Православная Польша - Реалии нашей жизни — LiveJournal. Православное Рождество в Польше: не шопки, а иконы Собор Николая Чудотворца в Белостоке

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?


Церковь Святого Духа - Белосток (Польша)
Сегодня мы приглашаем вас в путешествие по православной Польше. Да, вы не ослышались. Общеизвестно, что большинство поляков – католики. Однако есть на северо-востоке Польши регион, где треть местных жителей составляют православные. Речь идет о городе Белостоке. Здесь действуют более десяти православных храмов. А самым большим храмом Белостока, да и всего польского государства, является Церковь Святого Духа.

Власти долгое время не давали разрешения на строительство нового храма. И хотя на тот момент в городе уже было две православных церкви - святителя Николая Чудотворца и пророка Илии, всех желающих они вместить не могли. И вот, наконец, в 1981 году такое разрешение было получено. И уже в августе следующего года торжественно освятили закладной камень. Строительство храма длилось 7 лет.
Собор поражает своими размерами. Здание имеет 55 метров в длину и 38 в ширину. А самый большой из пяти куполов возвышается на целых 50 метров. Разработал проект польский архитектор Ян Кабак. Предполагалось, что это будет храм в современном стиле и в форме пламени свечи. И действительно, собор снаружи так замысловато украшен разноярусными полукруглыми плитами, что напоминает свечу. Изнутри своды храма украсили фресками в византийском стиле. А несколько лет назад неподалеку возвели шестидесятиметровую колокольню.
Свят-Духов храм строился что называется “всем миром”. В сборе денег поучаствовала практически каждая семья Белостока. В изготовлении иконостаса принял участие резчик из Белоруссии Николай Бакуменко. Он же создал новый поклонный крест, который стоит перед зданием храма на месте прежнего дубового креста, сделанного при закладке церкви. Освящение собора-исполина в конце прошлого столетия совершил Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва. И, несмотря на то, что церковь вмещает до двух с половиной тысяч верующих, в большие церковные праздники здесь яблоку негде упасть.
ПРАВОСЛАВИЕ В ПОЛЬШЕ: ВЕРА, ВЫСТРАДАННАЯ ВЕКАМИ
Интервью с куратором выставки «Православие в Польше» Анной Радзюкевич
Свято-Духовская церковь в Белостоке – самый большой православный храм в Польше. Его высота – 54 метра, строился он с начала 80-х годов прошедшего столетия.
Много ли мы знаем о наших братьях по вере, живущих в соседнем государстве, - об их истории, словно сотканной из драматичных перемен, и сегодняшнем дне, столь насыщенном яркими проявлениями духовной жизни?
Во многом этот пробел восполняют события прошлого октября – визит Предстоятеля Польской Православной Церкви Митрополита Саввы, выставка «Православие в Польше» и научная конференция на ту же тему, знакомство с гостями – представителями Польской Православной Церкви, с которой у нас много общего: близость народов, общность исторических путей.
Одним из таких интереснейших собеседников стала для нас Анна Радзюкевич, куратор выставки, организованной Фондом имени князя Константина Острожского (Белосток), автор книги «Свет с Востока» об истории Православия в Польше, вышедшей в свет на русском и английском языках и снабженной великолепными иллюстрациями польских фотомастеров.
- Расскажите, пожалуйста, Анна, о Вашем фонде.
- Знаете ли Вы, что численность православных в современной Польше довольно мала? И все же, несмотря на это, мы чувствуем себя наследниками великой византийско-русской вероисповедной традиции и культуры.
У нас сохраняется сознание, что во времена, когда Речь Посполитая была государством многонациональным, когда у власти находилась королевская династия Ягеллонов – с конца ХIV и почти до конца ХVI века, православные составляли около 40 процентов населения страны (примерно такой же была в то время и численность римо-католиков). На фоне бурных исторических событий менялись позиции Православия на нашей земле, но так или иначе восточное христианство было постоянным и важным составным элементом конфессиональной структуры польского государства на протяжении более чем тысячелетней истории.
В Свято-Троицком соборе Гайновки с начала 80-х годов XX века проводится международный фестиваль церковной музыки. Именно здесь, под сводами древнего храма, впервые в мире стали проводиться церковные хоровые выступления на столь высоком уровне.
Сохранением и развитием православных традиций, распространением православной культуры и занимается наш Фонд. Он существует уже несколько лет, и поначалу мы столкнулись с финансовыми трудностями. Сейчас мы получили финансирование от Министерства культуры Польши в рамках программы распространения польской культуры за рубежом. Работа над проектом выставки «Православие в Польше» велась все эти годы, мы стремились, прежде всего, через обширную фотоэкспозициию передать в основном современное состояние Православия в Польше, хотя в ней присутствуют и исторические моменты.
Вначале мы думали начать показ выставки в Греции – в Салониках. Но, видимо, так нужно, чтобы первым городом, куда она прибыла, стала Москва – самый крупный православный центр мира и самый известный в России и за ее пределами храм – Храм Христа Спасителя.
- Если вкратце охарактеризовать это «современное состояние», то каковы его основные черты?
- Можно сказать, что, начиная с 80-х годов минувшего столетия, Православная Церковь в Польше переживает подъем – ей были предоставлены права, позволяющие развиваться, и она ими пользуется.
Большим событием для нашей Церкви стало урегулирование в 1991 году – впервые на протяжении столетия – ее правового статуса, равного статусу Римско-католической церкви. За последние два десятилетия построено много новых храмов, восстанавливается жизнь монастырей, созданы православные братства. Православные священники осуществляют свои миссии в армии и полиции, в госпиталях и местах лишения свободы. С начала 90-х годов в школах и дошкольных детских учреждениях введено изучение основ православной веры. Активно развивается паломническое движение, ведется благотворительная работа, действуют издательства, выпускающие православную литературу и периодику.

