Профессиональная этика: специфика и разновидности. Виды профессиональной этики Основные виды профессиональной этики их специфика

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Каждому виду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют определенные виды профессиональной этики.

Профессиональные виды этики – это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.

Основными видами профессиональной этики являются : врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д . Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и конечно же патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине.

Необходимые профессиональные и человеческие качества.

Соблюдение правил этикета – хороших манер должно быть нормой поведения как в обществе, так и при исполнении своих профессиональных обязанностей. Соблюдение этих негласных правил даёт каждому человеку залог успеха на работе, понимания в обществе и просто человеческого спокойствия, жизненного успеха и счастья. Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности . Поэтому ничто не ценится окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность.

В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим, в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных прозвищ. Такое поведение неприемлемо для культурного и воспитанного человека как в обществе, так и на работе.

Обязательным условием общения является деликатность. Деликатность не должна быть излишней, превращаться в льстивость, приводить к ничем неоправданному восхвалению увиденного или услышанного.

Одним из главных элементов вежливости считают умение запоминать имена. Ф. Рузвельт знал, что один из самых простых, самых доходчивых и самых действенных способов завоевать расположение окружающих - это запомнить их имена и внушить им сознание собственной значительности

Тактичность, чуткость - это и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль. Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.

Тактичность, чуткость подразумевают также способность быстро и безошибочно определять реакцию собеседников на наше высказывание, поступки и в нужных случаях самокритично, без чувства ложного стыда извиниться за допущенную ошибку. Это не только не уронит достоинство, но, наоборот, укрепит его во мнении мыслящих людей, показав им вашу исключительно ценную человеческую черту - скромность

Уважение к другим - обязательное условие тактичности даже между хорошими товарищами. Культура поведения в равной степени обязательна и со стороны нижестоящего по отношению к вышестоящему. Она выражается прежде всего в честном отношении к своим обязанностям, в строгой дисциплинированности, а также в уважении, вежливости, тактичности по отношению к руководителю. То же - по отношению к сослуживцам. Требуя уважительного отношения к себе, задавайтесь чаще вопросом: отвечаете ли вы им тем же.

Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг. Вместе с тем, скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это совершенно различные категории. Очень часто скромные люди оказываются намного тверже и активнее в критических обстоятельствах, но при этом известно, что спором убедить в своей правоте невозможно.

Д. Карнеги считает одним из золотых правил следующее: "Людей надо учить так, как если бы вы их не учили. И незнакомые вещи преподносить, как забытые". Спокойствие, дипломатичность, глубокое понимание аргументации собеседника, хорошо продуманная контраргументация, основанная на точных фактах - вот решение этого противоречия между требованиями "хорошего тона" при дискуссиях и твердости в отстаивании своего мнения.

В наше время почти повсеместно отмечается стремление к упрощению многих условностей, предписывавшихся общегражданским этикетам. Это - одно из знамений времени: темпы жизни, изменившиеся и продолжающие быстро меняться социально бытовые условия, сильнейшим образом влияют на этикет. Поэтому, очень много из того, что было принято еще в начале или середине нашего века, может сейчас показаться абсурдным. Тем не менее, основные, лучшие традиции общегражданского этикета, даже видоизменившись по форме, остаются жить по своему духу. Непринужденность, естественность, чувство меры, вежливость, тактичность, а главное благожелательность по отношению к людям, - вот качества, которые безотказно помогут в любых жизненных ситуациях, даже тогда, когда вы не знакомы с какими-либо мелкими правилами общегражданского этикета, которых существует на Земле великое множество.

Виды этики призвана изучать прикладная этика. Она изучает функционирование нравственности в отдельных сферах человеческой жизни.

Виды профессиональной этики

Каждому роду человеческой профессиональной деятельности соответствуют определенные виды профессиональной этики со своими специфическими особенностями. Изучение этики показывает многообразие, разносторонность профессиональных моральных отношений, моральных норм.

Профессиональные моральные нормы – это правила, образцы, порядок внутренней регуляции личности на основе этических идеалов.

Каждому роду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют определенные виды профессиональной этики.

Профессиональные виды этики – это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы.

Профессиональные виды этики – это разнообразные виды этики, которые раскрывают нормы, правила, требования регулирующие отношения к труду, выполнению обязанностей, между субъектами в специфических отраслях профессиональной деятельности

Профессиональные моральные нормы – это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.

Основными видами профессиональной этики являются:

1. врачебная этика (биомедецинская этика),

2. педагогическая этика,

3. Экономическая этика,

4. Этика менеджмента,

5. этика предпринимательства,

6. этика ученого,

7. актера,

8. художника,

9. предпринимателя,

10. инженера,

11. юриста, и т.д.

Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и конечно же патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине.

Именно в рамках указных направлении создаются и разрабатываются принципы и правила, регулирующие поведение и деятельность людей в различных специальностях. На основе правил, принципов и норм поведения создаются кодексы этики.

Кодексы профессиональной этики

Кодексы этики существуют как часть профессиональных стандартов, разрабатываемых для различных видов деятельности в системе государственного управления. Они представляют собой совокупность нравственных принципов и конкретных этических норм и правил деловых взаимоотношений и общения.

Кодексы этики – это свод норм правильного, подобающего поведения, считающегося уместным для человека той профессии, к которой данный кодекс имеет отношение.

Профессиональные кодексы этики служат обществу гарантией качества и несут информацию о стандартах и ограничениях деятельности работников в той области, для которой данные кодексы разработаны. Знание кодексов помогает предотвращать неэтичное поведение.

Раздел 4. Этикет в профессиональной деятельности

Тема 9. Понятие, содержание этикета

Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Этике́т (от фр. étiquette – этикетка, надпись) – правила поведения людей в обществе, поддерживающие представления данного общества о подобающем.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Строгое соблюдение правил этикета – важное условие высокой культуры поведения. Это та «одежка», по которой «встречают», по которой составляют первое впечатление о человеке. Но даже самое скрупулезное знание и соблюдение этих правил не гарантирует соответствующего поведения человека, ибо реальные обстоятельства настолько разнообразны, что никакие правила и нормы не в состоянии охватить их полностью. Чтобы избежать всех ошибок, необходимо выработать в себе чувство эмоционального сопереживания с контактером, которое называется тактом. Развитое чувство такта позволяет человеку определить должную меру в выражениях и поступках, в проявлении интереса к другому человеку.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений.

Виды и принципы этикета

Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:

· придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

· дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах,визитах, переговорах;

· воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

· общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом;

· служебный этикет.

Большинство правил дипломатического, воинского, общегражданского или служебного этикета в той или иной мере совпадают.

Мало того, этикет охватывает две сферы взаимоотношений людей в обществе: правовую (уважение законов государства) и нравственную (следование нормам морали и обычаям).

К основным принципам этикета относятся:

· вежливость и сдержанность;

· деликатность;

· тактичность и чуткость;

· скромность.

Тактичность, чуткость – это и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль. Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних. Тактичность, чуткость подразумевают также способность быстро и безошибочно определять реакцию собеседника на наше высказывание, поступки.

