Основные направления бюджетной политики рф на современном этапе. Анализ бюджетной политики российской федерации Основные направления развития бюджетной политики рф

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

  • 6. Основные финансовые показатели деятельности организации, их оценка
  • 8. Инвестиции, инвестиционная деятельность организации.
  • 9. Состав и структура денежного оборота организации. Виды денежных потоков и методы анализа и управления.
  • 10. Система бюджетирования как метод финансового планирования в организации.
  • 12. Классификация ценных бумаг и методика расчета их доходности.
  • 13.Формирование, планирование и использование выручки организации.
  • 14.Методы планирования и прогнозирования денежных потоков предприятий.
  • 15. Способы привлечения предприятиями средств с финансового рынка.
  • 16. Организация контрольно-аналитической работы на предприятии и оценка ее эффективности
  • 18. Теория дивидендов и виды дивидендной политики. Порядок и формы выплаты дивидендов в рф.
  • 19. Отечественные и зарубежные модели планирования и прогнозирования финансового состояния организации
  • 20. Основные плановые финансовые документы в организациях: их характеристика, взаимосвязь и порядок разработки.
  • 21. Оборотный капитал, его состав и структура. Методы управления оборотным капиталом организации
  • 22. Финансовые риски организации: способы оценки и методы управления ими.
  • 23. Состав и структура издержек организации. Планирование издержек в соответствии с законодательством.
  • 25. Распределение и использование прибыли организации, методы максимизации чистой прибыли.
  • 27. Инвестиционный проект: его сущность, основные характеристики и методы финансовой оценки.
  • 28. Прибыль организации, ее формирование и использование. Методы планирования прибыли в организации.
  • 29. Финансовый лизинг и его роль в деятельности предприятий. Лизинговые платежи.
  • 30. Финансовый план организации: его содержание, порядок составления и методика расчета показателей.
  • 31. Финансовая несостоятельность (банкротство): понятие, признаки, виды, процедуры.
  • 32. Меры по восстановлению платежеспособности предприятия-должника, предусмотренные фз «о несостоятельности (банкротстве)».
  • 33. Виды, формы и методы финансового контроля.
  • 34. Современная банковская система рф и перспективы ее развития до 2015 г.
  • 35. Организационно-правовые формы, функции и принципы деятельности коммерческих банков. Банковские операции и сделки.
  • 36. Основные инструменты денежно-кредитного регулирования экономики.
  • 37. Центральный Банк России: его задачи, цели, функции и операции.
  • 38. Инкассовая форма безналичных расчетов: сущность и схема документооборота.
  • 39. Организация расчетов платежными поручениями и сфера их применения.
  • Покупатель
  • Поставщик
  • Банк поставщика
  • 40. Вексель, его обращение и использование в безналичных расчетах.
  • 41. Классификация ссуд коммерческих банков. Основные способы их выдачи и погашения.
  • 42. Организация кредитования банками потребительских нужд населения.
  • 43. Кассовое обслуживание предприятий организаций и организаций банками.
  • 44. Экономическая природа и классификация ценных бумаг, порядок их эмиссии и размещения.
  • 45. Сущность и виды денежных систем. Характеристика денежной системы России.
  • 46. Финансовая система России: структура, тенденции изменения и развития.
  • 47. Финансы как экономическая категория, их сущность и функции.
  • 48. Основные направления бюджетной политики рф.
  • 49. Принципы построения и назначение бюджетной классификации рф.
  • 50. Структура доходов и расходов федерального бюджета.
  • 51. Бюджетная система рф и принципы ее построения.
  • 52. Бюджетный процесс, его сущность и стадии бюджетного планирования.
  • 53. Сущность и социально-экономическое назначение внебюджетных государственных фондов.
  • 54. Государственный долг; понятие, виды, характеристика и методы управления.
  • 55. Экономическое содержание налогов, их классификация и функции.
  • 56. Основные принципы налогообложения в рф, права и обязанности налогоплательщиков.
  • 57. Понятие и принципы бюджетного федерализма. Система трансфертов.
  • 58. Социально-экономическая сущность страхования и его роль в рыночной экономике.
  • 59. Развитие страхового рынка в России. Основные виды и формы страхования.
  • 60. Понятие и классификация имущественного страхования.
  • 61. Формы, виды и роль кредита в рыночной экономике
  • 48. Основные направления бюджетной политики рф.

    Бюджетная политика как составная часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.

    Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.

    Исходя из этого, необходимо решение следующих задач.

    Первое. Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции. Уже в предыдущем бюджетном послании ставилась задача ограничения и последовательного снижения размеров дефицита. Она остается актуальной, тем более в условиях, когда цены на нефть находятся на достаточно высоком уровне, а экономика демонстрирует некоторые признаки восстановления.

    Второе. Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования.

    Стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует достоверная оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования) во взаимосвязи с их ролью в достижении поставленных целей государственной политики, а также оценка всех длящихся расходных обязательств.

    Предстоит трезво оценить приоритетность стратегических задач, сопоставив их с реальными возможностями. Только комплексный подход к принятию стратегических решений, в полной мере учитывающий уроки кризиса, новые внутренние и внешние условия развития российской экономики, позволит перераспределить ресурсы в пользу эффективных направлений государственной политики.

    В кризисный период задача составления долгосрочных планов финансового развития отошла на второй план. С нормализацией экономической жизни следует вернуться к разработке долгосрочных планов экономического развития, которые должны предусматривать в том числе и сценарии возможного повторного ухудшения экономической конъюнктуры.

    Для разработки долгосрочной бюджетной стратегии потребуется расширение горизонта и повышение надежности экономических прогнозов, которые должны быть основаны на разумных оценках конъюнктурных параметров и макроэкономических показателей, зависящих от бюджетных расходов.

    Третье. Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов.

    Правительство Российской Федерации работает над созданием комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления. Эти вопросы нашли отражение в Программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, в основу которой положены программно-целевые принципы деятельности органов исполнительной власти всех уровней, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения. С 2012 года значительная часть федерального бюджета должна быть представлена в виде комплекса долгосрочных государственных программ.

    На повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг нацелены изменения в правовом положении государственных и муниципальных учреждений (соответствующий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г. с переходным периодом до 1 июля 2012 г.).

    Практическая реализация этих решений позволит, наконец, уйти от платы только за сам факт существования учреждения, вне зависимости от результатов его работы.

    Правительство Российской Федерации, региональные и местные администрации обязаны обеспечить планомерное введение новых принципов деятельности государственных и муниципальных учреждений, ее реальную отдачу для граждан.

    Четвертое. Разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций.

    Нужно начинать работу по постепенному сворачиванию вынужденных антикризисных мер. В период кризиса государство оказало серьезную поддержку многим отраслям экономики и конкретным предприятиям, различные меры этой поддержки продолжают осуществляться и сегодня. Однако государственная поддержка на прежних льготных условиях не может предоставляться длительное время.

    Государство не должно подменять собой частный сектор или выбирать за него перспективные направления развития. Учитывая это, предпочтительной формой поддержки должно стать софинансирование тех или иных проектов либо стимулирование видов деятельности, способствующих модернизации, в рамках государственно-частного партнерства.

    В ближайшие три года необходимо обеспечить комплексный подход к формированию инновационной системы и инвестиционной среды в целом, создать условия для полного цикла развития инноваций, в том числе путем обеспечения макроэкономической стабильности, защиты конкуренции и прав собственности, устранения административных барьеров.

