Нет посредника между богом и человеком. Посредники между Богом и человеком

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Мне кажется, что Он именуется:

«Человек» , чтоб Невместимый иначе для телесного, по причине необъемлимости естества, не только сделался вместимым через тело; но и освятил Собой человека, сделавшись как бы закваской для целого смешения, всего человека освободил от осуждения, соединив с Собой осужденное, став за всех всем, что составляет нас, кроме греха, – телом, душою, умом, – всем, что проникла смерть. А общее из всего этого есть человек, по умосозерцаемому видимый Бог.

Слова. Слово 30.

Свт. Феофан Затворник

Един бо есть Бог, и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус

Частица: бо - связывает сию речь с предыдущею, как причину. К чему же именно она относится в сей силе? Можно относить ее к непосредственно стоящему впереди: в познание истины прийти , - так: Бог всем хочет спастися чрез познание истины, - именно той, что спасение в Господе Иисусе, и только в Нем, потому что другого пути ко спасению нет. Как един есть Бог, так един же и посредник между Богом и человеками. Люди, во Адаме, отпали от Бога, в Коем их живот, - отпали и погрязли в область смерти. Предлежало им или вечно оставаться в сей смерти, или открыть путь к воссоединению с Богом, без Коего сила смерти не могла быть пресечена и жизнь их не могла стать в истинный свой чин. Как этого ни сами они и никакая другая тварь, хотя бы самая высшая, открыть и устроить не имела силы; то заступилось за них беспредельное человеколюбие Божие. Совет Божий положил воплотиться, для изъятия людей из их крайней беды, Сыну Божию Единородному, не отделяясь от недр Отчих, чтоб, умерши плотию, уничтожить силу смерти и, оживотворив в себе человеческое естество воскресением, соделаться живым соединителем человеков с Богом. Сын Божий пришел на землю, воплотился, пострадал, умер на кресте, воскрес, вознесся на небеса - и седит одесную Бога Отца, человеческим естеством, которое, таким образом в Его Лице быв соединено с Его Божеством, пребывает соединенным с Богом Отцом, с Коим не переставал Он быть едино. Затем - верующие в Него, и сочетавающиеся с Ним таинственно, соделываются едино с Ним и чрез Него соединяются с Богом; как это засвидетельствовал Он Сам, говоря с учениками: Аз во Отце Моем, и вы во Мне, и Аз в вас (Ин. 14, 20) . Иного пути к воссоединению с Богом, в коем (воссоединении) спасение, нет. Никтоже приидет к Отцу, токмо Мною (ср.: Ин. 14, 6), - говорит Господь. «Апостол здесь говорит подобно тому, как говорил в другом месте: един Бог Отец, и един Господь Иисус Христос (ср.: 1 Кор. 8, 6)» (святой Златоуст). Другого посредника нет и быть не может. Как един Бог, так и посредник между Богом и человеками один. Другого не ищи и, если б кто предлагал тебе указать его, не иди вслед его. Следовательно, и спасения другого нет - как в живом сочетании с Господом Иисусом. Сию-то истину познать и хощет Бог, хотящий всем спастися, - познать, приять и по ней улучить спасение.

Ходатай, μεσιτης, -есть не слово ходатайственное говорящий в защиту, а самым делом стоящий посреде и соединяющий посредствуемых, - есть соединитель, «совокупивший в себе разъединенное» (блаженный Феодорит), и соединитель живый. Такова сущность Его.

Так как, говоря: един Бог - и: един ходатай ,- Апостол имел в виду только показать, что другого спасения нет, как в Господе Иисусе, - как Бог один, так и посредник между Богом и людьми один; то все другие, могущие рождаться при сем, вопросы могут быть обходимы без ущерба пониманию слов Апостола. Позволительно, однако ж, при них стороною помыслить, что когда говорится: един есть Бог ,- то сие говорится не в ущерб истине Триипостасности Бога, но в показание, что воплощение единого Лица Бога Триипостасного не породило никакого разделения в Едином естестве Божием. Воплотившийся Сын не стал вне Бога, как может навесть на такую мысль слово: посредник : ибо в посреднике между Богом и человеками есть Бог от Бога и человек от человек. Став таким чрез воплощение, Сын не стал вне Отца; но воспринял, совершил и держит воплощенное посредничество, не оставляя недр Отца. Устроенное ради нашего спасения, сие посредничество не разделило Бога. Бог и при нем Един есть.