Особенности этикета служебных отношений

Этикет – это устойчивый порядок поведения, совокупность правил вежливого обхождения в обществе. Этикетные правила представляют собой поведенческий язык культурного общения. В служебном этикете главным является соответствие манер, внешнего вида, речи, жестов, мимики, позы, осанки, тона, одежды характеру социальной роли, в которой происходит общение. Это требование приобретает особенную значимость при участии в строго регламентированном церемониале, где определенные официальные формы поведения должностных лиц должны не выходить за пределы жестко установленных рамок, неисполнение требований этикета по причине их незнания или неуважения к ним воспринимаются как оскорбление личного достоинства и часто становится причиной конфликтов или, по крайней мере, вызывает оправданное неодобрение. Профессиональный такт – это проявление по отношению к другим сдержанности, предусмотрительности и приличия при общении. Такт предполагает бережное, внимательное отношение к личности собеседника, исключающее возможность задеть какие-то его «больные струны». Это умение тактично, корректно обойти по возможности вопросы, могущие вызвать неловкость у окружающих. Это умение что-то сказать или сделать кстати – без ненужных «перегибов», назойливости и бесцеремонности. Проявление бестактности – безошибочное свидетельство отсутствия культуры, показатель грубости и невоспитанности. Общение представителей юридических профессий как между собой, так и в служебных коллективах может происходить в условиях различных ситуаций и принимать разнообразные формы. Укажем на основные: I. Повседневное служебное общение. 1) Беседы, встречи, переговоры. 2) Прием посетителей. 3) Совещания, собрания, заседания, конференции. 4) Посещение организаций, учреждений. 5) Специфические профессиональные обязанности. II. Специфические формы служебного общения. 1) Общение в служебном коллективе: а) Субординированные формы общения; б) общение между коллегами. 2) Общение преподавателей со слушателями в процессе обучения. III. Экстремальные формы служебного общения 1) общение в условиях конфликтной ситуации; 2) общение с участниками митингов, демонстраций, публичных демаршей; 3) общение с задержанными, во время обыска; 4) общение со спецконтингентом. IV. Невербальные и неспецифические формы общения 1) Публичные контакты с журналистами, интервью. 2) Выступления по радио, телевидению, в печати. 3) Телефон, телетайп, радиосвязь. 4) Деловая переписка, резолюции. Кроме того, во всех этих формах общения большое значение придается так называемым аксессуарам, которые входят в качестве элементов в этикетные правила общения. К ним относятся: культура речи, текста, внешнего вида, мимика, тон, жестикуляция. В отношении каждого из этих элементов существует свод определенных правил, которых также следует тщательно придерживаться.

Профессиональная этика -- система моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Она призвана регулировать взаимоотношения больших социальных групп людей в производственно-трудовой, общественно-политической и бытовой сферах жизни.

Профессиональная этика является составной частью общей теории морали. Она связана с нравственно-правовыми основами жизни. Но при этом она содержит в себе специфические морально-профессиональные требования к представителям различных специальностей, формирует у них определенные представления о смысле жизни, о труде, о долге, чести, достоинстве, гордости, принципах межличностных взаимоотношений коллег.

Профессиональная этика играет большую роль в системе механизмов морального регулирования деятельности специалистов. Связано это, прежде всего, со стремлением общества отвечать потребностям современного разделения и специализации труда, вызванных научно-техническим прогрессом. В настоящее время насчитывается более шести тысяч профессий. Все они основываются на общечеловеческих моральных нормах и принципах, хотя имеют свою специфику и свои моральные коллизии.

Профессиональные этики, как правило, касаются тех видов профессиональной деятельности, последствия или процессы которых оказывают особое воздействие на жизнь и судьбы других людей. Потребность в профессиональном этическом кодексе возникает тогда, когда необходимо конкретизировать моральные требования к специалистам, имеющим дело с судьбами людей, их жизнью, к людям, наделенным особыми полномочиями и ответственностью, обязанным принимать самостоятельные решения, нередко - в экстремальных условиях.

В связи с этим можно выделить традиционные виды профессиональной этики -- такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого -- и сравнительно новые, актуализация которых связана с возрастанием роли «человеческого фактора» в сфере деятельности (инженерная этика) или резонансом в обществе (журналистская этика).

При анализе каждой сферы необходимо учитывать «сверхзадачу» профессии: выделять у специалиста такие качества, которые не просто связаны с добросовестным исполнением своего основного долга, но и развивают чувство повышенной моральной ответственности за результаты его деятельности, за судьбы тех, к кому он сопричастен.

Профессиональная этика охватывает четыре сферы отношений:

Внутрипрофессиональные,

Отношения профессионала и объекта его воздействия,

Межпрофессиональные,

Отношения специалиста (личности) и общества.

Существуют критерии профессии, позволяющие последней претендовать на особые этические характеристики, «кодекс»:

  • 1) глубокое проникновение специалиста в настроение, внутренний духовный мир тех, с кем он соприкасается (учитель, врач, священник);
  • 2) повышенный удельный вес элементов творчества в деятельности;
  • 3) большая самостоятельность и полномочия специалиста, должностного лица в принятии ответственных решений;
  • 4) относительная автономность (независимость) деятельности;
  • 5) умение предусмотреть социально-нравственные последствия своего решения, поступка, труда;
  • 6) высокий общественный статус и моральный престиж профессии;
  • 7) моральное оправдание набора специфических операциональных требований, процедурных моментов (проблема цели и средств);
  • 8) высокая общечеловеческая и гражданская миссия специалиста.

Объектом профессиональной этики является мораль специалиста данного профиля: ученого, медика, юриста, педагога и т. д. Однако строго определить ее границы весьма непросто, поскольку она не выходит за рамки морали вообще, но включает ряд взаимосвязанных моральных кодексов, что можно, например, проследить на этике воспитателя, руководителя.

В профессиональной этике находят специфическое преломление жизненно важные ценности, идеалы, понятия добра, справедливости, долга, чести, товарищеской взаимопомощи, гуманности, культуры поведения, общения, даже мышления и чувствования.

При выделении того или иного вида профессиональной этики важно найти моральное «ядро», важнейшую «клеточку» всего «блока», специфическую особенность этого вида морали.

Общие принципы профессиональной этики (кроме общечеловеческих норм морали) предполагают:

  • а) профессиональную солидарность;
  • б) особое понимание профессиональных долга и чести;
  • в) форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются в основном в моральных кодексах -- требованиях по отношению к специалистам.

При выделении важнейшей профессиональной нравственной черты, пожалуй, будет правильным утверждать, что, например, для педагога важны и систематическая работа по совершенствованию своих знаний, профессионального мастерства, и стремление привить любовь к учению, познанию своим ученикам, передать им свой жизненный опыт. Учитель должен вырабатывать педагогический такт в общении с учениками и родителями, с коллегами, с администрацией учреждения, в совершенстве владеть основами этики делового общения. Вместе с тем, чувство такта актуально для представителей любой профессии.

