Киевский софийский собор история. Софийский собор в киеве

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Собор Святой Софии

Софийский собор - Кафедральный храм Киевской митрополии начиная с XI в., одна из наиболее известных святынь Руси. Всемирноизвестный шедевр средневековой христианской культуры и искусства.

Поскольку здание собора - часть Национального заповедника «София Киевская» и внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, его запрещено передавать какой-либо религиозной организации и совершать в нём богослужения. Исключение составляет день 24 августа - День независимости Украины, когда представители религиозных организаций совершают молитву об Украине (была введена с 2005 года); 22 ноября 2006 года Священный Синод Украинской православной церкви (Московский патриархат) заявил о невозможности для себя участвовать в такого рода мероприятиях.

Исторический экскурс

Замысел соорудить в Киеве "церковь святой Софии, митрополию", по свидетельству митрополита Илариона, принадлежал еще Владимиру Святославичу, но осуществить его довелось уже Ярославу Мудрому. Дата основания собора свыше полутора столетий является предметом научной дискуссии. Учитывая все исторические обстоятельства, наиболее вероятными годами строительства следует считать 1032-37 гг. - ровно через 500 лет после Софии Константинопольской, которая была символическим образцом для киевского храма.

Софийский собор. Рисунок А. ван Вестерфельда. 1651г

Согласно древней церковной традиции, Софию Киевскую заложил митрополит Иоанн, а освятил его преемник Феопемпт. Неизвестные зодчие были представителями столичной константинопольской школы архитектуры. Храм посвящен Софии - Премудрости Божьей. Это одна из сложнейших абстрактных категорий христианского богословия, имеющая много толкований. По апостолу Павлу, Софии символически отвечает ипостась Христа - воплощенного Слова Божьего. Лишь позднее, когда распространилось отождествление Софии с Божьей Матерью, храмовый праздник киевского собора перенесли на 8 (21) сентября - день Рождества Богородицы. Художественный образ Софийского собора должен был воплотить многогранный смысл, вложенный в этот символ. Этим объясняются его грандиозные размеры и чрезвычайно усложненная структура. Вообще, интерьер Софии воспроизводит средневековую модель Вселенной, а внешний вид - образ Града Божьего - Небесного Иерусалима.

Подобно другим храмам, София была местом захоронения выдающихся личностей, преимущественно состоятельных. Некрополь Софийского собора начал складываться с середины XI в. Основатель храма еще при жизни повелел оборудовать для себя усыпальницу в северной галерее. Саркофаг Ярослава Мудрого доныне сохраняется в соборе. По летописи, в Софии известны еще четыре захоронения князей - потомков Ярослава, а также захоронения многих киевских митрополитов.

В домонгольское время Софийский собор был дважды разграблен. Впервые это сделали войска Андрея Боголюбского и его союзников в 1169 г., а во второй раз - дружины Рюрика Ростиславича в 1203 г. Храм также пострадал от большого пожара 1180 г.

Наибольший урон София и Софийское подворье понесли во время монгольского нашествия 1240 г., а также татарских набегов 1416 и1482 гг. Однако храм не был разрушен и продолжал действовать. Уже в 1273 г. митрополит Кирилл созвал здесь поместный собор Русской церкви. И хотя после 1300 г. киевские митрополиты все реже посещали свою опустошенную резиденцию, определенные реставрационные работы время от времени проводились. В частности, в 1376-78 гг. ремонт Софии осуществил митрополит Киприан, а около 1577 г. - наместник митрополита Богуш Гулькевич-Глебовский.

Главный алтарь Софийского собора

Несмотря на эти усилия, храм постепенно приходил в упадок. Это происходило преимущественно из-за равнодушия и корыстолюбия чиновников митрополита. В конце XVI в. св. София представляла собой настолько печальное зрелище, что это вызвало возмущение даже у католического епископа Иосифа Верещинского. В 1608 г. Софийским собором завладели униаты, продолжившие хищения на продажу строительных материалов, в частности кровли. Остальное довершили дожди и ветры.

2 июля 1633 г. новоизбранный православный митрополит Петр Могила освободил Софийский собор из-под власти униатов и основал при нем монастырь. Капитальная реставрация храма начата в 1634 г., но при жизни Могилы она так и не была завершена. В частности, западная галерея оставалась полуразрушенной. В 1637-38 гг. работами руководил архитектор-итальянец Октавиано Манчини. Очевидно, именно он придал фасадам собора ренессансный характер, известный нам по рисунку Абрагама ван Вестерфельда 1651 г. В это же время сооружен новый резной иконостас и два придела алтаря в наружных галереях.

С 1688 г. митрополит Гедеон Святополк-Четвертинский на пожертвования московских царей начал новую, более значительную по объему, перестройку св.Софии. В это время были сооружены вторые этажи над наружными галереями, шесть новых куполов и восемь фронтонов в стиле барокко, скрывшие за собой первоначальные малые купола. Работами руководил подмастерье каменных дел Савва Яковлев. Они были завершены к 1695 г., о чем свидетельствует изображение на плане Ушакова.

Только что отстроенный собор был сильно поврежден пожаром 1697 г. и нуждался в новой реставрации. В 1699-1706 гг. ее осуществил митрополит Варлаам Ясинский на средства гетмана Ивана Мазепы. Именно в это время были забелены древние мозаики и фрески, разобраны остатки западной галереи и западная тройная аркада с частью хоров, здание со всех сторон укреплено мощными контрфорсами.

