалось третье веко, хвост, изменилась форма ушной раковины, а у дельфинов она совсем исчезла, так как под водой она не нужна. Если бы она осталась (а ее функция улавливать и усиливать сигнал), то дельфины просто оглохли бы, так как в воде звук распространяется очень быстро и усиливается уже в самой среде. Если бы эмоции не были нужны, они бы точно так же исчезли, но нет, они существуют и совершенствуются. Сравните выражение эмоций у врожденно-слепых детей и нормальных, здоровых детей, несомненно мимика у слепых будет очень бедна, так как они не могут видеть и совершенствовать проявление своих эмоций. И еще для сравнения, немые дети, их мимика, не только много богаче чем у слепых, но и намного богаче, чем у здоровых, так как для них это единственная возможность выразить себя. Что это если не компенсаторная реакция организма в ответ на увечье? Значит, эмоции так же нужны организму, как зрение, слух или речь. Попробуйте представить себе общение с человеком, который совсем лишен эмоций, с ним очень трудно общаться, так как с помощью интонаций и эмоций можно передать намного больше материала, нежели просто с помощью слов. Воспринимая слова, которые никак не окрашены эмоционально, мы можем только догадываться о том, смогли ли мы уловить тот скрытый смысл, который вкладывает в них наш собеседник.

Четвертый закон гласит: "Природа знает лучше". Эти два закона тесно переплетаются друг с другом, и раз природа сохранила эмоции, значит они нужны. А раз они есть, то человек, будучи любопытным существом, конечно же будет их исследовать и изучать. Этим занимались многие простые люди, психологи, философы, всем было интересно понять что же это такое и по какому принципу они действуют, что же служит причиной их возникновения. Но, как говорится, сколько людей, столько и мнений, кто-то говорил, что эмоции порождаются органическими реакциями, кто-то делал упор на внешние стимулы и раздражители, а кто-то говорил о том, что эмоции сами порождают себя. В своей работе я попытаюсь осветить взгляды различных ученых на проблему эмоций. Эта область психологии изучена очень мало, поэтому нельзя сказать, что какая-то теория верна, а какая-то нет. Все они правильны, но большинство из них рассматривает эмоции с какой-то одной стороны, не обращая внимания на другие аспекты.

Биологические теории эмоций

П.К. Анохин: "Биологическая теория эмоций"

Анохин рассматривает эмоциональные состояния "как закономерный факт природы, как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира". При этом он опирается на теорию эволюции Ч. Дарвина. Согласно ей сохраняются только полезные приспособления. Исходя из этого эмоциональные состояния, не только удерживающиеся в процессе эволюции, но и развившиеся до определенной планки, не могли бы сохраниться и закрепиться наследственностью, если бы они были хоть немножко вредны или бесполезны для жизни. При этом Анохин утверждает, что вопрос сводится лишь к тому, в чем, собственно, состоит биологическая и физиологическая полезность эмоций в осуществлении функций организма. Анохин, отвечая на этот вопрос, утверждает, что в процессе эволюции эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, который удерживает процесс в его оптимальных границах. Тем самым эмоции предупреждают разрушающий характер недостатка и избыточную информацию о каких-либо факторах жизни организма.

Суть биологической теории состоит в том, что она утверждает, что положительное эмоциональное состояние какой-либо потребности возникает лишь в случае, если информация о совершенном действии, отражает все компоненты положительного результата. Этой эмоцией закрепляется правильность и полноценность как самого действия, так и приспособительных действий, которые использовались для достижения результата…

Даффи: "Эмоции как организмическое возбуждение"

Даффи основывается на учениях Вундта и Спенсера, и считает, что все поведение человека возможно объяснить, используя термины "единого феномена" - организмического возбуждения. Также Даффи утверждает, что поведение может изменяться только лишь относительно двух векторов: направленность, интенсивность.

Направленность - избирательность ответа, которая основывается на ожиданиях, целях и взаимоотношениях организма с окружающей его средой (воспринимаемыми стимулами, исходящими от окружающей среды). В зависимости от значения ситуации (побудительное, угрожающее), индивид может либо подчиняться ей, либо избегать.

Интенсивность - следствие общей возбудимости организма, мобилизации энергии. Мерой интенсивности Даффи считает "количество энергии, высвобожденной из тканей организма".

Эмоции Даффи рассматривает как точку, либо как совокупность точек на шкале возбуждения, поэтому в ее теории дискретность эмоций можно рассматривать только в контексте интенсивности…

Линдсли: "Активационная теория эмоций"

В своей теории Линдсли заменил широкое понятие организмического возбуждения, которое было предложено Даффи, на понятие активации.

Активация - "нейронное возбуждение ретикулярной формации ствола мозга с сопутствующими изменениями электроэнцефалографических показателей коры".

