Русский синодальный перевод. Библия онлайн Второе послание коринфянам глава 11

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Слушать ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ глава 11 онлайн

1 О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию! Но вы и снисходите ко мне.

2 Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою.

3 Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе.

4 Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, – то вы были бы очень снисходительны к тому.

5 Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов:

6 хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем мы во всем совершенно известны вам.

7 Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедывал вам Евангелие Божие?

8 Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал,

9 ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость.

10 По истине Христовой во мне скажу, что похвала сия не отнимется у меня в странах Ахаии.

11 Почему же так поступаю? Потому ли, что не люблю вас? Богу известно! Но как поступаю, так и буду поступать,

12 чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы.

13 Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых.

14 И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света,

15 а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.

16 Еще скажу: не почти кто‑нибудь меня неразумным; а если не так, то примите меня, хотя как неразумного, чтобы и мне сколько‑нибудь похвалиться.

17 Что скажу, то скажу не в Господе, но как бы в неразумии при такой отважности на похвалу.

18 Как многие хвалятся по плоти, то и я буду хвалиться.

19 Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных:

20 вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо.

21 К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. А если кто смеет хвалиться чем‑либо, то (скажу по неразумию) смею и я.

22 Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я.

23 Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти.

24 От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного;

25 три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской;

26 много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями,

27 в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе.

28 Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах.

29 Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?

30 Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею.

31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.

32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.

| следующая глава | Содержание книги | Содержание Библии

1 О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию! Но вы и снисходите ко мне.
2 Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою.
3 Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе.
4 Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, - то вы были бы очень снисходительны к тому .
5 Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов:
6 хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем мы во всем совершенно известны вам.
7 Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедывал вам Евангелие Божие?
8 Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал,
9 ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость.
10 По истине Христовой во мне скажу , что похвала сия не отнимется у меня в странах Ахаии.
11 Почему же так поступаю ? Потому ли, что не люблю вас? Богу известно! Но как поступаю, так и буду поступать,
12 чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же , как и мы.
13 Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых.
14 И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света,
15 а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.
16 Еще скажу: не почти кто-нибудь меня неразумным; а если не так, то примите меня, хотя как неразумного, чтобы и мне сколько-нибудь похвалиться.
17 Что скажу, то скажу не в Господе, но как бы в неразумии при такой отважности на похвалу.
18 Как многие хвалятся по плоти, то и я буду хвалиться.
19 Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных:
20 вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо.
21 К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я.
22 Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я.
23 Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти.
24 От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного;
25 три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской ;
26 много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями,

В этой главе апостол продолжает свои рассуждения, направленные против лжеапостолов, которые старались ослабить его влияние и авторитет среди коринфян и довольно сильно преуспели в этом.

I. Он извиняется, за то что продолжает хвалить себя, и объясняет причины этого, ст. 1-4.

II. В целях необходимой самозащиты упоминает о своем равенстве с другими апостолами, а также и с лжеапостолами в том, что добровольно и безвозмездно проповедовал Евангелие в Коринфе, ст. 5-15.

III. Делает еще одно вступление, прежде чем добавить нечто в свое собственное оправдание, ст. 16-21.

IV. Дает подробное описание своих достоинств, трудов и страданий, в которых он превзошел лжеапостолов, ст. 22-32.

Стихи 1-4 . Заметим здесь следующее:

1. Извинения, которые приносит апостол, за то что продолжает хвалить себя, ст. 1. Он с неохотой приступает к этому занятию: О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!.. (ст. 1). Он часто называет самовосхваление неразумием, потому что так оно и есть в действительности. В его случае оно было необходимо. Но понимая, что другие могут посчитать это за неразумие, он просит, чтобы они снизошли к нему. Как для гордого человека противоестественно признавать собственную слабость, так для скромного противоестественно хвалить себя. Добродетельный человек не любит хорошо говорить сам о себе, но в некоторых случаях это вполне законно, а именно: тогда, когда это служит к пользе других или необходимо для собственной защиты, как было в случае с Павлом.

2. Апостол объясняет причины, почему он хвалился.