Для юриста вопрос чести иметь совершенные знания законодательства, истории и теории права, юридической этики. Однако определяющее значение имеет умение беспристрастно держать себя, соблюдать требование справедливости, законности, презумпцию невиновности. Никто не может считается виновным до тех пор, пока суд не вынесет своего решения. Ж.-Ж. Руссо заметил в свое время, что «опаснейший подводный камень для правосудия - это предубеждение». Это утверждение актуально и в наше время. Требования такта в общении для юриста очень велики.

Вопрос профессиональной чести для спортсмена - честное соревнование в равных условиях, неприятие допинга, уважение к собратьям и противникам в спорте, правильные отношения с болельщиками.

Для медицинского работника основной задачей является всемерное содействие сохранению психического и физического здоровья пациента. В.М. Бехтерев когда-то обоснованно заметил: «Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач». Например, чувство такта должно подсказать врачу: говорить или не говорить тяжело больному всю правду о его перспективах.

Медицинская этика преобладающее внимание традиционно уделяла правам и обязанностям врача по отношению к пациентам, а также нормативному регулированию взаимоотношений внутри медицинского сообщества. Вмешательство непрофессионалов при этом если и допускается, то сводится к минимуму, к каким-то исключительным случаям. Неявно предполагается, что врач обладает всей полнотой не только специальной, «технологической», но также и этической компетенции.

Ныне ситуация значительно усложнилась из-за актуализации проблем, связанных с вопросами жизни и смерти человека (специфические методы лечения, трансплантации, аборты, эвтаназия, ЭКО). Этические вопросы, например, биомедицины решаются не на корпоративной, а на общественной основе. В невропатологии, психиатрии, психотерапии имеют место свои острые вопросы - возможности применения влияющих на ЦНС препаратов, психотропов, НЛП, психохирургия и т. д. Вспомним «Собачье сердце» М. Булгакова, где показаны все моральные угрозы такого манипулирования.

Немалую актуальность приобрела этика науки . Важнейшими нормами научной этики всегда являлись отрицание плагиата, неприятие фальсификации данных эксперимента, бескорыстный поиск и отстаивание истины, требование, чтобы результат исследования был новым знанием, логически, экспериментально обоснованным.

Ученый должен: хорошо знать все, что сделано и делается в его области науки. Публикуя результаты своих исследований, нужно точно указывать, на какие труды других ученых мы опираемся, и именно на этом фоне показывать то новое, что открыто и разработано нами. В публикации необходимо приводить доказательства верности полученных результатов. Нужно всегда давать исчерпывающую информацию, позволяющую провести независимую экспертизу результатов исследования. Большое значение для науки имеет бескорыстный поиск и отстаивание истины. Широко известно, например, изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже». В стремлении к истине ученый не должен руководствоваться своими симпатиями и антипатиями, корыстью или страхом. Русский генетик Н.И. Вавилов, ставший жертвой репрессий, говорил: «Мы на крест пойдем, а от своих убеждений не откажемся».

В современной науке существует проблема связи свободы и ответственности в деятельности ученых. Возросла необходимость комплексного и долговременного учета неоднозначных последствий развития науки. При оценке результативности науки необходим особый подход к научным идеям, затрагивающим интересы живущих и будущих поколений. А для этого важно широкое и компетентное обсуждение научных решений.

От ученых требуются глубокое осознание и нравственная ответственность за возможные последствия их научных проектов (особенно в биомедицинских и генетических исследованиях). Идея неограниченной свободы исследования, которая была прогрессивной на протяжении многих столетий, ныне не может приниматься безоговорочно. Например, в 1975 г. ведущие ученые мира заключили мораторий, приостановив исследования, потенциально опасных для человека и других форм жизни на нашей планете. Знание не всегда ведет к добродетели. Наука ведь способствует и совершенствованию оружия массового уничтожения людей.

Итак, профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки всех специалистов. Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. В любой профессиональной сфере важны принцип гуманизма и принцип «благоговения перед жизнью», выдвинутый А. Швейцером.

Так например в ряде случаев этика врача возможна при наличии соответствующей этики пациента а этика педагога - этики учащихся. Необходимые профессиональные и человеческие качества Этика - философская наука объектом изучения которой является мораль. Профессиональная этика возникнув как проявление повседневного морального сознания затем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Профессионализм как нравственная черта личности Профессиональная этика3 - это совокупность...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Введение

В условиях современного информационного общества важнейшим компонентом образования любого специалиста, определяющим «философию» профессии, создающим предпосылки для ее популярности и обусловливающим престиж любой организации, предприятия, фирмы, становится профессионализм, не мыслимый без профессиональной этики.

В настоящее время активно организуется партнерство в области реализации профессиональной этики, поскольку действия специалистов все чаще затрагивают интересы конкретных людей. Так, например, в ряде случаев этика врача возможна при наличии соответствующей этики пациента, а этика педагога - этики учащихся. Культура поведения современного человека в различных ситуациях также предполагает этику клиента, зрителя, читателя, пешехода, посетителя и т.п.

Цель данной работы - изучить понятие об этике и виды профессиональной этики, рассмотреть профессионализм как нравственную черту личности.

Поставленная цель конкретизируется посредством решения следующих задач:

  • Понятие об этикете
  • Виды профессиональной этики.

Этика - философская наука, объектом

изучения которой является мораль.

  1. Понятие об этикете

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Этикет 1 - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов, от древности до наших дней. В своей основе эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета, не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обусловливается тактом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественного порядка, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

Итак, этикет 2 - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры; о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

  1. Происхождение профессиональной этики

Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества. Впервые материалистическое обоснование этих проблем дали К. Маркс и Ф. Энгельс.

Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.

Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому такие профессионально - этические кодексы, как "Клятва Гиппократа", нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики.

Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

  1. Профессионализм как нравственная черта личности

Профессиональная этика 3 - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.

Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.

Профессиональная этика изучает:

Отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

Нравственные качества, личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

Взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;

Особенности профессионального воспитания.

Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий. О классовом характере морали в сфере труда свидетельствует написанная в первой трети II века до н.э. христианская библейская книга "Мудрость Иисуса, сына Сирахова", в которой есть поучение о том, как следует относиться к рабу: "корм, палка и бремя - для осла; хлеб, наказание и дело - для раба. Занимай раба работою и будешь иметь покой; ослабь руки ему - и он будет искать свободы". В Древней Греции физический труд по ценности и значимости находился на самой нижней оценке. А в феодальном обществе религия рассматривала труд как наказание за первородный грех, а рай представлялся как вечная жизнь без труда. При капитализме отчуждение рабочих от средств производства и результатов труда порождало два типа нравственности: хищнически-грабительскую капиталистическую и коллективистски - освободительскую рабочего класса, распространявшуюся и на сферу труда. Об этом пишет Ф. Энгельс: "...каждый класс и даже профессия имеют свою мораль".

Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики.

Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса.

Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.

Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном, это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей. Здесь речь идет не только об уровне моральности, но и, в первую очередь, о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, более, чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения, и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии.

Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в конечном счете, и к деградации самой личности.

В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.

  1. Виды профессиональной этики.

Виды профессиональной этики. Каждому роду человеческой профессиональной деятельности соответствуют определенные виды профессиональной этики со своими специфическими особенностями. Этика рассматривает моральные качества человека безотносительно к психическим механизмам, стимулирующим появление данных качеств. Изучение этики показывает многообразие, разносторонность профессиональных моральных отношений, моральных норм.

Профессиональные моральные нормы 4 - это правила, образцы, порядок внутренней регуляции личности на основе этических идеалов.

Врачебная этика изложена в «Этическом кодексе Российского врача», принятом в 1994 г. Ассоциацией российских врачей. Ранее, в 1971 г., была создана присяга врача Советского Союза. Представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача связано с именем Гиппократа. Традиционная врачебная этика решает вопрос личного контакта и личных качеств взаимоотношений врача и пациента, а также гарантий врача не нанести вред конкретному индивиду.

Биомедицинская этика (биоэтика) представляет собой конкретную форму современной профессиональной этики врача, это система знаний о допустимых границах манипулирования жизнью и смертью человека Манипуляция должна регулироваться нравственно. Биоэтика - это форма защиты биологической жизни человека.

Основная проблема биоэтики: самоубийство, эвтаназия, определение смерти, трансплантология, экспериментирование на животных и человеке, отношение врача и пациента, отношение к психически неполноценным людям, организация хосписов, деторождение (генная инженерия, искусственное осеменение, «суррогатное» материнство, аборт, контрацепция). Целью биоэтики является выработка соответствующих регламентаций для современной биомедицинской деятельности. В 1998 г. при Московской Патриархии по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был создан Совет по биомедицинской этике. В него вошли известные богословы, священнослужители, врачи, ученые, юристы.

Профессиональная этика журналиста, подобно другим видам профессиональной этики, начала формироваться непосредственно в трудовой деятельности. Она проявила себя в ходе кодификации тех профессионально-нравственных представлений, которые стихийно сложились в рамках способа журналистской деятельности и так или иначе были зафиксированы профессиональным сознанием журналистского сообщества. Появление первых кодексов означало завершение длительного процесса формирования профессиональной журналистской морали и одновременно открыло новый этап в ее развитии. Этот новый этап базировался на целенаправленном самопознании журналистской деятельности и практическом применении его результатов.

Особым проявлением профессиональной этики выступает экономическая этика («деловая этика», «этика бизнеса»). Экономическая этика - наука древняя. Ее начало положено Аристотелем в произведениях «Этика», «Никомахова этика», «Политика». Аристотель не отделяет экономику от экономической этики. Он советует своему сыну Никомаху заниматься только производством благ. Его принципы нашли развитие в идеях и концепциях католических и протестантских теологов, которые в течение длительного времени напряженно размышляли над проблемами этики бизнеса. Одной из первых этико-экономических концепций была концепция Генри Форда, одного из основателей автомобильной промышленности США. Он считал, что счастье и благосостояние добываются только честной работой и что в этом заключается этический здравый смысл, суть фордовской экономической этики заключена в мысли о том, что произведенный продукт не просто реализованная «деловая теория», а «нечто большее» - теория, цель которой создать из мира вещей источник радости. Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку они способствуют жизненной свободе. Эти экономические установки Г. Форда имеют практическое значение и в настоящее время.

Экономическая этика - это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику. Экономическая этика включает в себя деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны. Основными постулатами этического кодекса предпринимателя являются следующие: он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом; исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать; верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество; признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества; уважает любую собственность, общественные движения, уважает профессионализм и компетентность, законы; ценит образование, науку и технику. Эти основные принципы этики делового человека могут быть конкретизированы применительно к различным сферам его профессиональной деятельности. Для России проблемы экономической этики приобретают большое значение. Это объясняется стремительным формированием рыночных отношений в нашей стране.

В юридической деятельности главная проблема -- это соотношение законности и справедливости. Консерватизм законодательства, сложность регулируемых им отношений могут создать такие ситуации, при которых некоторые варианты вердикта, формально соответствующие букве закона, по духу будут ему противоречить, будут несправедливы. Для профессии юриста справедливость есть основной постулат, цель деятельности.

Деловая этика формируется уже в рамках «экономической ячейки» -- трудового коллектива. Служебные отношения должны строиться на партнерстве, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Такое сотрудничество, бесспорно, повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.

Этикет является одним из главных «орудий» создания имиджа. В современном бизнесе лицу фирмы отводится немалая роль. Те фирмы, в которых этикет не соблюдается, теряют очень многое. Там, где он есть, выше производительность, лучше результаты. С такой фирмой удобнее работать, т.е. этикет создает комфортный психологический климат, способствующий деловым контактам.

Этика социальной работы 5 - это проявление общих норм морали в социальном обслуживании. В профессиональной деятельности таких специалистов, заключающейся в оказании помощи индивидам, семьям, социальным группам или общинам, нравственно-этические нормы играют особую роль. Они отражены в профессионально-этическом кодексе социального работника России, принятом Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб в 1994 г.

Этика менеджмента - наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, и функционирование организации как «совокупного 18 менеджера» относительно своей внутренней и внешней среды в том аспекте, в каком действия менеджера и организации соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями.

В настоящее время основные принципы и правила делового поведения формулируются в этических кодексах. Это могут быть стандарты, по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы).

Возникновение профессиональной этики привело к появлению профессиональных кодексов. Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в ХI-ХII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.

Кодексы этики существуют как часть профессиональных стандартов, разрабатываемых для различных видов деятельности в системе государственного управления. Они представляют собой совокупность нравственных принципов и конкретных этических норм и правил деловых взаимоотношений и общения. Кодексы этики - это свод норм правильного, подобающего поведения, считающегося уместным для человека той профессии, к которой данный кодекс имеет отношение.

  1. Необходимые профессиональные и человеческие качества

Соблюдение правил этикета - хороших манер должно быть нормой поведения, как в обществе, так и при исполнении своих профессиональных обязанностей. Соблюдение этих негласных правил даёт каждому человеку залог успеха на работе, понимания в обществе и просто человеческого спокойствия, жизненного успеха и счастья. Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь, уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не ценится окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность.

В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека 6 , умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим, в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных прозвищ. Такое поведение неприемлемо для культурного и воспитанного человека как в обществе, так и на работе.

Обязательным условием общения является деликатность. Деликатность не должна быть излишней, превращаться в льстивость, приводить к ничем неоправданному восхвалению увиденного или услышанного.

Тактичность, чуткость - это и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль.

Уважение к другим - обязательное условие тактичности даже между хорошими товарищами. Культура поведения в равной степени обязательна и со стороны нижестоящего по отношению к вышестоящему. Она выражается, прежде всего, в честном отношении к своим обязанностям, в строгой дисциплинированности, а также в уважении, вежливости, тактичности по отношению к руководителю. То же - по отношению к сослуживцам. Требуя уважительного отношения к себе, задавайтесь чаще вопросом: отвечаете ли вы им тем же.

Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает своего превосходства, своих качеств, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг. Вместе с тем, скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это совершенно различные категории. Очень часто скромные люди оказываются намного тверже и активнее в критических обстоятельствах, но при этом известно, что спором убедить в своей правоте невозможно.

Д. Карнеги считает одним из золотых правил следующее: "Людей надо учить так, как если бы вы их не учили. И незнакомые вещи преподносить, как забытые". Спокойствие, дипломатичность, глубокое понимание аргументации собеседника, хорошо продуманная контраргументация, основанная на точных фактах - вот решение этого противоречия между требованиями "хорошего тона" при дискуссиях и твердости в отстаивании своего мнения.

Заключение

Профессиональная этика - это совокупность моральных требований, принципов и норм деятельности специалистов, которая является ответственной, обязательной, но вместе с тем добровольной, т. е. свободной деятельностью свободных людей, которые подчиняются правилам, но лично независимы, сообразуются с законом, но выполняют долг.

Профессиональная этика конкретизирует требования общества к моральным аспектам деятельности специалистов, которым (на основе диплома, лицензии) делегированы (разрешены) определенные (представляющие социальную ценность) виды работ, дающие им заработок. Эти требования обеспечивают поддержание традиции и создание прецедентов максимального удовлетворения профессионалами потребностей общества и каждого гражданина в качестве работы, товарах и услугах, отвечающих конкретным социально значимым ценностям. Важнейшие из них связаны с обеспечением безопасности жизни и здоровья, гражданских прав и свобод, равенства всех перед законом и людьми.

Цель и задачи поставленные в данной работе были выполнены. В частности было исследовано понятие, что такое этика и происхождение профессиональной этики, изучен профессионализм как нравственная черта личности, рассмотрены виды профессиональной этики, а так же необходимые профессиональные и человеческие качества.

Список используемой литературы

  1. Брайм М.Н. Этика делового общения. - Минск, 2006.
  2. Ионова, А.И. Этика и культура государственного управления. Учебное пособие / А.И. Ионова. - М.: Изд-во РАГС, 2012. - 176 с.
  3. Протанская, Е.С. Профессиональная этика. Моральная пропедевтика делового поведения: Учебное пособие / Е.С. Протанская. - М.: Алетейя, 2007. - 288 с.
  4. Солоницына, А.А. Профессиональная этика и этикет / А.А. Солоницына. - Владивосток. - Изд-во Дальневост. ун-та, 2010.- 200 с.
  5. Этика профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Т.А. Прокофьева. - Самара: Самар. гуманит. акад., 2009. - 56 с.

1 Скворцов, А.А. Этика: учебник для бакалавров / А.А. Скворцов; под общ. ред. А.А. Гусейнова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 310 с.

2 Скворцов, А.А. Этика: учебник для бакалавров / А.А. Скворцов; под общ. ред. А.А. Гусейнова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 310 с.

3 Скворцова, В.Н. Профессиональная этика: учебное пособие / В.Н. Скворцова. - Томск: Изд-во ТПУ, 2006. - 180 с.

4 Кошевая И.П., Канке А.А. Профессиональная этика и психология делового общения. – М., 2009.

5 Кошевая И.П., Канке А.А. Профессиональная этика и психология делового общения. – М., 2009.

6 Шрейдер Ю.А. Этика: введение в предмет. – М., 2008.

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

610. Виды производственного освещения. Виды естественного освещения. Понятие к.е.о. Расчет площади световых проемов и количества окон 13 KB
Виды производственного освещения. Виды естественного освещения. В зависимости от источника света производственное освещение может быть: естественнымсоздаваемым солнечными лучами и диффузным светом небосвода; искусственным его создают электрические лампы; смешаннымкоторое является совокупностью естественного и искусственного освещения. Местное освещение предназначено для освещения только рабочих поверхностей и не создает необходимой освещенности даже на прилегающих к ним площадях.
4308. Сделка: понятие и виды 3.72 KB
Сделки – действия юридических физических лиц направленные на возникновение установление изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Вместе с тем гражданские права и обязанности могут включать также и такие сделки которые не предусмотрены законодательством но не противоречат ему. Содержание сделки должно соответствовать требованиям закона. Заключение сделки в требуемой законом форме.
10700. Понятие и виды обязательств 29.25 KB
Миронов разбил ночью запертый стеклянный медицинский шкаф в городской больнице № 33 чтобы достать нитроглицерин для снятия сердечного приступа у своего соседа по палате поскольку дежурной сестры на месте не было. Карелина покупая у своей знакомой Медвединой золотое кольцо с камнем думала что камень является бриллиантом. Через полтора года она узнала что камень в кольце не относится к числу драгоценных а является фианитом. Наборный цех типографии заключивший с издательством договор о напечатании книги посвященной подвигам...
4318. Понятие и виды юридической ответственности 4.01 KB
Юридическая ответственность представляет собой негативную реакцию государства на совершение правонарушения в виде применения к виновному лицу мер государственного воздействия. Однако не всякая мера государственного воздействия является юридической ответственностью. Это мера государственного принуждения но не юридическая ответственность потому что для её применения нет основания так как отсутствует обязательный признак которым должен обладать субъект правонарушения –...
6796. ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И ВИДЫ АДАПТАЦИИ 5.65 KB
Термин адаптация чрезвычайно широк и применяется в различных областях науки. С позиции управления персоналом наибольший интерес представляет производственная адаптация. Наиболее эффективной представляется адаптация как процесс активного приспособления индивида к изменяющейся среде с помощью соответствующего управляющего воздействия и использования различных средств организационных технических социальнопсихологических и т.
4334. Политический режим: понятие и виды 5.26 KB
Экономической основой демократического режима является многоукладная экономика с разными формами собственности в том числе и частной и рыночные отношения. Характерным признаком тоталитарного режима является вождизм т. Одной из форм тоталитаризма является фашистский режим при котором господствующей является идея превосходства одной нации или расы.
4337. Понятие и виды трудовых споров 4.92 KB
Конституции Российской Федерации признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения включая и такой из них как забастовку. Эти споры решаются в предусмотренном законом порядке. Все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные трудовые споры.
4320. Понятие, цели и виды наказаний 5.55 KB
Дееспособность и правоспособность физических лиц. Дееспособность – способность лица своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права создавать для себя...
11550. Понятие и виды представительства, доверенность 24.39 KB
Понятие и виды представительства доверенность Целевая установка Рассмотреть понятие и виды представительства и доверенности. Форма доверенности. Срок доверенности. Прекращение доверенности и его последствия Заключение Список используемой литературы Введение Представительство от англ.
14790. Религиоведение. Понятие и виды религий 32.8 KB
Эти вопросы не так просты как кажутся на первый взгляд. Религиоведение рассматривает религию как культурноисторический феномен и предлагает изучение религиозных верований деноминаций конфессий во всем их многообразии избегая идеологических оценок. Правовое сознание первоначально тесно смыкается с религиозным понятия греховное и преступное во многом совпадают религиозные нормы служат источником правовых норм у истоков правосудия нередко стояли священнослужители любое посягательство на религию рассматривалось как преступление.

