Масленица широкая. С началом широкой масленицы Что означает выражение широкая масленица

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Масленица - разудалый праздник с размахом и поистине русской душой. Весёлые гулянья, катания на санях, забавы, встречи с друзьями и роднёй, огромное количество съеденных блинов, отличное настроение и главное - предчувствие весны, вот что такое Масленица!

Масленица появилась во времена язычества, то есть до возникновения христианства. Изначально Масленица отмечалась две недели, до и после дня весеннего равноденствия, который для многих народов был началом Нового года. Поэтому Масленица была и проводами зимы, и встречей весны (что сохранилось до наших дней), а также новогодними праздниками.

После принятия христианства языческий праздник не был отменён, просто празднования сократились вдвое и составляют одну неделю, которую часто называют Сырной (или мясопустной) седмицей и дата начала Масленицы стала «плавающей», напрямую зависящей от даты Пасхи.

Масленицу отмечают в последнюю неделю перед Великим Постом, когда уже нельзя употреблять мясную пищу, но, чтобы переход к постному столу был не такой резкий, разрешалось вволю лакомиться блинами со всевозможными начинками.

Обычно Масленица отмечается в конце февраля - начале марта, но, как и Пасха, может быть ранняя (например, в 2018 и 2029 годах начало Масленицы наступит 12 февраля).

Для православных Масленица - время для подготовки к Великому Посту, примирения и прощения. В Сырную неделю отменяются посты по средам и пятницам, но мясо есть уже не полагается.

Масленица символизирует смену зимы весной, плодородие и начало новой жизни, но никогда в дни Масленицы не забывали об умерших - ведь блины это не только маленькие «солнышки», но и традиционно поминальное блюдо.

Плодородие - наиважнейший фактор для всех слоёв население, поэтому и чучело Масленицы (олицетворение плодородия) делали в виде дородной женщины, с пышными формами и ярким румянцем на щеках, в многослойной одежде. Традиция сжигания чучела тоже «работала» на будущий урожай - пепел от Масленицы разбрасывали по полям, ещё покрытым снегом, для повышения плодородности.

По языческим обрядам изготавливали и сжигали в последний день Масленицы чучело зимы, тем самым давая понять, что с ней прощаются. Но в начале февраля это не совсем уместно, поэтому постепенно чучело стали называть Маслёной или Масленицей.

Масленицу празднуют не только в России, но и практически во всех европейских странах. У восточных и западных славян, как православных, так и католиков, празднуется Мясопуст - аналог масленичной недели, во время праздника устраиваются гулянья и весёлые совместные развлечения молодёжи, особенно среди неженатых юношей и незамужних девушек. Цель праздника - познакомить молодых людей и завязать новые отношения, которые должны закончиться свадьбой, чтобы родились дети - плодовитость женщин в народном понимании напрямую связана с плодородием земли.

Всем известный Карнавал у западных католиков также отмечается в последнюю неделю перед Великим Постом, чтобы вдоволь навеселиться перед периодом воздержания.

У каждого народа имеется своё название Масленицы, например, в Латвии отмечают Метени , а в Литве - Узговенье , греки веселятся во время Апокриес , а армяне - Бун Барекендан .

Узкой Масленицей называют первые три дня Сырной седмицы, в которые не только праздник праздновали, но и дела делали - по хозяйству, убирались и готовились к 40-дневному Посту. Широкая Масленица праздновалась действительно широко и от души - с четверга до воскресенья были забыты все, даже неотложные хозяйственные дела, праздничные дни полностью заполнялись гуляньями и забавами, каждому дню присвоено название и свои собственные обычаи.

Понедельник - Встреча, заканчивались основные приготовления к празднованию, утром невестку снаряжали в родительский дом, куда вечером отправлялись свёкры, чтобы за блинным угощением обсудить планы на Масленицу. Интересный факт - поговорка «Первый блин - комом» имеет не такое значение, как мы привыкли. Дело в том, что на Руси комами называли медведей, которые играли важную роль в праздновании Масленицы - есть обычаи, связанные с побудкой медведя от зимнего сна. Так вот первый блин отдавался комАм, то есть - медведям, для их спокойствия и сытого пробуждения. На самом деле, чаще всего первые испечённые в понедельник блины отдавались нищим, чтобы они помянули усопших.

Вторник имеет название , характеризуется не только гуляньями и катанием с горок, но и смотринами невест, на которых приглашали друг друга на блины.

Среда - Лакомки , зятья приходили на блины к тёщам, где собирались гости после того, как заканчивали работы по хозяйству.

Четверг - первый день Широкой Масленицы - Широкий разгул . Кулачные бои, катания на санях, запряженных тройками ярко наряженных лошадей, розыгрыши, катания с горок и на качелях, горы блинов с самыми разнообразными начинками, медовуха лилась рекой, скоморохи, шуты и карнавальные шествия - именно так гуляли на Масленицу.

Пятница назвалась . Зятья приглашали тёщу и её родственников и угощали блинами с икрой и рыбой, а также сладкими начинками.

Суббота - это Золовкины посиделки . Сёстры мужа собирались в доме у невесток, лакомились блинами и занимались самыми женскими делами - перемывали косточки мужьям и их мамам. Молодые жёны делали своим золовкам подарки, чтобы дальше жить в мире и согласии.

Воскресенье известно как Прощёное , когда в обязательном порядке необходимо было пойти в церковь, где батюшки просили прощения у своих прихожан, а те, в свою очередь - друг у друга. Прекрасный и светлый обычай до сих пор позволяет многим попросить прощения, в котором нельзя отказывать. Ведь не даром ответом на «Прости» всегда звучит - «Бог простит и я прощаю». В последний день Масленицы сжигалось чучело Маслёны, люди посещали кладбища и отправлялись в баню - смывать грехи и готовиться к Посту.