(1) Чтобы уберечь коринфян от разлагающего влияния лжеапостолов, ст. 2, 3. Он ревновал о них ревностью Божией и опасался, что они ослабеют в вере, если будут внимать внушениям, подрывающим авторитет его служения, посредством которого они были приведены к Христу. Он обручил их единому мужу, то есть обратил их в христианство и желал представить их чистою девою, целомудренной, незапятнанной и верной, чтобы умы их не повредились лжеучениями, подобно тому как змей хитростью своею прельстил Еву. Эта благочестивая ревность апостола была смесью любви и страха. Верный служитель не может не опасаться и не беспокоиться за своих обращенных, чтобы они не потеряли то, что получили, или не отвратились от того, что приняли, особенно когда многие обольстители входят в мир.

(2) Чтобы защитить себя против лжеапостолов, поскольку они не могли в своей проповеди коринфянам претендовать на то, будто преподают им другого Христа, или другого Духа, или другое Евангелие, ст. 4. Если бы это было так, то у коринфян могли быть некоторые основания, для того чтобы снизойти или прислушаться к ним. Но зная, что существует только один Христос, один Дух и одно Евангелие, проповеданное им и принятое ими, как они могли быть настроены каким-то искусным обольстителем против Павла, первым обратившего их к истинной вере?

Стихи 5-15 . В этих стихах апостол говорит:

I. О своем равенстве с другими апостолами: ...у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, ст. 5. Он говорит об этом очень скромно: Я думаю... А мог бы говорить очень уверенно. Все апостолы имели один и тот же сан служения, но между собой они, как и все христиане, отличались друг от друга. И звезда от звезды разнится в славе, и Павел, несомненно, был звездой первой величины. Тем не менее он весьма скромно говорит о себе и смиренно признает свой недостаток, что был невежда в слове, то есть не умел так изысканно выражаться, как другие. Кое-кто предполагает, что он был на редкость низкого роста, и поэтому голос его был соответственно слабым; другие думают, что он имел какой-то недостаток речи, возможно, заикался. Однако он не был невеждой в познании, он был знаком с лучшими правилами ораторского искусства и искусства убеждать, тем более он не был невеждой в познании тайн Царства небесного, в чем он впрочем был совершенно известен им.

II. О своем равенстве с лжеапостолами в вопросе безвозмездного служения. Апостол подробно останавливается на этом и показывает коринфянам, что как они не могли не признавать его служителем Христовым, так не могли и отвергнуть то, что он был для них добрым другом. Ибо 1. Он безвозмездно проповедовал им Евангелие, ст. 7-10. В предыдущем послании он очень пространно говорил о законности получения служителями содержания от церкви и о долге церкви достойно содержать их, и здесь упоминает о том, что другим церквам причинял издержки (ст. 8), что имел право просить и получать содержание и от коринфян. Однако он отказался от своего права и предпочел лучше унизить себя, собственными руками зарабатывая себе на жизнь, чем обременять их, чтобы возвысить их, то есть побудить их принять Евангелие, так дешево стоившее им. Более того, Павел предпочел получать содержание от македонян, чем жить за счет коринфян.

2. Он объясняет им причины такого поведения среди них. Не потому, что он не любит их (ст. 11) или не хочет принимать знаки их любви, но чтобы не дать повода ищущим повода... Павел никому не хотел давать повода обвинять его, будто в своем служении он преследует мирские цели, стремится сделать его средством собственного обогащения; он не хотел, чтобы противостоящие ему в Коринфе имели в этом вопросе какие-то преимущества перед ним, ...дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы, ст. 12. Вполне вероятно, что главный из лжеучителей в Коринфе или некоторые из них были богаты и учили (вернее, обманывали) народ безвозмездно, поэтому могли обвинить апостола или его сотрудников, получавших содержание от церкви, в меркантильности; в связи с этим апостол твердо держался своего решения не брать в Коринфе содержания ни от кого.

III. Апостол обвиняет лжеапостолов как лукавых делателей (ст. 13), потому что они принимают вид Апостолов Христовых и, будучи служителями сатаны, принимают вид служителей правды. Они были так же усердны в распространении заблуждений, как апостолы - в проповеди Евангелия, и так же стремились подорвать Царство Христа, как апостолы утвердить его. Во времена Ветхого завета были лжепророки, которые облачались в одежды пророков Божиих и подражали их языку. Так и во времена Нового завета есть лжеапостолы, во многом похожие на истинных апостолов Христовых. И не удивительно (говорит апостол);

лицемерие в нашем мире - не удивительное явление, особенно если принять во внимание огромное влияние сатаны на умы многих, ибо он действует ныне в сынах противления. Как сам он может превращаться в любой образ и принимать любой вид, иногда даже вид Ангела света, чтобы помочь распространению своего царства тьмы, так может научить этому и своих служителей, свои орудия. Но затем следует: ...конец их будет по делам их, ст. 15; конец их обнаружит, что они лукавые делатели, и дело их завершится погибелью.