    Проектный подход к реализации модернизационной стратегии должен найти отражение в деятельности инновационного центра «Сколково», в отношении которого необходимо в кратчайшие сроки обеспечить создание особого правового режима осуществления научной, предпринимательской и иной деятельности, максимально облегчающего условия реализации инновационных разработок для участников этого проекта.

    В то же время поддержка инноваций не должна ограничиваться осуществлением отдельных проектов. Каждая государственная программа должна соответствовать требованиям к созданию инновационной среды, включая развитие человеческого капитала, формирование государственного спроса на инновационную продукцию, улучшение инвестиционного климата.

    Необходимо повысить эффективность использования государственных инвестиций. Наряду с задачами, за решение которых полностью отвечает государство, они должны стать катализатором для вложения средств частного сектора в те сферы и проекты, где одновременно с использованием бюджетных средств возможно и целесообразно привлечение внебюджетных ресурсов. При этом стоит более интенсивно использовать механизмы государственно-частного партнерства.

    Следует активнее проводить приватизацию федерального имущества, в том числе за счет крупных инвестиционно привлекательных компаний. Цель состоит не только в увеличении поступления средств в бюджет, но и в обеспечении поддержки конкуренции и благоприятного инвестиционного климата, без которых не приходится рассчитывать на масштабные улучшения в области модернизации и инновационного развития экономики.

    Для повышения конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке необходимо активно использовать потенциал торговых представительств, совершенствовать систему предоставления экспортного кредитования, экспортного страхования и государственных гарантий. В первую очередь это касается экспорта продукции высокотехнологичных отраслей, атомного и энергетического машиностроения, а также военной техники.

    Пятое. Повышение качества человеческого капитала.

    Никакая модернизация не возможна без квалифицированных специалистов, талантливых ученых, без качественного образования и постоянного профессионального обучения.

    Необходимо стремиться к росту научного потенциала нашей страны, накоплению объектов интеллектуальной собственности, обеспечению в этих целях преемственности поколений в сфере научных исследований и технологических разработок, привлечения и закрепления в ней молодежи.

    Бюджетная политика Российской Федерации (РФ) определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законодательстве.

    Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемым Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

    Бюджетная политика должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.

    Исходя из этого, необходимо решение следующих задач:

    • · обеспечение макроэкономической стабильности;
    • · координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования;
    • · обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов;
    • · разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций;
    • · повышение качества человеческого капитала.

    Макроэкономическая стабильность предусматривает сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции. К 2013 году предполагается сокращение дефицита федерального бюджета как минимум в два раза по сравнению с уровнем 2009 года. В среднесрочной перспективе следует ограничить использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти.

    Стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует достоверная оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных и т.п.) во взаимосвязи с их ролью в достижении поставленных целей государственной политики. В связи с этим, предстоит трезво оценить приоритетность стратегических задач, сопоставив их с реальными возможностями, следует вернуться к разработке долгосрочных планов экономического развития, которые должны предусматривать в том числе и сценарии возможного повторного ухудшения экономической конъюнктуры.

    Для обеспечения нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов Правительство РФ работает над созданием комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления. Эти вопросы нашли отражение в Программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, в основу которой положены программно-целевые принципы деятельности органов, исполнительной власти всех уровней, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения. С 2012 года значительная часть федерального бюджета должна быть представлена в виде комплекса долгосрочных государственных программ.

    В ближайшие три года необходимо обеспечить комплексный подход к формированию инновационной системы и инвестиционной среды в целом, создать условия для полного цикла развития инноваций, в том числе путем обеспечения макроэкономической стабильности, защиты конкуренции и прав собственности, устранения административных барьеров. Одновременно необходимо разработать и реализовать на практике конкретные механизмы внедрения и поддержки инновационных технологий, прежде всего в рамках проектов в таких областях, как энергоэффективность, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.

    Для повышения качества человеческого капитала необходимо стремиться к росту научного потенциала страны, накоплению объектов интеллектуальной собственности, привлечения и закрепления в ней молодежи; уделять внимание привлечению высококвалифицированных иностранных специалистов, а также способствовать повышению квалификации российских специалистов в зарубежных учебных заведениях.

    В соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному собранию РФ основными целями бюджетной политики РФ на 2011 (плановый 2012-2013 гг.) являются цели, представленные на рисунке10.

    Рисунок 10. Основные цели бюджетной политики РФ на 2011 (плановый 2012-2013 гг.)

    Таким образом, бюджетная политика РФ на 2011 (плановый 2012-2013 гг.) направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и решение важнейших социальных задач, с другой - на формирование инновационной экономики.

    Следует отметить, что в сфере межбюджетных отношений есть необходимость обеспечить расширение финансовой самостоятельности субъектов РФ и муниципалитетов, возможностей их влияния на укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов. Одним из важнейших направлений в создании собственной налогооблагаемой базы в финансово необеспеченных субъектах РФ и муниципалитетах является переход к самостоятельному регулированию и сбору налога на недвижимость (взамен налогов на землю и имущество).

    В сфере бюджетных расходов особое внимание уделяется:

    • · повышению эффективности социальной защиты населения;
    • · развитию образования, здравоохранения и социального обслуживания;
    • · обеспечению обороноспособности страны;
    • · реформе органов внутренних дел;
    • · развитию транспортной инфраструктуры;
    • · оптимизации масштабов и форм поддержки экономики.

    Бюджетная политика в 2011 (плановом 2012-1013 гг.) призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе - за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.

    Уже начиная со второго полугодия 2009 года, во многом благодаря проводимым антикризисным мерам происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры мирового рынка сырья и капитала. В таблице 1 представлена структура доходов федерального бюджета.

    Таблица 1 Структура доходов федерального бюджета

    Показатель

    закон с учетом изменений

    Доходы, всего

    в том числе:

    Нефтегазовые доходы

    Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов, %

    Таможенные пошлины

    Ненефтегазовые доходы

    Доля ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов, %

    Налог на прибыль организаций

    НДПИ (без нефтегазовых доходов)

    Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов)

    После серьезного снижения валового внутреннего продукта (ВВП) России в 2009 году на 7,9% в 2010 году ожидается рост ВВП на уровне 4,0%, а в 2011-2013 гг. - на уровне 3-4% в год. Доходы федерального бюджета составят в 2011 году 17,4% к ВВП (или 8 617,8 в млрд. руб.), в 2012 г. - 16,5% к ВВП (или 9 131,7 в млрд. руб.) и в 2013г.-16,1% к ВВП (или 9 983,9 в млрд. руб.). Даже несмотря на увеличение доходной базы федерального бюджета в 2011-2013 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,3% к ВВП в 2010 году, до 16,5% в 2012 году, с дальнейшим снижением в 2013 году до 16,1% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 8,3% к ВВП в 2010 году до 6,9% к ВВП в 2013 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются на 0,2% к ВВП, т.е. с 9,0% до 9,2% к ВВП.

    Что касается расходов: в 2011 году они составят 20,9% к ВВП (или 10 385,1 млрд. руб.), а в 2012 и 2013гг. - 19,6% к ВВП и 19,0% ВВП (или 10844,6 в млрд. руб. и 11 749, 1 в млрд. руб.) соответственно.

    Основные характеристики федерального бюджета на 2011-2013 годы представлены в приложении Б.

    На протяжении докризисных (после дефолта 1998 года) годов Россия развивалась с профицитом федерального бюджета. В 2009 году профицит сменился дефицитом: превышение расходов над доходами федерального бюджета и составило 5,9% к ВВП, а в 2010 году, по оценке Минфина России, дефицит удалось снизить до 5,4% к ВВП, в 2011 году так же ожидается его понижение до 3,6 % к ВВП.