В 1718-24 гг. выполнена новая барочная стенопись, в 1739-47 гг. митрополит Рафаил Заборовский осуществил очередную реставрацию собора, а в 1747-54 гг. сооружен трехъярусный иконостас, нижний ярус которого сохранился доныне. В начале XIX в. собор имел 17 престолов.

Начало научному изучению Софии Киевской положила книга митрополита Евгения Болховитинова "Описание Киево-Софийского собора", изданная в 1825 г. Однако настоящей сенсацией стало случайное открытие древних фресок в 1843 г. На протяжении 1843-53 гг., одновременно с варварским "обновлением" стенописи, архитектор Павел Спарро осуществлял основательный ремонт храма, во время которого заменена крыша, пол вымощен чугунными плитами и снят верхний ярус иконостаса, мешавший видеть мозаики алтаря.

Во время последней реконструкции, проведенной в 1882-89 гг. под руководством Владимира Николаева, разобрана часть барочных фронтонов и открыты древние малые купола. Растесано крестообразное окно в центре западного фасада, а на месте западной галереи сооружен ныне существующий нартекс в псевдовизантийском стиле. Тогда же под полом собора утроены каналы калориферного отопления и снят еще один ярус иконостаса.

В октябре 1921 г. в Софийском храме состоялся собор, на котором объявлено создании Украинской Автокефальной Православной Церкви. Святая София принадлежала УАПЦ до ее ликвидации в 1930 г. В 1934 г. в соборе прекращена служба Божья и образован Государственный архитектурно-исторический заповедник "Софийский музей". Деятельность заповедника началась с вандализма: на протяжении 1935-37 гг. разобраны и большей частью сожжены восемь барочных иконостасов боковых алтарей работы украинских мастеров XVII-XVIII вв. Исчезли также серебряные позолоченные царские врата 1747 г. из главного иконостаса. Вместе с тем, создание заповедника впервые позволило проводить исследования и реставрации памятника на действительно научной базе.

По свидетельству бывшего заведующего Софийского заповедника Алексея Повстенко, в сентябре 1941 г. советские военные предприняли попытку заминировать храм, но она, к счастью, оказалась неудачной. В послевоенные годы Софийский собор регулярно реставрируется и исследуется. В его помещениях поддерживается микроклимат, благоприятный для сохранения бесценных произведений средневекового искусства.

В 1990 году Софийский собор, как и Киево-Печерская лавра, стал первым внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины.

Описание

Киевский Софийский собор был одной из крупнейших построек своего времени. Общая ширина храма - 54,6 м, длина - 41,7 м, высота до зенита центрального купола - 28,6 м. Собор имеет пять нефов, завершенных на востоке апсидами, увенчан 13-ю куполами, образующими пирамидальный силуэт, и окружен с трех сторон двумя рядами открытых галерей, из которых внутренний имеет два яруса. Долгое время считалось, что галереи пристроены к собору позднее, но исследованиями последнего времени доказано, что они связаны с ним единым замыслом и возникли одновременно. Только крестильня, встроенная в западную галерею, относится к середине XII в.

План Софии Киевской

Пространственное решение центрального ядра - крестово-купольное. С трех сторон его окружают чрезвычайно просторные хоры, открывающиеся внутрь храма тройными аркадами. Очевидно, хоры предназначались не только для пребывания там княжеской семьи во время богослужения, но и для размещения основных учреждений Киевской митрополии - палаты для торжественных событий, библиотеки со скрипторием (мастерской для изготовления рукописных книг), канцелярии, сокровищницы. Для подъема на хоры в западную галерею встроены две башни с винтовыми лестницами.

София Киевская представляет собой совершенный образец синтеза искусств. Стенопись и декоративное убранство составляют неделимое целое с архитектурой храма. В киевском соборе применено несвойственное Византии объединение в одном интерьере мозаик с фресками. При этом мозаичные изображения покрывают только важнейшие части храма - главный алтарь и центральный купол, остальной интерьер оформлен фресковой стенописью. Остатки фресок обнаружены также на фасадах - в нишах и на столбах галерей.

Пол в алтаре и центральной части (хоросе) был выложен шиферными плитами, инкрустированными мозаикой, в других частях - керамическими плитками. Многие элементы оформления были вырезаны из привозного греческого мрамора. Мраморными были пороги и колонны, низкая предалтарная ограда-темплон и сень-киворий над престолом. Шиферные парапеты ограды хоров покрыты резными орнаментами.

Выдающимся историческим источником является комплекс надписей-граффити, нацарапанных на стенах собора его посетителями в течение столетий. Среди них встречаются автографы известных исторических деятелей средневековой Руси.

Святыни

  • В Софийском соборе Киева под сводом горнего места есть . Богоматерь изображена в полный рост с воздетыми руками, стоящей на золотом четырёхугольном камне. По дуге полусвода чёрной мозаикой выложена на греческом надпись: «ὁ Θεὸς ἐν μέσῳ αὐτῆς καὶ οὐ σαλευθήσεται· βοηθήσει αὐτῇ ὁ Θεὸς τὸ πρὸς πρωΐ πρωΐ. - Бог посреди ея и не подвижется: поможет ей Бог утро заутра.» (Пс. 45:6). Своё название икона получила вероятно из-за того, что в продолжение более 800 лет именно стена с этой мозаикой никогда не подвергалась разрушению, в отличие от остальной части собора. В честь иконы в 2001 году был основан женский монастырь в городе Апшеронске.
  • . Эта ико­на, за­им­ство­ван­ная из церк­ви Юс­ти­ни­а­на в Ви­зан­тии, изо­бра­жа­ет со­еди­не­ние Церк­ви Небес­ной и зем­ной через во­пло­ще­ние Сы­на Бо­жия - Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей.
  • Красивейший древний храм Украины, имеющий тысячелетнюю историю и сохранившийся до наших дней — все это относится к Софийскому собору в Киеве. Сейчас собор используется в качестве музея, богослужения проводятся в строго отведенные дни.