Стихи 16-21 . Павел приносит дальнейшие извинения, за то что собирается еще нечто сказать в свою защиту.

1. Он не хотел бы, чтобы они посчитали его неразумным за то, что он сказал, чтобы защитить себя. ...Не почти кто-нибудь меня неразумным.., ст. 16. Действительно, мудрому человеку не подобает слишком много и слишком часто хвалиться собою. Самохвальство обычно свидетельствует не только о гордости, но и о глупости, ст. 17. Тем не менее он просит: ...примите меня, хотя как неразумного.., то есть, хотя вы считаете это неразумным, окажите милость, послушайте, что я скажу в свою похвалу.

2. Во избежание злоупотребления его словами, какие он собирался сказать, Павел предусмотрительно предупреждает их: Что скажу, то скажу не в Господе.., ст. 17. Он не хотел, чтобы коринфяне думали, будто Христос повелел христианам хвалиться собой или что это всегда необходимо делать в целях самозащиты; хотя такой способ защиты иногда может быть законным, поскольку он не против Господа, но, строго говоря, это не в Господе. Долг христиан состоит, скорее, в том, чтобы, повинуясь заповеди Христа и подражая Его примеру, смирять и унижать себя; однако здравый смысл должен подсказать нам, в каких обстоятельствах необходимо делать то, что мы можем делать законно, -сказать о том, что Бог сделал для нас, в нас и через нас.

3. Павел объясняет, почему они должны немного потерпеть его похвальбу, - потому что они терпели, когда хвалились другие, имеющие для этого меньше причин, чем он. Как многие хвалятся по плоти (плотскими привилегиями, то есть внешними преимуществами и достижениями), то и я буду хвалиться, ст. 18. Он не хотел бы хвалиться этим, хотя имел для этого столько же, если не больше, оснований, как и другие. Он был более склонен хвалиться своими немощами, как и сделал это впоследствии. Коринфяне считали себя людьми разумными и считали, что терпеть недостатки других - это признак мудрости, поэтому снисходили к ним, когда их поведение казалось им неразумным. Апостол хотел бы, чтобы они потерпели и его. Правда, слова апостола: «Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных», -могли быть сказаны и в ироническом смысле, и в таком случае они означают: «Несмотря на всю свою мудрость, вы охотно терпите, когда вас порабощают под ярмо иудаизма, когда другие господствуют над вами, когда кто объедает вас, делает вас своей добычей; когда кто обирает, то есть использует вас в собственных интересах; когда кто превозносится и господствует над вами; и даже когда кто бьет вас в лице или открыто обманывает (ст. 20), укоряя, за то что вы, якобы, проявляете слабость, оказывая уважение ко мне» (ст. 21). Видя с какой легкостью коринфяне, или некоторые из них, терпят все это от лжеапостолов, апостол вполне резонно желает и надеется, что они потерпят и то, что могло показаться им нескромным в нем, учитывая, что к этому его вынуждают обстоятельства: А если кто смеет хвалиться чем-либо.., смею и я, ст. 21.

Стихи 22-32 . В этих стихах апостол довольно подробно рассказывает о себе, о своих достоинствах, трудах и страданиях (не из гордости или тщеславия, а ради прославления Бога, сделавшего его способным на такие великие страдания за дело Христа);

во всем этом он превосходил лжеапостолов, которые так хотели умалить его достоинства и его успехи среди коринфян. Заметьте:

I. Павел упоминает о привилегиях своего происхождения (ст. 22), не уступавших ни одной из тех привилегий лжеапостолов, на какие они могли бы претендовать. Он был евреем из евреем, то есть происходил от потомственных иудеев, не смешавшихся через брачные связи с язычниками. Он был также израильтянином и мог похвалиться своим происхождением от возлюбленного Иакова, как и они, и был потомком Авраама, а не прозелитом. Из этих слов можно сделать заключение, что лжеапостолы, причинявшие так много неприятностей христианам из язычников, были иудеями.

