Человек должен быть интеллигентен. Д.С.Лихачёв

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

(1) Человек должен быть интеллигентен! (2) А если у него профессия не требует интеллигентности? (3) А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства. (4) А если окружающая среда не позволяет? (5) А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
(6) Нет, нет и нет! (7) Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. (8) Она нужна и для окружающих, и для самого человека.
(9)Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с заповедью долголетия.
(10) Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
(11) А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.
(12) Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. (13) Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
(14) Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
(15) Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. (16) А тренировка возможна и необходима в любых условиях.
(17) Тренировка физических сил способствует долголетию – это понятно. (18) Однако меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.
(19) Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… (20) Толкается в переполненном автобусе – слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реагирующий. (21) Ссорится с соседями – тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. (22) Эстетически невосприимчивый – тоже человек несчастный. (23) Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других – это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. (24) Душевная слабость ведет к физической слабости. (25) Я не врач, но я в этом убежден. (26) Долголетний опыт меня в этом убедил.
(27) Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. (28) Да, именно красивым.
(29) Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества – не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.
(30) Социальный долг человека – быть интеллигентным. (31) Это долг и перед самим собой. (32) Это долг его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему. По Д.Лихачёву



1. Из предложений 1-5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

2. Из предложений 18-19 выпишите слово, образованное путём перехода из одной части речи в другую.

3. Из предложения 10 выпишите слово, образованное приставочным способом.

4. Из предложений 1-4 выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.

5. Из предложения 14 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

6. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании в тысяче мелочей (предложение 13).

7. Из предложений 30-32 выпишите все предлоги.

8. Из предложений 1-5 выпишите прилагательное, перешедшее в существительное.

9. Из предложений 14-16 выпишите все местоимения.

10. Из предложения 32 выпишите притяжательное местоимение.

11. Из предложений 2-7 выпишите краткое прилагательное.

12. Из предложения 23 выпишите все частицы.

13. Из предложений 16-19 выпишите наречие.

14. Среди предложений 19-26 найдите предложения с обособленными определениями. Напишите номера этих предложений.

15. Среди предложений 10-18 найдите предложение с обобщающим словом. Напишите номер этого предложения.

16. Среди предложений 12-20 найдите сложные, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное. Напишите номера этих предложений.

17. Среди предложений 7-14 найдите сложное, в состав которого входит(ят) односоставное(ые) безличное(ые). Напишите номер этого предложения.

18. Среди предложений 17-27 найдите сложносочинённое предложение. Напишите номер этого предложения.

19. Среди предложений 1-13 найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

20. Среди предложений 12-19 найдите такие, которые связаны с предыдущими с помощью противительного союза. Напишите номера этих предложений.

Назовите средство выразительности, использованное в указанном фрагменте текста. Выберите номер ответа из списка терминов.

1. Синтаксическое средство (предложения 21, 22, 23).

2. Мусорить…дурными идеями (предложение 13), тренировать душевные силы (предложение 15).

3. Белая ворона (предложение 5).

4. Синтаксическое средство (предложения 1, 6).

5. Нарочитого - природного (предложение 29).

6. Синтаксическое средство (предложения 13, 14).

7. Долголетний опыт (предложение 26), несчастный человек (предложение 22).

8. Синтаксическое средство (предложения 2, 3, 4).

9. Долг (предложения 30, 31, 32).

10. Духовных и душевных сил (предложение 18), злобная и злая реакция (предложение 19).

Список терминов:

1. Паронимы


2. Книжная лексика

3. Оксюморон

4. Контекстные антонимы

5. Ряды однородных членов

6. Парцелляция

8. Фразеологизм

9. Каламбур

10. Диалектные слова

11. Эпитеты

12. Риторические восклицания

13. Метафоры

14. Лексический повтор

15. Грация

16. Эпифора

17. Риторическое обращение

18. Вопросительные предложения

19. Гипербола

20. Синтаксический параллелизм


Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго — да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго — не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.

Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом — почему она связана с заповедью долголетия.

Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем, можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность — созданием нового и осознанием старого как нового.

Больше того... Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка — разговорного и письменного, — вот это и будет интеллигентный человек.

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!).

Я знал на Русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать — тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.

Что тренировка физических сил способствует долголетию — это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.

Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других — это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить... Толкается в переполненном автобусе — слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реагирующий. Ссорится с соседями — тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически невосприимчивый — тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других — это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил.

Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.

Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества — не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

Социальный долг человека — быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращённой к нему).

Все, о чем я разговариваю с молодыми читателями в этой книге — призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью, к красоте здоровья. Будем долголетни, как люди и как народ! А почитание отца и матери следует понимать широко — как почитание всего нашего лучшего в прошлом, в прошлом, которое является отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой — великое счастье.

Мария, г.БОРЗЯ

Спасибо,что ответили!Кажется,что очень постой вопрос,но мнения разошлись до абсолютизма поразному,поэтому мне так важно знать чужое мнение,Егор. А я и не писала,что Д.Лихачев ОЧЕНЬ,ОЧЕНЬ умный,он порядочный,интеллигентный,образованый,морально - нравственно развитый,проницательный писатель и академик,КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕК!!!Замечательно владеет словом!!!Зря ВЫ,Егор им не восхищаетесь:(Еще раз,искрене благодарю за ответ!Спасибо!:)

егор, Москва

Уважаемая Мария!Я вам благодарен за помощь.Хотя я не люблю и не считаю за очень умного Д.Лихачёва.Теперь про то,что вы спрашиваете.Конечно можно.Нельзя несовместить!Например всё наши Великие исторические личности,(Бухарин,Пушкин,Лермонтов,Ленин,Сталин,Есенин,Иван Грозный,Пётр l,Кропоткин,-разные Великие Русские художники и композиторы и писатели и поэты)не могли существовать без ответственности и достоинства.Например,чтобы в современных напших РФ-эшных реалиях выйти в люди рядовому,молодому и неизвестному поэту,надо,говорю по себе,пройти столько инстанций,типография...-потратить немало денег,пройти через давление и непонимание общества(окружающих тебя людей),поэтому без ответности настоящая интеллегентность(самая настоящая)ктобы что всегда вам неговорил,Мария,не может истинная интеллигентность быть без ответственности и без достоинства.И без чувства долга также-это всё взаимосвязано.

Мария, г.БОРЗЯ

Я продолжу, к большому сожалению не достаточно места для писем такого рода. Я дала определение термина "ПРОСТОТЫЙ".И так что же подразумевает термин "ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ" - это также большое неоднозначное значение, многогранное так же как простой, но в большенстве источников "ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ" означает КУЛЬТУРНЫЙ, отсюда следует, что НЕИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ - это НЕКУЛЬТУРНЫЙ. У меня также есть вопросы насчет ИНТЕЛИГЕНТНОСТИ,например можно ли совместить интеллигннтность с ответственностью, с чувством долга, с достоинством???И что ВЫ подразумеваете под ДОСТОИСТВОМ и под ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ???ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО,узнать чужое мнение!!!