Модуль №1

Профессиональная этика



Виды профессиональной этики

Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней само регуляции личности на основе этических идеалов.

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и конечно же патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности) , верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине.

Модуль 2

Структура профессионально-педагогического

Общения

Взаимодействие учителя с классом имеет определенные временные рамки; оно ограничено продолжительностью урока, классного часа или какого-то иного мероприятия. Однако структура педагогического общения не сводится лишь к непосредственным контактам педагога и воспитанников, а включает и ряд других моментов.

В структуре педагогического общения можно выделить ряд этапов:

Моделирование педагогом предстоящего общения с классом, с иной другой аудиторией в процессе подготовки к непосредственной деятельности с детьми или со взрослыми (прогностический этап).

Организация непосредственного общения с классом, аудиторией в момент начального взаимодействия с ними (начальный период общения).

Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.

Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения предстоящей деятельности.

На первом этапе - этапе моделирования - осуществляется преднастройка педагога на предстоящее взаимодействие с классом. Как правило, при подготовке к уроку все учителя продумывают содержание учебного материала, которое они будут излагать на уроке, отбирают методы и приемы, с помощью которых им предстоит организовывать познавательную и практическую деятельность учащихся, проверяют готовность лабораторного оборудования и технических средств для урока. Они осуществляют дидактическую подготовку к уроку, решая типовую дидактическую задачу: чему учить и как учить своих учеников?

К сожалению, далеко не все педагоги задумываются о тех людях, которым предназначаются учебный материал, методы и приемы его изучения. И напрасно, ибо успех дидактической деятельности учителя практически невозможен без правильно организованного коммуникативного обеспечения. В этом заключается специфика педагогического труда. Дидактические задачи будут успешно решены, если педагог продумает и способы решения коммуникативных задач.

Следовательно, на этапе моделирования важно продумать также и способы взаимодействия с учениками на уроке. На что здесь следует обратить внимание?

На этом этапе педагог прогнозирует восприятие учащимися не только учебного материала, но и личности самого учителя. На первый план здесь выдвигается вопрос о взаимоотношениях с классом.

Если у учителя не налажен контакт с учениками, то, очевидно, важно разобраться в причинах несложившихся отношений.

В чем основные причины разлада между педагогом и учащимися: в сложности учебного материала, в методике его изложения или в личности учителя?

Педагог не может наладить отношения со всем классом или с отдельными учениками?

В какой атмосфере обычно проходят уроки в данном классе?

Что в поведении педагога встречает одобрение у учащихся, а что отвергается? Почему?

Как школьники обычно реагируют на строгое поведение учителя в начале урока, при оценивании их ответов? Какие приемы педагога или моменты урока более всего нравятся ученикам, а какие вызывают протест?

Какие действия учителя приносят успех на уроке, а какие создают дополнительные трудности в общении?

Как целесообразнее начать урок в коммуникативном плане: строго, жестко или, напротив, мягко, либерально? И как его лучше закончить?

Что делать, если на уроке возникнут сбои при проведении демонстраций, опытов, в поведении отдельных учеников?

На этом этапе возможно продумывание своего поведения с конкретным классом: с каким выражением лица целесообразнее войти в класс; как обеспечить строгость в голосе, мимике и жестах в первые минуты урока; когда лучше провести в классе своеобразную психологическую разрядку и как это лучше сделать (продемонстрировать интересные опыты, рассказать забавный случай или обратиться к видеосюжету).

Не следует рассматривать подобного рода преднастройку как заготовку своеобразных педагогических рецептов на различные ситуации, которые могут возникнуть на уроке. Общение по рецепту практически невозможно, так как урок - это процесс с постоянно изменяющимися условиями. Речь может идти лишь об анализе сложившихся у педагога отношений с классом, об учете своих сильных и слабых сторон в общении с учениками, о предварительном определении своей позиции и выстраивании различных линий поведения в зависимости от складывающейся ситуации взаимодействия с учащимися.

Подобное моделирование осуществляется представителями многих профессий: врачами - перед проведением хирургических операций, тренерами - накануне спортивных соревнований, космонавтами - перед полетом в космос, военными - при подготовке учебных или боевых действий. Педагогу также важно продумать свои действия перед уроком и соединить решение дидактических и коммуникативных задач в единое целое. Очевидно, начинающим учителям необходима более тщательная подготовка, чем их более опытным коллегам. Но главное в том, что этот этап важен для любого учителя.

Второй этап - это начало непосредственного взаимодействия учителя с классом. Иначе его называют коммуникативной атакой. От самых первых минут общения педагога с учащимися зависит довольно многое. Сумеет ли учитель взять инициативу общения в свои руки или же сразу отдаст ее ученикам? Будет ли он последовательно реализовывать свои задумки по взаимодействию с классом или же пустит все на самотек: как получится?

Прежде всего важна самопрезентация педагога классу. С каким выражением лица учитель входит в класс? На раздраженное, сердитое или злое лицо будет одна реакция учащихся. На веселое и радостное - совершенно другая. А если лицо учителя выражает безразличие к ученикам, то и ученики отреагируют соответствующим образом.

Очевидно, важную информацию для учащихся содержит голос учителя, его первые слова к классу: как они произносятся? С какой интонацией? Что сообщают учащимся? Чем чреваты для учащихся?

Строгий, но в то же время спокойный голос будет призывать учащихся к порядку, к тому, чтобы прекратить ненужные разговоры и переключить свое внимание на учителя и на те задачи, которые он ставит на уроке. Такая строгость, не содержащая угроз и давления на личность ученика, как правило, неоскорбительна для класса и способствует быстрому настрою учеников на деловой лад и на сотрудничество с учителем.

Если же педагог говорит строгим, но раздраженным голосом, содержащим оскорбления или угрозы в адрес учеников, то эффект будет совершенно иным. Возможно, что учащиеся подчинятся требованиям педагога, но при этом у них будет нарастать внутренний протест против его раздражения и угроз. И вполне вероятно, что на каком-то этапе урока класс или отдельные ученики найдут возможности для того, чтобы выразить свой протест педагогу: не будут спешить с выполнением его требований, будут специально шуметь и создавать помехи учителю, а возможно, напротив, будут молчать и не реагировать на вопросы педагога. Излишний шум или, напротив, "мертвая тишина", как известно, не являются благоприятными условиями для плодотворного сотрудничества на уроке.

Появление в классе учителя с беззаботной улыбкой на лице ("с улыбкой до ушей"), очевидно, сразу же вызовет веселое оживление в классе и "размагнитит" учеников.

Коммуникативная атака - это своеобразная борьба за инициативу в общении. Удастся педагогу взять ее в свои руки - значит он начнет управлять ходом урока и сможет реализовать свои задумки. Если же учитель отдаст инициативу в общении ученикам, то ему сложно будет руководить процессом, так как придется плестись в хвосте событий. Коммуникативная атака - это своеобразная заявка педагога: "Я - хозяин в классе", - утверждает один учитель; "Предлагаю сотрудничество", - говорит второй; "Ребята, я вас не обижу, но и вы не обижайте меня", - умоляет третий. Какой вариант избрать?