    Основным источником покрытия дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годах будет являться выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке.

    Государственное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Реферат

    по дисциплине: «Бюджетная система РФ»

    тема: «Основные направления бюджетной политики Российской Федерации»

    Выполнила

    ст. гр. НОЗ-051

    Уманская Ю.И.

    Проверила

    Салосина Л.Г.

    Волгоград 2010

    Актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности бюджетной политики для функционирования национальной экономики, в ее формировании и исполнении.

    Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

    Как правило, раз в год, во время утверждения проекта бюджета разворачивается настоящая война за бюджетные дотации и финансирование. Эта война затрагивает всех: как министерства и исследовательские институты, так и государственные предприятия, и частный сектор.

    Как уже упоминалось выше, множество экономистов не оставались равнодушными к проблеме формирования бюджеты, к источникам его формирования, статьям его расхода. Так же не оставался без внимания и вопрос об оптимальном количестве независимых друг от друга бюджетов в стране. Этим проблемам посвящено множество экономических работ. В настоящее время существует множество теорий, затрагивающих различные аспекты бюджетной сферы, начиная от способов его формирования и заканчивая рекомендациями по преимущественному финансированию тех или иных отраслей.

    Так же достаток бюджетных средств позволяет государству принимать активное участие в жизни страны. Наличие бюджетных средств позволяет государству осуществлять государственное регулирование экономики не только в приказной форме. Достаточное количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования.

    Таким образом, бюджет, его формирование и статьи расходов является важным разделом в экономической науки, требующим большого внимания со стороны не только занимающих высокие посты экономистов и политиков, но и рядовых граждан.

    Целью работы является изучение бюджетной политики РФ.
    Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:

    Раскрыть теоретические основы бюджетной политики;

    Провести анализ бюджетной политики РФ за последние несколько лет и рассмотреть основные направления развития бюджетной политики;

    Выявить основные проблемы бюджетной политики и пути ее совершенствования.

    Глава 1 Бюджетная система, бюджетная политика Российской Федерации

    1.1 Бюджет, бюджетная система

    Рассмотрение вопросов, связанных с бюджетной системой и бюджетным устройством невозможно проводить в отрыве от государства, поскольку они являются неотъемлемой частью государственного устройства. Бюджетная система – главное звено финансовой системы государства.

    Для лучшего понимания вопросов бюджетного устройства коротко остановимся на государственном устройстве Российской Федерации. По Конституции Россия является федеративным государством, объединяющим 89 субъектов. Субъекты представлены республиками, краями, областями, городами федерального подчинения – Москва и Санкт-Петербург, автономными округами и одной автономной областью.

    В соответствии с федеративным устройством государственная власть в России представлена двумя уровнями: федеральным и уровнем субъектов Российской Федерации.

    Для каждого уровня имеются свои институты власти, предметы ведения и функции, которые определены Конституцией РФ, Федеральными законами, Конституциями (Уставами) и законами субъектов РФ.

    Если рассмотреть предметы ведения Российской Федерации, которые определены статьей 71 Конституции Российской Федерации, то основными

    функциями этого уровня будут вопросы:

    Защиты прав и свобод граждан;

    Определения федеральной политики в области государственного, экономического, социального, культурного и национального развития;

    Установления системы федеральных органов государственной власти;

    Определения внешней политики и внешнеэкономической деятельности;

    Обеспечения обороны и безопасности;

    Судоустройства и система исполнения наказаний;

    Федеральной государственной службы;

    Стандартов и эталонов;

    Геодезии и картографии;

    Статистического и бухгалтерского учета и некоторых других.

    Перечисленные основные функции государства на федеральном уровне требуют соответствующих расходов для их выполнения. Все эти функции финансируются за счет средств государства, за счет средств бюджета. Таким образом, мы подошли к необходимости к определению понятия бюджета.

    Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления .

    Выше уже отмечалось, что в России государственная власть представлена федеральным уровнем и уровнем субъектов РФ.

    Функции органов государственной власти субъектов (и расходы соответственно) складываются из предметов совместного ведения с федеральным центром, т.е. в условиях федеративного государства часть вопросов решаются федеральными органами государственной власти вместе с органами государственной власти субъектов РФ. Круг этих вопросов определен в статье 72 Конституции РФ.

    Другую часть вопросов власти субъекты решают самостоятельно, поскольку они относятся к их исключительному ведению. Вопросы разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами РФ до конца не решены. В 2003 году приняты поправки в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации», согласно которым функции и полномочия государственной власти на уровне республик, краев, областей, автономных округов по предметам совместного ведения устанавливаются федеральными законами, договорами и соглашениями о разграничении полномочий.

    В определении бюджета упоминаются задачи и функции местного самоуправления.

    Местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти и является, таким образом, самостоятельным уровнем управлении .

    Статья 132 Конституции РФ и федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделяют органы местного самоуправления правом самостоятельно формировать и исполнять местные бюджеты.

    Местное самоуправление осуществляется в поселениях и территориях ниже уровня субъекта РФ, т.е. в городах, районах, поселках, волостях и других территориях и поселениях, именуемых муниципальными образованиями в соответствии с законодательством субъекта РФ и уставами конкретных муниципальных образований.

    Предметы ведения местного самоуправления определены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и включают вопросы местного значения, которые реализуются исключительно на местном уровне и отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Государственные полномочия закрепляются за местным уровнем только федеральным законом или законом субъекта РФ.

    К основным вопросам местного значения относятся:

    Местные финансы, формирование и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов;

    Распоряжение муниципальной собственностью;

    Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального;

    Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечения санитарного благополучия;

    Организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения;

    Муниципальное дорожное строительство, благоустройство и озеленение территории;

    Организация утилизации бытовых отходов, организация ритуальных услуг и ряд других.

    Для реализации приведенных полномочий требуются соответствующие финансовые ресурсы, выделяемые из местных бюджетов.

    Таким образом, мы дали краткую характеристику трем уровням управления, которые имеют соответствующие функции и бюджеты. Из бюджетов, через соответствующие финансовые структуры, финансируются расходы учреждений и организаций, мероприятия и программы, призванные обеспечить выполнение функций соответствующего уровня.

    Данная характеристика позволяет нам подойти к понятию бюджетной системы.

    Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов .

    В условиях федеративного государства бюджетная система является объединением относительно самостоятельных бюджетов разных уровней. Такая конструкция с одной стороны создает стимулы для развития каждой отдельной территории, а с другой, при наличии центрального звена – федерального бюджета, сохраняется возможность координации развития отдельных субъектов и федерации в целом.

    В целях обеспечения единства подходов в организации бюджетного процесса на разных уровнях, достижения устойчивости и эффективности системы, Бюджетным кодексом определено, что бюджетная система основана на следующих принципах:

    Единства бюджетной системы;

    Разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

    Самостоятельности бюджетов;

    Полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

    Сбалансированности бюджета;

    Эффективности и экономности использования бюджетных средств;

    Общего совокупного покрытия расходов бюджетов;

    Гласности;

    Достоверности бюджета;

    Адресности и целевого характера бюджетных средств.

    Законодательное закрепление принципов бюджетной системы важно также для разработки нормативных актов о бюджете и бюджетном процессе органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

    1.2 Экономическая сущность и содержание бюджета

    Бюджет является основным финансовым планом государства, что предоставляет органам власти реальные экономические возможности осуществления воли государства, его властных полномочий. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местного самоуправления, являясь финансовыми инструментами, позволяют проводить экономическую и социальную политику, как на отдельных территориях, так и в целом в России.