    Основание и дальнейшая судьба

    По разным источникам указывается два года основания Софийского собора в Киеве: 1017 и 1037 гг. По данным из Новгородской первой летописи закладка храма произошла в 1017 г., и собор начинал строить князь Владимир, а заканчивал Ярослав. По другой версии строительство храма было запланировано в честь славной победы над печенегами на месте сражения. Если верить сведениям из «Повести временных лет», в 1037 г. Ярослав Мудрый вел массовое строительство в Киеве. Одновременно с Софийским собором возводился монастырь и Златые врата с церковью.

    Начало строительства собора

    По основной версии здание храма было построено по велению Ярослава Мудрого в XI в. Одной из причин закладки собора стал визит константинопольского митрополита Феопемпта, впоследствии переехавшего в Киев, чтобы служить русской церкви.

    Образцом для возведения тринадцатикупольного собора Святой Софии был взят итальянский храм Богоматери-Оранты. Византийский стиль архитектуры дает основание предполагать, что для возведения святыни приглашались зарубежные мастера.

    Киевский Софийский собор много раз был на грани уничтожения. В 1169 г., во время набега на Киев войска Андрея Боголюбского, храм был разграблен наряду с другими церквями города. В 1180 г. значительные повреждения зданию нанес случившийся пожар. Во время нашествия татарской Орды в 1240 году из Софийского собора была вынесена значительная часть святынь и реликвий. Кроме того чужеземцы нанесли храму значительные повреждения.

    Поставленный во главу Киевского Софийского собора в 1242 г. митрополит Кирилл II восстановил и отремонтировал разрушенные части здания. До конца века храм был кафедрой митрополитов Киева. Спустя полтора века при митрополите Киприане собор был вновь отремонтирован, после чего около трех с половиной веков зданием никто не занимался. Значительные повреждения храму были нанесены во время набега крымских татар. Ими был убит находившийся при церкви святой Макарий. Завершающим событием, приведшим к окончательному упадку прихода, стала передача храма Святой Софии униатам. Богослужения в храме стали проводиться все реже, а затем вообще прекратились.

    Возрождение Киевского Софийского собора произошло в XVII в. В 1633 г. храм отобрали у униатов и передали православной церкви. Во главе прихода встал митрополит Петр (Могила). Для восстановления и реставрации обветшавшего здания он пригласил арх-ра Октавиана Манчини из Италии. К концу столетия было восстановлено внутреннее убранство храма. Внешний вид здания был отреставрирован и достроен в стиле украинского барокко: появились семь новых грушевидных куполов, а стены украсила лепнина. При храме был основан мужской монастырь.

    Собор Святой Софии с момента открытия был усыпальницей многих русских митрополитов, князей и их семей. Для государей делались княжеские гробницы, в подземном склепе хоронили останки священнослужителей. Большинство захоронений не сохранились.

    До прихода советской власти собор был кафедральным храмом Киева. Октябрьская революция стала причиной разлада среди служителей храма. Между митрополитами началась борьба за главное место в Софийском соборе. В 1929 г. церковь закрыли. Разрушению здания храма препятствовали власти Франции. Они попросили оставить святыню, так как она была частичкой французской истории. Дочь Ярослава Мудрого была женой короля Генриха I. В 1934 году здание храма передали в ведомство Министерства культуры, и там был создан музей-заповедник.

    Современное состояние

    Современный внешний вид здание Софийского собора приобрело во времена Ивана Мазепы. Завершающим этапом реконструкции занимался митрополит Рафаил (Забаровский).

    Колокольня собора Святой Софии дошла до наших дней в первозданном виде. Её строительство датируется началом XVIII века: с 1699 по 1707 гг. В 1705 году по спецзаказу был отлит колокол для звонницы. В настоящее время он выставлен на втором этаже колокольни в качестве музейного экспоната. Его назвали в честь гетмана Украины «Мазепа».


    Собор входит в ансамбль Софийского монастыря, куда относятся все близлежащие здания – памятники древней архитектуры. С 1934 г. здесь образован заповедник «Софийский собор». Кроме храма Святой Софии и колокольни в ансамбль входят келейные монастыря, выездная башня, ворота Заборовского, пекарня, трапезная, Дом митрополита. Все эти здания преимущественно были построены в XVIII в.

    Уникальная коллекция фресок и мозаик XI в. была найдена во время реставрационных работ. В 1987 г. Софийский собор был удостоен Золотой медалью Европы за сохранность древней реликвии. Награда была присуждена Гамбургским фондом им. А. Тёпфера. С 1990 г. храм находится под защитой ЮНЕСКО. Его включили в список Всемирного наследия.


    Когда Украина стала независимым государством, в Софийском соборе были возобновлены богослужения. Но после внесения храма в реестр ЮНЕСКО службы запретили. Разрешается только проведение торжественных литургий в великие церковные праздники.

    Другая версия строительства

    С 2012 г. существует новая версия строительства храма. На стенах Софийского собора были обнаружены зашифрованные надписи, согласно которым закладка храма произошла в 1011 г., что на 26 лет раньше официальной даты.