Толкование эмоций Линдсли предполагает существование предшествующего эмоционального стимула, который может быть внешним условным, либо внутренним безусловным. Эти стимулы порождают импульсы, которые в свою очередь активизируют ствол мозга, дальше импульсы посылаются к таламусу и к коре больших полушарий. "Гипотетический активизирующий механизм" преобразует все эти импульсы в поведение, которое характеризуется "эмоциональным возбуждением"…

Теория эмоций У.Джемса - Г.Ланге

Согласно этой теории возникновения эмоций, обусловлено изменениями в произвольной двигательной сфере или в сфере непроизвольных актов, которые в свою очередь вызваны внешними воздействиями. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания. По Джемсу органические изменения являются первопричиной эмоций, то есть мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; и радуемся потому, что смеемся. Отражаясь в психике человека через систему обратных связей, органические изменения порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности…

Психоаналитические теории эмоций

Теория Фрейда рассматривает преимущественно негативные аффекты. Это исходит из того, что аффекты порождаются конфликтом между бессознательным (интерес - влечением либидо) и предсознательным (санкции Супер-Эго). Такого рода аффекты порабощают Эго и могут стать причиной психического расстройства.

Психоаналитическая теория эмоций - "теория эмоций, которая утверждает означающий характер эмоциональных фактов, должна искать это значение в самом сознании. Иначе говоря, именно сознание само делает себя сознанием, будучи взволнованным потребностью во внутреннем значении".

Холт отвергает теорию инстинктивных влечений. В своей теории он подчеркивает значимость внешней стимуляции и перцептивно-когнитивных процессов, но в то же время признает, что важны феномены, которые связаны с выражением и переживанием эмоций. По мнению Холта, "не смотря на то, что сексуальное влечение, агрессию, страх и другие аффективные феномены можно рассматривать как биологически детерминированные, врожденные … реакции, они активизируются лишь в результате осознания индивидом внешнего давления…"…

Мотивационная теория эмоций Р.У.Липер

Он выносит на обсуждение тот факт, что, "не прибегая к мотивационному критерию, мы не способны различать те процессы, которые мы называем эмоциями, и ряд других процессов, которые мы к эмоциям не относим".

В качестве примера он рассматривает ситуацию, когда вы едете на машине с человеком, который крайне неосторожно управляет ей. При этом Липер отмечает то, что вы не будете любоваться окружающим вас пейзажем, а будете сосредоточенно смотреть на дорогу и пытаться сообразить, что бы вам такого сделать, чтобы машину вели более аккуратно. Здесь на лицо влияние эмоции страха за свою жизнь на активность всего организма. И именно этот факт послужил основой того, что Липер рассматривает эмоциональные процессы как мотивы.

Автор полагает, что среди мотивов возможно выделение двух типов. Это эмоциональные и физиологические мотивы. При этом Липер подчеркивает, что физиологические мотивы могут зависеть от внутреннего состояния организма (голод, жажда), а могут зависеть от внешней стимуляции (боль от механического удара). А эмоциональные мотивы зависят от психических процессов. Основным различием между этими типами мотивов Липер предлагает считать то, что эмоциональные мотивы - "это процессы, которые зависят от сигналов, … напоминающих раздражители, вызывающие перцептивные или когнитивные процессы; это процессы, которые могут возбуждаться даже очень легкими и слабыми внешними раздражителями…". А физиологические мотивы - это процессы, которые зависят либо от особенных, специфических химических условий внутри организма, либо от сильного раздражения извне…

Когнитивные теории эмоций

Арнольд: Эмоция как функция когнитивных процессов

Согласно Арнольд, эмоции возникают как результат воздействия какой-либо последовательности событий, которые описываются в категориях восприятия и оценок.

"Термин "восприятие" Арнольд толкует как "элементарное понимание". В данном случае "воспринять объект" - значит в некотором смысле "понять" его, вне зависимости от того, как он влияет на воспринимающего". В сознании формируется образ воспринимаемого предмета, и для того, чтобы этот образ получил эмоциональную окраску, его нужно оценить, учитывая его влияние и на воспринимающего. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что Арнольд понимает эмоцию не как оценку, а как неосознаваемое влечение к объекту, или отторжение его.

По Арнольд оценка происходит сразу после непосредственного восприятия объекта, это интуитивный акт, который не связан с размышлением, оценка выступает в роли завершающей стадии перцептивного процесса и отдельно может быть представлена только рефлексивно…

Шехтер: Двухфакторная теория эмоций

Шехтер высказал предположение, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения, но только при наличии когнитивной оценки ситуации, которая вызвала возбуждение. По Шехтеру одно и тоже физиологическое возбуждение может истолковываться и как радость, и как гнев, в зависимости от того, как воспримется ситуация, которая вызвала напряжение, так как именно оценка, которая может производиться по памяти и чувству, позволяет определить напряжение как какую-нибудь эмоцию…

Теория эмоций Дж.Келли

Дж.Келли создал теорию личностных конструктов. Он полагал, что "люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой (личность), которую он использует для интерпретации жизненного опыта". также он описал различные типы личностных конструктов: упредительный, констелляторный, предполагающий, всесторонний, частный, стержневой, периферический, жесткий и свободный. Целью Келли было создание более эмпирического подхода в клинической психологии. Так же Келли считал, что его теория может быть полезна для понимания эмоциональных состояний, психического здоровья, а также в терапевтической практике…

Л.Фестингер: Теория когнитивного диссонанса

Леон Фестингер сформулировал теорию когнитивного диссонанса. Он говорит, что возникновение диссонанса мотивирует индивида уменьшить степень диссонанса и по возможности достигнуть консонанса. Помимо этого стремления уменьшить диссонанс, индивид стремится избегать ситуации и информацию, которые могут вести к возрастанию степени диссонанса.