Церковь в Беловеже с керамическим иконостасом, которую построил император Александр III. Подобных уникальных иконостасов существует в мире лишь два.
О возрождении литургической жизни говорит наша работа в области церковного пения. К примеру, ежегодно в Свято-Троицком соборе Гайновки ежегодно проводится международный фестиваль церковной музыки, на который собираются певческие коллективы из Польши, России, Беларуси, Украины и других стран. Высочайшим достижением церковного пения является «Супрасльский ирмологион» – самая древняя из известных книг церковного пения. В 1972 году он был открыт известным московским музыковедом, профессором консерватории Анатолием Конотопом. Сейчас это неиссякаемый источник вдохновения для монастырских хоров Восточной Европы. У нас в Польше действует много церковных хоров, особенно молодежных и детских. При некоторых приходах существует даже несколько певческих коллективов.
Все эти этапы жизни - литургической, монашеской, общинной - отображены в фотографиях нашей выставки. А главной своей целью мы ставили показать именно людей, в том числе молодых людей и совсем детей, пришедших к Православию, передать их внутренний духовный мир, их стремление укорениться в церковной традиции.
img src=«pravme.ru/uploads/images/00/04/83/2016/06/24/4b5e35.jpg » alt="" />
Благодаря иконографической школе в Бельске Подляском в Польше возрождаются традиции византийской иконописи.
- Что, по Вашему мнению, привлекает молодежь в храмы? Есть ли какое-то общее дело, которое объединяет православную молодежь Польши во внебогослужебное время?
- Такая религиозность, я бы сказала, у нас в традиции. Так, традиция братств, где юноши и девушки могут найти применение своим силам, познакомиться с интересными людьми, существует в Польше с ХVI века. Дело в том, что мы всегда существовали между западным и восточным миром. И всегда стояла задача утвердить себя в глазах как самого польского общества, так и римо-католиков. А значит – неустанно бороться за свое дело, защищать интересы Православной Церкви на польской земле.
С началом возрождения православной жизни в Польше, в 1982 году было создано Братство православной молодежи – первое светское православное общество во всем блоке социалистических стран. И оно вышло за «железный занавес», наладив сотрудничество со многими аналогичными организациями в Западной Европе и Америке, а также с греческой молодежной организацией «Синдесмос». В 1995-1999 гг. генеральный секретариат последней размещался в Белостоке и возглавлял его представитель Польши Владимир Мисиюк. Именно Братство православной молодежи возродило традицию паломничества на святую гору Грабарку, а в последние годы принимает активное участие в организации многих паломнических и миссионерских поездок, конференций и встреч со своими сверстниками из других стран.
Ежегодно это братство организует около 30 молодежных лагерей, где его участники имеют возможность заниматься различными делами – от велосипедных походов до изучения иконописи. К примеру, в Бельске Подляшском уже давно существует иконописная школа, возрождающая лучшие православные традиции. Еще одно очевидное преимущество таких лагерей – ребята имеют возможность общаться, что для них чрезвычайно важно. Многие работают над интернет-страничками. К примеру, не так давно был создан обширный православный фотокаталог с прилагающимся к нему форумом на нескольких языках. Не может не радовать открытие Института истории византийского искусства, который возник при Ягеллонском университете в Кракове.

Паломники, идущие на святую гору Грабарку.
- С какими проблемами в сегодняшней Польше сталкиваются православные граждане?
- Слава Богу, сейчас у нас в Польше установились хорошие отношения между Церковью и государством. Из истории мы помним, что так было далеко не всегда – особенно в военный период и после окончания Второй мировой войны, когда православные были переселены на новые земли. Но даже в это тяжелое безбожное время вера сохранялась. Сейчас, напомню, государство даже финансирует отдельные православные проекты, как, например, данный проект нашего Фонда.
Важной вехой явилось возвращение в 90-х годах Супрасльской Лавры (монастырю более 500 лет), которая была захвачена католиками в межвоенный период. Православные добивались возвращения им этой святыни еще в те годы, однако тогда, в условиях постоянных гонений, реально рассчитывать на положительное решение они не могли. Сейчас Благовещенский собор монастыря - одна из жемчужин древней архитектуры Центрально-Восточной Европы - восстанавливается Православной Церковью.


Перед Вроцлавским кафедральным собором. Этот храм во Вроцлаве на протяжении нескольких веков принадлежал евангелистам, позднее католикам, а сейчас, восстановленный из руин после второй мировой войны – православным.
-Что можно сказать об участии православных верующих Польши в общественной жизни?
- Как говорит Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, когда нам делают плохо, мы об этом громко кричим. А если нам делают хорошо, то мы благодарим. С начала 90-х годов в польских школах за счет государства преподают Закон Божий, катехизис. Причем никаких конфессиональных конфликтов из-за этого не возникает. Православные занятия по Закону Божьему ставятся первым или последним уроком – тогда дети-католики просто не посещают эти занятия. Или занятия проходят одновременно: католики идут к своему преподавателю, православные – к своему.
Очень важно, что сейчас в Польше Православная Церковь присутствует во всех сферах общественного бытия. Важно понять это многообразие духовной жизни, помочь православным верующим в России оценить динамизм и открытость нашей Церкви.

Главную церковь Супральского монастыря – Благовещения Пресвятой Богородицы немцы разрушили в 1944 году. Ее восстановление ведется с 80-х годов.
- Сегодня для любого здравомыслящего человека очевидно, что без веры человек прожить не может. В Польше происходит не только возрождение православных традиций, но и укоренение в них подрастающего поколения. Мы видим ощутимые плоды, которые проявляются в детях, изучающих Закон Божий. Конечно, и преподаватель Закона Божьего должен делать свое дело с любовью к детям. Когда видишь шестилетнего ребенка в блестящем стихаре, который читает на середине храма Апостол, то понимаешь, что воистину, по слову Спасителя, «таковых есть Царствие Небесное».
Что касается отношения общества к преподаванию религии в школе, то на этой почве у нас никогда не было конфликтов.
- Какие отношения складываются у православных верующих с католиками?
- Выше мы упоминали уже о возникшем конфликте по поводу Супральской Лавры. Римо-католики считали, что этот древнейший монастырь должен принадлежать им. Борьба длилась несколько лет, прежде всего, на уровне парламента и правительства. Сейчас всё встало на свои места, и, в целом, у нас, слава Богу, нет межконфессиональных конфликтов.
В то же время мы постоянно должны отстаивать ценности Православия. Ведь если мы сами не будем бережно относиться к православной культуре, то, естественно, и у других людей отношение будет соответствующее. Если мы сами не будем защищать многовековую православную традицию в Польше, то нас могут оттеснить на крайние позиции.


Святая гора Грабарка.
- Сейчас у вас сейчас идет большое церковное возрождение – возводится много храмов, Русская Церковь доносит до самых различных общественных групп Божественные истины. Конечно, хочется пожелать, чтобы контакты между православными верующими наших стран развивались еще более плодотворно. У польской православной молодежи хорошие отношения с ребятами из Сербии, Греции, Румынии, Беларуси. Такие контакты могли бы осуществляться, например, в сфере паломничества.
Я верю - с Божией помощью все больше людей будут молиться в храмах на русской земле.

Для человека, мало знакомого с жизнью Православия во всем мире, странно было бы услышать словосочетание «Православная Польша». В современной ситуации это звучало бы почти как «Православный Ватикан». И действительно, Польша-страна с сильнейшими позициями католической церкви, влияние которой на политическую жизнь страны трудно переоценить. Чувство национальной гордости за папу-поляка усиливают и без того высокую самооценку польских католиков.