    Мнения ученых также разделились после открытия саркофага Ярослава Мудрого и исследования останков. Оказалось, что древние мощи принадлежат женщине. По некоторым источникам останки князя хранятся в Бруклинском храме.

    Особенности архитектурного ансамбля

    Изначально киевский Софийский собор имел форму цилиндра, ступенчато поднимающуюся вверх. Здание было увенчано 13-ю куполами, располагающимися на разных уровнях. Нижний ярус состоял из 8 глав. Они окружали 4 купола, расположенных на уровень выше. Замыкающим был центральный большой купол, возвышающийся на высоком барабане. Купольные крыши были отделаны листовым свинцом. Здание храма с 3-х сторон окружала галерея в два яруса, и дополнительно была пристроена наружная одноярусная, над которой устроили длинный балкон для прогулок знаменитых особ. Две башни для подъема на хоры находились по бокам западной части собора. Само здание имеет квадратную форму, его стороны равны 29 м. С галерейными пристройками размер храма: 55×42 м.

    Внутренние помещения храма остались неизменными. Храм разделен на 5 нефов при помощи крестообразных столбов. Главные нефы пересекаются поперечными, образуя под центральным куполом помещение в виде креста. Внутренний диаметр купола составляет 7,7 метра. Высота храма в центре купола равна 29 м. Хоры с трех сторон окружают центральное помещение собора. Зайти на хоры можно через западные башни по винтовым лестницам.


    Главная апсида была расположена в восточной части храма. Трехпролетные аркады в два яруса находились в противоположных частях здания: с севера и с юга. 3-я аркада в западной части была ликвидирована при ремонтных работах в XVII в.

    Внутреннее убранство собора

    Изначально алтарь и купол собора отделывались живописной цветной мозаикой. Остальные части внутренних помещений были украшены фресками. Мозаичная картина Христа и 4-х архангелов находится в самом центре купола. Многие фрагменты были утеряны, подлинным остался только архангел в голубой одежде. Остальные в XIX в. были дорисованы красками художником Врубелем. Паруса купола расписаны изображениями святых, пишущих Евангелие. Выше на барабанных окнах находились 12 апостолов. В настоящее время можно увидеть верхнюю часть туловища ап-ла Павла, датируемую XI в. Над алтарем на своде находится мозаичная Богородица «Нерушимая стена».

    Адрес: Украина, г. Киев
    Дата основания, начало строительства: 1011 - 1037 год
    Координаты: 50°27"10.4"N 30°30"51.3"E

    Содержание:

    Собор Святой Софии расположен в самом центре города. Этот храм считался главным храмом Киевской Руси, был её культурным, политическим и религиозным центром.

    Именно здесь проходил процесс посвящения в митрополиты, процесс восхождения на княжеский престол, принимались послы и проходили церковные соборы.

    Вид на соборную колокольню

    История возникновения и существования Киевского Софийского собора

    История возникновения этого собора запутана и неоднозначна. Дата строительства храма до сих пор не определена. Существует два различных мнения. В соответствии с первой версией строительство Софийского собора проводилось в период правления Владимира I Святославича, по второй – строительство началось при правлении его сына Ярослава Мудрого. Исторические данные свидетельствуют о том, что в Киевском Софийском соборе была основана Ярославом первая на Руси библиотека .

    Согласно "Новгородской первой летописи", постройка Софийского собора была начата в 1017 году Ярославом Мудрым, однако, в "Повести временных лет" рассказывается о том, как Ярослав начал строительство церкви в 1037 году. В любом случае, достоверен факт, что в 1051 в нем побывал первый киевский митрополит, хиротонисан Илларион.

    Вид на Софийский собор с колокольни

    На протяжении всего периода существования, Софийский собор неоднократно разрушался, подвергался нападениям и разграблениям. В XI-XIII веках собор разоряли половцы и печенеги. В 1180 году, в результате пожара храм сильно пострадал. Однако наиболее серьёзные разрушения собору нанесли татаро-монголы, которыми руководил хан Батыя, в процессе захвата Киева в 1240 году. Тогда татаро-монголы разграбили Софийский собор. В 1497 году собор снова грабят теперь крымские татары. Только, начиная с XVII века, собор начинает возрождаться, а в 1688 году большой вклад в восстановление собора делает гетман Иван Мазепа. В XX-м веке древнему храмовому комплексу снова грозит опасность. Советская власть принимает решение уничтожить Софийский собор, однако вмешательство Франции, королева которой Анна (супруга Генриха I) была дочерью князя Ярослава Мудрого, предотвратило уничтожение реликвии.

    Главный вход в собор

    После спасения храма, был создан Софийский музей-заповедник, и начались исследовательские и реставрационные работы. Сегодня длина Софийского собора без галерей составляет около тридцати метров, ширина - 29,3 метра, величина подкупольного квадрата - семь с половиной метров, высота до вершины главного купола равна 29 метрам.

    Архитектурные особенности собора

    Специалисты считают, что в строительстве собора участвовало не менее 40 мастеров и около ста помощников. Длительность стройки около трёх лет, и еще несколько лет заняла отделка и роспись внутренних стен храма . Предполагается, что в строительстве храма участвовали, прибывшие из Константинополя греки. Об этом свидетельствуют технические приемы, а также особенности архитектуры собора, а именно традиции византийского зодчества воплощённые в архитектурной реализации двух лестничных башен, которые вели на хоры и кровлю храма.