Когнитивный диссонанс автор понимает как условие, которое приводит к действиям, направленным на его уменьшение. Фестингер говорит о том, что диссонанс может возникнуть в ситуациях, когда человек становится очевидцем каких-либо непредсказуемых событий или когда он узнает новую информацию.

По Фестингеру положительные эмоции возникают только тогда, когда не возникает когнитивного диссонанса между исходом ситуации и тем, как этот исход был представлен в сознании индивида, и отрицательные или негативные эмоции возникают в случае наличия когнитивного диссонанса…

Адаптационная теория эмоций Плутчика

Плутчик рассматривает эмоции как средство адаптации. В нижеприведенной таблице мы рассмотрим базовые прототипы адаптивного поведения и эмоции, которые им соответствуют.

Протипический адаптивный комплекс Первичная эмоция

  1. Инкорпорация - поглощение пищи и воды Принятие
  2. Отвержение - реакция отторжения, экскреция, рвота Отвращение
  3. Разрушение - устранение препятствия на пути удовлетворения Гнев
  4. Защита - первоначально на боль или на угрозу боли Страх
  5. Репродуктивное поведение - реакции, сопутствующие сексуальному поведению Радость
  6. Депривация - утрата объекта, приносящего удовольствие Горе
  7. Ориентировка - реакция на контакт с новым, незнакомым объектом Испуг
  8. Исследование - более или менее беспорядочная, произвольная активность, направленная на изучение окружающей среды Надежда или любопытство

Плутчик определяет эмоцию как соматическую реакцию, которая сопряжена с конкретным адаптивным биологическим процессом, который общий для всех живых организмов. Он разделяет эмоции на первичные и вторичные. Под вторичными эмоциями он подразумевает различные комбинации первичных эмоций. К тому же, первичные эмоции, ограничены во времени и образуются при внешнем воздействии, а каждой вторичной соответствует определенный физиологический и экспресситвно-поведенческий комплекс. Плутчик считает, что "постоянная блокировка адекватных моторных реакций в конфликтных или фрустрирующих ситуациях вызывает хроническое напряжение в мышцах, которое может служить показателем плохой адаптации…"…

Теория дифференциальных эмоций К.Э. Изарда

Теория дифференциальных эмоций получила такое название из-за того, что объектом ее изучения является частные эмоции, которые рассматриваются по отдельности. В основе теории лежат 5 основных тезисов:

  • Основную мотивационную систему человека составляют десять базовых эмоций (далее будет более подробно объяснено какие эмоции являются базовыми и почему).
  • Каждая эмоция подразумевает специфический способ переживания.
  • Все фундаментальные эмоции по-разному воздействуют на когнитивную сферу и на поведение в целом.
  • Эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами и оказывают на них влияние.
  • В свою очередь драйвы влияют на протекание эмоционального процесса

В рамках дифференциальной теории эмоций, последние рассматриваются не только как мотивационная система организма (как в теории Липера), но и в качестве базовых личностных процессов, которые придают смысл человеческому существованию.

Дифференциальная теория эмоций определяет эмоции как сложные процессы, которые имеют нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты. Нейрофизиологический аспект определяется в терминах активности центральной нервной системы. Здесь предполагается, что эмоция - это функция соматической нервной системы. На нервно-мышечном уровне - проявляется в виде мимической активности. На чувственном уровне - эмоция представлена переживанием.

Критерии, на основе которых Изард определяет базовые эмоции:

  1. Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.
  2. базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики).
  3. базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.
  4. базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.
  5. базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.
  6. Этим критериям, по мнению автора, соответствуют такие эмоции как радость, интерес, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Информационная теория эмоций Симонова

Симонов говорит о том, что его подход к проблеме изучения эмоций принадлежит павловскому направлению изучения высшей нервной деятельности мозга. Он придерживается мнения, что "эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе гинетического и ранее приобретенного индивидуального опыта".

Симонов предлагает формулу, в которой он представляет правило возникновения эмоций: Э = f [П, (Ин - Ис), …]…

Эмоции в рамках учения А.Н. Леонтьева

"В самом общем виде функция эмоций может быть охарактеризована как индикация плюс - минус санкционирования осуществленной, осуществляющейся или предстоящей деятельности". Эмоции, по мнению Леонтьева, способны регулировать деятельность в соответствии с предвосхищаемыми результатами, но в то же время он подчеркивает, что хотя эмоции и играют очень важную роль в мотивации, сами мотивами не являются.

К эмоциональным процессам Леонтьев относит аффекты, собственно эмоции, чувства. Он разделяет их по продолжительности во времени. Следуя логике Леонтьева, самые непродолжительные во времени аффекты, они сопровождаются ярко выраженными двигательными и вегетативными проявлениями, а самыми продолжительными - чувства, причем они надситуативны, предметны и иерархизированы.

Если обратиться к вопросу о возникновении эмоций - единого мнения не существует (этого и следовало ожидать). Деление теорий на группы производилось с учетом того, что именно ученые считали причиной возникновения эмоций.

В биологических теориях эмоций (теории Анохина, Даффи, Линдсли, Джемса, Ланге) источник возникновения кроется в органических изменениях. У разных авторов это называется по разному, но не важно как это называется, так как смысл един.