История Православия в Польше уходит своими корнями в глубокую древность. Христианство в польских землях впервые появляется во второй половине IX века благодаря деятельности миссии святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла. В правление князя Мечислава I восточное христианство становится господствующим, соседствуя с проповедью и латинских миссионеров, которым удалось получить господство при следующем князе Болеславе Храбром, который в обмен на признание главенства папы стал первым польским королем. Однако воинственный Болеслав завоевал часть земель Киевской Руси, где жили православные и с этого момента Православные всегда присутствовали на территории Польского Королевства.

Часть восточных областей современной Польши входила с XIV в. в состав Великого Княжества Литовского, население которого было преимущественно православным. История Православия в Великом Княжестве Литовском-это история общая для Польши и Беларуси. В 1303 г. образуется независимая от Московского митрополита Киевская митрополия. Экспансионная политика католической Польши увенчалась Люблинской государственной унией 1569 г., благодаря которой Великое Княжество Литовское окончательно подпало под власть польских королей и католической церкви. Начавшееся в XVI веке массовое окатоличивание аристократии усугубилось введением Брестской церковной унии 1596 г., когда Православная Церковь была объявлена вне закона и все православные храмы и монастыри в течение XVI в. стали униатскими. По своей идее уния предполагала сохранение восточного православного богослужения, но с исповеданием католического вероучения и полным признанием папской власти. На деле за все время существования унии православное богослужение в униатских церквях подвергалось сильной латинизации, униатское духовенство и простой народ были презираемы католиками и подвергались различным унижениям. Наличие такой нестабильной религиозной институции, как униатская церковь стало одной из причин исчезновения с политической карты Европы Речи Посполитой в конце XVIII века. В 1839 г. перестала существовать и сама униатская церковь, так и не выполнившая своей основной задачи по обращению бывших православных в католичество. На бывших землях Великого Княжества Литовского начинается возрождение православной церковной жизни.

Политические потрясения начала XX века воскресили польскую государственность. На вошедших в состав Польши современных территориях Западной Белоруссии, Западной Украины и Восточной Польши проживали несколько миллионов православных, существовало несколько православных епархий, входивших ранее в состав Русской Православной Церкви. Новое польское правительство также не было благосклонно к Православной Церкви. За межвоенный период в Польше было разрушено около 150 православных храмов, подверглись преследованию священнослужители.

После второй мировой войны свидетельством возрождения польского Православия стало дарование Русской Православной Церковью автокефалии Польской Церкви. В советский период Польская Православная Церковь сохраняла свои позиции. Новый этап развития польского Православия начался в первой половине 1980-х годов, когда сталистроиться новые храмы, возникли новые проявления церковной жизни. Сегодня в Польской Православной Церкви 6 епархий, 8 епископов, 8 монастырей, богословская академия и духовная семинария, школы иконописцев и регентов, множество благотворительных инициатив, братств, существует православное радио, православные передачи на ТВ, интернет-сайты, журналы, газеты.

Взгляд современника

22-23 ноября 2003 года в городе Белостоке прошла встреча православных журналистов Польши, России, Беларуси, Украины и Финляндии. Организатором встречи выступила редакция православного журнала «Православное обозрение» (Przeglad Prawoslawny). Этот ежемесячник начал издаваться в 1985 г. и сейчас в редакции работают профессиональные журналисты, которые пытаются непредвзято рассказать о жизни Православия в Польше. Журнал не является официальным органом Польской Церкви, однако все сотрудники редакции-православные и подавляющее большинство читательской аудитории составляют православные.

Журналистский форум начался встречей с епископом Иаковом, главой православной Белостоцко-Гданьской епархии. Один из самых молодых епископов Польской Церкви, владыка Иаков возглавляет епархию, на территории которой проживает значительная часть православного населения Польши. Владыка закончил Московскую Духовную Академию, что позволяет ему говорить на русском языке без акцента, в чем убедились участники встречи, с каждым из которых владыка общался в ожидании опоздавших. Рассказав о современной жизни Белостокской епархии, владыка пожелал успеха в совместной работе православных журналистов.

О благотворительности в Польской Православной Церкви рассказали директор церковного центра милосердия «Елеос» Марек Масальски, руководитель бюро по делам Восточной Европы Всемирного Совета Церквей Мирослав Матренчик, представитель братства преподобномученика Афанасия Брестского Евгения Литвинчик, которая уже много лет организует паломничества из Белостока в Жировичи, с которыми привозят собранные братством продукты и одежду для студентов Минских Духовных Школ.

Особого внимания заслуживает архитектура православных церквей Польши. Из построенных за последние 20 лет храмов почти каждый представляет собой нечто уникальное. Можно говорить о сложившейся традиции современной православной храмовой архитектуры Польши, в которой органично сочетаются традиционное содержание с новыми формами. Этой теме была посвящена богато иллюстрированная слайдами лекция архитектора Ежи Устиновича, автора нескольких проектов уже построенных православных храмов. Но организаторы, понимая всю справедливость пословицы «Лучше один раз увидеть…» предложили участникам непосредственно посетить уникальные церкви Святого Духа, Агиа София, Свято-Георгиевскую. Не менее уникальные рассказы об их строительстве, которое, как правило, ведется силами прихода (к примеру, церковь Святого Духа строили 20 лет), приводят к убеждению, что православные Польши являются сплоченным сообществом, которое может строить такие храмы, и, что главное, наполнять их верующими. Особенное впечатление на всех произвел визит в Супрасльский Благовещенский монастырь. Основанная в конце XV века обитель сегодня активно возрождается. Восстановлен (1982-2002 гг.) разрушенный немцами во время Второй мировой войны Благовещенский собор-уникальный образец православной оборонной архитектуры (подобно белорусским храмам в Сынковичах и Мало-Можейкове). Настоятель обители архимандрит Гавриил, кроме своих прямых обязанностей, занимается траволечением, принимая людей всех вероисповеданий со всей Польши, из Беларуси. Уже много лет монастырь пытается вернуть небольшой участок земли, на котором находятся остатки храма-усыпальницы, где за века были похоронены около 200 братий обители. В храме Иоанна Богослова замечаю икону белорусских святых, среди которых-изображение преподобномученика Серафима, архимандрита Жировицкого. «Во время войны он приезжал в Супрасль,-поясняет отец Гавриил,-и после его мученической смерти местное население его почитало и с радостью узнало о канонизации его Белорусской Церковью». Иконы и настенные росписи с изображением преподобномученика Серафима и других белорусских святых мы встречали в каждом храме, что свидетельствует о глубоком почитании этих святых православными Польши.

В стенах Центра Православной Культуры в Белостоке православные журналисты обсудили возможности и формы сотрудничества. Все признали, что на огромном пространстве Польша-Украина-Беларусь-Россия у нас есть много общих задач и решать их в одиночку-значит решать наполовину. Обсуждение продолжилось и в уютном охотничьем домике в Беловежской Пуще, где гостеприимные организаторы предложили участникам праздничный ужин.