    Бюджет отражает размеры необходимых государству (местному самоуправлению) финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Характер налоговой политики определяет виды и объемы доходов бюджета.

    Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

    Бюджет выполняет следующие основные функции:

    Перераспределение валового внутреннего продукта (ВВП);

    Государственное регулирование и стимулирование экономики;

    Финансовое обеспечение учреждений и организаций бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;

    Контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

    Перераспределение ВВП осуществляется через две взаимосвязанные и одновременно проходящие стадии: образование доходов бюджета и использование бюджетных средств (осуществление расходов).

    Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления .

    Образование доходов связано с принудительным изъятием в пользу государства (местного самоуправления) части ВВП созданного в процессе общественного производства.

    Доходы могут носить налоговый и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов является вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, рента и др.).

    Неналоговые доходы образуются в результате экономической деятельности государства (доходы от использования государственной собственности, административные платежи и др.), либо перераспределения уже полученных доходов по другим уровням.

    Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления .

    Расходы носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные ссуды и бюджетные кредиты.

    В бюджете определяются только размеры бюджетных расходов по разделам статьям и видам расходов. Непосредственное осуществление расходов производят бюджетополучатели – учреждения и организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся в соответствии с нормативным актом о бюджете получателями и распорядителями средств соответствующего бюджета.

    Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и призвана обеспечить государственный (муниципальный) контроль за полнотой поступления доходов и эффективным использованием бюджетных средств.

    1.3 Понятия бюджетной политики и государственного бюджета

    Под бюджетной политикой понимаются целенаправленные действия правительства, связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей. Этот централизованный фонд денежных средств получил название государственный бюджет.

    Государственный бюджет, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом. Одновременно государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории со своими специфическими особенностями:

    1. Государственный бюджет – это особая форма перераспределительных отношений, связанная с обособлением части национального дохода в руках государства и использованием ее в целях удовлетворения потребностей всего общества и его отдельных, государственно-территориальных образований;

    2. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода (национального богатства) между отраслями народного хозяйства, сферами деятельности, территориями страны, социальными группами населения

    Как и в других федеративных государствах, в Российской Федерации бюджет государства выступает в виде системы состоящей из трех уровней: федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

    Для свода статистических показателей бюджетной системы и их анализа используется консолидированный бюджет РФ, который включает бюджет федерального правительства и консолидированные бюджеты субъектов федерации. Консолидированный бюджет РФ не утверждается законодательным органом власти.

    Правовую основу функционирования бюджетной системы составляют Бюджетный кодекс Российской Федерации и федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год, законы субъектов федерации о бюджетах субъектов федерации на соответствующий год и аналогичных законов местных органов власти.

    Главная роль в регулировании бюджетных процессов в государстве принадлежит Бюджетному Кодексу РФ. Ныне действующий Бюджетный кодекс был принят в июле 1998 года. Он представляет собой свод законов о функционировании и развитии бюджетной системы Российской Федерации. Кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса на различных уровнях бюджетной системы, основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

    Бюджеты любого уровня системы власти представляет собой главные финансовые планы государства, субъектов федерации и муниципальных образований на текущий год. Все эти планы имеют силу закона. Составляются они в форме баланса расходов и доходов.

    Глава 2 Характеристика бюджетной политики 2008-2010 и планы на дальнейшую перспективу

    2.1 Бюджетная политика в 2008-2010 гг.

    В 2008 году совокупные расходы бюджетов всех уровней в расчете на душу населения превысили 6 906 тыс. рублей, а к 2010 году - достигли 8 588 тыс. рублей .

    Фактически за эти средства общество «приобретает» у государства общественные услуги - образование, здравоохранение, социальное обеспечение, регулирование экономики, гарантии безопасности и правопорядка, защиту внешнеполитических интересов, гражданских прав и свобод и все то, что не может быть предоставлено рынком и оплачено каждым гражданином по отдельности.

    Граждане и как налогоплательщики, и как потребители общественных услуг должны быть уверены в том, что передаваемые ими в распоряжение государства средства используются прозрачно и эффективно, приносят конкретные, по возможности измеримые результаты как для общества в целом, так и для каждой семьи, для каждого человека.

    Предпосылки для решения этой стратегической задачи были заложены в первой половине 2000-х годов восстановлением долгосрочной сбалансированности и устойчивости национальной бюджетной системы путем:

    Разграничения расходных обязательств и ликвидации «необеспеченных мандатов», общий объем которых в 1,6 раза превышал возможности бюджетной системы;

    Создания Стабилизационного фонда, обеспечивающего «подушку безопасности» в случае снижения экспортных цен на нефть и сдерживание инфляции в условиях увеличения денежного предложения вследствие дополнительных доходов от экспорта в случае высоких цен на нефть;

    Стабильного закрепления доходных источников за бюджетами разных уровней и введения объективных критериев распределения межбюджетных трансфертов;

    Развития системы Федерального казначейства, обеспечивающего кассовое обслуживание исполнения бюджетов в соответствии с едиными стандартами и процедурами.

    Это позволило обеспечить прозрачность и подотчетность формирования и исполнения бюджетов, оперативность и достоверность бюджетной отчетности. Установился жесткий и действенный контроль за принятием и исполнением бюджетных обязательств

    Гарантированное исполнение всех ранее принятых обязательств, с одной стороны, и, с другой стороны, принятие новых обязательств только в пределах реальных возможностей по их финансовому обеспечению в условиях долгосрочной сбалансированности бюджета, прозрачности и подотчетности бюджетов, соблюдения финансовой дисциплины - основное требование к эффективной и ответственной бюджетной политике и одновременно - необходимое условие для достижения планируемых целей и результатов государственной политики.

    В 2004-2006 годах были сделаны первые шаги по решению этой стратегической задачи. В 2006 году федеральный бюджет впервые стал составной части 3-летнего перспективного финансового плана, что позволило заложить основы для перехода к утверждению бюджета на три года.

    При подготовке бюджетов всех уровней используются реестры расходных обязательств, которые позволяют четко определить состав и объемы действующих обязательств.

    Внедрена основанная на международных стандартах система бюджетного учета и бюджетной классификации, обеспечивающая государственным органам удобство управления финансовыми ресурсами для достижения необходимых результатов и позволяющая внешним потребителям получить необходимую информацию о направлениях расходования средств.

    Завершающим этот этап реформирования бюджетного процесса, стало принятие в начале 2007 года поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, многие из которых уже прошли практическую апробацию в рамках внедрения среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результаты, при формировании проектов федерального бюджета на 2006 и 2007 годы

    Принятые поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривают:

    Переход на всех уровнях бюджетной системы к среднесрочному финансовому планированию, в том числе для федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - формированию бюджетов на трехлетний период (в режиме «скользящей трехлетки»);

    Выделение закрытого перечня форм бюджетных ассигнований, различающихся правовым статусом и отражением в бюджете;

    Изменение порядка планирования и отражения в бюджете расходов на реализацию долгосрочных целевых программ и бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности;

    Введение в бюджетный процесс государственных (муниципальных) заданий и иных характеристик непосредственных результатов использования бюджетных средств, таких как обоснования бюджетных ассигнований;

    Расширение полномочий органов власти всех уровней в рамках единых, установленных Кодексом, общих позиций по детализации, интеграции бюджетной классификации и бюджетного учета и, следовательно, определению формата составления и утверждения соответствующих бюджетов;

    Создание стимулов для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по снижению дотационности соответствующих бюджетов;

    Обеспечение самостоятельности и ответственности главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджета;

    Создание условий для возникновения организаций новых организационно-правовых форм и проведения реструктуризации бюджетной сети;

    Уточнение вопросов регулирования государственного (муниципального) долга, заимствований и гарантий.