В психоаналитических теориях причина эмоций - столкновение инстинктивной энергии с запретами и нормами Супер-Эго. Это можно объяснить тем, что вся теория психоанализа была построена на представлении о двух инстинктах (эрос, тонатос), а так же на трехкомпонентной теории строения личности (Ид, Эго, Супер-Эго).

Когнитивные теории, в них возникновение эмоций связывается с деятельностью cogito, и эмоция представляется как оценка, в этом с когнитивными теориями эмоций сходна информационная теория Симонова, где эмоция это оценка ситуации, мне кажется, что их можно было бы объединить под общим названием когнитивных теорий, но делать мы этого не будем в силу того, что ключевым словом у когнитивистов является оценка, а у Симонова - информация.

Оставшиеся теории: мотивационная, адаптационная соответственно рассматривают эмоции как мотивы адаптации к условиям среды, при этом механизм возникновения становится понятным

Отдельное место занимает взгляд А.Н. Леонтьева на ту же самую проблему, так как он рассматривает эмоции в рамках своего учения о деятельности, механизмом возникновения, автоматически, является человеческая деятельность. Причем он говорит о том, что эмоции - это "специфическое личностное отношение", а уже само понятие отношение включает в себя понятие о деятельности, то есть без какого-либо рода деятельности отношения и отношение не представляется нам возможным.

Нам кажется, что полноценной теории эмоций, которая бы объясняла все, так и не создано, все те многочисленные взгляды, которые были представлены в данной работе, основаны на изучении отдельных сторон феномена эмоции, но не описывают феномен в целом. Хоть они и называются громким словом "Теория", далеко не все ему соответствуют…

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тульский государственный университет

Кафедра психологии

Курсовая работа

по психологии

«Теории эмоций»

Выполнила студентка гр. 430481:

Родичева А. С.

Проверила преподаватель:

Мацук М. А.

Тула 2009 год.


Введение.

1. Первая попытка объяснить природу эмоций

2. Теория Чарльза Дарвина

3. Биологическая теория эмоций

4. Психоаналитическая теория Фрейда

5. Мотивационная теория эмоций Р.У. Липера

6. Когнитивные теории эмоций

7. Адаптационная теория Плутчика

8. Теория дифференциальных эмоций К.Э. Эзарда

9. Теория П.В. Симонова

10. Теория А.Н. Леонтьева

Список используемой литературы


Вступление

Все мы постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть, печаль и т.д. К классу эмоций относятся также чувства, аффекты, страсти, стрессы. Эмоции помогают нам лучше понимать друг друга. Люди, принадлежащие к различным нациям, способны безошибочно воспринимать выражения человеческого лица. Это доказывает тот факт, что доказывает врожденный характер эмоций. Но, несмотря на то, что эмоции постоянно сопровождают нас по жизни, мало кто знает о том, почему в некоторый момент времени, мы реагирует так, а не иначе на то или другое событие. Попробуем проследить развитие психологических теорий эмоций. Чисто психологических теорий эмоций, не затрагивающих физиологические и другие связанные с ними вопросы, на самом деле не существует, а идеи, взятые из разных областей научных исследований, в теориях эмоций обычно сосуществуют. Это не случайно, так как эмоцию как психологическое явление трудно отделить от процессов, происходящих в организме, и нередко психологические и физиологические характеристики эмоциональных состояний не просто сопровождают друг друга, но служат друг для друга объяснением. Кроме того, ряд теоретических вопросов, например вопрос о классификации и основных параметрах эмоциональных состояний, не может быть решен без обращения к физиологическим коррелятам эмоций. Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. На протяжении истории развития данной области психологических знаний не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями и показать, что комплексы органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны.


1. Первая попытка объяснить природу эмоций

Древнекитайские учения о психических явлениях строились на основе организмических представлений, возникших в родовом обществе и в той или иной форме продолжавших существовать в традиционном менталитете. Человеческое существо рассматривалось китайцами как часть космоса, как организм в организме. Полагалось, что психическое устройство человеческого организма имеет такое же количество структурных уровней, как и целостный космос, внутренние состояния человека определяются его взаимоотношениями с внешним миром, причем определенные психические явления резонируют с тем, что происходит на соответствующих планах мироздания.

Психическая составляющая человека выражалась в древнем Китае в понятии синь - “сердце”. Однако китайцы не держались строгой сердцецентрической концепции психики. Бытовало также представление, что сердце - один из органов в целостном организме, которым соответствуют те или иные психические корреляты. Сердце только наиболее важный из них, в нем, как в “сердцевине” организма, сосредоточена результирующая психических взаимодействий, определяющая их общую направленность и структуру. Поэтому в китайском языке многие иероглифы, обозначающие эмоциональные категории, содержат в своем составе иероглиф “сердце”.

Имеющим данный смысловой детерминатив является также иероглиф цин, которым обозначается чувственно-эмоциональная сфера человека. Крайнее проявление эмоций, эффективность - это “страсти, желания”, обозначаемые иероглиф юй, имеющие двойное написание – с “сердце” и без него.

Этим чувственно-эмоциональным понятиям часто противопоставляется понятие син (“сущность, природа, натура, характер [человека]”), также обозначаемое иероглифом, в составе которого имеется знак “сердце”. Последнее позволяет предположить, что данное противопоставление не онтологично и осуществляется на едином основании. Противопоставленность “сущности” (натура-син) и “чувственности” (эмоции-цин,желания- юй) - это то, “что на сердце лежит”, а точнее, то, что происходит в психическом организме, рассматриваемом в контексте структурообразующей функции сердца.