Рецепты блинов на Масленицу

На масленицу каждая хозяйка знает, какие блины она будет подавать - те, которые лучше всего ей удаются! А если захочется немного свернуть с проторённой дороги традиций, предлагаем несколько неизбитых и полезных вариантов, например, гречневые блины.

Ингредиенты:

  • - 1/2 л.
  • - 100 гр.
  • - 150 гр.
  • - 70 гр.
  • - 2 шт.
  • - 1 ст. л.
  • - 1 ч. л.

Просеять оба вида муки в миску, добавить соль и сахар, яйца и тщательно перемешать. Небольшими порциями ввести молоко, не переставая мешать тесто. В конце добавить сливочное масло, предварительно растопленное и остуженное до комнатной температуры. Тщательно перемешать тесто, накрыть полотенцем и дать отдохнуть 30 минут. Выпекать блины на сильно разогретой сухой сковородке с толстым дном. Подавать со сметаной и любыми сладкими начинками - , вареньем или сгущёнкой.

Ингредиенты:

  • (10 тонких блинчиков) - 300 гр.
  • - 700 гр.
  • - 1 шт.
  • - 2 ст. л.
  • - 40 гр.
  • (по вкусу) - 2 гр.

Рецепт тонких блинчиков можно подобрать в нашем , испечь тонкие блинчики, лук очистить и мелко нарезать, спассеровать на растительном масле, добавить шампиньоны, готовить 10-15 минут, посолить. На центр каждого блинчика выложить пару ложек начинки, сформировать мешочек, соединив края блина и завязать тонкой полосочкой Чечила.

Блинный торт Шоколадный

Ингредиенты для блинов:

  • - 600 мл.
  • - 100 гр.
  • - 2 шт.

Испокон веков Масленица празднуется с размахом, за что и получила свое название - Широкая Масленица . В народе говорили, что в это время надо есть столько раз, сколько собака махнет хвостом или сколько раз прокаркает ворона. В отличие от многих других праздников, на Масленицу не только чревоугодничают дома, в семье, но и часто ходят в гости и приглашают гостей к себе. Масленица - праздник языческий. Ее происхождение затерялось в глубокой древности, но отмечалась она у всех славянских народов. Люди призывали в свой дом хороший урожай и богатый приплод. Праздник был связан с культом нарождающегося солнца, отсюда и традиционные блины. Круглые, горячие, золотистые, они представляют собой как бы миниатюрные изображения нашего светила. «Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей», писал А.И. Куприн. Со временем Масленица утратила мистический смысл и превратилась в массовое народное гулянье, посвященное проводам зимы. Только на Масленицу полностью раскрывалась вся широта русского характера, русской удали. Да и в наше время, в последние дни перед самым продолжительным и строгим постом в народе принято «погулять на славу», наведаться в гости, поесть блинов и порадоваться вместе с родными и друзьями.

​​​​​​​Блины - блюдо, обрядовое применение которого известно у восточных славян, главным образом у русских. Особое значение в обрядах имеют горячий первый блин и блин, испеченный последним, лежащий сверху в стопе. Блины, блинчики, оладушки пеклись на Руси весь год, но все же именно они стали главным угощением и символом праздника Масленицы. Каждая хозяйка имела свой особенный рецепт приготовления блинов. Пекли блины из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, иногда с добавлением пшенной или манной каши, картофеля, тыквы, яблок. В деревнях опару ставили еще в ночь на понедельник, чтобы с утра, к завтраку, на столе уже высилась стопка ароматных блинчиков «с пылу, с жару». Существовал интересный обычай: первый блин всегда посвящали умершим. Блин, выпекаемый первым на масленой неделе, выкладывали «родителям» на слуховое окно, божницу, крышу или давали нищим. Если его клали на слуховое окошко «для душ родительских», то обязательно приговаривали: «Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!» В городах первый блин подавали нищему, чтобы он помянул всех усопших. Ели блины с утра до вечера, чередуя с другими блюдами. Особенной популярностью пользовались сдобные дрожжевые блины, которые продавались с лотков на каждом углу, подавались в трактирах и закусочных вместе со сметаной, грибочками, икоркой, селедкой, килькой, взбитыми сливками, вареньем и медом. Запивали их чаем, сбитнем или горячим молоком. В знаменитых петербургских и московских ресторанах расторопные половые вместе с карточкой меню клали на столы отпечатанные поздравления с Масленицей , часто написанные в стихах и украшенные яркими рисунками. Каждый день Масленичной недели носит свое название и имеет свои обряды.

Понедельник - «встреча». К первому дню Масленицы обычно устраивались общественные горки, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами. Дети утром делали соломенную куклу, наряжали ее и возили в салазках.

Вторник - «заигрыш». В этот день с утра приглашались девицы и молодцы покататься на горках. Молодцы высматривали невест, а девушки украдкой поглядывали на суженых. Раньше народ толкался около уличных кукольных балаганов, а по вечерам ряженые ходили по домам. Да и сегодня никто не мешает пойти в гости и даже устроить там небольшой самодеятельный концерт.

Среда - «лакомка». Со среды уже официально начинается «праздник живота». В этот день тещи приглашали зятьев на блины, а для развлечения любимого зятя созывали всех родных. А по вечерам пели песни про заботливую тещу, разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, да как зятек-то теще спасибо сказал.

Четверг называется «разгулом» или «широким четвергом». В этот день празднества подходят к середине. При Иване Грозном по четвергам велись жаркие кулачные бои. После них мужикам не страшно было исполнить и вторую свою обязанность - послать теще приглашение на блины.