    Вид собора с юго-востока

    Хоры являлись местом, где располагался князь со своей семьёй и приближёнными особами во время богослужений. Кроме того, здесь князь встречался с послами, решал вопросы государственной важности.

    Внутри стены храма украшены мозаикой и росписями, которые выполнили византийские живописцы. Мозаичная палитра Софийского собора очень богата и разнообразна, существует более 170 оттенков. Обнаружены также граффити, около 300, нацарапанные надписи, повествующие о политических деятелях и событиях. С самого начала в соборе было около 650 кв.м. мозаики, теперь можно увидеть около 260 кв.м. поверхности отделанной мозаикой и три тысячи кв.м. фресок . Среди самых известных мозаик храма – Богоматерь - Оранта и Христос – Пантократор (купольная мозаика).

    Вид собора от трапезной

    Железные плиты пола собора изображают мусульманский символ - полумесяц. Мозаичные элементы сохранились лучше фресок. В XVIII веке стены собора были оштукатурены, побелены, и была нанесена масляная роспись, однако, в следующем веке древние фрески опять раскрыли, и штукатурка была наложена и добавлена роспись только в местах, где фрески повреждены. Софийский собор являлся также местом захоронения киевских князей. Здесь находились останки Ярослава Мудрого, его сына Ярослава Мудрого Всеволода, и сыновей Всеволода: Всеволода Ростислава Всеволодовича и Владимира Мономаха. В прошлом в этом храме находилось около 100 захоронений.

    Вид на северо-восточный фасад собора

    Сегодня в храме имеются захоронения Ярослава Мудрого и его супруги, все другие захоронения были утрачены. Самыми главными ценными предметами и святынями храма был царственный венец - "Шапка Мономаха", который подарил Владимиру Мономаху византийский император, а так же было распятие, привезённое царицей Ольгой из Константинополя. В храме хранились челюсть крестителя Руси князя Владимира, кисти руки святой великомученицы Варвары. Таким образом, сегодня собор Святой Софии, являясь Всемирным наследием ЮНЕСКО, не может быть передан какой бы то ни было религиозной организации, и в нём нельзя проводить богослужения. Это государственный музей-заповедник, украинский памятник архитектуры.

    ЛАИШЕВСКИЙ ПРИХОД

    История

    Лаишевский приход теснейшим образом связан с двумя храмами - Софийским собором и Троицкой церковью - судьба которых, во многом трагичная, повторяет судьбу большинства церквей и монастырей России. Условно в истории Лаишевского прихода можно выделить дореволюционный, послереволюционный и современный периоды. Этого условного деления будем придерживаться при изложении материала.

    Софийский собор (1767-1917)

    Первое каменное зданиесобора во имя Премудрости Божией Софии было построено в 1767 году к предполагаемому приезду в Лаишево императрицы Екатерины II. К середине XIX столетия Софийский собор сильно обветшал, поэтому в 1853 году был разобран. В 1870 году было завершено строительство и 20 августа состоялось освящение нового каменного пятипрестольного одноименного собора. В помещении главного храма были приделы: Святой Екатерины и Пророка Ильи - освещены в 1895 году. В холодной трапезной были приделы: Николая Чудотворца и Казанской Божьей Матери - освящены соответственно в 1855 и 1858 гг. Над западным входом в храм была возведена массивная колокольня. После ремонта в 1899 году разобрана внутренняя арка, центральный объем соединен с трапезной. В подвалах устроены два калорифера для отопления собора. В 1901 году были перестроены пять барабанов и глав на центральном объеме храма.

    Софийский собор (1767-1917)


    Софийский собор представляет собой массивное здание с последовательным размещением четырех объемов (Три полукруглых апсиды, центральный кубический объем, прямоугольная одноэтажная трапезная, нижний ярус колокольни) на оси восток-запад. Храмовая часть церкви - массивный куб с тремя полуциркульными апсидами.


    Большая протяженная трапезная - одноэтажная. Нижний кубический ярус колокольни вплотную примыкает к трапезной. Окна трапезной части и входы имеют арочную форму и оформлены валиками. Окна апсид, трапезной, нижней части колокольни и дверные проемы - прямоугольной формы. Стены храма расчленены плоскими и обработанными рустом лопатками. Карнизы небольшого выноса, под ним широкий пояс.


    Наиболее богато декорирован нижний ярус колокольни, под карнизом идет ряд кокошников. Декоративное оформление выполнено в стиле эклектики, с использованием элементов русского теремного зодчества XVII в. Главный западный вход обрамлен профилированными пилястрами, поддерживающими карниз. Окна на запад оформлены романскими полуколоннами, на которые опираются треугольные карнизики. По западному фасаду также протянут аркатурный пояс с арочными окнами в нем, выше - две арочные ниши в окаймлении сгруппированных по три опоясанных полуколонок и встроенных кокошников. В интерьере стены были расписаны известным мордовским художником-скульптором С. Эрзьей (С.Д. Нефедовым).

    К собору были приписаны три каменных часовни: первая - у южной стены храма, построенная в 1735 году (перестройка в 1867 году) богомольцем Т. Яковлевым над гробницей "убиенного схимонаха Варсонофия", особенно почитавшегося лаишевцами, вторая -в виде молитвенного дома (на прежней Базарной площади), построенная в 1875 году в ознаменование 25-летия царствования императора Александра II; третья - в виде усыпальницы, на кладбище.

    Среди наиболее чтимых святынь, находившихся в соборе -икона Казанской Божьей Матери "в ризе украшенной жемчугом и драгоценными камнями и на ней чеканные письмена".