    Законодательное закрепление этих изменений создает новые возможности, стимулы и требования для повышения результативности расходов бюджетов всех уровней.

    Начиная с 2008 года федеральный бюджет формировался на основе реестров расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета. При подготовке проекта федерального бюджета на 2008 год и период до 2010 года использовались обоснования бюджетных ассигнований главных распорядителей средств федерального бюджета, содержащие информацию о непосредственных результатах деятельности, объеме и качестве оказанных государственных услуг.

    Бюджетирование по результатам предполагает повышение ответственности и расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по управлению финансами в целях достижения запланированных результатов. Такое расширение полномочий в рамках выделенных бюджетных ассигнований предусмотрено поправками в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Для повышения эффективности достижения запланированных результатов федеральным органам исполнительной власти необходимо сосредоточить усилия на повышении качества финансового менеджмента.

    Проект федерального бюджета на 2008 год и период до 2010 года впервые был сформирован и исполнялся на основе нового бюджетного законодательства и, в соответствии с общепризнанными в мировой практике принципами, стандартами и процедурами, в полной мере обеспечивающими реализацию принципов среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат в соответствии с задачами, поставленными Бюджетным посланием Президента Российской Федерации на 2008-2010 годы.

    2.2 Цели бюджетной политики в 2010-2010 гг.

    Бюджетная политика на 2010-2012 годы направлена, с одной стороны, на выход экономики из кризиса и решение важнейших социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и бюджетной стабильности.

    Основными целями бюджетной политики в 2010-2012 годах являются:

    Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса.

    Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости. В ближайшие годы потребуется адаптация бюджетных расходов к более низкому уровню доходов.

    Повышение эффективности расходов бюджета. В условиях вынужденного снижения объемов расходов бюджета необходимо обеспечить высокое качество государственных услуг и эффективное использование бюджетных средств.

    Повышение эффективности налоговой системы.

    Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам.

    Разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы.

    1) Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса.

    В 2008 году рост мирового ВВП составил 3,4% в сравнении с 5,2% годом ранее. По последним прогнозам международных организаций, в 2009 году падение мировой экономики может составить до 3% на фоне значительного сокращения международной торговли.

    Россию кризис коснулся сразу по нескольким направлениям. Осенью прошлого года произошло резкое падение внешнего спроса на основные экспортируемые товары, что привело к падению цен на экспорт. Быстрое снижение экспортных доходов сократило внутренний спрос. Одновременно Россия наряду с другими странами почувствовала резкое сжатие внешнего финансирования. Прекращение притока дешевых иностранных займов и возросшая неопределенность существенно снизили объемы кредитования российской экономики.

    В первом полугодии 2009 г. продолжилась тенденция к сокращению основных экономических показателей. Темпы падения ВВП превышают 10%, промышленного производства – почти 15%, инвестиций – более 18%. Отмечено также снижение потребительского спроса (оборот розничной торговли сократился на 3%) вследствие падения заработной платы также почти на 3%. Продолжается рост безработицы, за последний год она увеличилась на 2,5 п.п.

    Тем не менее, наличие значительных золотовалютных резервов позволило стране значительного ослабить влияние мирового кризиса на российскую экономику, избежать существенных проблем в банковской системе и сгладить резкие колебания валютного курса. Накопленные в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния значительные средства – на 1 января 2009 года они составляли 4027,6 млрд. рублей (137,1 млрд. долларов США) и 2584,5 млрд. рублей (88,0 млрд. долларов США) соответственно – позволяют финансировать бюджетные обязательства государства и осуществлять поддержку реального сектора экономики в текущем и последующих годах.

    В период 2010-2012 годов (особенно в следующем году - в период начала выхода страны из кризиса) в рамках достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

    а) Использование мер фискальной политики для стимулирования внутреннего спроса и решения острых социальных проблем.

    Россия, как и другие страны, сталкивается с различными социальными проблемами в период мирового финансового кризиса. С одной стороны, это снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой - замедление развития отраслей социальной сферы. Эти проблемы придется решать и в посткризисном периоде. Бюджетная политика на 2010-2012 годы предполагает ряд мер по повышению обеспеченности незащищенных слоев населения. В частности, с 2010 года происходит существенное увеличение трудовых пенсий. Продолжится реализация национальных проектов социальной направленности.

    б) Поддержка реального сектора экономики в условиях рецессии и посткризисного периода.

    В текущем году осуществляется целый комплекс мер, направленных на поддержку реального сектора экономики. Поддержка оказывается как отдельным предприятиям (в рамках списка системообразующих предприятий, утвержденного в конце 2008 года), так и отраслям в целом. Меры включают в себя прямую поддержку из бюджета, предоставление госгарантий по кредитам, дополнительную капитализацию банковской системы для восстановления кредитования, а также отдельные налоговые стимулы.

    В 2010-м и последующих годах объем такой поддержки будет постепенно сокращаться, по мере выхода экономики из кризиса. В первую очередь это касается помощи, оказываемой напрямую из бюджета. В ближайшее время фискальная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление нормального функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку предприятий на работу в новых внешних и внутренних условиях. Реструктуризация предприятий и повышение эффективности их работы будет способствовать диверсификации экономики, сократит долю нефтегазового сектора, доминировавшего в последние годы. Это в свою очередь в дальнейшем станет залогом стабильного роста экономики.

    2) Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости.

    Как уже отмечалось, в ближайшие три года российская экономика столкнется с резким сокращением ресурсов – причем это касается как текущих доходов, так и накопленных ранее резервов. В этой связи придется проводить такую политику в области расходов, которая бы, с одной стороны, стимулировала рост внутреннего спроса и производства, а с другой стороны - не допускала обострения социальных проблем и при этом не вела бы к чрезмерному росту бюджетного дефицита и необходимости стремительно наращивать государственный долг.

    До кризиса расходы бюджетной системы и, в частности, федерального бюджета, из года в год неизменно увеличивались. Рост расходов заметно опережал темпы роста экономики и коснулся практически всех направлений расходов. Сейчас перед правительством остро стоит задача коррекции бюджетной политики, ее адаптации к периоду низких государственных доходов.

    Ближайшие несколько лет должны стать переходным периодом, когда правительству придется балансировать между необходимостью проведения стимулирующей бюджетной политики и восстановлением макроэкономической стабильности. Компромисс между этими требованиями будет достигаться при постепенном сокращении бюджетного дефицита – до 7,5% ВВП в 2010 году, 4,3% ВВП в 2011 году и 3% ВВП в 2012 году .

    После завершения переходного периода необходимо будет как можно скорее вернуться к тем принципам бюджетной политики, которые были закреплены в Бюджетном кодексе в 2008 году. Величина расходов федерального бюджета должна находиться на уровне суммы не-нефтегазовых доходов, нефтегазового трансферта в размере 3,7% ВВП и финансирования дефицита за счет прочих источников (преимущественно, долговое финансирование) в размере не более 1% ВВП. Использование средств фонда национального благосостояния допустимо лишь для поддержки пенсионной системы.

    Такие бюджетные правила позволят обеспечить стабильность бюджетной системы в долгосрочном периоде, предотвратят чрезмерное наращивание государственного долга, создадут благоприятные условия для внутренних и внешних инвестиций, невозможных при нестабильности бюджета и, как следствие, экономики.