Пятница - «тещины вечерки». В этот день зятья угощали тещ блинами, иногда со всею родней. Впрочем, есть и другая версия: в пятницу именно зятья должны нагрянуть к тещам на блины. Что больше по душе - выбирайте сами. Главное, этот день должен пройти под девизом: «блин не клин , живота не расколет!».

Суббота - «золовкины посиделки» (для любознательных: золовка - сестра мужа). Черед стряпать молодым невесткам. Девушки должны откормить блинчиками сестер мужа. В субботу дети строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем делились на две половины: одна из них старалась защитить городок, другая должна была силой взять его.

Воскресенье - «прощёный день», венец всей Масленицы. С закатом солнца предписывается ходить из дома в дом и смиренно просить прощения у всех, кому с прошлой Масленицы чем-то насолили. Новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки. Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума - полотенце, а для кумы - кусок мыла. В деревнях жгли костры, но не обычные - из хвороста и поленьев, а из соломы да старых вещей. Бросали в костер все, что в новом году уже не понадобится, чтобы освободиться от всего ненужного. Кульминацией Масленицы остается сжигание чучела. Предваряют сожжение песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся угощением горячим сбитнем и блинами. В качестве жертвоприношения изготавливали огромную смешную и страшную куклу - чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду. Затем несли ее через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест. За околицей устраивался большой костер. Давали чучелу блин, после чего «Сударыня - Масленица» сжигалась на костре со словами: «Гори , блины, гори, Масленица!» В костер бросали не только чучело Зимы, но и разные старые вещи, остатки праздничной еды, что символизировало похороны зимы, всего отжившего, старого, вместе с тем - обновление природы, зарождение весны, новых сил плодородия. Другой вариант этого обряда выглядит так: на санках вывозят большую соломенную куклу, наряженную в национальный костюм. Это Зима. Ее устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и благодаря за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают, а когда Зима сгорит, молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в веселье и ловкости и завершается праздник Масленицы.

Масленица - единственный языческий праздник, официально признанный Русской православной Церковью. В эту неделю, предшествующую Великому посту, Церковный Устав запрещает верующим есть мясо, но разрешает молочные продукты, масло, яйца и рыбу. Праздник стал именоваться Масленицей лишь с XVI века, когда был включен в церковные праздники и по времени сдвинут почти на месяц ближе к началу года из-за наличия у христиан Великого поста, которому церковная Масленица стала предшествовать. Церковная Масленица начинается за 8 недель перед Пасхой и длится одну неделю с понедельника по воскресенье. Народная Масленица начинается на день раньше - в воскресенье, на так называемое «мясное заговенье», когда православным в последний раз разрешается есть мясо. После Масленицы начинаются 7 недель Великого поста, длящегося до праздника Пасхи.

В церковном календаре Масленичная неделя - это семь дней веселых песен, угощений и игр на свежем воздухе. А потом - Великий пост, самый долгий и строгий в году.

В церковном календаре Масленичная неделя - это семь дней приготовления к Великому посту, самому длинному и строгому в году. Масленицу называют сырной седмицей, потому что разрешены молочные продукты, и мясопустом, потому что мяса уже не едят.

Она начинается назиданием о Страшном суде, а заканчивается напоминанием об изгнании Адама из Рая и Прощеным воскресеньем, когда все православные просят друг у друга прощение.

Церковный календарь с первых веков христианства включил в себя видоизмененные языческие празднества урожайного цикла. Масленица у нас, как и карнавал ("прощай, мясо" в переводе с латыни) в западной традиции, не единственный праздник языческого происхождения.

Если западный карнавал - это площадная демонстрация нарядов и чувственные удовольствия, то русская Масленица - пир горой с кулачными боями и прочим удальством. Церковь не одобряла ни того ни другого, но с течением времени конфликт между Церковью и народными обычаями потерял остроту - сегодня нам больше угрожает утрата национальных традиций, чем разгул на Масленицу.

Из всех 15 православных Церквей Масленица с блинами и снежными городками существует только в России. Естественная для русских, она неизменно поражала иностранцев, которые не могли постичь ни широты гульбы, ни обычая в конце празднования каяться перед всем миром, ни жестокой строгости поста, который налагали на себя вчерашние буяны.

Седмица "согласия и примирения"

Масленица в церковном календаре именуется сырной седмицей (семидневная неделя на церковнославянском - неделя, а воскресенье - седмица). Название "сырная" напоминает, что мясо уже запрещено, а молочные продукты, яйца и рыба разрешены. Сырная седмица является сплошной, то есть без поста в среду и пятницу.

Она начинается после мясопустной недели (когда нельзя есть мясо) и завершается Прощеным воскресеньем, заговеньем (запретом) на молочное и подготовкой к Великому посту.

На Масленице уже не играют свадеб - обрученным придется ждать до окончания Пасхальных праздников. Суббота перед Масленицей называется Великой родительской - в этот день принято поминать усопших.

В мясопустное воскресенье на церковной службе напоминается о всеобщем последнем и Страшном суде над живыми и мертвыми, на который предстанут во плоти все существовавшие души.

Несмотря на языческую символику блина как символа солнца, это кушанье Церковь никогда не запрещала. Православные едят блины все дни сырной седмицы. Позвать на блины - лучший повод в году для того, чтобы помириться, загладить вину и великодушно простить обидевших вас людей. На Масленице принято ходить в гости, звать гостей, угощать бедных, жертвовать нищим.

Последнее воскресенье перед Великим постом называется Прощеным - эта традиция не языческая, она восходит к первым векам христианства, когда небольшие тайные общины старались сохранять братские отношения. До революции все прихожане знали друг друга, своего священника и архиерея - так что просить прощения для них было естественным, а не театральным жестом.