II. Он также напоминает о своем апостольстве, о том, что он был более, чем просто служитель Христа, ст. 23. Бог посчитал его верным и поставил на это служение. Он был плодотворным служителем для коринфян; они получили исчерпывающие доказательства его служения: Они Христовы служители? ...я больше.

III. Более всего апостол подчеркивает то, что он необычайно много страдал за Христа, и именно этим хвалится, вернее хвалится благодатью Божией, сделавшей его способным быть гораздо более других в трудах, переносить очень большие страдания - безмерные раны, частые заключения в темницы и многократные угрозы смерти, ст. 23. Следует отметить: Желая показать себя выдающимся служителем, апостол доказывает это тем, что был выдающимся страдальцем. Павел был апостолом язычников, и поэтому его ненавидели иудеи; они вредили ему, как только могли. И среди язычников он сталкивался с жестоким обращением. Ему были знакомы узы и темницы; никогда самый отъявленный разбойник не попадал в руки общественного правосудия чаще, чем Павел. Темницы, телесные наказания и тому подобное, что составляло удел наихудших из людей, были уделом и Павла. Когда бы он ни попадал к иудеям, они никогда не щадили его. От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного, ст. 24. Сорок ударов были предельной мерой, предусмотренной их законом (Втор 25:3), но обычно, чтобы не превысить ее, они сокращали наказание на один удар. И это было единственное снисхождение, какого Павел удостоился от иудеев. Язычники не соблюдали подобной умеренности в наказаниях, они три раза били его палками; можно предположить, что один раз это произошло в Филиппах Деян 16:22. Однажды он был побит озверевшей толпой так, что его уже посчитали мертвым, Деян 14:19. Далее он говорит, что три раза терпел кораблекрушение, и мы вполне верим ему, хотя в Священном Писании повествуется только об одном из них. ...Ночь и день пробыл во глубине (ст. 25) - в какой-то подземной тюрьме или в какой-либо другой глубине, где он содержался как узник. Такова была вся его жизнь: куда бы он ни направлялся, всюду его подстерегали опасности. Если он путешествовал по морю или по суше, то подвергался опасности со стороны разбойников; иудеи, его соотечественники, искали убить его; и язычники, к которым он был послан проповедовать, были не добрее, так как и среди них он находился в опасности. И в городе, и в пустыне ему одинаково грозила опасность. Он был в опасности не только среди явных врагов, но и среди тех, кто, называя себя братьями, в действительности были лжебратьями, ст. 26. Кроме всего этого, он очень уставал и много страдал, исполняя свое служение; за все это последует расплата, люди будут призваны к ответу за все тревоги и страдания, какие они причиняли служителям. Павлу не были знакомы богатство и изобилие, власть и наслаждения; он часто был в бдении, испытывая голод и жажду; часто в посте; терпел стужу и наготу, ст. 27. Он был самым великим благословением эпохи, а с ним обращались так, как если бы он был бременем для земли, язвой общества. И это было не все; на нем как на апостоле лежала забота о всех церквах, ст. 28. Об этом он пишет в последнюю очередь, как если бы эта забота была для него самым тяжелым бременем, как если бы ему было легче перенести все преследования своих врагов, чем позорные грехи, обнаруженные в подопечных ему церквах. Кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? (ст. 29). Не было ни одного немощного христианина, кому не сочувствовал бы Павел, и ни одного соблазнившегося, за кого бы он не переживал. Как мало у нас оснований любить пышность и богатство этого мира, если этот благословенный апостол, один из самых прекрасных людей, живших когда-либо, кроме Иисуса, испытал в нем так много лишений. Но он не стыдился своих страданий, а наоборот, почитал их за честь, и поэтому, хотя хвалиться было противно его природе, он говорит: Если должно (мне) хвалиться, если мои враги вынуждают меня к этому, то буду хвалиться немощью своею, ст. 30. Заметим: Страдания за правду более, чем что-либо другое, послужат к нашей похвале.

Неожиданно, будто забыв сказать об этом раньше, Павел вспоминает в последних двух стихах один случай, происшедший с ним в Дамаске вскоре после его обращения, когда он еще не был утвержденным в вере, по крайней мере, не был еще служителем и апостолом, Деян 9:24,25. Это была первая серьезная опасность, с которой он столкнулся, и вся его остальная жизнь протекала подобным образом. Чтобы никто не усомнился в правдивости его слов, апостол подкрепляет все сказанное им торжественной клятвой, апеллируя к всеведению Божиему, cт. 31. Какое утешение для добродетельного человека, что Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа есть Бог всеведущий, Он знает истинность наших слов, знает все, что мы делаем и переносим ради Него.