    В приходе Софийского собора в начале XX столетия насчитывалось 513 дворов, с населением 2709 чел. Долгие годы настоятелем собора был священник Иосиф Андреевич Богданов (родился в 1774 году). До 1800 года он служил в Никольской городской церкви и в Иоанно-Предтеченском женском монастыре Свияжска, затем переведен в Софийский собор Лаишева, где в 1803 году был возведен в сан протоиерея - и служил до 1842 года. Священник Александр Львович Высотский (родился в 1801 году) окончил Московскую Духовную Академию служил Ректором Чебоксарского Духовного училища (с 1834 года), в Софийском соборе с ноября 1841 года. Протоиерей Василий Семенович Вельский (родился в 1850 году в Самаре) окончил Уфимскую Духовную семинарию, в Софийский с обор был направлен настоятелем в октябре 1874 года, состоял гласным Лаишевского уездного земского собрания. Последний настоятель собора Святой Софии - Леонид Евстафьевич Скворцов (родился в 1878 году). Он окончил Казанскую Духовную семинарию, в 1906 году стал настоятелем собора.

    Троицкая церковь (1911-1917)

    7 ноября 1888 года учреждается внештатная женская общежительская община Святой Троицы, устроенная на земле, предоставленной городом и пожертвованной Татьяной Михайловной Ментовой. 5 августа 1895 года община преобразуется в Свято-Троицкий внештатный общежительский монастырь. Существовал монастырь на добровольные пожертвования и труды монахинь. Значительную помощь в строительстве постоянно оказывал купец К.А. Макашин.

    Церковь Святой Троицы - главный храм монастыря. В 1888 году губернским архитектором Федором Николаевичем Малиновским был подготовлен (по типовым разработкам) проект этого храма. Вероятно, прототипом Троицкой церкви стал Морской собор в г. Кронштадте. По архитектуре почти совпадает с Богородице-Скорбященской церковью в Свияжске. В1901 году закладывается фундамент (блоками по 20 пудов). Подрядные работы выполнял мастер Захаров. На вспомогательных работах использовался труд монахинь. На завершающей стадии строительства - при возведении барабана церкви «49 монахинь (подносили кирпичи) рухнули вниз вместе с лесами, 17 тут же скончались... захоронены в черте собора». В 1905 году строительство завершено. В1911 году были закончены отделочные работы. Весной 1912 года состоялось освящение Троицкой церкви, приуроченное к 300-летию царствования дома Романовых.

    Монументальный объем храма стал существенной силуэтообразующей доминантой в архитектурной застройке Лаишева. Композиционно-пространственная структура храма представлена пирамидальным нарастанием симметрично расположенных подкупольных объемов. Относится к типу симметрично-осевых пятиглавых четырехстолпных, одноапсидных церквей. Собственно храм двусветный четверик с высоким центральным световым барабаном под сферическим куполом с маковокой на барабане и четырьмя угловыми глухими барабанами с луковичными главками. На восоточном фасаде выступают три полукруглые апсиды под конхой. С запада примыкает односветная под двускатной крышей трапезная, почти равная по ширине храму и нижнему ярусу колокольни, замыкающей ось восток-запад. Трехнефная структура храма выделена на фасадах рустованными лопатками. Арочные окна второго света храма обрамлены профилированной полочкой с килевидным завершением. Килевидным архивольтом завершены дверные порталы храма на южном и северном фасадах. Шесть прямоугольных окон трапезной на фасадах по оси разделены двумя дверями. В оформлении нижнего яруса колокольни использованы: полукруглые и треугольные аркатуры, "городковый" карниз, полубалясины, лопатки, пилястры, трехлопастные килевидные архивольты, и др.

    В1909 году в монастыре, согласно штатам, пребывали: одна игуменья, семь монахинь, восемьдесят девять послушниц. Первой настоятельницей Троицкого монастыря была монахиня Чистопольского женского монастыря Анфия - находилась во главе обители в 1884-1897 гг. При ее непосредственном участии началось создание Свято-Троицкого монастыря. Вторая во времени настоятельница - игуменья Варвара (1900-1905 гг.). Монахиня Мария (Людмила Богоявленская) в должности настоятельницы с июня 1905 года по 1909 год. Последней настоятельницей была монахиня Иннокентия, определенная в Лаишевский Троицкий монастырь из Казанского Богородицкого монастыря в возрасте 56 лет (1909-1917 гг.).

    Софийский собор (1917-1956)

    После установления советской власти в Лаишево многих священнослужителей постигла трагическая участь. По постановлению Лаишевской ЧК 8 октября 1918 года в 8 часов утра «за подстрекательские действия, против Советское власти и оказание помощи белогвардейцам» Л.Е. Скворцов был расстрелян в алтаре храма. Пострадал и Софийский собор. Его закрыли в 1930 году. В этом же году сняли колокола. В 1956 годуСофийский собор оборудовали как кинотеатр «Заря». Верхние ярусы колокольни, барабаны и главы храма снесли.


    Троицкая церковь (1917-1992)

    Немногим лучшей была судьба Свято-Троицкого монастыря. Монастырь был закрыт в 1923 году. Произошло раскольничество, игуменью убили внутри храма, а 200 монахинь и послушниц выгнали на улицу. Их же обложили налогом в размере 10 рублей. Так же многие из них оказались лишенными прав голоса. В Троицкой церкви организовали Машинно-Тракторную Станцию, а кельи отдали под культурное учреждение (библиотека). Как памятник архитектуры Троицкая церковь принята на государственную охрану в 1983 году постановлением №273 Совета Министров ТАССР .