На службе в Прощеное воскресенье вспоминается библейское сказание об изгнании Адама и Евы из Рая после нарушения ими первого божественного предписания - послушания. В проповедях преобладает тема взаимного прощения. К вечеру заканчивается употребление в пищу молока и яиц.

В храмах совершается чин прощения: священники просят прощения у прихожан, а те друг у друга. Не простить нельзя. Если обида велика, люди говорят "Бог простит", а если сердце совестливое, добавляют "ты меня прости".

В Чистый понедельник, который следует за Прощеным воскресеньем, начинается Великий пост - семь недель молитвы и покаяния в память о сорокадневном удалении Иисуса в пустыню.

Масленичная неделя

Понедельник. "Встреча"

В этот день встречали Чистую Масленицу - широкую боярыню, наряжали куклу-чучело, насаживали на шест и с пением возили на санях по деревне. Зажиточный люд начинал встречу Масленицы с посещения родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за круглой чаркой и устанавливалось, когда и где проводить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам. К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями.

Вторник. "Заигрыш"

С этого дня начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания на санях, народные гулянья и представления. На "заигрыш" с утра девицы и юноши ходили в гости - покататься на горках, поесть блинов. В богатых домах к этому дню братья строили во дворах домов горки для сестер, а от дома к дому ходили "позыватки" - люди, через которых хозяева того или иного дома приглашали друзей к себе в гости. "Позываток" встречали с почетом, угощали блинами и вином, прося кланяться хозяину и хозяйке с детками и всеми домочадцами. Отказ тогда объявлялся общим выражением: "У нас состроены у самих горы и гости прошены". Соседи толковали такие отказы по-своему: "Здесь-де, начинается разлад и дочку прочат за другого". Надо сказать, что все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после Великого поста играть на Красной горке свадьбу.

Кроме того, в больших деревянных балаганах давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. По улицам ходили ряженые в масках и катались большие компании на тройках и простых розвальнях.

Среда. "Лакомка"

В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки, в которых продавался горячий сбитень (напиток из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же можно было выпить чаю из самовара. На "лакомку" тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. Бывало, что в этот день в деревнях устраивались "девичьи съезды": молодые и пожилые женщины в праздничных платьях катались по деревням и селам отдельно от мужчин и распевали веселые песни. По вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами. Кроме того, разыгрывали фарсы про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал. Считалось, что в Масленицу, а особенно на "лакомку", нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет".

Четверг. "Разгульный четверток"

В четверг начиналось основное веселье: катались по улицам, пели частушки, устраивали кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика - балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим "поездом" с песнями тянулся народ. Кроме того, в "разгул" начинали возить по улицам чучело Масленицы и колядовать.

Пятница. "Тещины вечерки"

В этот день наступала очередь зятьев приглашать к себе в гости матерей своих жен и угощать их блинами и сладостями. Приглашения же бывали разные: почетные - когда теща со всей своей родней приглашалась к праздничному обеду, или простые - на ужин. Однако прежде чем идти в гости, теща должна была с вечера прислать все необходимое для печения блинов, в том числе сковороду и половник, а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

Суббота. "Золовкины посиделки"

В субботу невестка приглашала родных мужа к себе в гости на золовкины посиделки. Если золовки (сестры мужа) были еще не замужем, тогда невестка созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю. Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками.

Прощеное воскресенье. "Целовальник. Проводы"

В этот день провожали Масленицу. Соломенное чучело чествовали, приглашали вернуться на следующий год, а потом увозили за околицу и сжигали на костре. В последний день Масленицы все просили друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом. Новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки. Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума - полотенце, для кумы - кусок мыла. В деревнях жгли костры, но не обычные - из хвороста да поленьев, а из соломы да старых вещей. Бросали в костер все, что в новом году уже не понадобится, чтобы освободиться от всего ненужного. В городах же костры разводили с другой целью - растопить ледяные горы.

Воспоминания о Масленице

Ни один человек, собственными глазами увидевший, что такое Русская масленица, не остается равнодушным к этому поистине грандиозному празднику. И об этом свидетельствуют воспоминания многих известных людей:

Масленица в развале. Такое солнце - что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Идут парни с веселыми связками шаров, гудят шарманки. Фабричные внавалку, катаются на извозчиках с гармоньей. Мальчишки в «блина» играют: руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать - не выронить, весело бьются мордами…

Широкая печь пылает. Две стряпухи не поспевают печь. На сковородках, с тарелку, «черные» блины пекутся и гречневые, румяные, кладутся в стопки, и ловкий десятник Прошин с серьгой в ухе, шлепает их об стол, словно, дает по плеши. Слышится сочно - ляппп! По всему череду: ляп. .ляп.. ляпп! пар идет от блинов винтами. Стоит благодатный гул: довольны!»

А в начале ХХ века были еще и специальные масленичные пряники-подарки. Такая радость! На большом круглом прянике стоят ледяные горы из золотой бумаги и бумажные вырезные елочки; в елках, стойком на колышках, - вылепленные из теста и выкрашенные сажей, медведики и волки, а над горами и елками - пышные розы на лучинках, синие, желтые, пунцовые - всех расцветов. И над всей этой «масленицей» подрагивают в блеске тонкие золотые паутинки канители.

И.С. Шмелев

Масленица. В это время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкою до упаду и бесчувственности. По своей темпераментности московиты, пожалуй, сродни итальянцам. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и почти таким же образом отправляется.