    Следует отметить, что при больших объемах дефицита бюджета могут возникнуть определенные затруднения в результате конкуренции государства и частного сектора на рынках капитала. Из-за ограничения доступа к кредиту корпорации наращивают выпуск облигаций. В июне текущего года было зарегистрировано 27 новых выпусков корпоративных облигаций объемом в 221 млрд.рублей. Портфель корпоративных облигаций растет быстрее портфеля ОФЗ. Доходность корпоративных бумаг существенно выше доходности ОФЗ.

    С начала 2009 года российские корпорации разместили 21 выпуск еврооблигаций. Объем размещения составил 10,4 млрд.долл.

    3) Повышение эффективности расходов бюджета

    Уровень эффективности многих государственных расходов в нашей стране остается низким. Необходимо принять целенаправленные меры по повышению эффективности государственных расходов, чтобы сокращение расходов не затормозило развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг, по следующим направлениям:

    а) Комплексная инвентаризация бюджетных обязательств, особенно - в социальной сфере. Итогом такой инвентаризации должна стать выработка предложений по отмене тех нормативных актов, финансирование которых не способствует устойчивому экономическому росту и развитию социальной сферы, но ложится «тяжёлым грузом» на бюджетную систему.

    б) Совершенствование программно-целевого принципа в бюджетном процессе. В рамках этого направления необходимо разработать и внедрить эффективную систему распределения бюджетных средств по ведомственным программам, которые нацелены на решение острых социальных и экономических проблем.

    в) Сокращение государственного сектора и одновременное повышение его эффективности. Это, прежде всего, касается отраслей социальной сферы, особенно образования и здравоохранения.

    г) Развитие государственно-частного партнерства в рамках целевых программ и отдельных проектов. Без такого сотрудничества, особенно в текущих условиях, многие важные программы не могут быть реализованы.

    Долгосрочные программы повышения эффективности государственных расходов должны интегрироваться в рамках процедур долгосрочного бюджетного планирования. Это позволит учитывать при распределении бюджетных ресурсов как приоритеты социально-экономического развития, так и потенциал решения важнейших задач с использованием меньшего объема государственных средств и поддержания тем самым бюджетной сбалансированности.

    Ключевую роль в составлении и реализации программ по повышению эффективности бюджетных расходов должны играть непосредственно ведомства, отвечающие за расходы по тому или иному направлению.

    4) Повышение эффективности налоговой системы

    В период экономического кризиса соблюдение баланса между интересами государства и предпринимателей и выбор оптимальной политики налоговых ставок становится для правительства первоочередной задачей.

    На сегодняшний день государственная политика в области расходов (на поддержку экономики уже потрачен огромный объем ресурсов) привела к ситуации, когда в условиях кризиса среднесрочные задачи налоговой политики в определенном смысле идут вразрез с долгосрочными задачами. Целями налоговой политики в долгосрочном периоде в России последние годы было прямое или косвенное снижение налоговой нагрузки. Требования о снижении налоговой нагрузки на бизнес постоянно высказываются представителями предпринимательского сообщества. Однако в кризис правительство столкнулось с острой проблемой бюджетного дефицита и вынуждено искать источники его финансирования, в том числе рассматривая варианты повышения налогов.

    Во избежание такого расхождения между долгосрочными целями и среднесрочной политикой нужна коррекция долгосрочных целей налоговой политики. Новой целью налоговой политики должно стать не простое снижение налоговой нагрузки, а ее оптимизация и такое распределение по секторам экономики для стимулирования экономического роста и высокотехнологичных производств. Одновременно с этим нужно оптимизировать налогообложение сырьевого сектора, а также производства и потребления товаров, наносящих вред здоровью, таких как табак и алкоголь.

    5) Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам

    В 2010 году начнется новый этап реформирования пенсионной системы. Он ставит задачу радикально повысить уровень пенсионного обеспечения и ликвидировать бедность среди пенсионеров.

    Одним из источников дополнительного финансирования пенсий станет повышение страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, ставка которых будет с 2011 года повышена до 26%. Важной мерой станет введение механизма валоризации – переоценки денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до начала пенсионной реформы в 2002 году. С 1 января 2010 года их расчетный пенсионный капитал будет проиндексирован на 10% плюс по 1% за каждый год «советского» трудового стажа до 1991 года .

    С 1 января 2010 года размер пенсии с учетом других мер социальной поддержки пенсионеров не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации. Это подразумевает, что тем пенсионерам, у кого размер начисленной пенсии окажется ниже прожиточного уровня, будет выделяться социальная доплата из федерального и при необходимости - регионального бюджета.

    Проведенные реформы позволят существенно повысить размер пенсий в России. Средний размер трудовых пенсий превысит в 2010 году 7750 рублей в месяц, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 46%. Соотношение трудовой пенсии к средней заработной плате достигнет 38% (по сравнению с 24,8% в 2008 году). Повышение пенсий будет в значительной степени обеспечено за счет трансфертов из федерального бюджета. Кроме того, будет увеличено финансовое обеспечение государственных пенсий, ежемесячные денежные выплаты и предоставление материнского капитала. В результате трансферты в Пенсионный фонд Российской Федерации за счет общих доходов федерального бюджета возрастут с 2,3% ВВП в 2008 году до 6,0% ВВП в 2010 году и 4,7% ВВП в 2011-2012 годах.

    6) Разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы

    Мировой финансовый кризис осенью прошлого года поставил в сложное положение функционирование банковского сектора Российской Федерации.

    Возникший дефицит ликвидности в сочетании с убытками на фондовом рынке спровоцировал кризис доверия, который грозил обернуться остановкой платежной системы и массовыми банкротствами. Правительство Российской Федерации совместно с Банком России оперативно отреагировали на сложившуюся ситуацию и с помощью ряда решительных мер предотвратили системный банковский кризис. Основные усилия были направлены на обеспечение стабильной работы банковской системы и включали снижение нормативов обязательных резервов, расширение инструментов рефинансирования и либерализацию доступа кредитных организаций к ресурсам Банка России. Одновременно было принято решение об увеличении размера страхового возмещения по вкладам физических лиц в банках. Эти меры поддержали банковский сектор в 2008 году и первом полугодии 2009 года.

    В ближайшее время функционирование банковского сектора будет определяться динамикой объема просроченной задолженности в портфелях банков, а также существенным ограничением доступа к ресурсам с международных рынков капитала.

    В этой связи в бюджете предусматриваются средства на дополнительную капитализацию банковского сектора - в 2009 году в размере 210 млрд. рублей и 250 млрд. рублей в 2010 году. Кроме того, в текущем году предусмотрены государственные гарантии по кредитам системообразующим предприятиям в размере 300 млрд. рублей.

    В 2010-2012 годах одним из направлений деятельности Правительства Российской Федерации совместно с Банком России по-прежнему останется поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Одновременно Банк России будет уделять повышенное внимание вопросам развития банковского сектора.

    Также продолжится работа по следующим направлениям:

    1.Обеспечение открытости деятельности кредитных организаций, в том числе прозрачности структуры собственности акционеров (участников).

    2.Упрощение и удешевление процедур реорганизации, включая присоединение кредитных организаций, создание дополнительных условий для информирования широкого круга лиц о реорганизационных процедурах.

    3.Оптимизация условий для развития сети банковского обслуживания населения, субъектов среднего и малого предпринимательства.

    4.Обеспечение противодействия допуску к участию в управлении кредитными организациями лиц, не обладающих необходимыми профессиональными качествами или имеющих сомнительную деловую репутацию, включая создание механизма оценки деловой репутации руководителей кредитных организаций.

    5.Рационализация механизмов контроля за приобретением инвесторами акций (долей) кредитных организаций.