    Второе послание к Коринфянам книга Нового Завета. История Послание написано апостолом Павлом, адресовано христианской общине города Коринф, расположенного на коринфском перешейке между полуостровом Пелопоннес и основной Грецией. Община Коринфа,… … Википедия

    Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время …

    Павел приветствует церковь в Коринфе. Благодарит Бога за избавление его от смерти. Защищается от обвинения в непостоянстве … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Который [и] избавил нас от столь [близкой] смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    При содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас. Рим.15:30 2Кор.4:15 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас. Деян.23:1 2Кор.2:17 2Кор.4:2 2Кор.7:14 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Так как вы отчасти и уразумели [уже] , что мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса (Христа) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    И в этой уверенности я намеревался придти к вам ранее, чтобы вы вторично получили благодать, 1Кор.4:19 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

. О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию! Но вы и снисходите ко мне.

Намереваясь начать речь о своих собственных похвалах, он сделал много оговорок, избегая того, что есть оскорбительного для других в собственных похвалах. К этому побудила его необходимость и опасение, чтобы не послужило во вред учеников, если самого его станут презирать, а лжеапостолов считать людьми, имеющими какое-то значение. Ибо и для весьма непонятливых ясно, что он пришел сюда по настоятельной нужде и ради пользы своих учеников. Ибо каким образом стал бы без надобности хвалиться самим собой тот, кто помнил прежние заблуждения, от которых он избавился чрез крещение, кто признавал себя недостойным апостольского звания? Итак, он говорит: о, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию! а вы очень снисходите. Ибо я убежден, что вы любите меня и во всем снисходите мне.

. Ибо я ревную о вас ревностью Божиею,

Не сказал: «люблю», но, чтобы выразить гораздо сильнее: "ревную" . Ибо ревность является у людей пламенно любящих. Потом, чтобы не подумали, что он ревнует о них по каким-либо человеческим побуждениям, ради денег или славы, присовокупляет: «ревностью Божиею» ; ибо сказано, что и ревнует, чрезмерно возлюбив нас, не для того, чтобы получить какую-либо выгоду, но чтобы спасти нас, приведя в общение и единение с Собой. Такова, говорит, и моя к вам ревность, она проистекает не из того, чтобы мне получить прибыль, но чтобы вы не погибли.

потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою.

Я обручил вас, говорит Христу. Итак, за Него ревную, а не за себя самого. Ибо я не муж, а друг жениха. Смотрите же, он не сказал: я ваш учитель, и потому вы должны держаться меня, но их поставил на место невесты, а себя на место друга жениха, придавая им более значения. Нечто дивное он приписал Церкви; ибо в мире после брака не остаются девами, а здесь и не бывшие прежде девами – после сего брака становятся девами. Таким образом, вся есть дева. Ибо Павел говорит это всем, и мужьям и женам. Что же он обещал в приданое? Царство Небесное. Подобное сему было у Авраама, когда он послал раба, чтобы тот сосватал сыну невесту единоплеменную (). Ибо и здесь Бог послал служителей Своих, пророков, чтобы обручить Сыну Своему Христу, как, например Давида, который говорит: «слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое» (), и апостолов, например, Павла, который говорит: мы посланы именем Христовым. Итак, настоящее время есть время обручения, будущее же время брака, когда раздастся голос: «вот, жених идет» ().

. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе.

Ибо, хотя погибаете вы, но боюсь я. Не открывает: вы будете повреждены, хотя они были уже повреждены, но выразил это неопределенно: «боюсь, чтобы ваши умы не повредились» . Ибо и тот обольстил обещанием лучшего; и лжеапостолы, восхваляя себя и говоря вам нечто великое, прельщают своею хитростью. Но как ни хитрость змия, ни простота Евы не были достаточны для ее прощения, так и вам оно не будет на этом основании даровано. Не сказал же, что был прельщен, чтобы показать, что прельщаться свойственно женщинам. И не сказал: чтобы вы не прельстились, но: «чтобы ваши умы не повредились» (по-славянски: не растлились), употребив образ растления; ибо слово «растление» употребляется по отношению к девам. «Чтобы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» . То есть чтобы вы не прельстились вследствие своей простоты. Некоторые толкуют так: чтобы вы не уклонились от простой веры в жестокость внешних (неверующих), ибо это составляет величайшее растление.