Г. А. Шлейссингер

Масленица, вероятно, родилась на севере - она дочь мороза. Человек увидал ее прячущуюся за сугробом снега, а законодатель призвал ее в помощь человеку в самое суровое и печальное время года, и она явилась с жирными, румяными щеками, с коварным глазом, с обнаженной …, но с улыбкой на устах, но с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела озябшую кровь в его жилах, охватила его руки и пустилась танцевать с ним до обморока.

Жюль Жанен

Русская Цивилизация

Штурм снежного городка

Бог Велес

Бог Ярило

Кулачные бои

В древние времена на Руси проводы зимы и встреча весны были связаны с именем Велеса - языческого бога плодородия и скотоводства. После того, как Русь приняла христианство, один из любимых наших праздников сохранился, а с 16 века стал назваться - МАСЛЕНИЦЕЙ.

Мужчины переодевались в женские костюмы, женщины рядились в мужские, и вообще народ предавался самому безудержному веселью, катаниям с горок на санях, шумным пиршествам и кулачным потехам. Масленица часто становилась похожей карнавал.

« Тещины вечерки » и « Золотые посиделки »

Народ отмечал масленицу главным образом гуляньем и блинами. Масленица потому так и названа, что русские люди до Поста ели коровье масло: на нем жарились блины, оладьи, пирожки, калачи и лепешки. Мяса уже не ели.

Шуточное изображение масленицы возили по улицам. Для этого брали огромные сани, в которые запрягали иногда до двенадцати лошадей (а иногда запрягали несколько человек, разряженных кто во что горазд). В середине саней устанавливали высокое толстое бревно в виде мачты. На вершине этого бревна укрепляли колесо, на которое садился какой-нибудь деревенский мальчишка и развлекал народ различными шутками и фокусами. Его сопровождали музыканты, а впереди саней прыгали и пели деревенские весельчаки и балагуры.

Борьба и кулачные бои издавна были во время масленицы любимой народной потехой. А в некоторых губерниях в дни празднования непременно разыгрывали «штурм снежного городка», который так красочно запечатлел на своей картине русский художник В.И.Суриков.

Деревенские ребята строили из снега на реке целый город с башнями и двумя воротами, между которыми была сделана прорубь. Все участники разделялись на две команды - конницу и пехоту. Конница осаждала город, а пехота его защищала. Не всегда конникам было легко прорвать оборону защитников, ведь те были тоже вооружены…метлами и тому подобным оружием. Если же все-таки конники прорывались сквозь ледяные ворота - это означало что снежный городок взят. Победителей купали в проруби, а после этого всех «ратоборцев» угощали вином.

Терские казаки наступление Масленицы встречали стрельбой из ружей, причем стреляли все - и стар, и млад. В масленичную неделю, если зима была снежной, ездили кататься на санях, наряжаясь медведями. Ряженые могли заезжать в любой двор и брать все, что понравится. Везде были слышны шум смех и веселье.

И, конечно, устраивались скачки. Разве казак не может похвастаться своей удалью, погарцевать на лихом коне?! Во время таких скачек всадник сам должен был заработать себе приз - достать с земли деньги, кисет с табаком или кусочек ситца. Все подарки специально для этой цели выделяли местные лавочники. Устраивали казаки и джигитовки - юноши на скачущих во весь опор конях показывали свою удаль и мастерство.

У дворов зажиточных казаков ставили столы, на собранные в складчину деньги покупали быков, готовили угощение, приносили вино. Здесь гуляли «сотнями», зачастую зазывая всех прохожих.

Каждый день на Масленице имел свое название.

Понедельник - встреча, в этот день встречали гостей. К этому дню устраивались общие горки, качели, столы со сладкими яствами, дети утром делали соломенную куклу Масленицы и наряжали ее.

Вторник - заигрыши. С утра девушки и молодцы приглашались покататься на горках и поесть блинов. Здесь они приглядывались друг к другу, выбирали себе пару.

Среда - лакомка. В этот день стряпали блины с самыми разнообразными приправами и начинками. Тещи приглашали своих зятьев полакомиться блинами.

Почему именно блины стали символов Масленицы?

Блин - круглый, поджаренный, снятый «с пылу, с жару» - напоминал солнце. А древние славяне, наши предки, особо почитали Ярилу - бога солнца. С масленицы начиналась весна, под солнечными лучами пробуждалась в природе новая жизнь. Вот и стал блин символом вновь набирающего яркость и жар весеннего солнышка.

Четверг - широкий четверток, разгул. Название этого дня говорит само за себя; по улицам катались шумной ватагой, устраивали кулачные бои, пили пиво и пели песни.

Пятница - тещины вечерки. В этот день уже зятья угощали своих тещ (теща - мама жены), а иногда и всю родню.

Суббота - золовкины посиделки, в этот день посещали сестер мужа. Но иногда молодая невестка приглашала к себе в дом всех родных. Именно в субботу устраивалось последнее масленичное игрище - «взятие снежного городка».

Наступало воскресенье - прощеный день. Родственники и друзья в этот день ходили друг к другу, но уже не праздновать, а с «повинением»: просили прощение за все случайные и умышленные обиды и огорчения, причиненные в прошлом году. Поклоны и мольбы не считались унизительными - важно было получить прощение, возобновить самые близкие и сердечные отношения. Прощеным воскресеньем заканчивалась Масленая неделя. Она казалась длинной, и люди успевали навеселиться всласть. Провожали Масленицу очень торжественно. Куклу из соломы - Масленицу, наряженную в кафтан и шапку, обутую в лапти, с песнями катали а санях, а потом торжественно сжигали и пепел рассеивали по полю, чтобы придать силы посевам и будущему урожаю.