Третий этап - управление общением в развивающемся педагогическом процессе - является самым продолжительным по времени непосредственного взаимодействия учителя и учеников и, очевидно, самым сложным.

Эта сложность обусловливается прежде всего тем, что каждый этап урока (организационный момент, опрос учащихся, объяснение нового материала, закрепление и т.п.) отличается спецификой решаемых на нем задач и особенностями взаимодействия учителя с классом.

Например, при объяснении нового материала учителю важно привлечь внимание учащихся к своему изложению, к своим демонстрациям и примерам. Здесь все зависит именно от педагога, от его умения ясно и эмоционально излагать свои мысли, четко демонстрировать свои опыты. А при опросе учитель стремится не только услышать ответ ученика, но и привлечь к его ответу внимание всего класса. И здесь практически не учитель, а ученик управляет вниманием школьников. Это управление может состояться, если ученик говорит ясно, четко и эмоционально. А если ответ ученика не звучит, если в нем довольно много ошибок, если речь ученика еле слышна и невнятна, то вряд ли класс станет его слушать. Поэтому учителю необходимо найти способы общения с классом не только в процессе собственного изложения учебного материала, но и в ходе ответа как сильного, так и слабого ученика.

Сложность данного этапа обусловливается также и тем, что педагог не только намечает и реализует свои дидактические и коммуникативные задумки, как это имеет место на 1-ми 2-м этапах, но также встречается с новыми, незапланированными ситуациями.

Например, учитель предполагал опросить 3 - 4 учеников у доски и затратить на это 10 - 12 минут, а затем приступить к объяснению нового материала. Однако уже первый из отвечающих учеников говорил настолько затянуто и невнятно, все делал так медленно, что на выслушивание его ответа ушло 8 минут. А учитель обратил внимание на упущенное время лишь при ответе второго ученика. Что делать дальше: отступать от намеченного плана опроса или же внести коррективы в дальнейший ход урока и сократить объяснение нового материала?

Учитель полагал, что во время опроса класс будет внимательно слушать отвечающих у доски учеников, а вышло совсем иначе: ребятам были неинтересны невнятные и скучные ответы своих одноклассников, они разговаривали, шумели и тем самым вносили дополнительные трудности в ход урока. Как вести себя учителю: оказать давление на класс и все же заставить всех учеников выслушать вымученные ответы страдающих у доски одноклассников либо прервать ответы этих "страдальцев" и перейти к объяснению нового материала?

На этом этапе педагог вынужден довольно быстро реагировать на неожиданно возникающие в классе ситуации и постоянно решать новые для себя коммуникативные задачи. Именно поэтому педагогическое общение является процессом творческим.

Четвертый этап - анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения предстоящей деятельности. Суть этого этапа заключается в том, чтобы проанализировать состоявшееся общение со школьниками, отметить его основные тенденции и понять причины успешного взаимодействия с ними, а также трудностей, с которыми пришлось столкнуться педагогу.

На этом этапе педагогу важно поставить перед собой следующие вопросы: удался ли урок в плане общения с учащимися?

Правильно ли он взаимодействовал с классом? Что способствовало и что препятствовало налаживанию контактов с учащимися на уроке? Какие непредвиденные ситуации возникали на уроке? Насколько удачно найдены выходы из этих ситуаций? За счет каких средств удавалось управлять вниманием учащихся, включать их в познавательную и практическую деятельность? Насколько голос, внешний облик, мимика и жесты помогали в общении с классом? Какие неточности, просчеты и ошибки в общении были допущены на уроке и что необходимо сделать, чтобы больше не повторять их? Не менее важно как можно честнее ответить на эти вопросы.

Древний философ говорил: "Нельзя дважды войти в одну и ту же реку". В то же время опыт переправы через одну реку поможет организовать ее и через другие реки. Без анализа своей деятельности невозможно движение вперед.

Не следует путать структуру педагогического общения со структурой урока.

Как известно, структура урока включает организационный момент, опрос учащихся, объяснение нового материала, закрепление и другие элементы. Учитель вправе самостоятельно моделировать структуру урока, отводить каждому из элементов требуемое, на его взгляд, время, менять последовательность этих элементов или исключать отдельные из них в конкретных уроках.

Структура педагогического общения представляет собой развернутые во времени этапы взаимодействия педагога со своими учениками и воспитанниками. Здесь можно говорить о временных интервалах каждого из этих этапов (например, о сведении к минимуму коммуникативной атаки), но вряд ли можно поменять их местами или исключить какой-либо. Учитель вначале продумывает ход урока и особенности своего общения с классом, а затем входит в класс и начинает свое взаимодействие с учениками. Он сначала осуществляет коммуникативную атаку и управление процессом общения в ходе урока и только после этого проводит анализ состоявшегося взаимодействия с учащимися.

Аналогичная структура общения возможна при взаимодействии учителя не только на уроках со своими учениками. Очевидно, что описанные выше этапы имеют место при общении учителя со своими коллегами, а также с родителями учащихся и с представителями школьной администрации. Во многих контактах педагога с любым из субъектов общения можно выделить и прогностический этап, и коммуникативную атаку, и управление протекающим общением, и анализ завершенного общения. Отличия будут в содержании общения, профессиональной позиции и стиле педагогического воздействия на партнеров, о чем речь пойдет в следующей главе.

Общения

Если партнеры обмениваются какими-либо предметами или продуктами деятельности, то такое общение называют материальным, поскольку оно позволяет людям получать необходимые для жизни предметы материальной и духовной культуры.

Например, это имеет место, когда педагог и школьники в составе производственной бригады ведут переговоры с работодателем об условиях выполнения работы, связанной со строительством объекта или сбором урожая, договариваются о порядке обмена своего труда на продукты питания или заработанные при этом деньги, а затем реализуют эти договоренности.

Когнитивное общение в отличие от материального представляет собой обмен знаниями и выступает как фактор интеллектуального развития партнеров. Когнитивное общение лежит в основе процесса обучения.

Сущность педагогической деятельности заключается в том, чтобы демонстрировать ученикам свою эрудицию в тех или иных областях знаний и в определенной мере способствовать трансформации им части этих знаний. В школьные и особенно в студенческие годы будущий учитель получает существенную часть знаний от своих школьных учителей и вузовских преподавателей, а затем, став учителем, он стремится передать приобретенные знания своим ученикам. Так, благодаря когнитивному общению осуществляется вечное движение знаний от учителя к ученикам, вследствие чего не только обеспечивается сохранение этих знаний, но происходят постоянное их приращение и развитие, возникновение новых областей знаний.