. Ибо если бы кто, придя, начал проповедовать другого Иисуса, которого мы не проповедовали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, – то вы были бы очень снисходительны к тому.

Что ты говоришь, Павел? В Послании к Галатам ты писал: если кто благовестит вам кроме того, что вы приняли, анафема да будет (), как же ты теперь говоришь, что если бы они проповедовали другого Иисуса, то уместно было бы снисхождение ваше? Итак, слушай: лжеапостолы хвалились, будто они приносят более истинных апостолов. Итак, поскольку они говорили много неразумного, пользуясь внешней мудростью, то апостол говорит: если бы они проповедовали другого Христа, которому надлежало быть проповедану, но которого мы оставили без внимания, то уместно было бы снисхождение ваше. Ибо для этого он прибавил: «которого мы не проповедовали» . Если же члены веры те же самые, то что нового у них? Замечай далее, не сказал: если бы кто, пришедши, начал больше о чем-либо проповедовать (ибо они говорили несколько больше, с большей заносчивостью и с большей красотой речи), но: «проповедовать другого Иисуса, которого мы не проповедовали» , а для этого нет надобности в украшениях речи. «Или если бы вы получили иного Духа» , то есть если бы он обогатил вас более духовными дарованиями, которые не нуждаются в словесных хитросплетениях. «Или иное благовествование» , которое должно заключаться не только в словах. Везде он показывает, что должно снисходить не в этом случае, если только говорят несколько лучше, но если говорят то, что должно было быть сказано, но о чем мы умолчали. Смотри: другого Иисуса, «которого мы не проповедовали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали» . Итак, если они говорят то же самое, то для чего вы с такой жадностью слушаете их? И поскольку они говорят то же, но зачем ты, Павел, препятствуешь им? Затем, что, употребляя притворство, они вводят новые .

. Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов,

Наконец, он сравнивает себя с приверженцами Петра, желая показать этим, что если они знают больше его, то и больше высших апостолов, доводя до нелепых выводов. Смотри, какое уничижение: "я думаю" , говорит, но ничего не утверждает. Не просто, говорит, апостолов, но "высших" , намекая на Петра, и Иоанна, и Иакова. А говорит это потому, что теперь это было необходимо, тогда как в другом месте он сказал: «я недостоин называться Апостолом» ().

. хотя я и невежда в слове, но не в познании,

Поскольку лжеапостолы гордились тем, что они не были невеждами, то он показывает, что не избегает такого невежества, но и поставляет в нем для себя честь. И не говорит: если я и невежда, то и другие апостолы таковы же, – для того, чтобы не показалось, что он осуждает их, но унижает само дело внешней мудрости, как и в первом послании показал, что оно не только бесполезно, но и вредно для славы Креста. Итак, я невежда в слове, но не в познании. Чрез это намекает им, что чем более они хвалятся красноречием, тем более лишаются познания Бога и остаются в этом деле невеждами.

впрочем мы во всем совершенно известны вам.

Не так, как лжеапостолы – на деле то, а кажутся другое; но во всем, что мы делаем и говорим, известны вам: нет в нас какой-либо двойственности или лицемерия, как у тех, которые покрываются только личиной благочестия, а поступают во всем несравненно хуже.

. Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедовал вам Евангелие Божие?

Грешил ли я, говорит, тем, и можете ли вы обвинять меня и гордиться предо мной, чтобы я унизил себя самого, живя милостынею и терпя голод, «чтобы возвысить вас» , то есть утвердить в вере? Ибо они не соблазнялись (что и составляет величайшее их обвинение) тем, что не были бы утверждены иначе, если бы он не терпел голод. Поскольку же они клеветали на него, что он в присутствии представляется униженным, а в отсутствии хвалится, то теперь, как бы защищаясь от этого, он поражает их самих, говоря: хотя я был унижен, но для того, чтобы вы возвысились чрез это.

. Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам,

Хотя он мог бы сказать: я ел от труда рук своих; но, делая речь более выразительной, говорит: я получал от других, служа вам. Выражение же «причинял издержки» он употребил вместо: я лишил, и сделал их бедными. А разумеет он македонян: будучи весьма бедны, они содержали еще и меня, тогда как я был им в тягость, хотя в излишнем не нуждался, но нуждался в необходимом. Я получал содержание, но не от вас; это составляет действительно величайшее обвинение, тем более, что все это для служения вам; ибо, проповедуя вам и делая ваши дела, я питался от других.