Воскресный день начался для нас заменой колеса, пробитого при выезде с места ночевки в одном из пансионатов в Пуще. После Божественной Литургии в Свято-Троицком соборе города Гайновка, настоятель храма, протоиерей Михаил Нигеревич рассказал о проводящемся в Гайновке уже боле 20 лет ежегодном Фестивале православной церковной музыки. Не раз в этом празднике церковной музыки с успехом участвовал хор Минских Духовных Школ, и не раз это участие было отмечено различными наградами.

Наше знакомство с Православной Польшей продолжилось на Святой горе Грабарке, где в 1947 г. был основан женский монастырь в честь евангельских сестер святых Марфы и Марии. Это место издавна было известно чудесами исцелений, которые происходили от воды источника у подножия горы. Также чудесно сложилась традиция паломничества на Грабарку с различных размеров деревянными крестами, которые паломники устанавливали вокруг деревянного храма. С разных концов Польши идут православные пешком, с крестами в руках, так свидетельствуя о своей вере. В ночь с 12 на 13 июля 1990 г. церковь Преображения Господня на Грабарке полностью сгорела в результате поджога. В этот период сгорело 7 православных церквей. Однако боль в православных сердцах стала призывом к восстановлению святыни. Новый храм был отстроен и освящен в 1998 г. Сегодня сестры начали строительство гостиницы для паломников, которые во множестве собираются на праздник Преображения Господня 19 августа. «Гора крестов и молитвы»-так называется книга, рассказывающая об истории монастыря. Здесь чувствуется: это место-символ исповеднического подвига Польского Православия. Крест исповедания Православной веры во враждебном обществе и молитва, сплачивающая души воедино.

По дороге с Грабарки мы посетили храмы города Бельска Подляшского, и удивительный монастырь в местечке Саках, по дороги из Бельска в Белосток. Главное и единственное монастырское здание-это бывшая деревенская школа (знамение урбанизации-деревни без детей). Настоятель монастыря-игумен Варсонофий (Дорошкевич) получил образование в России, Греции, Франции, США, многие годы нес пастырское служение в Варшаве, однако, по собственному признанию, «устал от городской жизни» и поселился в совершенно глухой деревне, куда никакой вид общественного транспорта не ходит. Основание монастыря отец настоятель связал с находящимся в десяти минутах ходьбы храмом великомученика Димитрия Солунского с чудотворной иконой этого святого. На небольшом участке земли братья обители (шесть человек) возделывают огород.

Воскресный вечер мы провели в редакции Przegladu Prawoslawnego («Православного обозрения») в Белостоке. Несмотря на обилие впечатлений и усталость, обсуждение проблем и задач православной журналистики продолжилось в дружеской (два дня на колесах очень сплотили), но дискуссионной атмосфере. Единодушное решение о создании международной организации православных журналистов было принято принципиально. Было решено собраться в расширенном составе в следующем году.

Лучше один раз увидеть

Всего словами не выскажешь. Но есть что-то наиболее важное. Отличительная черта польского Православия-это особое горение людских сердец, твердое стояние в вере и принятие жизни Церкви как личной жизни со всеми радостями и бедами. И еще: здесь во всех проявлениях церковной жизни заметно участие молодежи. И где бы вы не встретили молодого человека или девушку-в храме, на встрече с епископом, в монастыре или на турнире православных баскетбольных команд-вы не увидите равнодушных лиц: здесь все серьезно. В современной Польше быть православным-значит свидетельствовать о своей вере, а это-удел мужественных душ.

Павел Бубнов

Мнения

«Впервые я попал в Польшу в восьмом классе. Я жил в православной польской семье около месяца и вместе с ними ходил на службы в православный храм. Меня поразило обилие молодежи в храме и слова проповеди священника. Это совершило в моей душе переворот и значительно определило мой дальнейший путь в Церкви».

Владимир Асадчий,
студент III курса МинДА

«Летом 2002 года я участвовал в семинаре православной молодежи в Супрасльский монастырь. Почти неделю я провел в монастыре, участвуя в пении монашеского хора и разделяя с братией и труд, и трапезу. Эти дни навсегда останутся в моей памяти».

Сергей Орлов,
студент IV курса МинДС

«У поляков живое ощущение Православия. Для них это действительно нечто особенное. Им приходиться прилагать деятельные усилия, чтобы сохранить свою веру в окружении католического большинства».

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.

В рамках мероприятия состолись выступления церковных и светских исследователей, обращенные на осмысление трагической истории Русской Православной Церкви в ХХ веке.


«Православный поляк» - звучит так же необычно, как и «русский-католик». Польский национальный характер неотделим от католичества, как характер русский - от православия. Но есть не только католическая Польша, но и Польша православная.

Кому доводилось бывать в Восточной Польше, мог видеть католические храмы с явными чертами византийской архитектуры. Это - бывшие православные церкви, переданные католикам. Передача православных храмов под юрисдикцию костёла происходила по разным причинам. Из-за желания усилить влияние католицизма в Восточной Польше, из-за малочисленности прихожан, и др. Особенно непростые времена для польских православных наступили в период т.н. санации - время правление Юзефа Пилсудского, когда по всей стране уничтожались православные святыни, которые в глазах польских патриотов олицетворяли российское влияние. Под шумок борьбы с имперским наследием России сносились храмы, оказывалось давление на православную паству, которой приходилось жить в обстановке крайней нервозности и православофобии.

Исторические данные свидетельствуют, что православие пришло на польские земли отнюдь не с русскими солдатами, а раньше - ещё в IX в. (польская историография неохотно освещает эту тему). Двигаясь из Моравии, кирилло-мефодиевская миссия принесла на землю вислян, одного из западнославянских племён, участвовавших позднее в этногенезе поляков, богослужение на понятном им славянском языке. У историков нет единого мнения о том, насколько далеко христианство византийского обряда проникло на польские земли, но его присутствие сомнений не вызывает. В ежегодниках Краковской капитулы упоминается первый краковский епископ с явно греческим именем - Прохор (1).

В Моравии св. братья Кирилл и Мефодий оказались в 863 г., по приглашению князя Ростислава. После Моравии они направили свои стопы в Краков, где учредили первое в Польше епископство не латинского обряда. Но основатель древнепольского государства князь Мешко I принял крещение из рук немецких священников, и католичество становится для поляков государственной религией. Небольшие православные ячейки продолжали действовать в южной Польше, граничащей с Моравией, откуда и пришло православие на польские земли, но постепенно и их деятельность сошла на «нет».