О специфических отношениях “натуры” человека и “желаний” говорится в “Ли цзи” (“Записки о ритуалах”) в главе “Юэ цзи” (“Записки о музыке”). По своему происхождению “натура” человека неэмоциональна, “чиста” от всяких страстей. Они возникают в человеке при соприкосновении его с предметами внешнего мира в процессе их познания. Тогда покой “натуры” нарушается, она приходит в движение, и возникают чувства “любви, влечения” и “ненависти, отвращения”. Эти чувства бывают так сильны, что под их влиянием человек может потерять первозданную чистоту своей натуры и пойти по пути порока.

Несмотря на то, что “натура” даруется человеку Небом, по отношению к внешнему миру она, когда речь идет о восприятии окружающей действительности, выступает как пассивное, иньское, начало. Будучи “подпорченной” наличием пагубных страстей, “натура” становится активным, янским, началом, причиной “всяких непристойных дел”.

Схожие отношения между природной сущностью человека и его чувственно-эмоциональной сферой даются в “Сюнь-цзы”. Главное отличие заключается в том, что в данном тексте дается более оптимистичный взгляд на значение чувственных проявлений в жизни человека. При наличии “сердечного разумения” чувства позволяют ориентироваться в окружающем мире и осуществлять должную деятельность.

Важно подчеркнуть, что в “Ли цзи” и “Сюнь-цзы” психические явления рассматриваются как продукт отношений “природы” человека и “вещей” внешнего мира, т.е. как нечто опосредствующее их взаимодействия. Это дает возможность применить при реконструкции древнекитайской теории эмоций схему субъект-объектных отношений, использовавшуюся при выяснении значений триграмм и добродетелей-дэ. При этом надо помнить, что “природа” человека как субъект не гипостазируется древними китайцами, а представляет собой лишь более глубокое состояние психического организма, чем эмоциональность.

Такой подход призван показать, что структура чувственно-эмоциональной сферы в древнекитайской теории описывается триграммами. Идеальным вариантом было бы найти список эмоций, коррелирующий с восьмью триграммами. Но такого нет. Однако даже в разбросанных по разным текстам неоднородных списках эмоций проглядывает первоначальная их системность, опираясь на которую можно реконструировать базисный набор эмоций, не уступающий по своей стройности более поздним теориям эмоций.

2. Теория Чарльза Дарвина

Более поздняя и научно обоснованная теория принадлежит Ч. Дарвину. Опубликовав в 1872 году книгу «Выражение эмоций у человека и животных», Ч. Дарвин показал эволюционный путь развития эмоций и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Суть его представлений состоит в том, что эмоции либо полезны, либо представляют собой лишь остатки (рудименты) различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции в борьбе за существование. Разгневанный человек краснеет, тяжело дышит и сжимает кулаки потому, что в первобытной своей истории всякий гнев приводил людей к драке, а она требовала энергичных мышечных сокращений и, следовательно, усиленного дыхания и кровообращения, обеспечивающих мышечную работу. Потение рук при страхе он объяснял тем, что у обезьяноподобных предков человека эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветки деревьев.

Тем самым Дарвин доказывал, что в развитии и проявлении эмоций не существует непроходимой пропасти между человеком и животными. В частности, он показал, что во внешнем выражении эмоций у антропоидов и слепорожденных детей имеется много общего.

3. Биологические теории эмоций

Теория П.К. Анохина.

Анохин рассматривал эмоциональные состояния "как закономерный факт природы, как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира". При этом он опирался на теорию эволюции Ч. Дарвина. Он утверждал, что вопрос сводится лишь к тому, в чем, собственно, состоит биологическая и физиологическая полезность эмоций в осуществлении функций организма. Анохин утверждал, что в процессе эволюции эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, который удерживает процесс в его оптимальных границах. Тем самым эмоции предупреждают разрушающий характер недостатка и избыточную информацию о каких-либо факторах жизни организма.

Суть его биологической теории состоит в том, что она утверждает, что положительное эмоциональное состояние какой-либо потребности возникает лишь в случае, если информация о совершенном действии, отражает все компоненты положительного результата.

Теория Даффи.

Даффи основывался на учениях Вундта и Спенсера, и считал, что все поведение человека возможно объяснить, используя термины "единого феномена" - организмического возбуждения. Также Даффи утверждал, что поведение может изменяться только лишь относительно двух векторов: направленность, интенсивность.

Направленность - избирательность ответа, которая основывается на ожиданиях, целях и взаимоотношениях организма с окружающей его средой (воспринимаемыми стимулами, исходящими от окружающей среды). В зависимости от значения ситуации (побудительное, угрожающее), индивид может либо подчиняться ей, либо избегать. Интенсивность - следствие общей возбудимости организма, мобилизации энергии.