Равно когда говорится: един посредник , - то говорится не в ущерб истине двух естеств в посреднике, но в показание, что два в Нем естества не делают двух посредников. И при двух естествах Он един есть. Как посредник, Он есть Бог от Бога и человек от человек; но едино есть Лицо - Сын Божий воплотившийся. Экумений пишет: «поелику имеющему быть посредником между Богом и человеком надлежало быть причастным их обоих, чтоб иметь возможность посредствовать между ними; то Сын Божий, превечное Слово, пришел (к нам на землю) воплотившись, будучи таким образом из двух естеств, Божества и человечества, но по соединении их мыслимый и поклоняемый во единой Ипостаси».

Почему, когда вслед за сим говорится: человек Христос Иисус , - то этим не единство естества в Нем утверждается, - не утверждается, что Он только человек, а не и Бог,- а лишь показывается, как Он стал посредником; стал же Он посредником чрез вочеловечение. Так блаженный Феодорит: «Апостол назвал Христа Иисуса человеком; потому что назвал посредником, а посредником сделался Христос вочеловечившись». Можно посему слово: человек - понимать, как - вочеловечившийся, так: един посредник, вочеловечившийся, подразумевая - Сын Божий, именуемый Христос Иисус.

Наши толковники преимущественно обращают при сем слово свое на уяснение значения посредничества. Блаженный Феодорит пишет: «как намеревающийся примирить какие-либо два лица, препирающиеся между собою, став посреди их и держа одного правою, а другого левою рукою, приводит их в приязнь: так и Христос, с Божеским естеством соединив человечество, установил нерушимый и неразрывный мир. А если Христос, по учению Ария и Евномия, непричастен сущности Отца, то какой Он посредник? С нами (в таком случае) Он будет соединен, так как по человечеству единосущен нам; но с Отцом не будет иметь единения, если, как учат они, отделен Он от Божия естества. Но Божественный Апостол назвал Его посредником, следовательно, состоящим в единении и с Отцом по Божеству, и с нами по человечеству». Святой Златоуст говорит: «посредник должен приобщаться обеим сторонам, по отношению к которым он есть посредник; ибо посреднику свойственно, обладая тем, что принадлежит той и другой стороне, для которых есть посредник, приводить их ко взаимному общению. Если же принадлежащее одной стороне он имеет, а с другою разобщен, то в таком случае он вовсе не посредник. Следовательно, если Христос Иисус непричастен естеству Отца, то Он не есть посредник, но разобщен с Ним. Почему признаем, что как Он соделался причастником человеческой природы, потому что пришел к людям, так и естества Божеского Он есть причастник, потому что пришел от Бога. Так как чрез Него соединялось два естества, то Он должен был быть близким к обоим естествам. Ибо подобно тому, как какое-либо место, занимающее средину (между двумя местностями), прикасается к каждой из них; так и соединяющий между собою два естества должен быть причастником обоих естеств. Следовательно, и Христос Иисус как соделался человеком, так был и Богом. Будучи только человеком, Он не соделался бы посредником; потому что Ему надлежало (Божески) беседовать с Богом. Равным образом, будучи только Богом, Он не был бы посредником; потому что Его не приняли бы те (см.: Экумений: не снесли бы. Лучше: Он не мог бы представлять лица тех), для которых Он служит посредником».