Со смещением границ Польши всё дальше на восток, в польском подданстве оказалась немалая часть православного населения (современная Украина, Белоруссия). О непростых отношениях поляков-католиков и православного западнорусского населения известно всем. Жёсткое противостояние сменялось примирительной политикой, которая, затем, вновь сменялась репрессивными мерами, направленными на подавление православного сознания жителей восточной части Польши. Многие аристократические западнорусские роды под давлением обстоятельств переходили в католичество. Чарторыйские, Вишневецкие, Сапеги, Калиновские, Сосновские, Тышкевичи - эти фамилии вызывают у нас ассоциации только с Польшей и костёлом, но все они - древние именитые русские роды, поглощённые католичеством. Их судьбу оплакивает от лица православной церкви богослов и мыслитель Мелетий Смотрицкий в своём знаменитом произведении «Фринос» (1610 г.), называя их жемчужинами и бриллиантами православия (2).

Доля православного населения в Польше постоянно уменьшалась. Кроме ассимиляции, своё дело делали войны. В годы многочисленных русско-польских войн шляхта обрушивала свой гнев на местных православных. Тысячи православных бежали из Польши в Россию в Первую мировую. Вместе с паствой бежали священнослужители. Ростов-на-Дону превратился тогда в центр приёма беженцев из Западной Руси. В городе открывались гимназии и иные заведения специально для пришельцев из Галиции и Белоруссии.

В 1920-х в границах Польши проживало 4 млн. православных (15% населения). Из них 1,5 млн. считали себя украинцами, 900 000 - белорусами, 125 000 - русскими, 700 000 - «тутейшими» и 600 000 - поляками (3).

Для нас представляют интерес последние две группы православных. «Тутейшими», т.е. «здешними», называли себя люди, живущие на православно-католическом пограничье между Россией и Польшей на территории нынешней Белоруссии, не относившие себя ни к одной из присутствовавших на данной территории этнических групп.

Феномен «тутейших» демонстрирует во всей полноте практические последствия попеременного влияния католичества и православия на эту группу жителей. Не будучи польскоязычными, и разговаривая в быту на западнорусском (белорусском) наречии со значительной примесью полонизмов, «тутейшие» уже не считали себя русскими, но и не были ещё поляками, зависнув «между». Некоторые этнографы утверждают, что присутствие в белорусской народной среде такого явления, как «тутейшие», обусловило этническую инертность и размытость национального сознания современных белорусов. Актуальность проживания в ареале смешанного православно-католического ареала не ушла в прошлое, и среди населения Белоруссии есть такие, кто не может конкретно отождествить себя ни с русскими, ни с поляками.

600 000 этнических православных поляков - явление не менее интересное. История знает случаи, когда лица польской национальности достигали впечатляющих высот в иерархии православной церкви (епископ Лука Войно-Ясенецкий, протоиерей Валентин Свенцицкий и др.). Но это были люди, родившиеся в смешанных русско-польских браках либо в глубине России. Вышеуказанные 600 000 поляков ощущали на себе непосредственное воздействие католической культуры и мысли, считались явным меньшинством среди более, чем 50-миллионного польского народа-носителя католических ценностей, но, тем не менее, оставались православными.

С определённой долей вероятности можно предположить, что часть этих поляков - ассимилировавшиеся представители западнорусских родов, окончательно растворившиеся в польской культуре, но сохранившие веру предков. Известно также, что в местах совместного проживания поляков и западных русских (белорусов, украинцев) при отсутствии в населённом пункте костёла местные поляки крестились в православие, т.к. не могли оставаться совершенно неверующими.

По распространённому мнению, 15-20% православных в Польше - этнические поляки. «Православный поляк ещё больше русский, чем сами русские». Эту фразу приписывают Муравьёву-Виленскому, знатоку польских дел и польского характера. Но не все поляки с этим соглашаются, и считают, что можно оставаться польским патриотом, и быть, при этом, православным.

Порой в лоне польского православия кипели нешуточные страсти. На переднем крае столкновения и взаимодействия католицизма и православия, каковым является Польша, богословские и иные метафизические вопросы приобретают особенную остроту. Показательный пример - поступок архимандрита Смарагда (Латышенкова). Архимандрит Смарагд противился попыткам польских властей II Речи Посполитой (1919-1939) добиться отделения Польской Православной церкви ППЦ от Русской. Варшавский митрополит Георгий (Ярошенко) держался противоположных взглядов, и препятствовал отправлению Смарагдом священнических функций. Всё закончилось тем, что в ходе горячего спора о судьбе православия Польши Смарагд застрелил митрополита Георгия с криком «Вот тебе, палач Православия!».

Польские СМИ в 2008 г. облетела фотография частного дома с плакатом на польском языке «Православие или смерть!» («Prawosławie albo śmierć!») и водружёнными флагами России, Грузии и Греции (4). Писали, что это дом предводителя одной из групп православных верующих, придерживающихся более крайних взглядов, чем официальные православные иерархи Польши.

Сегодня Польская Автокефальная Православная Церковь (ПАПЦ) обладает автокефалией и имеет 227 приходов. Первым предстоятелем ПАПЦ был Дионисий Валединский, уроженец Мурома (Россия). Православные храмы сосредоточены, в основном, в восточной части страны. В Варшаве стоит храм св. Марии Магдалины (относится к Варшавско-Бельской епархии). Храм был заложен ещё в 1867 г., а в 1870-м его посещал император Александр II. По Божьей милости, храм св. Марии Магдалены не постигла участь Александро-Невского собора, снесённого в патриотическом порыве в 1920-х гг., невзирая на протесты православного населения.

Несмотря на преобладающее господство католицизма, часть духовно-исторического наследия Польши принадлежит православной вере и православной культуре, а некоторые польские города - места рождения или смерти православных мучеников (пример: св. Гавриил Белостокский, св. Базылий Мартыш из Терятина). На территории Польши - 10 православных монастырей и 430 храмов и часовен. Есть Православная духовная семинария, в Варшавской христианской богословской академии имеется православное отделение. Работают также школы православной иконописи и певчих (3).

Православная тематика занимает определённую нишу в польском информационном пространстве. В сетке регионального телерадиовещания предусмотрены передачи, посвящённые православию. С 1994 г. в Войске Польском возрождён православный ординариат, которым издаётся журнал «Православный польский воин» («Polski Żołnierz Prawosławny»).

Польское православие имеет свой самобытный колорит. Большинство храмов - давней постройки, и являются памятниками архитектуры и зодчества. Молятся польские православные и по-польски, и по-церковно-славянски. Употребляются также украинское и белорусское наречие. На польскоязычных православных сайтах часто приводится транслитерация молитвенных текстов с церковно-славянского на польский (Wo Imia Otca, i Syna, i Swiataho Ducha…), публикуются интервью российских православных иерархов и перепечатываются материалы ведущих православных сайтов России.

Немногим государствам Европы довелось так часто менять свои границы, как Польше. С каждым поворотом истории численность православных в её пределах то увеличивалась, то уменьшалась, но они всегда присутствовали на этнической карте страны.