  • 6. Культурно-исторический подход к развитию психики л.С.Выготского. Понятие впф. Их специфика, структура и развитие.
  • 7. Личность как иерархия мотивов. Другие теории личности в современной психологии.
  • 8.Основное содержание гуманистической психологии. Модель психического здоровья в гуманистической психологии: понятие и критерии.
  • 9. Основное содержание деятельностного подхода. Модель психического здоровья в деятельностном подходе. Психотерапевтический потенциал деятельностного подхода.
  • 19. Воображение, его виды и функции. Воображение и творчество.
  • 20. Основные идеи и вклад Рене Декарта в современное психологическое знание.
  • 21. Основные понятия и положения гештальтпсихологии, понятие инсайта (к.Дункер). Примеры гештальтфеноменов (м.Вертгаймер).
  • 22. Основные теории эмоций.
  • 23. Понятие «нормы» в психологии и ее критерии.
  • 24. Понятие ведущей деятельности в периодизации психического развития личности. (л.С. Выготский, а.Н. Леонтьев, д.Б. Эльконин).
  • 25. Понятие способностей, проблема их диагностики и развития. Способности и задатки. Способности и личность.
  • 26. Проблема личностного смысла. Смысл как отношение мотива к цели. Ситуативный смысл.
  • 27. Проблема распределения внимания. Внимание как политика распределения органического ресурса. (д. Канеман).
  • 28. Психология как наука. Ее место среди других наук о человеке. Отрасли современной психологии.
  • 29. Психофизическая проблема и варианты ее решения в философии и психологии. Психофизиологическая проблема.
  • Исследования в школе к.Левина.
  • 31.Сознание как предмет научной психологии. Явления и свойства сознания по в.Вундту. Поток сознания (в.Джемс).
  • 3 Различных по своему функциональному значению образующих сознания.
  • 31. Темперамент в структуре индивидуальности. Общая характеристика теорий темперамента.
  • 33. Теория планомерного поэтапного формирования умственных действий п.Я.Гальперина. Опыт формирования внимательности у школьников.
  • 34. Характер в структуре индивидуальности. Основные теории характера.
  • 35. Возрастная периодизация психического развития и её разновидности. Проблема психологического возраста.
  • 10 Вопрос. Методы психологии: классификация, общая характеристика, возможности и ограничения
  • Различные классификации методов:
  • Методы наблюдение и эксперимент
  • 11. Мышление как предмет экспериментального исследования. Понятие задачи в психологии познания. Факторы, влияющие на успешность решения мыслительных задач.
  • 12. Общая характеристика бихевиоризма. Поведение. Подкрепление. Основные законы научения (Торндайк, Уотсон).
  • 13. Теория личности к.Левина в гештальтпсихологии. Понятие жизненного пространства и психологического поля. Квазипотребность.
  • 14. Общая характеристика психоанализа. Бессознательное. Психоаналитические методы. Индивидуальная психология Адлера, аналитическая психология Юнга.
  • 15. Общая характеристика школы деятельности. Деятельность, действие, операция. Детерминация психического. (Леонтьев, Рубинштейн).
  • 16. Внимание и его виды. Основные свойства внимания, методы исследования.
  • 17. Память и ее виды. Основные процессы памяти.
  • 18. Восприятие, его виды, свойства восприятия. Восприятие пространства и движения. Восприятие как процесс построения перцептивного образа.
  • 22. Основные теории эмоций.

      психическое отражение в форме пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям

      психическое состояние, связанное с потребностями и мотивами индивида и выражающееся в форме дифференциальных переживаний.

      реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску.

      носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент.

      выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности.

    В эмоциональной сфере выделяют группы эмоционального переживания: аффекты, настроение, чувства.

    Аффект – сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул, который полностью захватывает психику человека (ярость, гнев, ужас и др.). Имеют бурный характер.

    Настроение – продолжительное возбуждение души. Имеют спокойный характер.

    Чувства (высшие эмоции ) – психологические состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительное и устойчивое эмоциональное отношение человека к реальным и воображаемым объектам. Они же вторичные эмоции, так как они сформировались как своеобразное обобщение соответствующих простых эмоций. Чувства всегда предметны: 1) моральные (нравственно-этические). 2) интеллектуальные, практические.

    Функции Э.

      Оценка смысла раздражителя.

      Мобилизация. Адреналин в кровь при страхе повышает способность к бегсту.

      Следообразующая. Ребенок обжегся, поплакал, запомнил.

      Побуждение и поддержание деятельности.

      Запасной ресурс для решения задач, компенсируют информационный дефицит

      Коммуникация.

      Эволюционная теория Ч. Дарвина .

    Эмоции и выразительные действия, которые их сопровождают, являются рудиментами инстинктивных движений. Эмоции являются положительным эволюционным приобретением. Эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма.

      Пример

    Разгневанный человек краснеет, тяжело дышит и сжимает кулаки потому, что в первобытной своей истории всякий гнев приводил людей к драке, а она требовала энергичных мышечных сокращений и, следовательно, усиленного дыхания и кровообращения, обеспечивающих мышечную работу. Потение рук при страхе он объяснял тем, что у обезьяноподобных предков человека эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветки деревьев.

      Периферическая теория Джемса – Ланге (1880-1890 гг).

    Эмоции - сумма органических ощущений, вызываемых телесными изменениями. Сначала происходит периферическое функциональное изменение во внутренних органах, а затем появляется эмоция. Схема: внешнее событие - восприятие стимула - телесные реакции организма => возникновение эмоций. «Человеку грустно, т.к. он плачет».