    Возрождение

    В настоящее время кинотеатр «Заря» (все, что осталось от бывшего храма Софийского собора) закрыт и находится в аварийном состоянии. Восстановление его требует больших затрат.

    В 1992 году Троицкую церковь (с прилегающими постройками) отдали верующим.


    Сразу после возвращения храма Русской Православной Церкви началось его восстановление. Были перекрыты купола храма, обновлены поврежденные фрагменты стен, выстроен каменный забор. В 2001 году президент Татарстана Минтимер Шаймиев организовал для храма пожертвования на сумму 500 тысяч рублей. На них были восстановлены четыре киота и три иконостаса. На роспись центрального иконостаса денег уже не хватило, и пришлось привлекать казанских предпринимателей.

    До настоящего времени, по восстановлению Свято-Троицкого храма, была проведена очень большая работа.

    В частности, в 2008 году завершилась работа по установке теплых полов в Храме.

    В 2011 году были покрыты новой кровлей все купола Храма.

    В начале 2012 года была установлена система стоков Храма.

    Силами прихожан ведется внутреннее обновление Храма.

    Первым значительным памятником древнерусского зодчества явился Софийский собор в Киеве — главный христианский храм домонгольской Руси. Его строительство начато в княжение Ярослава Мудрого, не ранее 1017 года и не позднее 1019 года, а освящен собор в 1032 году. Храм был сооружен на месте битвы киевлян с печенегами, окончившейся полным разгромом кочевников. «Сим поражением уничтожена та орда и после не беспокоила уже России. В память сей-то знаменитой победы Ярослав на поле сражения основал великолепную церковь каменную во имя святой Софии», — писал митрополит Евгений Болховитинов. Первоначальная София Киевская была деревянной, и лишь несколько лет спустя Ярослав Мудрый начал возводить на ее месте монументальный каменный храм.

    Софийский собор. Открытая древняя кладка.


    Храм Святой Софии в Киеве был построен в эпоху расцвета Киевской Руси. Он затмил собой все, что было создано на Руси в предыдущие эпохи, и не был превзойден в последующие века.


    Колокольня Софийского собора на Софийской площади.



    В ряду всемирно известных храмов Софийский собор в Киеве занимает одно из первых мест по художественному совершенству, красоте, величию и масштабам. Даже известный путешественник Павел Алеппский, видевший Софию Киевскую в XVII веке — в не самые лучшие для нее времена, — сказал, что «ум человеческий не в силах ее обнять». И совершенно справедливо первый русский митрополит Илларион в проповеди, сказанной им, вероятно, при освящении Софийского собора, восхищенно говорит: «Церковь дивна и славна всем окружным странам, яко же иной не найдется во всех землях от востока до запада».


    Софийский собор был главным религиозным, общественно-политическим и культурным центром Древнерусского государства. Здесь происходили церемонии «посажения» великих киевских князей, у стен храма собиралось киевское вече, здесь велось летописание и размещалась первая на Руси библиотека. В одном из нефов собора была устроена великокняжеская усыпальница, где похоронены киевские князья Всеволод Ярославич, Ростислав Всеволодович, Владимир Мономах. А на внутренних стенах храма сохранилось около трехсот граффити — надписей и рисунков, относящихся к XII—XIII векам. Нацарапанные киевлянами того времени, они повествуют о бытовой и общественной жизни Киевской Руси, в них упоминаются имена Ярослава Мудрого, его сыновей Всеволода и Святослава, Владимира Мономаха, епископа Луки Белгородского, воеводы Ставра Гордятинича.


    Огромные размеры собора производили на современников неизгладимое впечатление. Первоначальная ширина храма составляла 55 м, а длина (без апсид) — 37 м. Но это монументальное сооружение, выложенное из розовой плинфы, отнюдь не «давило» на зрителя! Массу собора облегчали открытые галереи, которые как бы связывали храм с окружающим пространством, с природой, делали его доступней и человечней. Чем выше, тем стремительней нарастали объемы, ступенями восходя к завершению — центральному куполу на высоком барабане...


    Макет - реконструкция первоначального облика собора

    Фасады этого удивительно гармоничного и монументального сооружения были украшены орнаментами из кирпичей, поставленных на ребро и «утопленных» в кладку здания, а также фресками. Фрагменты этих фресок и сейчас еще можно видеть у северного и южного входов и в некоторых других местах.


    Святитель Василий Великий. Мозаика алтаря, XI век


    Как пишет «Повесть временных лет», в Софийском соборе князь Ярослав Мудрый хранил свою легендарную библиотеку: «Ярослав же любил книги и, много их написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными...» Эта древнейшая русская библиотека, как считают некоторые исследователи, до сих пор хранится где-то в подземельях Софии Киевской. В стенах собора находилась и первая в России школа. Здесь же был устроен скрипторий — помещение, в котором монахи переписывали и переводили книги. И здесь же в 1054 году нашел свое упокоение в мраморном саркофаге основатель собора — князь Ярослав Мудрый. Кроме него в Софийском соборе были погребены князья Изяслав Ярославич (убит в 1078 г.), Всеволод Ярославич (ум. в 1093 г.), Ростислав Всеволодович (погиб в 1094 г.), Владимир Мономах (ум. в 1125 г.).