«Православные поляки проводят четкую границу: западное христианство – вертеп, восточное – икона. Поэтому в наших храмах шопки не встретить... Что же касается несовпадения календарей, главное − не допустить небрежения к другому: они празднуют – и для меня радостно, что вокруг Рождество». О жизни православного прихода в «католической столице» Польши портал «Приходы» расспросил иерея Ярослава Антосюка, настоятеля Успенского храма в Кракове.

Расскажите, пожалуйста, о вашем приходе. Кто составляет общину?

− У нас в храме можно увидеть представителей всех регионов Польши, особенно много людей из Белостока, Гайновки и вообще восточной и южной части страны, где в основном сконцентрировано православное население. Кто-то приезжает в Краков на учебу, кто-то – на работу, есть те, кто живет здесь уже во втором, в третьем поколении. Кроме того, в наш храм приходит немало людей из России, Белоруссии, Украины. Есть среди прихожан также болгары, греки, грузины, молдаване, сербы, словаки, румыны... Бывают и христиане с Ближнего Востока. Все вместе они составляют единую православную общину нашего храма.

А на каких языках совершается богослужение?

− Служим мы на церковнославянском языке, однако в такие моменты, как чтение Евангелия, Апостола, проповедь, звучит также польская речь.

Вы говорили, что среди прихожан есть представители неславянской традиции, например, греки, румыны. Нет ли у них проблем с восприятием богослужения на церковнославянском?

− Да, это вызывает некоторые сложности. Я разговаривал как-то с одним из наших прихожан, греком по национальности, и тот признал, что для него это немножко чужая традиция. И все-таки, раз он воцерковленный человек, то имеет возможность понимать, что происходит в каждый момент богослужения, по-своему переживает его. И главное, сказал мне этот прихожанин, хотя ему и сложно, но без Церкви он не видит себя в повседневной жизни, поэтому приходит в храм, участвует в богослужениях, пусть и на непривычном ему языке.

Каково это – жить в инославном окружении? Ваш храм находится в центре города, и вокруг – множество католических костелов, монастырей…

− Знаете, что для вас непривычно, для меня − повседневность. Я родился в Польше, поляк по национальности, поэтому для меня жить среди католического большинства − обычное дело. То, что мы, православные, в Польше составляем меньшинство, я знаю с самого детства. Я учился в школе, где православных было трое-пятеро в классе из тридцати человек…

…В детских коллективах порой травят тех из ребят, которые относятся к меньшинству. Вам не приходилось с таким сталкиваться?

− Дети сами по себе бывают жестоки, и нередко те или иные отличия сверстников используются ими как повод для давления. Такими поводами могут быть также материальный, социальный статус родителей, что-то еще. Если ребенок по свойству своего характера не может оказать сопротивления, отстоять себя, то на него будут давить, и это, конечно, неприятно.

Насколько мне удалось увидеть, у вас очень дружный приход, хотя многие члены общины живут в довольно большом отдалении от храма. Принимается ли в расчет столь большое рассеяние прихожан при организации приходской жизни, например, при назначении времени начала богослужения?

− Действительно, Краков − достаточно большой для Польши город, почти миллионник. А в период, когда приезжают студенты, у нас больше миллиона жителей.

Понятно, что в столь крупном городе многим нашим прихожанам требуется время на то, чтобы доехать до храма. Да и не любят в культурной столице Польши рано вставать... Кроме того, нужно иметь в виду, что по территории своей наш приход − это почти вся область Малопольская. Кто-то живет за тридцать, сорок километров от храма, и таким людям нужно больше времени, чтобы приехать на службу. Дабы все желающие имели возможность успеть к началу богослужения, воскресную литургию мы начинаем в 10 часов.

Порой в Москве диссидентски настроенные, желающие быть «не как все» люди принимают католичество. А бывает ли в Польше так, что кто-то принимает Православие из чувства протеста, из желания выделиться?

− Сложно ответить за всю Польшу, но мне кажется, что большинство переходов из одной конфессии в другую − это результат разочарования, протеста против каких-то событий, поведения людей... Идейные демонстративные переходы мне кажутся очень редкими, вернее сказать, я о таких и не знаю. Зато часто слышу, например, такое: «Меня привела к вам икона; в числе причин также называются церковное пение, понятие поста, традиция, верность истокам...

Приходящих мы знакомим с основами веры, богослужением, приходской жизнью. Обычно около года продолжается период приготовления, после которого человеком принимается решение о возможности принятия Православия.

По моим наблюдениям, к Православию приходят люди традиционных ценностей, которые не хотят быть сметены веяниями современного мира. Ведь сегодня то, что принято называть свободой, лишает людей, особенно молодежь, опоры в жизни, из-за чего они просто теряются, не знают, куда стремиться. И приходит момент, когда они задумываются, что все-таки нужны какие-то основы, нужны ценности, по которым нужно жить не только в определенный день, минуту, час, но постоянно. Нужны, выражаясь высоким стилем, вечные ценности.

Какие ценности Православия привлекают людей, в том числе тех, кто по крещению своему является католиком? Что они ищут у нас?

− В глазах католика Православная Церковь является хранительницей древних традиций. Традиционное богослужение очень многих притягивает к Православию, многие также обращают внимание на разницу в духовной наполненности православных икон и религиозной живописи в костелах. А еще мало кто из католиков проходит мимо, когда слышит наше богослужебное пение.

Кроме того, можно упомянуть, что немалое число людей смущает имеющийся в Католической Церкви принцип целибата духовенства.

Главное же − молитва. Надо вспомнить, что состоявшаяся после II Ватиканского собора реформа католического богослужения повлияла не только на продолжительность служб, но и на восприятие их людьми. Теперь, вроде бы, понятно все, что говорят в храме, но одновременно не хватает духовности, ощущения тайны, которого люди ищут. Поэтому они смотрят в сторону Православия.

В Кракове в дни католического Рождества я увидела, что повсюду стояли очень красивые шопки – вертепы. Православные в Кракове делают шопки?

− Нет, это католическая традиция. Православные поляки проводят четкую границу: западное христианство – вертеп, восточное – икона. Поэтому в наших храмах шопки не встретить.

А каково жить в таком несовпадении календарей? Вот католический Краков дружно отпраздновал Рождество двадцать пятого декабря, как после этого ваши прихожане настраиваются на Рождество православное?

− Ощущение праздника сейчас не сложно поддержать, ведь рождественские украшения на улицах появляются где-то за полтора месяца до праздника, а заканчиваются все торжества примерно через месяц после. Поэтому дело, наверное, не во внешних атрибутах – ты просто среди всего этого ждешь своего праздника.