Давый Себе избавление за всех . - Избавление , αντιλυτρον, - выкуп. Посредничество было делом нелегким; не в слове только ходатайственном оно состояло, но и в деле и требовало жертвы. Это по состоянию тех, за коих посредник принял на себя ходатайство. Последние отпали от Бога чрез грех и состояли под гневом Божиим за вину греха, - по причине греха подлежали тиранству сатаны, а чрез то и другое - смерти. Бог возблаговолил примириться с отпадшими; но, чтоб отпадшие поднялись до способности вступить в примирение, надлежало высвободить их из всех уз, которые держали их в низком рабстве, - именно правды Божией прогневанной, греха, диавола, смерти. Совершить сие взял на себя посредник, без вины понесши то, что лежало на виновных посредствуемых. Воплотившись, Он воспринял на Себя человеческое естество, чистое и безгрешное, и, им предав Себя на крестную смерть, Удовлетворил чрез то правде Божией; правда Божия удовлетворенная открыла врата излиянию милости и благодати на виновных,-которые, приняты бывая в милость и освящаясь благодатию, сокрушают узы греха, а чрез это свергают и узы рабства диаволу; таким образом становятся наконец они сынами воскресения, над коими смерть не имеет власти. Всем сим в совокупности совершается выкуп, и таинство посредничества входит в силу. Корень и начало всему есть то, что воплотившийся Сын Божий, как посредник, предал Себя, предал на смерть крестную. Почему Апостол и совмещает все дело посредничества в сем одном: давый Себе избавление .

Блаженный Феодорит пишет: «когда все состояли под владычеством смерти, Христос не подлежал смерти, - и как Бог, потому что имел естество бессмертное, и как человек, потому что не сотворил греха, причинившего смерть. Но Он Сам Себя предал (на смерть), как некую искупительную цену, и всех освободил от рабства смерти».

Заметим при сем между прочим: не потому ли также впереди сказал о посреднике Апостол, - что Он есть человек Христос Иисус ,- что имел вслед за сим сказать: давый Себе избавление ? Ибо, чтобы принесть такую жертву, Ему надлежало возыметь то, что принесть, именно человечество, и стать человеком. Потреба имети что и Сему, еже принесет (Евр. 8, 3) , говорит Апостол в другом месте. Что же это такое? Плоть и кровь. Понеже дети приобщишася плоти и крови, и Той приискренне приобщися техже, да смертию упразднит имущаго державу смерти, сиречь диавола, и избавит сих, елицы страхом смерти повинни беша работе (ср.: Евр. 2, 14-15).

Свидетельство времени своими . Это придаточные слова. И трудно определить, какая мысль была при сем у Апостола. Поставим сии слова в соотношение с предыдущим. Сын Божий, воплотившись для посредничества между Богом и людьми, предал Себя на смерть во искупление всех,- всех, не иудеев только, но и язычников. Это дело беспредельного человеколюбия к нам Бога Отца, предавшего Сына, и Бога Сына, предавшего Себя, есть свидетельство. Чего? Того, что Бог хощет всем спастися, и в разум истины прийти ,-не иудеям только, но и язычникам. Почему вы, верные, молясь о неверных язычниках, делаете дело, приятное Богу, потому что этим содействуете исполнению того, чего желает Бог, то есть спасению всех, - и язычников. А что это есть прямое желание Бога, видно из того, что учрежденное Им посредничество между Собою и людьми обнимает всех людей и что посредник, предав Себя на смерть, предал во искупление всех людей без различия и исключения. Такое течение мыслей видит у Апостола святой Златоуст: «давый Себе избавление за всех . Что же, ужели за язычников, скажи мне? Да. - И, несмотря на то, что Христос умер и за язычников, ужели ты не согласишься молиться за них? Так почему же, скажешь ты, они не уверовали? Потому что не захотели (выше сказал: потому что вселенная еще не достигла истины), а с Его стороны сделано все. Об этом свидетельствует Его страдание, говорит он».- Всем,- и язычникам,- быть спасенными было от века определено. Таково вечное Божие хотение; но свидетельство о том дано в свое время: времены своими ,- то есть «в подобающее или надлежащее время» (святой Златоуст), «когда люди способными уже соделались к уверованию» (Экумений), - «во времена, предначертанные и предопределенные преблаженною Троицею» (Климент у Экумения). Свидетельство сие, в свое время явленное, есть самое учреждение сего спасения всех. Сим то же выражается, что читаем в Послании к Галатам: егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего, да подзаконныя искупит (ср.: Гал. 4, 4-5).- Истолковывать и распространять это свидетельство, далее говорит Апостол, возложено на меня.

Прп. Ефрем Сирин

Поелику один Бог , а не многие, как воображают язычники, - один и Посредник Бога и людей .