После Прощеного воскресенья Масленица затихала до следующего года.

«Хоть себя заложи, а Масленицу проводи!» (русская пословица)


В церковном календаре - это семь дней приготовления к Великому посту, самому длинному и строгому в году. В каждый из 7 дней жарятся блины и подаются с различными начинками. Но есть и небольшое ограничение: во время Масленицы молочные продукты разрешены, но мяса уже не едят.

Блины на Масленицу: символ, легенда или главное лакомство праздника? Как испечь Масленичный блин? Что такое пряженцы и с чем их едят? А чем запивать вкусные пышные масленичные блины?

В стихах и прозе, в том числе . Веселые поздравления с Масленицей, прикольные стихи про Масленицу для тещи, для зятя.

Гуляй, Широкая Масленица! История Масленицы

Масленица: языческие заимствования

Во времена язычества Масленица была праздником проводов зимы и встречи весны, по времени она совпала с неделей, предшествующей Великому посту. Наши предки обряжали Масленицу - чучело из соломы с масляным блином или сковородой в руках - в женскую одежду. От блина, круглого и масляного, и образовалось название и праздника, и персонажа, и с этим чучелом весело разъезжали на тройках по гостям. В конце праздника чучело сжигали на костре. Ритуальные похороны Масленицы всегда сопровождались процессиями ряженых, плясками, весельем.

Считалось, что, чем больше напечешь блинов, тем быстрее солнце начнет обогревать землю. Обряды, совершаемые во время Масленицы, должны были способствовать наступлению тепла, чтобы был богатый урожай и достаток в домах.

А еще наши предки верили в то, что вместе с наступлением весны на землю с небес опускаются души умерших, которые должны во всем помогать живущим. Поэтому, самый первый испеченный блин всегда следовало класть на "духовое" окошко, для того, чтобы души предков не были в обиде.

Сырная седмица «Согласия и Примирения»

Масленица в церковном календаре именуется сырной седмицей. Название «сырная» напоминает, что мясо уже запрещено, а молочные продукты, яйца и рыба разрешены. Сырная седмица является сплошной, то есть без поста в среду и пятницу.

Несмотря на языческую символику блина, как символа солнца, это блюдо церковь никогда не запрещала. Православные едят блины все дни сырной седмицы. Позвать на блины - лучший повод в году для того, чтобы наладить отношения, помириться и простить своих обидчиков. Поэтому во время Масленицы принято ходить в гости, угощать бедных и жертвовать нищим.

Гулянья на Масленицу длились всю неделю. Не было другого праздника, который проходил бы так разгульно и весело. Ведь народ говорил –«Если вволю не потешишься на Масленицу – жить будешь в горькой беде»!

Первые дни масляной недели полным ходом шла подготовка к гуляниям: прибирали избы, готовили дрова для масленичных костров. Основные торжества проходили в четверг, пятницу, субботу и воскресенье – в так называемые «дни Широкой Масленицы ». Все гуляния и развлечения, по традиции, проходили на улице.

Но, несмотря на более «тихое» течение масляной недели, в гуляньях принимали участие абсолютно все жители, за исключением тех, кто не мог подняться с печи из-за старости или болезни.

… Одетые в праздничные, нарядные одежды – парни и девушки, семейные пары и дети, старухи и старики – все шли на ярмарку, по пути поздравляя друг друга; там, на ярмарке, делали покупки и дивились сценкам и чудесам в балаганах – маленьких передвижных театрах; смеялись над скоморохами, кукольными представлениями и «медвежьими потехами» - выступлениями вожака с медведем.

Каждый находил себе забаву. У лотошников-коробейников можно было полакомиться калачами и пряниками, отведать орехов в сахаре, сбитня из хрена, мёда, воды и дрожжей, или чая из самовара, и, само собой, поесть горячих блинов. А молодёжь развлекалась катанием с гор.

… Для устройства головокружительных «гор» заливали водой настоящие склоны холмов, создавая ледяные спуски. Такая трасса могла переходить в ледяную дорожку, спускавшуюся к озеру или реке. Горки украшали – развешивали фонарики, ставили елки. Вечером на горе собиралась вся местная молодёжь. Катались на всем, что попадется: на шкурах, ледянках (в ту пору это были расплющенные корзины), коньках, рогожах, катульках (специально выдолбленных досках), корежках (корытах), и даже на скамейках, перевёрнутых вверх ножками.

Дети катались по несколько человек. Чтобы показать свою удаль, парни скатывались с самых крутых и высоких гор на корежке, лавируя на грани падения. Однако, наиболее часто катались в санях парни и девушки, по двое: после окончания спуска девушка должна была парня поцеловать. Если она отказывалась это делать, то остальные представители молодежи сани «замораживали», то есть не выпускали с саней обоих, пока они не поцелуются.

Обычай требовал участия в катании и молодоженов. Они съезжали под крики парней и девушек: «Солите рыжиков!», что означало «целуйтесь при всех». Если с горы катилась замужняя женщина, то считалась, что ее ждет большой урожай льна.

… Катания на санях, которые происходили в дни Широкой Масленицы , назывались «съездками». На тщательно вымытых лошадях с расчесанными гривами, в праздничной упряжи, катались практически все жители села: с утра – молодёжь, в течение дня – молодожены, а семейные, особенно «кондовые, богатые крестьяне и большаки» - к вечеру. С шумом и весельем выезжали на катание парни и девушки, бубенцы звенели, полотна, привязанные к саням, развевались на ветру, звучали песни под гармонь. Молодоженам полагалось ехать не торопясь, степенно, кланяясь с достоинством всем встречным и останавливаясь, чтобы принять пожелания и поздравления. Торжественно оформлялся и выезд богатых семей: сначала хозяин подводил к дому лошадей в упряжи, хозяйка тщательно раскладывала в санях красивые подушки, войлочную или меховую полость, повязывала к дуге полушалки, ленты. Затем празднично одетая семья выезжала на прогулку: спереди – хозяин с сыном, сзади – хозяйка с дочерьми. Старики с крыльца наблюдали парадный выезд, дети бежали с криками за санями. Катались на съездках обычно часов около шести, прерываясь, чтобы дать отдых лошадям и зайти ненадолго к родственникам. Катания проходили по установленным правилам: сани следовали одни за другими по центральной улице, либо вкруговую, не превышая скорости и не обгоняя других.