Думаю, всем будет интересно узнать о традициях празднования нашими западными братиями праздника Рождества Христова. Вот вы сказали: «Католический Краков отпраздновал Рождество 25 декабря...» На самом деле, в общественном восприятии поляков самый главный момент праздника перешел на сочельник, т.е. 24 декабря. С появлением первой звезды за праздничным постным ужином собирается вся семья. Желательно, чтобы стол в сочельник состоял из двенадцати постных блюд. Среди них мы найдем: рыбу (самый популярный сорт − карп), кутию, грибы, фрукты, соленья, компот. Под елкой появляются подарки. Все дружно поют колядки. Вечером семья идет в костел на ночное богослужение – пастерку.

С ужином сочельника связаны многие традиции: например, на стол всегда ставится одна лишняя тарелка − для неожиданного гостя, для странника, которого нужно будет покормить, если он зайдет в дом. Остатки со стола раздаются животным, которые в этот вечер, как утверждает предание, говорят человеческим языком.

Сам день праздника − 25 декабря – это обычные встречи с родственниками, знакомыми. Дома навещают колядники...

Многие, если не большинство этих традиций, культивируются и в православных домах.

Единственно, нельзя в себе допустить какого-либо осуждения, небрежения к другому: они празднуют – и для меня радостно, что вокруг Рождество.

А Новый год в Польше отмечают?

− Отмечают, но не так торжественно и повсеместно, как это можно увидеть в России. Праздничность, которая присутствует у вас на Новый год, у нас бывает на Рождество. Это главный зимний праздник, к которому все готовятся, и он никак не «перебивается» светским празднованием.

Наступление Нового года и прощание со Старым годом отмечается фейерверком на площади, концертами, на которые в больших городах собирается довольно много людей, часто из других городов. В клубах и на дому организуются вечеринки, танцы...

Несмотря на то, что для православных это постное время, в процентном соотношении их число среди участвующих в организованных предновогодних гуляньях сравнительно велико. Вечеринки 31 декабря по случаю наступления следующего года называют «Сильвестер» по имени святого Сильвестра Римского, память которого отмечают в этот день.

Ощущает ли ваша община связь с другими православными по всему миру, или приход можно сравнить с неким затерянным в океане островком?

− И да, и нет. Наш храм − единственный православный приход в почти миллионном Кракове. Мало того, он единственный на почти всю Малопольскую область. Ближайшие православные приходы находятся: на севере – в Кельце на расстоянии 130 км; на юго-востоке – в Горлице также в отдалении на 130 км; в 80 км на запад – в Сосновце; в 168 км на восток − в Жешове; на юге до границы со Словакией православных приходов нет вовсе. Зато католическая Краковская митрополия состоит из 432 приходов, в которых окормляется около полутора миллионов верующих; архипастырское служение несут шесть епископов (в том числе два кардинала), на приходах служат 2061 ксендзов. С этой точки зрения мы − маленький островок.

При этом в Краков, который является всемирно известным городом, приезжает множество туристов со всего мира, и среди них много православных. С сожалением должен сказать, что в основной своей массе они даже не предполагают, что в католической столице Польши может действовать православный приход, и поэтому его даже не ищут; а части он просто не нужен. Поэтому я буду очень рад, если благодаря этому интервью кто-то еще узнает о нашем приходе.

Краков также является историческим и очень важным академическим центром Польши и Европы. Старейшее и самое известное учебное заведение – Ягеллонский университет, но и остальные вузы привлекают немало учащихся. Ежегодно в Краков прибывает около 260 тысяч студентов, которые потом становятся в каком-то смысле послами Польши в своих странах по всему миру. Преподаватели и студенты также есть среди наших прихожан. В этом плане мы постоянно поддерживаем связь с мировым Православием.

У вас есть контакты с другими православными?

− Очень широкие. Большая часть наших прихожан – это те, кто приезжает из разных стран мира и из разных областей Польши. Поэтому у нас всегда есть свежая информация о жизни других общин, с ними поддерживаются живые, крепкие отношения, имеется постоянное общение. Мы делаем, например, конференцию вместе с Ягеллонским университетом, куда приглашаем наших друзей из России, Украины, иных стран. Мы ездим в паломничества, прежде всего, в соседнюю с Польшей Украину: в Почаевскую лавру, к киевским святыням, а также в Грузию. К нам заглядывают представители других Поместных Православных Церквей с Кипра, из Румынии, Украины и России, Греции, Словакии, Сербии...

Изоляция наступает, когда не принимают к себе и от себя ничего не дают. А наш приход не таков: мы и принимаем всех, кто приезжает, и сами тоже стремимся общаться с другими.

Хотелось бы еще спросить о литургической жизни прихода. У вас много прихожан, которые часто причащаются?

− Если говорить о процентном соотношении, то достаточно много, но не так много, как мне бы хотелось.

А как они готовятся к причастию? В Русской Церкви сейчас идет оживленная дискуссия по этому вопросу.

− Считаю, что сам разговор по данному поводу очень важен, потому что практика действительно очень разнообразна и расхождения можно наблюдать не только в традициях разных Поместных Церквей, но и между приходами одной Церкви.

Приготовление к Причащению пронизано главным вопросом: как достойно, иными словами, с надлежащим благоговением приступить к Таинам Христовым? Существуют общие, обязательные для всех нас церковные предписания: продолжительные и однодневные посты, евхаристический пост, молитвенное правило, внутреннее настроение. Есть и сугубо индивидуальные пути приготовления, которые устанавливаются в беседе с духовником или священником, принимающим исповедь. Так и стараемся поступать, каждый − по мере своих возможностей.

В Польше общая практика сходна с той, которая существует в Русской Православной Церкви: Причащение предваряется исповедью. Однако когда к нам приходят на богослужение греки или киприоты и желают приступить к Святым Таинам, я их допускаю к Причащению в соответствии с их традицией − без исповеди.

Исповедь и Причащение на вашем приходе тесно связаны? Человек обязательно в один день исповедуется и причащается, или это может быть разнесено во времени?

− В нашем приходе Таинство покаяния не совершается во время Божественной литургии. К исповеди можно приступить перед Литургией или после вечернего богослужения в предыдущий день, что я больше приветствую.

У вас много прихожан, которые состоят в браке с католиками?

− Да, довольно много.

А где венчались эти пары, в православном храме или католических костелах?

− Из тех, кого я знаю, только одна пара венчалась в костеле.

Как в смешанных семьях, где, например, жена православная, а муж католик, воспитывают детей, в какой вере?

− Не хочется, чтобы вы подумали, будто я хвастаюсь, но, кроме двух семейных пар, все остальные известные мне семейства деток своих воспитывают в Православии.

Всегда ли сохранялся в Польше уклад жизни, тесно связанный с христианской верой? Удалось ли его сохранить в бурях XX века?

− Польша всегда оставалась религиозной, традиционно верующей страной, в том числе и в XX столетии; особенно это заметно на контрасте с Советским Союзом, власти которого поставили себе целью уничтожить веру и ради этого шли на самые жестокие меры. В Польше храмы не уничтожались, не закрывались. Все исторические костелы сохранились, и нет такого, как в России, где до сих пор можно встретить в здании церкви музей или увидеть на месте храма руины. В Польше католических костелов в таком состоянии вы не встретите. Было притеснение, была борьба власти с церковью, с костелом, но они не были настолько жестокими, как в России.