    За свою многовековую историю собор пережил множество невзгод: нападения врагов, грабежи, пожары, частичные разрушения. Храм многократно разоряли не только внешние неприятели, но и русские князья. Князь Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взявший Киев в 1169 году, ограбил ризницу Софийского собора и вывез драгоценные иконы, ризы, книги и даже снял колокола. В 1204 году его «подвиг» повторил князь Рюрик Ростиславич Смоленский, содравший оклады с икон и похитивший драгоценную утварь собора, книги и даже одеяния древних киевских князей, хранившиеся в храме. Новым ударом стало нашествие Батыя. В 1240 году ворвавшиеся в город татары, по словам митрополита Евгения Болховитинова, «искали сокровищ не только в кладовых, но и в стенах церквей и в самых гробах князей».

    В результате Батыева погрома храм лишился кровли и долгие годы стоял под открытым небом. От непогоды стены начали трескаться, поврежденный собор постепенно разрушался. Рухнула верхняя часть здания, громадная трещина пересекла всю алтарную часть. Первая частичная реставрация собора была проведена только в конце XIV столетия. Но лишь в 1640-х годах митрополит Петр Могила, основавший при Софийском соборе мужской монастырь (впоследствии упраздненный), впервые за многие годы полностью отреставрировал храм, пригласив для работ итальянского архитектора О. Манчини.


    Собор был построен в классическом «византийском» стиле и имел, как считают некоторые исследователи, 25 куполов (по другим данным — 13 куполов). Тринадцать центральных куполов храма, покрытые листовым свинцом, символизировали Христа и двенадцать апостолов. Фасады храма не были оштукатурены. Их украшали декоративные ниши, орнамент, живопись. Еще в 1651 году, судя по рисункам голландского художника А. ван Вестерфельда, собор сохранял свои первоначальные формы. В последующие времена собор неоднократно менял свой облик, обрастая пристройками и надстройками. Двенадцать древних куполов были разобраны. В 1685—1707 годах храм был основательно перестроен в стиле барокко, были сооружены шесть новых куполов. Тогда же были надстроены вторые этажи над внешней галереей, а пять центральных куполов получили грушевидную форму, характерную для эпохи украинского барокко XVII—XVIII веков. На восточном и западном фасадах собора были сооружена фигурные фронтоны, а окна получили пышные барочные наличники. Спустя почти полвека, в 1744—1748 годах, при митрополите Рафаиле Заборовском фронтоны и барабан центрального купола украсил лепной орнамент. Тогда же был установлен новый иконостас и серебряные Царские врата. В соборе хранилась чудотворная икона Любечской Богоматери и мощи священномученика Макария, митрополита Киевского, убитого 1 мая 1497 года татарами по пути из Вильно в Киев.


    Софийская площадь.1840 г Софийская площадь.1851 г

    Внутреннее пространство храма осталось почти не затронуто позднейшими переделками. Переступив порог храма, зритель попадает во внутреннее пространство — высокое, торжественное, где среди причудливой игры света и тени мерцают древние мозаики и переливаются многоцветные фрески.

    Дальние углы собора тонут в полумраке.



    Центр, подкупольное пространство, залит ярким светом, льющимся в проемы светового барабана главного купола. А прямо навстречу входящему в храм из полумрака в мягком золотом мерцании выходит Богоматерь в ярко-голубых одеждах, с воздетыми руками — «Богоматерь Нерушимая Стена», защитница киевлян в лихую годину татарского нашествия. В 1240 году, ворвавшись в Киев, татары долго и безуспешно били тараном в стену собора, в котором укрылось множество киевлян. Били как раз с той стороны, где помещалось огромное мозаичное изображение Богоматери. И стена устояла...

    Высоко из-под купола смотрит строгий лик Пантократора — Христа Вседержителя. Лик Христа как бы парит в высоте, завершая сложную многоцветную мозаичную композицию. Ниже, по четырем сторонам света, расположены фигуры четырех архангелов, а еще ниже — фигуры двенадцати апостолов.


    Первоначально алтарная часть собора от сводов до пола была покрыта мозаичными картинами, выполненными на золотом мозаичном фоне. Мозаики Софийского собора в Киеве — выдающиеся произведения древнерусского монументального искусства. А мозаичные композиции «Богоматерь Нерушимая Стена» и образ Богоматери из деисусного чина относятся к выдающимся образцам мирового искусства.


    «Окном в исчезнувший мир» являются фрески лестничных башен, ступеньки которых ведут на хоры. В отличие от храмовых они выполнены не на религиозные, а на светские темы. Здесь можно увидеть бытовые и жанровые сценки из жизни Константинополя и Киева эпохи Ярослава Мудрого: ипподром с публикой, судьями и императором в отдельной ложе; кукольный «вертеп»; потехи — скоморохов, ряженых, борцов, танцоров, дудочников, органистов, играющих на органе; охоту на медведя; выход княжны из дворца.

    Мозаики и фрески Софийского собора были призваны играть важную роль: они являются как бы «Библией для неграмотных». Ведь Русь только-только была крещена, и Церковь придавала огромное значение изобразительному искусству — росписи храма как бы объясняли неофитам сущность христианской религии и морали, излагали события Ветхого и Нового Завета. Эта роль церковного изобразительного искусства снова стала важной и в наши дни.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Анализ стихотворения Тютчева «Я встретил Вас… Анализ стихотворения Тютчева «Еще шумел веселый день…» Анализ стихотворения Тютчева «Я встретил Вас… Анализ стихотворения Тютчева «Еще шумел веселый день…» Руцкой Александр Владимирович Руцкой Александр Владимирович Руцкой александр владимирович - биография Генерал рудской биография Руцкой александр владимирович - биография Генерал рудской биография