    Американский психолог У. Джемс (1884) выдвинул «периферическую» теорию эмоций, основанную на том, что эмоции связаны с определенными физиологическими реакциями. Плач, дрожь, смех – источники эмоций. Человеку грустно, т.к. он плачет. Согласно Джеймсу возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями в произвольной двигательной сфере, сфере непроизвольных актов сердечной, сосудистой, секреторной деятельности. Совокупность ощущений, связанных с этими изменениями, и есть эмоциональное переживание. «Боимся, потому что дрожим».

    Независимо от У. Джемса датский патологоанатом К. Г. Ланге в 1895 году опубликовал работу, в которой высказывал сходные мысли. Но если для Джеймса органические изменения сводились к висцеральным (внутренних органов), то для второго они были преимущественно вазомоторными (сосудодвигательными). Свою теорию Ланге свел к следующей схеме:

    Ослабление двигательной иннервации+сужение сосудов=печаль.

    Усиление двигательной иннервации+судороги органических мускулов+расширение кровеносных сосудов=радость.

    Теория Джеймса-Ланге представляла собой попытку превратить эмоции в объект, доступный естественному изучению. НО связав эмоции исключительно с телесными изменениями, она перевела их в разряд явлений, не имеющих отношения к потребностям и мотивам, лишила эмоции их адаптивного смысла, регулирующей функции.

    Критика физиологами (Ч.С. Шеррингтон, У. Кеннон и др.) основана на данных, полученных в экспериментах с животными: одни и те же периферические изменения происходят при самых разных эмоциях, а также при состояниях, с эмоциями не связанных.

      «Ассоциативная» теория эмоций В. Вундта.

    Эмоции - внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений. «Телесные» реакции Вундт рассматривает лишь как следствие чувств. По Вундту, мимика возникла первоначально в связи с элементарными ощущениями, как отражение эмоционального тона ощущений; высшие же, более сложные чувства (эмоции) развились позже. Однако когда в сознании человека возникает какая-то эмоция, то она всякий раз вызывает по ассоциации соответствующее ей, близкое по содержанию низшее чувство или ощущение. Оно-то и вызывает те мимические движения, которые соответствуют эмоциональному тону ощущений.

      Пример: мимика презрения (выдвигание нижней губы вперед) сходна с тем движением, когда человек выплевывает что-то неприятное, попавшее ему в рот.

    Эмоции являются внешним коррелятом внутренним переживаний. Эмоции связаны с изменениями физиологического состояния организма. Они отличаются следующими характеристиками:

      Выражают отношение субъекта к объекту;

      Они отличаются полярностью (+/-);

      В сложных чувствах образуют противоречивое единство.

    Эмоции имеют 3 полюса (многообразие трех измерений ):

      Удовольствие/неудовольствие;

      Возбуждение/успокоение;

      Напряжение/разрядка (разрешение).

      Теория Кеннона – Барда.

    Реакции тела недостаточно различимы, чтобы быть связаны с той или иной эмоцией. Параллелизм эмоций и физиологических проявлений. Эмоции и телесные ощущения возникают одновременно как результат воздействия на индивида внешних стимулов.

    Физиолог У. Кеннон (1927) провел экспериментальные исследования по изучению эмоций при исключении всех физиологических проявлений. При рассечении нервных путей между внутренними органами и корой головного мозга субъективное переживание все равно сохранялось. Проведенные Кенноном исследования выявили две закономерности:

    1. физиологические сдвиги, возникающие при разных эмоциях, бывают весьма похожи друг на друга и не отражают их качественное своеобразие;

    2. эти физиологические изменения развертываются медленно, в то время как эмоциональные переживания возникают быстро, то есть предшествуют физиологической реакции.

    Он показал также, что искусственно вызванные физиологические изменения, характерные для определенных сильных эмоций, не всегда вызывают ожидаемое эмоциональное поведение.

    По Кеннону, этапы возникновения эмоций: действие раздражителя - возбуждение таламуса - развитие эмоции - возникновение физиологических изменений.

    В более поздних исследованиях П. Бард (1934) дополнил представления Кеннона и показал, что эмоциональные переживания и физиологические сдвиги, им сопутствующие, возникают почти одновременно.

      Психоаналитическая теория эмоций.

    Психоаналитическая теория эмоций 3. Фрейда включала своеобразные взгляды на развитие аффекта, теорию о влечениях. З.Фрейд по сути отождествлял и аффект, и влечение с мотивацией. Механизм возникновения эмоций: воспринятый извне перцептивный образ вызывает бессознательный процесс, в ходе которого происходит неосознаваемая человеком мобилизация инстинктивной энергии (либидозной энергии); если она не может найти себе применения во внешней активности человека (в том случае, когда на влечение налагается табу существующей в данном обществе культурой), она ищет другие каналы разрядки в виде непроизвольной активности. Разными видами такой активности являются "эмоциональная экспрессия" и "эмоциональное переживание". Они могут проявляться одновременно, поочередно или вообще независимо друг от друга. Фрейд и его последователи рассматривали только негативные эмоции, возникающие в результате конфликтных влечений.

      Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.

    Эмоции возникают в результате подтверждения ожиданий и воплощения когнитивных представлений, т.е. когда реальные результаты деятельности согласуются с планами. Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями. Фестингер говорит о том, что диссонанс может возникнуть в ситуациях, когда человек становится очевидцем каких-либо непредсказуемых событий или когда он узнает новую информацию. По Фестингеру положительные эмоции возникают только тогда, когда не возникает когнитивного диссонанса между исходом ситуации и тем, как этот исход был представлен в сознании индивида, и отрицательные или негативные эмоции возникают в случае наличия когнитивного диссонанса.