Мария, г.БОРЗЯ

Добрый вечер,Всем!Мне очень понравились коментарии Егора и Павла,скажу честно,я впечетлена!Помоему мнению,ВЫ,расуждаете о интеллигентности,значит идети по верному пути,отсюда следует, что ВЫ найдети ответ на выше постовленный ВАМИ вопрос:"Чем простой отличаеться от неинтеллигентного?"Уважаемый Егор,если ВЫ внимательно прочли статью выдающего писателя,психолога ЛИХАЧЕВА, то наверника должны понять, что по его мнению простой - это вовсе неинтеллигентный, но по моему мнению простой и неинтеллигентный абсолютно не похоже и безусловно нетождественны т.к. чаще всего именно простые люди являются ЧИСТЫМИ ИНТЕЛЛИГЕНТАМИ!Да,мы часто слышим, что простой - это несложный,незамысловатый, незатейливый,то ведь у термина ПРОСТОЙ такоеже многогранное значение как у термина ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ!ВЫ не могли не заметить, что именно у простых людей чаще всего развито чувсто понимания по отношению к другим людям, а ведь именно это означает,что ЧЕЛОВЕК ИСТИНО ИНТЕЛЛИГЕНТИН!(ЛИХАЧЕВ)Неинтеллигентность - это несозерцание,непонимание, несочувствие, нетерпение по отношению к другим людям.Я общалась со многими умными людьми, достаточно образованными, но к сожалению, к большому сожалению в них нет несозерцания, непонимания, несочувствия, нетерпения, неответственности за других людей.Да, Я понимаю меня очень трудно понять, но все же я хочу изложить свои мысле до исходного конца. Подведем итог.И так простой - это многогранное значение, сточки зрения ВАШЕГО восприятия мира, ВЫ пожете понить под простым, что то несложное, незатейливое, но если ВЫ ближе к народу, к людям, то простой в ВАШЕМ восприятии - это душевный, подходящий к сложным вещам,думая не только о себе, но и о людях окружающих его.

егор, Москва

И ещё я скажу!Интеллигентность это не только умение самостоятельно и глубого мыслить,но в пенрвую очередь желание сделать мир лучше добрей,служить высшим и высоким ориентирам общества!Но в современном нашем обществе,(во всём мире,а не только у нас в стране)под интеллигентностью подразумевается (в самом лучшем случае!)образованщина,а в целом демократия-демократическость,(демократ по взглядам),стремление к современности и цивилизации,в худшем смысле этого слова,презрение к просому народу и даже желание влиться в круг так называемой современной элиты,которую порядочные люди могут только презирать,(например уважение к Г.Х.Попову).У меня всё.

егор, Москва

Спасибо Павел,что вы откликнулись.Но вы меня не так поняли.Я говорил про неинтеллигентный,а не про интеллигентный и интеллигентность.Говорят,к примеру,интеллигенты на баллалайках не играют,они играют на пианино,а на баллалайке играет простой народ.Вот меня и интересует,простой и неинтеллигентный это одно и тоже или разные вещи и смыслы.Прошу не путать неинтеллигентный,как вообще любой человек,который к примеру необразованный.Меня интересует главная альтернатива интеллигента как неинтеллигент и как простой человек,простолюдин.И ещё,пожалуйста,главное,простой(неинтеллигентный)не значит дурак,или глупый.Это понятно,ведь какой-нибудь артист может быть дурак,но он несомненно интеллигент,а какой-нибудь кузнец,да и вообще рабочий может быть умным.Заранее спасибо,Павел.Очень приятно,что вы первый ответили на мой вопрос.

Павел, Москва

Егор, я полагаю, что это понятия сходные, но не тождественные. Если выразить в двух словах, интеллигентность есть умение самостоятельно и глубоко мыслить. Вы возразите: узко, неверно, а как же умные злодеи? Согласен, но я убежден, что понятие "глубокого" мышления исключает сие: человек истинно умный, чувствующий и добросовестный должен, как мне кажется, непременно прийти к выводам о недопустимости грубости, хвастовства, эгоизма и проч. - то есть, я хочу сказать, глубокое упорядоченное мышление приходит к истинным нравственным идеалам, о которых каждому постоянно шепчет его внутреннее чувство - его совесть. Итак, простой человек может ли быть интеллигентным, спрашиваете Вы. То есть, вопрос, может ли быть простой человек носителем самостоятельного, ясного и глубокого ума, уметь поступать по совести вопреки обстоятельствам, обычаям и т.п.? Наверное, да, но, согласитесь, это не так часто встречается даже у людей вполне "непростых" - грамотных, образованных. Моральность в наше время есть именно умение идти против безнравственности толпы, прокладывать в снегу заблуждений свою непростую дорожку - а по силам ли это делать "простому" человеку - то есть не вполне образованному, мало читавшему, не привыкшему строить речь, связно выражать сложные мысли, размышлять об абстрактных предметах с собою самим? Он еще не почувствовал силы своего ума, он еще не уверен в своих интеллектуальных способностях, он еще не осознал, может быть, что идея выше вещи. Ему очень сложно будет вдруг найти свою тропу, отстаивать свой принцип - либо же он изменится в этих попытках и станет уже человеком "непростым", то есть образует сам себя вполне длительными размышлениями. Итак, пока человек прост, ему сложно начать самостоятельно мыслить, поскольку у него вовсе нет такой привычки - а именно самостоятельное мышление, направленное к достижению истины, и составляет интеллигентность.