Самые тяжелые времена польское Православие переживало в межвоенный период. Тогда под предлогом уничтожения всего, что осталось от оккупанта – Царской Руси, православные храмы повсеместно разрушали или переделывали в костелы.

Многие католические приходы в вашей стране весьма активны: действуют молодежные объединения, ведется подготовка молодых пар к браку, проводятся утренники для детей. Как Вы считаете, что православные могут позаимствовать из их опыта?

− Детки − будущее Церкви, все должны это понимать. Хотя Польская Православная Церковь маленькая, у нас уже около 30 лет ведется усиленная работа с молодежью. Наш опыт настолько велик, что мы не так уж сильно оглядываемся на опыт католического костела.

Уже с трехлетнего возраста наши детки обучаются Закону Божию в садиках и школах либо в приходских воскресных школах. Молодежь объединяется в братства, у которых есть свои духовники и, что надо особо отметить, полная поддержка со стороны наших епископов, которые активно участвуют в мероприятиях, организованных православными молодежными братствами.

Есть, конечно, у католиков такие инициативы, к которым и нам следовало бы присмотреться, − например Академическое капелланство ордена доминиканцев в Кракове. К ним каждое воскресенье на специальную мессу приходит более двух тысяч студентов. Даже в таком многолюдном университетском городе, как Краков, подобная цифра впечатляет – две тысячи молодых людей собираются каждое воскресенье на молитву в одно время, в одном месте.

В то же время надо помнить о том, что, перенимая опыт католиков, следует его перерабатывать в соответствии с нашими традициями и установлениями.

Ваш храм освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. А когда вы отмечаете престольный праздник – по старому или новому стилю?

− В нынешнем году Польская Православная Церковь решила официально вернуться к старому стилю. До этого мы официально считались новостильной Церковью. Официально − потому что на самом деле 96% приходов всегда придерживались старого календаря. Имея это в виду, Собор епископов Польской Православной Церкви 18 марта 2014 года отменил решение Собора 1924-го года о переходе на новый стиль. В соответствии с этим решением престольный праздник мы празднуем 28 (15) августа. До этого в нашем приходе службы совершались первоначально по новому стилю, а несколько последних лет мы, можно сказать, жили сразу по двум календарям.

Во время зимних каникул в наш регион приезжают десятки, если не сотни тысяч гостей из России, Украины, Белоруссии – они отдыхают в самом Кракове, а также в Закопане и других горнолыжных курортах Татр. Для них мы на Рождество Христово совершаем в Закопане православное богослужение. Нам разрешают отслужить там в католическом костеле утреню или Рождественскую вечерню.

Есть у нас мечта построить в этой горнолыжной столице Польши небольшой православный храм, но для того, чтобы купить там маленький кусочек земли, нужно иметь минимум 500 тысяч долларов. Очень надеемся на то, что среди многочисленных гостей найдется состоятельный и понимающий нашу ситуацию благотворитель... но пока ждем и славим Бога за все, что Он нам дает. Слава Богу за все!

Дата создания: 1948 г. Описание:

Историческая справка

Начало распространению христианства на территории современной Польши было положено в середине X века князем Мешко I. В XIII в. были открыты православные епископские кафедры в Холме и Перемышле. Христианство восточной традиции господствовало в польских землях до конца XIV в., когда началось его вытеснение католичеством. До XIX столетия православные епархии на территории современной Польши находились в составе Киевской митрополии. В 1840 г. была образована самостоятельная Варшавская епархия. В 1875 г. в ее состав вошла униатская Холмская епархия, преобразованная в Люблинское викариатство (с 1905 г. — самостоятельная Холмская епархия). В связи с провозглашением в 1918 г. независимого Польского государства указом Святейшего Патриарха Тихона Православной Церкви в Польше в 1921 г. была дарована «широкая поместная автономия». В середине июня 1922 г. митрополит Варшавский Георгий (Ярошевский) под давлением польского правительства предпринял шаги, направленные на создание автокефальной Церкви в Польше. В 1924 г. Константинопольский Патриарх Григорий VII подписал Томос № 4588 о создании в Польше автокефальной Православной Церкви. Эта автокефалия не была признана Русской Православной Церковью.

В 1920-30-х гг. в рамках политики полонизации разрушено или конфисковано более половины православных храмов, был снесен кафедральный собор святого Александра Невского, на месте которого сегодня находится Памятник неизвестному солдату.

В июне 1948 г. делегация во главе с архиепископом Белостокским и Бельским Тимофеем обратилась к Русской Церкви с ходатайством о создании на территории Польши канонической автокефальной Православной Церкви. 22 июня 1948 г. был подписан «Акт о воссоединении Польской Православной Церкви с Русской Православной Церковью и о даровании ей автокефалии».

Епархии Польской Церкви

На сегодняшний день Польская Православная Церковь имеет 6 епархий на территории Польши:

  • Варшавская;
  • Белостокская;
  • Лодзинская;
  • Перемышльская;
  • Вроцлавская;
  • Люблинская.

Помимо Польши, Польская Церковь имеет две епархии в Бразилии: Рио-де-Жанейро и Ресифи.

Особым статусом обладает Православный ординариат Польской Церкви (возглавляет Георгий, епископ Семятичский, Верховный православный ординарий Войска Польского).

Количество приходов Польской Церкви на 2012 г. — 237 (226 — в Польше, 11 - за границей), численность клира — около 420 чел., численность верующих — около 500 тысяч.

Монастыри

В юрисдикции Польской Церкви находится 13 монастырей: 11 — на территории Польши, 2 — в Бразилии. Наиболее известные монастыри: ставропигиальный мужской монастырь святого Онуфрия в Яблечне, Супрасльский Благовещенский мужской монастырь, Марфо-Мариинский женский монастырь на горе Грабарке.

Духовное образование

Система высшего духовного образования Польской Церкви включает 3 учебных заведения: Православную духовную семинарию в Варшаве, Христианскую богословскую академию в Варшаве, а также кафедру православного богословия в Белостокском университете. Кроме того, в Польше действует Иконографическая школа, а также Школа псаломщиков и церковных регентов.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Внеоборотные активы — это… Внеоборотные активы — это… Электронный полис осаго: как он выглядит, является ли полноценным документом и что предъявлять дпс? Электронный полис осаго: как он выглядит, является ли полноценным документом и что предъявлять дпс? Как сделать шоколадное безе в домашних условиях с орехами в духовке Можно ли в безе добавить какао Как сделать шоколадное безе в домашних условиях с орехами в духовке Можно ли в безе добавить какао