Блж. Феофилакт Болгарский

Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус

Сказав: Бог хочет, чтобы все спаслись, он подтверждает, говоря, что именно для этого Он и послал посредником Сына Своего, чтобы Он примирил Его с людьми. Итак, почему же не все спасены? Потому что не хотят. Сказав же: един Бог , он говорит это для противопоставления не Сыну, а идолам. Что Сын есть Бог, это ясно из того, что Он посредник: так как посредник должен приобщаться обеим сторонам, по отношению к которым Он есть посредник. Итак, поскольку Сын - посредник между Богом и людьми, то Он принадлежит той и другой стороне, есть Бог и человек, - один в двух естествах, не только Бог, потому что Его не приняли бы те, за которых Он должен быть посредником, И не только человек, потому что Ему надлежало беседовать с Богом. Не сказал же явно о Божественности Христа потому, что тогда господствовало многобожие, чтобы не подумали, что и он вводит многих богов; даже, когда говорится: един и един , не должно соединять эти слова и говорить: два, но: один и один: такова осмотрительность в Писании. Поэтому он не упоминал даже о Духе, чтобы не показаться многобожником.

Лопухин А.П.

Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус

Из того, что Бог - един, следует, что Он есть спаситель для всех людей (ср. Рим III:29 и сл.). Точно так же один и посредник между Богом и людьми - человек Христос Иисус, и это опять подтверждает мысль о необходимости совершать молитву о спасении всех людей. Сила выражения здесь несомненно заключается в слове «человек». Если посредник - человек, то его служение, очевидно, касается всех людей, которые ему близки по человеческой природе. Понятно, что это место не может служить каким-либо свидетельством в пользу той мысли, что апостол считал Христа только человеком. В послании к Галатам Апостол Павел говорит, что он - апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом (Гал. I:1) . Если бы понимать это место в буквальном, ограниченном смысле, то нужно бы из него сделать такой вывод, что Христос совсем не был человеком… Затем, апостол в пастырских посланиях ясно говорит, что Христос был не только человеком, а и Богом. Так он приписывает Христу предсуществование (1 Тим. III:16) , называет Его «нашим великим Богом и Спасителем»

Посредники между Богом и человеком. Нужны ли святые заступники?

Во многом почитание святых и обращение к ним за помощью связано с неверным представлением людей об удаленности и неприступности Бога. Многие верующие ищут посредника (заступника), чтобы через него обратиться к Творцу с молитвой и быть более уверенными, что их просьбы донесены до Господа. Между тем Библия говорит, что Создатель рядом с каждым из нас. Более того, Он вникает во все наши дела:

«С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих … Он создал сердца всех их и вникает во все дела их » (Пс. 32:13,15).

«Иду ли я, отдыхаю ли - Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе … Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою» (Пс. 138:3,5).

«Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас » (Деян. 17:27 , см. также 1 Пар. 28:9 , Пс. 15:8 , Прит. 24:12).

Иисус говорит, что у людей даже «волосы на голове все сочтены» (Мф. 10:30 , Лук. 12:7).

Библия нигде не упоминает о посредниках (заступниках), которые нужны для общения с Богом. Наоборот, все Священное Писание учит, чтобы верующие со своими молитвами обращались непосредственно к Творцу. Ни Ветхий Завет, ни Новый не описывают, как верующие приходили к священнику или служителю, чтобы через него пообщаться с Богом.

Ветхий Завет:

«И воззовете ко Мне , и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас » (Иер. 29:12).

«Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище» (Пс. 61:9 , см. также Плач. Иер. 2:19 , Иер. 33:3 , Ис. 1:18 , Зах. 10:1 , Пс. 49:15).

Новый Завет:

«Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом » (Филип. 4:6 , см. также Деян. 8:22).

В соответствии с учением Библии, для заступничества человеку не нужны никакие святые:

«Взывай, если есть отвечающий тебе. И к кому из святых обратишься ты? Но я к Богу обратился бы, предал бы дело мое Богу» (Иов 5:1,8).

«Заступись , поручись Сам за меня пред Собою ! иначе кто поручится за меня?» (Иов. 17:3).

«Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося , но от Бога милующего » (Рим. 9:16).