и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал,

Тройное обвинение: первое, что будучи у вас и служа вам, терпя недостаток, не снискал уважения, ибо вы не только не посылали мне чего-нибудь, как делали македоняне, но и в то время, когда я был у вас, не содержали меня. Выражение «никому не докучал» означает: я не был никому в тягость. Этим он показывает, что они помогают нерешительно и слабо. Некоторые же слово «не докучал» (ου κατενάρκησα ) принимают вместо: не нерадел, не был беспечен к проповеданию, но, сколько требовалось от меня, все сделано для вашего спасения; я жил в нужде и не просил чего-либо, не ослабел в терпении, приучив себя к нему.

. ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии,

Возбуждает в них ревность, чтобы более побудить к милосердию, так, чтобы превзойденные македонцами в доставлении ему содержания, не были превзойдены ими и в милостыне. Говоря же «недостаток» , показывает, что он не получил ничего, кроме необходимого; а содержание доставляли ему филиппийцы.

да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость.

Показывает, что они считали тягостью снабжать его пищею. Хорошо сказано – «постараюсь» , чтобы вы не подумали, говорит, что я сказал это, имея в виду получить от вас впоследствии. Но и «старался и постараюсь не быть вам в тягость» , – это для них сильное обличение; хотя он еще неокончательно не надеется на них, но совершенно и не думает получить от них что-нибудь.

. По истине Христовой во мне скажу, что похвала сия не отнимется у меня в странах Ахаии.

Чтобы они не подумали, что «постараюсь» он сказал для того, чтобы более привлечь их к себе, говорит: по истине, сущей во Христе Иисусе, говорю, что не возьму ничего; но чтобы кто не подумал, что он говорит это под влиянием скорби или гнева, то дело это называет похвалой. Проповедовать Евангелие безвозмездно было для него славой, потому что он ради Христа готов был переступить пределы, указанные Христом. Выражение «не заградится» (по-русски – «не отнимется») есть метафора, заимствованная от текущих рек: так, когда слава о нем протекла повсюду, он говорит: не заградится это доброе и славное течение от того, что с нынешнего времени я стану получать что-нибудь. А выражение «в странах Ахаии» показывает его негодование. Ибо, если это – похвала, то ее следовало соблюдать повсюду; но если ее соблюдают только в означенных странах, то очевидно, что те люди, которым это писано, не обладают здравым умом, как прочие.

. Почему же так поступаю? Потому ли, что не люблю вас? Богу известно!

Намереваясь объяснить причину, по которой он не брал от них, а именно, по причине появления лжеапостолов, он этим подрывает подозрение коринфян: ты не берешь, как кажется, по ненависти к нам. Поэтому и говорит: я более люблю вас и не хочу оскорблять вас, потому что вы легко соблазняетесь. Но он не говорит так ясно, чтобы не постыдить их слабости, а обращает свою речь к другой причине.

Но как поступаю, так и буду поступать,

. чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы.

Здесь совершенно ясно высказывает причину, по которой он не брал. Поскольку диавол знал, что люди века сего преимущественно любят тех учителей, которые ничего не берут; то научил лжеапостолов и это истолковать по-своему. Ибо они не поступали в этом случае справедливее, хотя и были богаты, но, уча не брать, брали. Поэтому он не сказал: чтобы в чем поступают справедливее, но: «чем хвалятся» , что и составляет очевидный признак хвастовства. Итак, апостол, понимая это, положил себе за правило не брать у них ничего, даже и тогда, когда нуждался в чем-либо, – чтобы отразить нападение их и не дать места для порицания себя. Хотя это не могло быть предметом порицания, потому что согласно с законом Христовым; но поскольку коринфяне по слабости все-таки соблазнялись, то он и предохранил себя от этого. И наконец, лжеапостолы, будучи ниже истинных апостолов во всем другом, и в этом не имели никакого преимущества: можно сказать, что они уступали бы им и в том случае, если бы не брали, так как они были богаты, а Павел не брал, терпя нужду, и что они не справедливо поступали, а лицемерили, апостол же поступал справедливо.

. Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид апостолов Христовых.