Поскольку при взаимодействии партнеров возможен обмен психическими и физиологическими состояниями, то по содержанию выделяют также кондиционное общение. При таком общении люди определенным образом оказывают влияние на психическое или физическое самочувствие партнера. Например, строгая манера поведения учителя в начале урока, серьезное выражение его лица, твердый голос настраивают учащихся на рабочий лад, а его улыбка, шутки, рассказ забавных случаев способствуют эмоциональной разрядке на уроке. Благодаря кондиционному общению учитель может успокоить огорченного неудачей ученика, тренер - поднять дух спортсмена перед стартом, а кто-то будет заботиться о том, чтобы испортить настроение своему противнику в ссоре.

Мотивационное общение представляет собой воздействие на цели, интересы, мотивы и потребности субъекта. Оно является источником дополнительной энергии для партнера по общению, поскольку в процессе взаимодействия осуществляется передача определенных побуждений к действиям, возникает интерес к чему-либо, "включается" мотивация к той или иной деятельности.

Например, многие творчески ориентированные учителя не ограничиваются простым изложением содержания учебного материала, имеющегося в школьном учебнике, а стремятся заинтересовать учеников путем использования необычной информации из других источников, за счет применения современных технических средств обучения, демонстрации интересных опытов и иных дидактических приемов. Они знают, что ученик, которого отличает познавательный интерес (иногда говорят "замотивированный ученик"), - это союзник учителя. А работать с союзниками значительно приятнее, нежели с безразличными или негативно настроенными людьми.

В основе деятельностного общения лежит межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками. Особенно наглядно такое общение на уроках труда, физической культуры, на лабораторных и практических занятиях по физике, химии и ряда других предметов. Учитель, продемонстрировав учащимся свои действия на станке или на спортивных снарядах, при сборке различных схем, предлагает затем повторить эти действия школьникам. Благодаря деятельностному общению осуществляется формирование практических умений и навыков учащихся.

Имидж педагога

Имидж учителя проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие.

В образе конкретного учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога. В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты. Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению. Внутренняя составляющая - это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа. В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде образа-стереотипа. Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

Формирование имиджа педагога должно осуществляться через формирование Я-концепции как способа поведения и оценки его самого себя самим. Я-концепция – комплекс форм поведения, система отношений человека к себе:, это значения, которые формируются в процессе участия в совместных действиях. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений о себе, сложившихся на основе постоянного общения с окружающими. Я-концепция является динамичным психологическим образованием. ее развитие и изменения обусловлены внутренними и внешними факторами, при этом социальная среда оказывает особое влияние на ее формирование. В зависимости от ситуации педагог формирует Я-образ и реагирует на него в соответствии с данной ситуацией. Сформированность Я-концепции личности влияет на результативность профессиональной деятельности учителя. Позитивная Я-концепция учителя обеспечивает формирование у школьников чувства психологической защищенности и безопасности, полной уверенности в доброжелательности и уважении со стороны учителя.

В результате позитивного отношения со стороны педагога происходит рост самооценки школьника, раскрывается его творческий потенциал, а убежденность школьника в собственной ценности дает ему возможность более полно реализовать себя. Для плодотворной профессиональной деятельности в направлении сотрудничества учителя с учениками педагогу необходима мобилизация интеллекта, воли, моральных усилий, организаторских способностей и умелое оперирование средствами морального, интеллектуального и духовного начал у учеников. Все это вместе составляет имидж учителя.

ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА Особенности педагогической деятельности

Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым, и пренебрежение этими факторами неизбежно ведет к неудаче. Среди этих факторов - методика обучения и воспитания, возрастные особенности детей, наличный уровень их развития и т.д. Кроме перечисленных, важным фактором детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя.

Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.

Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический характер. В процессе образования учитель решает две задачи: адаптивную и гуманистическую («человекообразующую»).

Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности и творческой индивидуальности. С одной стороны, педагог подготавливает своих воспитанников к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но, с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Развивая личность ребенка на основе богатства человеческой культуры, учитель работает на будущее. Педагог в ходе своей профессиональной деятельности выполняет основные функции: обучающую, воспитывающую, развивающую, психологической подготовки.

Реализация этих функций требует от современного педагога следующих личностных параметров:

а) потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;

б) тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;

в) понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;

г) умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение,

д) предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах;

е) знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития;

ж) способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Ее главная задача - выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.

Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

Модуль №1

Профессиональная этика – это одна из отраслей этической науки. Однако в быту мы употребляем это понятие в значении некого «кодекса морали» – свода правил, которыми руководствуются представители определенных профессий. Что же на самом деле такое профессиональная этика?

По одному из определений, профессиональная этика - это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью.

Наиболее часто с необходимостью в соблюдении норм профессиональной этики сталкиваются люди, занятые в сфере обслуживания, медицины, образования – словом, везде, где ежедневная работа связана с непосредственным контактом с другими людьми и где предъявляются повышенные нравственные требования.

Профессиональная этика зародилась на основе сходных интересов и требований к культуре людей, объединенных одной профессией. Традиции профессиональной этики развиваются вместе с развитием самой профессии и в настоящее время принципы и нормы профессиональной этики могут быть закреплены на законодательном уровне или же выражаться через общепринятые нормы морали.

Понятие профессиональной этики связано, прежде всего, с особенностями той или иной профессии, в отношении которой употребляется данный термин. Так, к примеру, «клятва Гиппократа» и врачебная тайна – это одни из элементов профессиональной этики врачей, а беспристрастная подача правдивых фактов – элемент профессиональной этики журналистов.

Особенности профессиональной этики

В любой профессии честное и ответственное исполнение своих обязанностей – одно из главнейших правил профессиональной этики. Однако некоторые особенности профессиональной этики могут быть по незнанию или невнимательности упущены начинающим специалистом – тогда такой сотрудник может быть признан непригодным к исполнению своих обязанностей.

Чтобы этого не произошло следует помнить основные нормы и принципы профессиональной этики:

свою работу следует выполнять профессионально, строго в соответствии с возложенными полномочиями;

в работе нельзя руководствоваться своими личными симпатиями и антипатиями, следует всегда соблюдать объективность;

при работе с личными данными клиентов или других лиц, компаний всегда следует соблюдать строжайшую конфиденциальность;

в своей работе нельзя допускать возникновения внеслужебных отношений с клиентами или коллегами, руководителями или подчиненными;

следует соблюдать принцип коллегиальности и не обсуждать своих коллег или подчиненных в присутствии клиентов, партнеров или других лиц;

нельзя допускать срыва уже принятого заказа через отказ от него в пользу другого (более выгодного) заказа;

недопустима дискриминация клиентов, партнеров, коллег или подчиненных по гендерному, расовому, возрастному или какому-либо еще признаку.

В настоящее время развиваются и совершенствуются профессиональные нормы, изменяются общественные отношения. И в этой новой картине мира как никогда важно умение с уважением относиться к природе и окружающим людям – главное достоинство профессиональной этики представителей любой профессии.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Сонник: к чему снится машина Сонник: к чему снится машина Сильная мантра привлекает деньги в ваш кошелек Сильная мантра привлекает деньги в ваш кошелек К чему снится пустое ведро женщине К чему снится пустое ведро женщине