    6.Развитие риск-ориентированного надзора.

    7.Совершенствование регулирования деятельности кредитных организаций по предоставлению населению потребительских (включая ипотечные) кредитов и других розничных продуктов.

    8.Совершенствование методического и нормативно-правового обеспечения инспекционной деятельности.

    9.Совершенствование процедур ликвидации кредитных организаций, у которых отозвана лицензия на осуществление деятельности.

    Эти меры позволят снизить риски в банковской системе и укрепить ее.

    Глава 3 Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики в РФ

    Становление и развитие рыночной экономики привели к коренной перестройке бюджетного процесса и серьезным изменениям в бюджетной политике государства.

    Политическая экономическая и, как следствие, финансовая неустойчивость в стране с переходной экономикой обусловили выбор главной цели бюджетной политики государства в 1990-ые годы – снижение бюджетного дефицита. Ее реализация происходила в условиях возрастания государственного долга и снижения собираемости налогов. Свою неспособность собирать налоги правительство пыталось компенсировать эмиссией своих ценных бумаг. В результате чрезмерный оборот государственных ценных бумаг, захлестнул финансовый рынок, отвлекая денежные средства от реального сектора экономики. Непродуманность бюджетной политики закономерно привела экономику страну к дефолту в августе 1998 года.

    Предпринятые в последние годы меры по совершенствованию бюджетной политики в стране привели к росту ее эффективности, о чем свидетельствует, в частности, некоторый рост доходной части консолидированного бюджета, прежде всего за счет налоговых поступлений. Однако слабость современной бюджетной системы Российской Федерации очевидна.

    Главным направлением бюджетной деятельности государства должно стать формирование новой концепции бюджетной политики. В первую очередь определение и детализация ее целей.

    В западной экономической литературе выделяют три основные концепции бюджетной политики государства: 1) концепция ежегоднобалансируемого бюджета; 2) концепция бюджета балансируемого в ходе экономического цикла и 3) концеапция функциональных финансов. Суть этих концепций рассматривалась в курсе экономической теории. Необходимо отметить, что в отличие от федерального правительства России, для правительств индустриально-развитых стран ежегоднобалансируемый бюджет не является основной целью бюджетной политики, начиная со второй половины 40-ых годов.

    Совершенствование бюджетной политики государства на современном этапе предполагает также решение таких первостепенных задач как финансовое оздоровление экономики, разработку реальных бюджетов всех уровней, увеличение доходов за счет мер по легализации частнопредпринимательской инициативы, реформирование межбюджетных отношений, укрепление вертикали финансового контроля и др.

    Так, например, созданная в 1994 году система межбюджетных отношений позволила перейти от индивидуального согласования объемов финансовой помощи субъектам РФ к единым правилам ее распределения. Однако эта система не создала в полной мере условий для обоснования закрепления расходных полномочий для каждого уровня бюджетов.

    Дальнейшее развитие и укрепление федерализма в нашей стране требует совершенствования законодательства о самоуправлении и территориальных финансах. Крайне актуальной является проблема расширения собственной доходной базы бюджетов регионов и местных органов исполнительной власти. Перекладывание федеральным правительством на местные бюджеты дополнительных расходов по финансированию социальной сферы и ряда других расходов не сопровождается расширением их доходной базы .

    В тоже время существует необходимость снижения роли перераспределительных процессов, осуществляемых федеральным правительством. Дотации, субсидии, субвенции как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов - несовершенны. Они не стимулируют у территориальных органов власти развитие хозяйственной инициативы. Такая практика передачи средств ослабляет и возможности финансового контроля. Главным направлением использования финансовых ресурсов для территорий должно стать финансирование местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных бюджетных доходов.

    Другой острейшей проблемой бюджетной политики является размер государственного долга, его нарастание, необходимость повышения эффективности управления этим долгом.

    Под бюджетом понимают схему доходов и расходов какого-либо субъекта (государства, организации, семьи, человека) за определенный период времени. В качестве промежутка времени чаще всего принимают год. Этот термин активно используется в экономике. Основные направления бюджетной политики и налоговой политики совпадают с их целями и задачами.

    Бюджет государства

    Бюджет государства - это самый главный финансовый документ страны. В него входит совокупность смет всевозможных государственных служб, ведомств, реализуемых и планируемых программ и т. д. Источником государственного бюджета является федеральная казна.

    Государственная работа, направленная на формирование, утверждение и исполнение бюджетных программ в России, называется бюджетным процессом.

    Бюджет России

    Бюджет России состоит из следующих уровней:

    Федеральный бюджет.

    Муниципальные (местные) бюджеты муниципальных образований.

    Органом, курирующим исполнение российского бюджета, является Федеральное казначейство.

    Бюджет может быть профицитным или дефицитным. В первом случае совокупные его доходы более значительны, чем расходы, а во втором - наоборот.

    Утверждение бюджета

    На начальном этапе бюджет России разрабатывается Этот этап называется бюджетным планированием. Дальнейшую работу над законопроектом ведет Правительство России. Далее его рассматривает Государственная дума, причем процесс происходит в 3 этапа, которые называются чтениями. Следующим органом, который рассматривает предложенный бюджет, является Совет Федерации. На последнем этапе его подписывает президент.

    Принимаемый бюджет рассчитан на предстоящий год и последующие 2 года планового периода. Началом года принято считать первое января, однако в некоторых государствах он начинается с иной даты.

    В случае непринятия бюджета какой-либо из инстанций возникает ситуация, которая называется бюджетным кризисом.

    Что такое бюджетная политика

    Бюджетная политика государств представляет собой часть финансовой политики. Главная ее цель - обеспечить баланс доходов и расходов и назначить источник финансирования бюджета. Она является одним из рычагов, которые могут быть применены государством для смягчения того или иного финансово-экономического кризиса.

    Финансовая политика и бюджетная политика (как одно из ее направлений) служат целью развития и укрепления экономики государства. В свою очередь, финансовая политика является одним из важнейших направлений экономической политики страны. Бюджетная политика тесно связана с выбором экономической модели, в соответствии с которой государство намерено существовать и развиваться.

    Бюджетная политика - это система мер и действий, которые предпринимаются властными органами для управления бюджетным процессом, что находится в составе общей экономической политики. Она ориентирована на реализацию различных функций бюджета для достижения запланированного социального и экономического эффекта.

    Из бюджета можно получить много информации об основных направлениях бюджетной и налоговой политики на год, а также на последующие 2 плановых года.

    У бюджетной политики есть субъекты и объекты. Субъекты - это органы власти, тем или иным образом связанные с разработкой и принятием, исполнением и контролем над исполнением бюджета. Объекты - это определенные статьи законодательства и прочие юридические нормативы.

    Принципы бюджетной политики

    Бюджетная политика реализуется на базе следующих принципов:

    Принципа объективности, когда за основу берут объективные экономические процессы;

    Принципа неукоснительности, обязательности исполнения бюджета;

    Принципа преемственности - построение такой бюджетной политики, которая учитывала бы уже имеющийся опыт, полученный в прошлые периоды;

    Принципа гласности, подразумевающего прозрачность и открытость при выполнении всех стадий бюджетного процесса.

    Основные разновидности бюджетной политики

    Бюджетная политика различается в зависимости от поставленных целей. Выделяют следующие ее разновидности:

    Долговременную (стратегическую), с длительностью реализации 3 и более лет, и тактическую;

    По приоритетам бюджетную политику делят на: доходный тип, расходный, контрольно-регулирующий и комбинированный.