… На площадях, помимо катаний с горок, специально сколоченных по случаю праздника, помимо каруселей и качелей, проходили состязания в ловкости и силе: кто-то штурмовал гладкий столб, в надежде забрать привязанный к верхушке приз, кто-то собирал ватагу, чтобы померяться силой в кулачном бою.

… Команды для кулачных боев составлялись по принципу территориальной или социальной общности участников. Бились жители разных концов деревни или двух деревень, помещичьи крестьяне с «монастырскими» и т.д. У кулачных боёв было мало общего со спонтанными драками: место отбиралось заранее, стороны договаривались о количестве участников и правилах, выбирались атаманы. В процессе подготовки «бойцы» - мужики и парни, парились в бане, ели больше хлеба и мяса, которые, по народным поверьям, придавали смелость и силу.

Групповые бои напоминали военные сражения: тот же фронт, те же построения «свиньёй», засады и т.п. Бои шли с соблюдением правил: не биться «по-увечному», сзади и лежачего не бить, также не бить «мазку» (когда появляется кровь) и т.д. Еще одна интересная особенность – участники противостоящих «фронтов» всегда относились к одной возрастной категории. Таких групп могла смениться до трех: сначала подростки, потом парни, а после – молодые мужики. Завершались бои бегством проигравших с «поля боя» и последующими весёлыми попойками всех участников.

… и сейчас мы видим на городских праздниках отчаянных мужиков, карабкающихся на ледяные столбы за не таким уж дорогим призом; и сейчас угощают блинами на Масленицу, и сейчас мы просим прощения у близких и друзей в …

У каждого дня масленичной недели есть свое название. и на каждый день существовали определенные обряды.

Масленичная неделя - Понедельник - «Встреча Масленицы»

Назывался «Чистая Масленица – широкая боярыня». В этот день катали на санях Масленика и Масленицу, а после торжественно усаживали их на самом видном и высоком месте, как жениха и невесту. Кто такой Масленик? – спросите вы, и удивитесь, узнав, что прообразом этого персонажа был бог-громовик из языческих мифов. А «прототипом» Масленицы была Снегурочка – божество, дающее и забирающее жизнь.

Свекор и свекровь с утра отправляли невестку к отцу и матери, чтобы вечером самим придти в гости к сватам. Тут, за чаркой и договаривались, каким образом проводить время масленичной недели, когда кататься по улицам, и кого звать в гости.

Масленичная неделя - Вторник - «Заигрыш»

На рассвете Масленица вывозилась на центральную площадь, вокруг водились хороводы, молодежь каталась на качелях и с гор, почтенные семейные пары ходили друг к другу в гости. По улицам гуляли группы одетых в маски ряженых, которые устраивали импровизированные концерты везде, где заблагорассудится. Отдельно стоит сказать о «позыватках» - людях, через которых одни семьи приглашали к себе в гости других. «Позываток» при встрече угощали вином и блинами, оказывая почёт и уважение, прося поклониться хозяевам с детками и всем домочадцам. Отказ от посещения звучал в виде выражения: « У нас у самих состроены горы и гости прошены». Такой отказ был, обычно истолкован тем, «дочку хотят выдать за другого». Здесь, как и во многих русских забавах и потехах заметны мотивы сватовства, ведь, при положительном развитии событий, по окончании Великого поста можно было сыграть на Красную горку свадьбу.

Масленичная неделя - Среда - «Лакомка»

Именно про этот день поговорка «Не житье, а масленица». В этот день ели столько, сколько приемлет душа, повсюду устанавливались палатки с горячим сбитнем, калеными орехами и медовыми пряниками. Начинали работу передвижные театры, проводились народные гуляния и ярмарки. В семьях накрывали столы с угощениями, среди которых на первом месте были блины.

На лакомки тещи приглашали на блины зятьев с женами, а для забавы зятьев созывали всех родных. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины». Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен, в основном шуточных, и анекдотов: «У тещи про зятя и ступа доит (доится)». «Придет зять, где сметанки взять?» Масленица была разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: «Хоть с себя все заложи, но масленицу проводи!»

В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях варили пиво. Считалось, что в Масленицу, а особенно на "лакомку", нужно есть столько, сколько душе угодно. К блинам следовало подавать всевозможные сыры, молоко, сметану и масло. Наедались впрок, на весь будущий пост!

Масленичная неделя - Четверг - «Разгульный четверток»

Еще одно название - «Четверг-перелом», которое напоминает о последствиях кулачных боев, залихватских катаний с горок и провозов по улицам и спускам подожженных телег. Часто на улицах можно было видеть, как везли мужика-балагура, сидящего на специальных санях. У мужика было горящее колесо – один из символов праздника, а за санями шёл народ с прибаутками и песнями. Другим символом Масленицы был медведь – или настоящий, закованный в цепи, или переодетый медведем человек. Одной из забав русских мужиков была борьба с этим медведем, разумеется, с настоящим.