Егор, Москва

Кто нибудь скажет,простой и неинтеллигентный это вообще одно и тоже или есть разница,а если есть разница,то в чём она заключается.

Роман, Красноярск

Замечательное эссе! Побольше таких работ хочется видеть.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв - советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор.

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства. А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго - да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго - не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.

Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с заповедью долголетия.

Многие думают: интеллигентный человек - это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живёт старым содержанием, интеллигентность - созданием нового и осознанием старого как нового.

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой).

Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать - тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.

Что тренировка физических сил способствует долголетию - это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил. Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других - это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить…

Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.

Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества - не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже. Социальный долг человека - быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращённой к нему).

Отрывок из книги: Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном.

Человек должен быть интеллигентен. А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми? Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. . . Многие думают: интеллигентный человек - это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком. Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины» , сделанной только, чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, - вот это и будет интеллигентный человек. . . Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Д. С. Лихачев

С 1. План текста. 1) Человек должен быть интеллигентен. 2) Интеллигентность в представлении многих людей. 3) В чем состоит подлинная интеллигентность.

С 2. С какими качествами многие люди, по мнению Д. С. Лихачева, связывают интеллигентность? Назовите четыре качества.

С 2. По мнению Д. С. Лихачева многие люди связывают интеллигентность с четырьмя качествами: 1) человек много читал; 2) человек хорошо образован (по преимуществу гуманитарное образование); 3) человек много путешествовал; 4) человек знает много языков.

С 3. Какие качества, присущие подлинно интеллигентному человеку, приведены в тексте? Назовите любые четыре качества.

С 3. В тексте приведены следующие качества, присущие подлинно интеллигентному человеку: 1) восприимчивость к культурным ценностям; 2) эстетическое чутье; 3) способность восхищаться красотой природы; 4) способность понять характер и индивидуальность другого человека; 5) доброжелательное отношение к другим людям; 6) умение незаметно помочь другому человеку.

С 4. Объясните утверждение автора о том, что «интеллигентность нужна и для окружающих, и для самого человека» . С опорой на текст и личный опыт приведите три объяснения.

С 4. Объяснения утверждения автора о том, что «интеллигентность нужна и для окружающих, и для самого человека»: 1) интеллигентный человек приветлив и совестлив в отношениях с окружающими, что способствует установлению доброжелательной атмосферы в любом коллективе; 2) интеллигентный человек восприимчив к красоте природы, он не причиняет вреда природе и прилагает усилия для ее сохранения (то есть действует в интересах всего общества); 3) интеллигентный человек способен понять подлинные ценности культуры, он может в этом стать примером для окружающих.

С 5. Два человека до хрипоты спорили, каждый отстаивал свою точку зрения. Незаметно они перешли к обсуждению личных качеств друга, дело дошло до взаимных оскорблений. В течение нескольких месяцев эти люди не здоровались и не разговаривали друг с другом. Можно ли такое поведение назвать интеллигентным? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

С 5. Такое поведение нельзя назвать интеллигентным. Фрагмент текста: - интеллигентный человек «не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, - вот это и будет интеллигентный человек» ; - «Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого» .

С 6. Как, по-вашему, должен вести себя человек, которого «интеллигентность сделает. . . «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми» ? Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный опыт, выскажите два суждения.