Даже Ангелы не могут отвечать на молитвы людей и запрещают Себе поклоняться, направляя верующих только к Богу:

«Я, Иоанн … пал к ногам Ангела…, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись » (Откр. 22:8,9 , см. также Откр. 19:10).

Библия говорит, что Ангелы лишь исполняют волю Творца:

«Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи , посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1:13,14 , см. также Кол. 2:18 , Пс. 103:4 , Евр. 1:7).

Хотя самый малый Ангел больше любого человека на земле, в том числе великого пророка Иоанна Крестителя:

«Из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его » (Лук. 7:28).

То есть мы видим, что в целом Библия не учит обращаться к посредникам (заступникам). Даже Ангелы, которые превыше всех святых людей, направляют верующих напрямую к Богу.

Однако, Новый Завет от ветхозаветного Писания в этом вопросе все же имеет отличие. Евангелие внесло коррективы в ветхозаветные отношения между Богом и человеком. Ранее люди за совершенный грех в молитве раскаивались перед Богом (см. Пс. 50:6), а затем приносили жертву. Грех посредством крови жертвенного животного через посредничество священников попадал в святилище, где через обряд очищения в День Искупления (Йом Киппур) «прощался» Богом. Жертва Сына Божьего изменила ситуацию. Теперь для прощения греха нам достаточно лишь искреннего раскаяния (см. в следующей главе 1 Ин. 1:9) и воспоминания Голгофского креста, где за этот грех умер Иисус. Кровь Сына Божьего примирила и вновь соединила Творца и человека. Теперь у людей появился истинный посредник - Первосвященник великий, прошедший небеса (см. Евр. 4:14), который, тоже быв человеком, может сострадать нам в немощах наших (см. Евр. 4:15). Сегодня Иисус является для людей заместительной жертвой за грехи и одновременно Первосвященником, то есть Ходатаем и Единым Посредником перед Богом Отцом. Об этом Библия говорит прямо и очень сложно данные стихи истолковать как-то по-иному:

«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5).

«Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу , будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:24,25).

Внимание! Даже являясь единым Первосвященником, Посредником и Ходатаем , Иисус учил молиться Богу Отцу напрямую , а не через Себя. Посмотрите, как выглядит это наставление:

«Один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться» (Лук. 11:1). Иисус ответил: «Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою , помолись Отцу твоему, Который втайне ; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно …Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах…» (Мф. 6:6,9). Далее идет знаменитый текст молитвы «Отче наш». При этом, в молитве Христос разрешил ссылаться на Себя: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое , даст вам» (Ин. 16:23). Посмотрите, Иисус Сам принимает участие в ответе на наши возвания и, несмотря на это, просит все же обращаться в молитве не к Нему, но напрямую к Отцу: «Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю » (Ин. 14:13). Что уж тогда говорить о предполагаемых «заступниках» , если Иисус Христос, являясь на основании Библии истинным и единым Посредником, Первосвященником, Ходатаем и одновременно Господом, наказывал людям молиться не Ему, а непосредственно Отцу.

Итак, взывая сегодня к посредникам (заступникам), верующий поступает не так, как учит Священное Писание – в молитвах обращаться непосредственно к Богу Отцу, а Единым Посредником между человеком и Богом считать Иисуса Христа (см. выше 1 Тим. 2:5).

Таким образом, предлагая сегодня своих священников и святых в качестве посредников (заступников) для общения с Богом, церкви отчасти претендуют на роль Иисуса – Его священническое посредническое, ходатайственное служение в небесном храме (см. выше Евр. 7:24,25 , а также Евр. 8:1,2 , Евр. 9:24). В своем самовозвышении некоторые церкви зашли так далеко, что уверены в делегировании им Богом права принимать участие даже в прощении грехов людей.

Что БИБЛИЯ

МОЖЕТ СКАЗАТЬ

ПРАВОСЛАВНЫМ


И познаете истину,

и истина сделает вас

свободными.

Ев. от Иоанна 8:32

Булышов Игорь Евгеньевич

Что Библия может сказать православным

Дата выпуска 01.06.98


Кому можно поклоняться?

Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа. (Исх.34:14)

Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». (Матф.4:10)

Когда Пётр входил, Корнилий встретил его и поклонился, падши к ногам его . Пётр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек. (Деян.10:25-26)

Но когда все пророчествуют, и войдёт кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится, и таким образом тайны сердца его обнаруживаются; и он падёт ниц, поклонится Богу и скажет: «истинно с вами Бог». (1Кор.14:24-25)

Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись. (Отк.19:10)

Я Иоанн видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему. Но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я – сослужитель тебе, и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись. (Отк.22:8-9)

Есть ли посредник между Богом и людьми?

Посему я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтён был, тогда как Он понёс на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем. (Ис.53:12)

Итак опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся, и войдёт и выйдет, и пажить найдёт. (Иоан.10:7-9)

Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня. (Иоан.14:6)

Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. (Деян.4:12)

Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника. (1Иоан.2:1)

Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией. (Рим.8:26-27)

Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их . Кто осуждает? Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. (Рим.8:33-34)

Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус. (1Тим.2:5)

Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. (Евр.7:25)

Потому что Он есть Ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное. (Евр.9:15)


Спрашивает Владимир
Отвечает Виктор Белоусов, 05.01.2010


Владимир спрашивает: "Здравствуйте! Обьясните пожалуйста противоречие - в Библии сказано, что между человеком и Богом не нужно посредников, а все церкви мира утверждают,что они есть посредниками между Богом и человеком. Парадокс! Как это обьяснить?"

Мир Вам, Владимир!

В основе лежит вопрос - возможно ли и в каком виде непосредственное общение между Богом и обычным человеком ? Речь идет не о том что человеку "кажется" что он говорит с Богом, а о фактах общения как они описаны в Библии.

Несколько примеров - вот как описывает общение с Господом 1) пророк Исаия, 2) народ Израиля при исходе из Египта и 3) условия для совершения Богослужения в Скинии (переносном Храме):

5 И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.
6 Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника,
7 и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.
()

19 И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть.
()

19 и пусть Аарон и сыны его омывают из него руки свои и ноги свои;
20 когда они должны входить в скинию собрания, пусть они омываются водою, чтобы им не умереть; или когда должны приступать к жертвеннику для служения, для жертвоприношения Господу,
21 пусть они омывают руки свои и ноги свои водою, чтобы им не умереть; и будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их.
()

Общее в данных текстах то, что пред Бога нельзя прийти ничему нечистому (греховному) и не умереть за этот грех. Этот можно сравнить с прикосновением к обычному электроприбору под напряжением. Сам электроприбор является благом для человека, но если изолирующая экипировка прибора или человека нарушена или снята, то появляется риск поражения током. Ток может принести пользу (обеспечить работу механизмов, освещение и отопление), а может и убить жизнь при неумелом пользовании.

Изначально человек был сотворен праведным и непосредственно общался с Богом. Также Бог предупредил что есть действия, которые могут отделить человека от Бога и привести к человеческой смерти - это грех. Грех не может сосуществовать с праведностью Бога (это полярности), грех разрушается и исчезает как меньший по силе. Если человек привязан ко греху (един с грехом), то при разрушении греха погибает и сам человек.

"Ибо возмездие греха смерть..." ( - буквальный перевод с греч.)

Что делает Бог чтобы спасти человека?

"Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками" ()

Бог приходит в этот мир в теле человека, родившись от Марии, проходит земную жизнь не согрешая, берет на Себя грехи всех людей и умирает за эти грехи на Голгофе - даруя возможность спасения всем людям.

"...то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав. Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" ()

По этой причине нельзя прийти к Отцу минуя Сына и остаться живым, потому что грешник не может быть един с Богом. Только Сын снимает грех с человека, давая возможность приблизиться к Отцу и быть единым с Ним.

"Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" ()

"Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех..." ()

Это первая сторона вопроса, теперь вторая - какова роль Церкви (не церквей - во множ.числе) в этом общении:

12 Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос.
13 Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело , Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.
14 Тело же не из одного члена, но из многих.
...
27 И вы - тело Христово, а порознь - члены.
28 И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки.
()

4 Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело,
5 так мы, многие, составляем одно тело во Христе , а порознь один для другого члены.
6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, [то], [имеешь ли] пророчество, [пророчествуй] по мере веры;
7 [имеешь ли] служение, [пребывай] в служении; учитель ли, - в учении;
8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, [раздавай] в простоте; начальник ли, [начальствуй] с усердием; благотворитель ли, [благотвори] с радушием.
()

"Я есмь истинная виноградная лоза , а Отец Мой - виноградарь... Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем , тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего"
()

" [Отец]и все покорил под ноги Его[Христа], и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его , полнота Наполняющего все во всем. ()"

Церковь - это тело Христово, часть Христа. Человек не может через Христа общаться с Отцом и не быть Его частью, Его Телом на этой земле. Фактически Церковь не является посредником, она является представителем Христа на этой планете.

"вы [Церковь] показываете собою, что вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца." ()

Вопрос в следующем - почему современный человек хочет сразу общаться с Богом, а не становиться частью Его Тела (Церкви)? На это несколько основных причин:

1) Есть "традиционное" мнение что Бога можно воспринимать таким каким сам захочешь, например: "Ну и что с того что в Библии даны какие-то принципы, заповеди... а я считаю что Бога не сильно отягощает греховная жизнь и Он просто хочет сделать меня более счастливым и подарить все что попрошу как Дед Мороз, ну а я дам Ему пару рублей в пожертвование - и мы в расчете"

Такой взгляд является результатом двух грехов - невежества и гордости.

2) "Церковь не одна, а их очень много. Каждая учит что истина принадлежит только ей и ведут они себя совсем не так как учат - иногда даже хуже чем неверующие люди. Где же Бог? Наверно там Его просто нет. А когда такие люди еще учат что правильно познать Бога кроме них никто не может, это выглядит просто нелепо".

Такой взгляд поддерживает множество людей, которые хотели бы узнать Бога, но не желают становиться "сектантами", "богомолами", "фанатиками" и т.д. Конечно, в рамках одного ответа нет возможности описать почему и как возникло столько всевозможных церквей, хотя должна бы быть одна Христова Церковь - которая не только проповедует Евангелие, но и живет этим Евангелием. Об этом много ответов есть в разделе . Такая же ситуация была во время Иисуса Христа, и тогда Иисус дал следующий ответ, который может быть ответом и на Ваш вопрос:

1 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим
2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
3 итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте , ибо они говорят, и не делают:
4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;
5 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;
6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах
7 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!
8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья;
9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос.
11 Больший из вас да будет вам слуга:
12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
()

Благословений,
Виктор

Читайте еще по теме "Религия, обряды и церковь":

- «Зачем для общения с Богом нужен посредник в лице священника, тем более что некоторые из них ведут себя не всегда примерно»?

Посредник - это лицо, без участия которого невозможно общение. Но с Богом каждый человек имеет полную возможность лично общаться в молитве и покаянии. Более того, Православие учит, что Бог не может спасти человека без воли самого человека, а не какого-то посредника. Поэтому священник, по православному учению, не является посредником, его назначение совсем другое. Это католицизм учит о священстве как посредничестве между Богом и человеком, но это неверно, как неверно у него и многое другое.

В Православии священник – это, во-первых, предстоятель (т.е. стоящий первым) верующих перед Богом, но никак не тот, через которого верующий получает доступ к Богу. Священник, во-вторых, должен быть помощником верующим в их духовной жизни. Но если он живет недостойно, то теряет благодать священства и получить духовную помощь от него уже трудно. В-третьих, даже будучи недостойным, он, пока не запрещен в священнослужении, сохраняет право совершать богослужения и таинства, и все они действительны. Ибо благодать в таинствах подает Господь, а не священник. Но и здесь он совсем не посредник, ибо действенность таинства для верующего зависит не от священника, а от того, насколько сам верующий покаянием и молитвой готовится к таинству.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Анализ стихотворения Тютчева «Я встретил Вас… Анализ стихотворения Тютчева «Еще шумел веселый день…» Анализ стихотворения Тютчева «Я встретил Вас… Анализ стихотворения Тютчева «Еще шумел веселый день…» Руцкой Александр Владимирович Руцкой Александр Владимирович Руцкой александр владимирович - биография Генерал рудской биография Руцкой александр владимирович - биография Генерал рудской биография