Вот тут-то начиналось основное веселье: катались по улицам на санях, пели частушки, устраивали кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика - балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим "поездом" с песнями тянулся народ.

Масленичная неделя - Пятница - «Тещины вечерки»

День, в который наиболее ярко проявлялась особенность многих русских обрядов: содействовать знакомствам и свадьбам молодежи. Молодожены в этот день были в почете: выезжали в нарядных и расписных санях, приходили в гости ко всем, кто был у них на свадьбе.

В этот день наступала очередь зятьев приглашать к себе в гости тещ и угощать их. От тещи требовалось прислать все необходимое для печения блинов, в том числе сковороду и половник, а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Не придти к теще считалось равносильным оскорблению, и такая обида могла быть источником вечной вражды между тещей и зятем.

Масленичная неделя - Суббота - «Золовкины посиделки»

Считалась семейным днем. В субботу невестки принимали у себя гостей, родных мужа. А если ссстры мужа – золовки – были ещё не замужем, то, в таком случае, невестка приглашала и своих незамужних подруг. Новобрачная невестка одаривала подарками своих золовок.

Масленичная неделя - Прощеное воскресенье - «Целовальник. Проводы»

Другое название - «Целовальник». Люди ходили по дворам, целовали встречных и просили прощения друг у друга. Завидев знакомого, обычно говорили: «Прости меня, пожалуй», а другой отвечал: «Бог тебя простит». Смысл прощения – в очищении от грехов перед Великим постом.

Новобрачные проезжали на санях по своим родным, одаривая тестя и тещу, дружек и сватов в ответ за свадебные подарки. В этот, кульминационный день празднества, многие рядились в шкуры животных, изображая злых духов. Жители деревни палками выгоняли их за околицу вместе с чучелом соломенной Масленицы, где инсценировалось избиение нечисти, там же сжигалась и Масленица на костре из соломы и старых вещей. В костер бросали все, что не пригодится в новом году, освобождаясь, таким образом, от хлама. Оставшийся от «хозяйки зимы» пепел развеивали по полям в честь будущего урожая. Детям выпекали «куликов» и «жаворонков» из теста. Ребятишки, с печеными «птицами» в руках забирались на крыши сараев и домов, зазывая раннюю и теплую весну.


На службе в последний день Масленицы- в - вспоминается библейское сказание об изгнании Адама и Евы из Рая после нарушения ими первого божественного предписания - послушания. В проповедях преобладает тема взаимного прощения.

В храмах совершается чин прощения: священники просят прощения у прихожан, а те - друг у друга. Не простить нельзя. Если обида велика, люди говорят "Бог простит", а если сердце совестливое, добавляют "ты меня прости".

Ну а с понедельника - в этом году 3 марта - начнется Великий Пост, запрещающий все то изобилие, от которого сейчас должны ломиться столы.

Масленица у народов Европы

Масленица

Масленица - это праздник не только славян, а и практически всей Европы. Традиция праздновать приход весны сохранилась в разных городах и странах, от Сибири до Испании. В странах Западной Европы Масленица плавно переходит в общенародный карнавал, где на время празднования смолкают ссоры и споры, везде царит безудержное веселье, смех и юмор.

В Шотландии на Масленицу было принято печь «постные лепешки». В сложенные вместе ладони насыпали горсть овсяной муки, затем муку крепко сжимали в ладонях и погружали в холодную воду, а полученный шар выпекали в очаге прямо в горячей золе. Выпечку блинов шотландцы считают важным актом, в котором стараются принять участие все члены семьи: один смазывает маслом сковороду, другой льет на нее тесто, третий переворачивает блин…

В одном из городов Англии уже много лет проводятся соревнования в беге женщин с блинами. В 11.45 раздается звон «блинного колокола». Каждая женщина бежит с горячей сковородкой и блином. Правила соревнований предписывают, что участницы должны быть не моложе 18 лет; на каждой обязательно - фартук и косынка; во время бега нужно не менее трех раз подбросить блин на сковороде и поймать его. Первая женщина, которая передаст блин звонарю, становится чемпионкой блинных гонок на год и получает в награду… поцелуй звонаря.

В школах Дании в эти дни проводятся театральные представления, концерты. Школьники обмениваются знаками дружбы, передают своим друзьям через знакомых шуточные письма без указания обратного адреса. Если мальчик получит такое письмо от девочки и угадает ее имя, то на Пасху она подарит ему шоколад.

Если главными героями русской Масленицы были молодожены, то в Восточной Европе - холостяки. Берегитесь, холостяки, Масленицы. Особенно, если случайно окажетесь в это время в Польше. Гордые полячки, усыпив вашу бдительность оладьями, пончиками, хворостом и водкой, на десерт непременно оттаскают вас за волосы. В последний день Масленицы можно зайти в трактир, где скрипач будет "продавать" незамужних девушек.

А в Чехии в эти веселые дни молодые парни с вымазанными сажей лицами под музыку обходят всю деревню, везя за собой разукрашенный деревянный брусок - "клатик". Он вешается каждой девушке на шею или привязывается к руке или ноге. Желаешь откупиться - плати.

В Югославии вас непременно посадят в свиное корыто и поволокут по деревне. А на крыше собственного дома вы можете обнаружить фигуру соломенного деда.

Так празднуйте Широкую Масленицу и наедайтесь, по завету наших предков, до отвала!

Подождите...

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Руцкой Александр Владимирович Руцкой Александр Владимирович Руцкой александр владимирович - биография Генерал рудской биография Руцкой александр владимирович - биография Генерал рудской биография Блюда из яиц: на праздники и в будни Технология приготовления закусок из перепелиных яиц Блюда из яиц: на праздники и в будни Технология приготовления закусок из перепелиных яиц