С 6. Я считаю, что такой человек должен вести себя следующим образом: 1) необходимо сохранения человеком своей интеллигентности; 2) необходимо достижения определенного компромисса с окружающими; 3) необходимо соответствовать своему окружению.

Уважаемый старшеклассник!

Для подготовки к сочинению на форуме открыта тема « ».

Чтение текстов схожей тематики и их интерпретация помогут Вам обогатить аргументационное поле для сочинения по русскому языку на Едином Государственном экзамене.

Сначала обратимся к толкованию слов.

Интерпретировать - 1.Разъяснять смысл чего-нибудь.

2.Осуществлять интерпретацию.

Интерпретация – 1.Процесс деятельности по значению глагола несовершенного вида интерпретировать

2.Творческое раскрытие образа, темы или музыкального произведения, основанное на собственном ощущении исполнителя; трактовка.

Трактоваться – 1.Быть предметом обсуждения, истолкования; пониматься, изображаться каким-либо образом;

2.Оцениваться, характеризоваться каким-либо образом.

Вам предлагаются задания для творческого исследования текста.

Задание № 1

1. Прочитайте текст, обращая внимание на выделенные слова.

2. С помощью выделенных слов сжато перескажите текст, опираясь на предлагаемый порядок интерпретации:

  • укажите заглавие текста (если есть), ф.и.о. автора текста, его сферу деятельности (культурный, общественный деятель, учёный и т.п.); о ком, о чём говорит автор (тема текста), авторские аргументы (доказательства, примеры, пояснения);

используйте вспомогательные фразы:

делится жизненными впечатлениями…

на первый план выдвигается…

  • идея (главная мысль) текста находится чаще всего в конце текста;

для оформления идеи используйте вспомогательные фразы:

подчеркивает мысль о том, что…

говорит о важности…

поднимает (обозначает, затрагивает) актуальную проблему…

поднимает вопрос о…

пытается показать …

предлагает читателю задуматься над…

наводит на мысль о том, что…

  • найдите в тексте слова, выражающие чувства автора (в том числе и вводные слова, например: к сожалению, к счастью и др. ) – в них часто выражается отношение автора к проблеме;

для формулировки мыслей используйте вспомогательные фразы:

3. Если есть возможность, запишите полученный текст.

4. Проделайте то же самое со следующими текстами, и у Вас появится надёжная «Шкатулка аргументов». Объём творческой работы не должен превышать 6-8 предложений.

Интерпретированные Вами тексты прозвучат на ЕГЭ гораздо убедительнее, чем примеры из жизненного опыта. Необходимо только приложить усилия для развития навыков интерпретации текстов.

Задание № 2

В дальнейшем Вам предстоит поработать таким образом – выбирать любые тексты и писать по этим текстам сочинения. Об этапах написания проблемного сочинения по тексту Вам должно быть известно из пояснений учителя и рекомендаций в разнообразных сборниках подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Задание № 2 находится в стадии разработки. Будьте уверены, что Ваша систематическая учебная деятельность по заданию № 1 поможет в выполнении задания №2.

В случае возникновения необходимости посоветоваться с учителем (автором сайта) просим обращаться к Помеловой Галине Николаевне (e-mail [email protected].).

Человек должен быть интеллигентен

Человек должен быть интеллигентен ! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства. А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах . Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго – да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью , а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано:»Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.

Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с заповедью долголетия.

Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью . Образованность живёт старым содержанием, интеллигентность – созданиемнового и осознанием старого как нового.

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого . Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!)

Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать , тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.

Что тренировка физических сил способствует долголетию – это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил. Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить…

Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.

Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества – не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже. Социальный долг человека – быть интеллигентным . Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращённой к нему).

Д.С.Лихачев

Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1 ».

Подробные инструкции как воспользоваться сборником
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Скорочтение – как способ повысить степень своего развития: лучшие техники для быстрого чтения Скорочтение – как способ повысить степень своего развития: лучшие техники для быстрого чтения Что такое оборот капитала Что такое оборот капитала Обзор компании Алкоа Инк Обзор компании Алкоа Инк