      Теория дифференциальных эмоций К. Изарда.

    Такое название из-за центрации на отдельных эмоциях, которые понимаются как отличающиеся переживательно-мотивационные процессы (10 фундаментальных эмоций: гнев - ярость, страх – ужас, удовольствие – радость и проч). Можно испытывать диады и триады эмоций (интерес – удовольствие – удивление). НО в каждый момент времени можно испытать только одну преобладающую эмоциию.

      Двухфакторная теория Стенли Шехтера (приблизительно 1960).

    Эмоция как сочетание двух компонентов, физиологического возбуждения и когнитивной интерпретации этого возбуждения. Согласно теории «продукты процесса познания используются для интерпретации значения физиологических реакций на внешние события». Эксперимент: «4 группы студентов сдавали экзамен. Предварительно с этими студентами проводили эксперимент, в котором 2 группы экзаменовались в условиях враждебности, а две другие - в условиях дружественного отношения. На экзамене одна из каждой пары групп получила инъекцию адреналина, а другая контрольную инъекцию физраствора. Студенты сделали отчет о своих переживаниях. Как ожидалось, первая группа испытывала преимущественно отрицательные эмоции , а вторая - положительные. Адреналин усиливал как положительные, так и отрицательные эмоции . Какое бы физиологическое состояние не вызывала инъекция, его знак определялся установкой - социальным окружением студентов, а не введенным веществом». Эмоция, с одной стороны, обуславливает энергетический компонент сознания, а с другой ее качество определяется взаимодействием содержания сознания и возможной программой действий. Двухфакторная теория косвенно отделяет проблему силы и знака эмоции, от ее качественного содержания.

      Познавательная теория эмоций М. Арнольд - Р. Лазаруса .

    У М. Арнольд в качестве познавательной детерминанты эмоций выступает интуитивная оценка объекта. Эмоция, как и действие, следует за этой оценкой. «Сначала я вижу нечто, потом я представляю, что это «нечто» опасно, - и как только я представляю это, я напугана и бегу»: мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают.

    В концепции Р. Лазаруса центральная идея о познавательной детерминации эмоций. Когнитивное опосредование - необходимое условие для появления эмоций.

    Центральным понятием концепции Лазаруса является «угроза» - оценка ситуации на основе предвосхищения столкновения с вредом оценивается с помощью познавательных процессов. Каждая отдельная эмоция связана с различной, присущей ей оценкой. Одна и та же ситуация вызывает у разных людей разную оценку и как следствие - разную эмоциональную реакцию.

    На возникновение эмоций влияют когнитивный, психологический, поведенческий компоненты

      Биологическая теория эмоций П.К Анохина .

    В процессе эволюции эмоции совершенствовались так же как мышцы, зрение и слух. Наиболее развита система эмоций у человека, так как у него наряду с биологическими потребностями, появляются потребности физиологические. Ведущие эмоции с отрицательным знаком сигнализируют организму об отклонениях в его внутренней среде (голод , жажда ), что активирует соответствующую программу действий. Завершение целенаправленных действий сопровождается положительным эмоциональным фоном. Ведущие эмоции участвуют в формировании функциональной системы, определяя направленность поведения, постановку цели. Ситуативные эмоции, возникающие при оценке отдельных этапов действия, позволяют корректировать поведение и достигать поставленной цели.

      Потребностно-информационная теория эмоций П. В. Симонова .

    Развивает идею П. К. Анохина о том, что качество эмоции необходимо рассматривать с позиций эффективности поведения. Все сенсорное разнообразие эмоций сводится к умению быстро оценить возможность или невозможность активно действовать, то есть косвенно привязывается к активирующей системе мозга. Эмоция – механизм, компенсирующий недостаток информации. Мера переживания эмоций зависит от: значимости потребности и разностью между информацией, необходимой для ее удовлетворения (ИН), и доступной информацией (ИД). Эта разность отражает субъективную вероятность достижения цели. Расхождение между реальной и желаемой ситуацией. ИН меньше ИД - отрицательные эмоции.

      Мотивационные теории эмоций .

    Эмоция – психический процесс, специфический продукт д-ти мозга, отражающий действительность.

      Леонтьев.

    Теория эмоций строится на деятельности. Поведение, общая активность побуждается и направляется мотивом. Деятельность состоит из ряда неких действий, которые соответствуют цели. Цель всегда сознательна, такая единица активности как действие возникает только у человека, цель это то, что представляет результат действия. Мотив – это предмет потребности. Эмоция возникает как оценка расхождения между целью и мотивом. Эмоция позволяет оценить приближение к предмету потребности с помощью определенного действия.

      Дезорганизационные теории.

    В основе этих теорий лежит наблюдение, что человек, который находится под влиянием эмоций, работает неорганизованно. Эмоциональное поведение является поведением поражения. Эмоциональное реагирование возникает в момент, когда человек не может принять способ действия.

    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Толкование сна обрезать в сонниках Толкование сна обрезать в сонниках Сонник: кабачки на грядке, круглый кабачок, собирать кабачки Сонник: кабачки на грядке, круглый кабачок, собирать кабачки Черви: к чему снится сон Черви: к чему снится сон