    По направленности бюджетную политику делят на сдерживающую и стимулирующую;

    По территориальному принципу различают местную, региональную и федеральную политику;

    По характеру специализации выделяют инвестиционную, налоговую, социальную политику и другие виды.

    Основные направления бюджетной политики

    Направления бюджетной политики совпадают с ее целями и задачами. Основные направления бюджетной политики РФ:

    1. Обеспечение полноценного функционирования налоговой системы.
    2. Оптимизация поступления доходов от экспорта товаров и сырья.
    3. Работа над эффективным управлением гос. имуществом.
    4. Повышение эффективности бюджетных расходов.
    5. Повышение эффективности планирования и исполнения бюджета.
    6. Стремление к устойчивому бюджетному профициту.
    7. Повышение прозрачности бюджетных процедур.
    8. Упорядочение бюджетных процедур.
    9. Снижение зависимости от ситуации на мировых рынках.
    10. Обеспечение устойчивого экономического роста и улучшения уровня жизни населения.

    Таким образом, бюджет и основные направления бюджетной политики взаимосвязаны.

    Возможности бюджетной политики

    Важным при осуществлении бюджетной политики является величина так называемого бюджетного потенциала. Он характеризует возможности аккумуляции денежных средств в бюджете. От него зависят возможности для государственного регулирования экономики и осуществления других государственных функций. При развитии финансово-экономического кризиса этот потенциал уменьшается. Во многом это связано с плохой собираемостью налогов.

    Бюджетная политика рассматривается как ядро в экономической политике государства. При правильной бюджетной политике и продуманном бюджете повышаются инвестиционные возможности, качество жизни населения; усиливается влияние государства на мировой арене, растет производительность труда.

    Важным является также уровень ее предсказуемости. Федеральный бюджет должен быть устойчивым и предсказуемым, чтобы быть надежным гарантом стабильности в стране. В России принято составлять бюджетное послание президента, которое является обязательной составляющей при подготовке федерального бюджета.

    В качестве инструментов для осуществления основных направлений бюджетно-финансовой политики выступают налоги, расходы, госзаймы, госзакупки и трансферты.

    Основной минус российской экономики

    При осуществлении бюджетной политики желательно составление долгосрочного прогноза, который называется бюджетным прогнозом. Однако зависимость страны от колебаний на мировых рынках энергоносителей делает составление такого прогноза достаточно проблематичным. Сейчас страна находится в состоянии системного экономического и социального кризиса, даже несмотря на восстановление цен на экспортируемое сырье. Однако толчком к его развитию стало как раз резкое падение цен на нефть в 2014-2016 годах.

    Нынешний социально-экономический кризис

    Под экономическим кризисом понимается нарушение стабильности и устойчивости в стране. При этом нарушаются прежние связи в экономике и производстве, что создает общий дисбаланс в экономических процессах. Предыдущие кризисы отмечались в 90-е и в 2008-2009 годах. Однако последний не вызвал серьезных социальных проблем, вероятно, из-за кратковременности снижения цен на сырье. Развал Советского Союза, вероятно, также стал следствием падения цен на нефть.

    Дополнительными причинами нынешнего кризиса могли стать следующие:

    Введение пакета санкций начиная с 2014 года против РФ со стороны западных государств;

    Ухудшение ситуации на Украине и присоединение к России Крыма.

    Однако начальной причиной развития нынешних кризисных явлений, вероятно, стало отклонение экономической политики государства от выгодного для страны курса. Так, до 2010 года бюджет станы характеризовался наличием профицита, однако после 2010 профицит исчез, невзирая на благоприятный тогда еще внешний экономический фон. В это же время прекратился и рост ВВП страны.

    Прогнозы экспертов на завершение кризиса в начале 2017 года и улучшение экономической и социальной ситуации в стране пока не подтверждаются. Экономисты призывают менять экономический курс, иначе неизвестно, какие могут быть последствия для экономики и бюджета страны в случае нового обвала цен на нефть.

    Пути выхода из кризиса

    Для выхода из сложившейся ситуации может быть применен в том числе и механизм бюджетной политики. Необходимо создание стимулов и благоприятных условий для внедрения и развития новых технологий, преодоления технологической отсталости, повышения энергоэффективности и производительности труда, развития наукоемких производств и сокращения внутреннего потребления нефти с целью увеличения ее экспорта. Борьба с несправедливым и неравномерным распределением доходов является обязательным условием восстановления экономики. Ведь без этого нельзя повысить внутренний спрос на отечественную продукцию и улучшить социальное положение населения. К сожалению, эти насущные для России проблемы пока никак не решаются, что создает мрачные перспективы для российской экономики и бюджета страны. Ускорить данный негативный процесс может быстрое истощение запасов нефти в России и повышение себестоимости ее добычи, прогнозируемые на 2020-е годы и частично наблюдаемые уже сейчас.

    Заключение

    Таким образом, основные направления бюджетной, налоговой и таможенной политики, их цели и задачи, направлены на улучшение социально-экономической ситуации в стране. Бюджетная политика во многом отражена в бюджете РФ. Современные кризисные явления в стране свидетельствуют о необходимости реформирования экономики и изменения структуры бюджета.

    Бюджетная политика – совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной и исполнительной власти, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой путей их исполнения в интересах граждан, общества и государства.

    Бюджетная политика является составной частью финансовой политики государства, ее особенность заключается в экономической и социальной направленности. Целью бюджетной политики является определение приоритетов социально-экономического развития страны на определенный период времени.

    Этапы формирования бюджетной политики:

    1. Определение концептуальных основ развития бюджета. Установление его роли в общественном воспроизводстве на соответствующем временном этапе.

    2. Формирование цели и задач бюджетной политики.

    3. Разработка конкретных путей реализации поставленной цели и задач.

    Функциональный аспект включает в себя: политику в области формирования доходов бюджета (фискальная политика), политика в области исполнения расходных обязательств, политика в области обеспечения сбалансированности бюджета, политика эффективного управления государственным и муниципальным долгом, политика в области межбюджетных отношений.

    Временной аспект включает в себя бюджетную стратегию (рассчитана на перспективу) и бюджетную тактику (ориентирована на проведение мероприятий в конкретным финансовом периоде).

    Основные цели и задачи бюджетной политики по реализации бюджетной стратегии определяются в документах, например в стратегиях социально-экономического развития, концепциях, прогнозах. В частности 17 ноября 2008 года постановлением правительства была утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.» Цель концепций определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого роста благосостояния граждан, обеспечения национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепление позиций РФ в мире. Основная задача бюджетной стратегии увязка проводимой бюджетной политики как с задачами по обеспечению долгосрочного роста экономики так и повышения уровня жизни населения. В этих документах определяются конкретные целевые показатели этой политики, они ориентированы на:

    1. Обеспечение стабильного курса национальной валюты.

    2. Поддержание социально-экономической стабильности.

    3. Повышение результативности бюджетных расходов

    Цель и задачи бюджетной тактики на среднесрочную и краткосрочную перспективу определяется как в общих документах (среднесрочный прогноз социально-экономического развития РФ), так и в специальных документах (в ежегодном бюджетном послании президента). Бюджетное послание направляется Федеральному собранию и является ориентиром при разработке бюджета.

    Бюджетная политика реализуется посредством бюджетного права и бюджетного механизма: финансовыми и налоговыми органами, контрольно-счетными органами, финансово-кредитными органами.

    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Скорочтение – как способ повысить степень своего развития: лучшие техники для быстрого чтения Скорочтение – как способ повысить степень своего развития: лучшие техники для быстрого чтения Что такое оборот капитала Что такое оборот капитала Обзор компании Алкоа Инк Обзор компании Алкоа Инк