Что ты говоришь? Проповедующие Христа, не вводящие иного Евангелия, как сказал выше, теперь стали лжеапостолами? Да, говорит, по этому самому; ибо, лицемеря в этом, они вносят тайно нечестивые . "Лукавые" же "делатели" , так как они только кажутся созидающими, а на самом деле исторгают то, что было насаждено, и, имея только наружность апостолов, суть поистине волки в овечьей шкуре.

. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света,

Ибо, раз учитель их (сатана) решается на все, то нет ничего удивительного, что и они подражают ему. «Ангела света» – разумеет того, который имеет дерзновение, предстоит истинному свету, возвещает, что и свет есть, а в Нем он есть свет. Диавол преобразуется в такого ангела, но не бывает таким. Так и лжеапостолы имеют только вид апостолов, но не самую силу. Научимся же отсюда, что делать что-нибудь напоказ (из тщеславия) свойственно особенно диаволу.

. а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.

То есть, как служители Евангелия, содержащего правду, или – что они окружают себя самих славой праведных мужей; но не избегнут совершенно, ибо по делам их будет конец их, то есть дурной. Так что от дел их мы узнаем их, ибо конец их будет соответствен их делам.

. Еще скажу: не почти кто-нибудь меня неразумным; а если не так, то примите меня, хотя как неразумного, чтобы и мне сколько-нибудь похвалиться.

Ибо хотя он и употреблял уже оговорки, но все-таки говорит: я не довольствуюсь тем, что сказано, но снова говорю: «не почти кто-нибудь меня неразумным» . Ибо просто хвалиться свойственно неразумию; я же делаю это не как неразумный, но по необходимости. Однако, если вы не соглашаетесь со мной и считаете меня совершенно неразумным, хотя бы я хвалился и по необходимости, я не избегаю этого. Итак, примите меня как безумного, «чтобы и мне» , то есть как они, «похвалиться» , но и то «сколько-нибудь» .

. Что скажу, то скажу не в Господе, но как бы в неразумии при такой отважности на похвалу,

Что говорю, говорит, то не есть по Господе, то есть эти слова, цель же этих слов совершенно в Господе. А не сказал: в безумии, но: «как бы в неразумии» . Ибо казаться, а не быть на самом деле в безумии – моя похвала. А чтобы ты не подумал, что он везде говорит как безумный и не по Господе, он говорит: "что скажу" , а не другие мои слова.

. как многие хвалятся по плоти, то и я буду хвалиться.

То есть – внешними достоинствами, благородным происхождением, тем, что они обрезаны и предки их евреи. Ибо это – то, что он называет похвалой «не в Господе» ; ибо что пользы быть евреем? Итак, я не считаю этого за добродетель, но поскольку они, говорит, хвалятся этим, то и я вынужден прибегнуть к этому сравнению.

. Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных,

Вы, говорит, принуждаете меня сказать это; ибо если бы и вы не приняли их и я не увидел бы из сего, что вы впали в заблуждение, то не дошел бы до этого. Безумными же называет тех, которые хвалятся плотским. Ибо, если хвалиться духовным есть признак неразумия, то тем более хвалиться несуществующим. Слова «люди разумные» кажутся лестными, однако они заключают высшую степень порицания, потому что, обладая знанием, говорит он, вы погрешаете; ибо, если бы вы были неразумными, то были бы достойны снисхождения.

. вы терпите, когда кто вас порабощает,

Смотри, в каком раболепстве и крайнем подчинении лжеапостолам изобличает коринфян.

когда кто объедает, когда кто обирает,

Видишь ли, что он представляет их обирающими? Ибо сие выражается словом "объедает" . Таким образом, и то, что он сказал выше: «они, чем хвалятся» , сказал хорошо; поскольку, притворяясь не взимающими ничего, они только хвалились, а не были таковыми на самом деле.

когда кто превозносится,

То есть тех, кто подчиняет вас и превозносится над вами; ибо и господами они были не кроткими, но обременительными и тягостными.

когда кто бьет вас в лицо.

К стыду говорю.

Вот высшая степень унижения коринфян и надменности лжеапостолов, ибо лжеапостолы обращались с ними, как с рабами. Он говорит это не потому, что их действительно били в лицо, но потому, что они терпели не меньше тех, которых бьют в лицо. Сказал же это, имея в виду их высокомерие; ибо что может быть постыднее того, что лжеапостолы, отнимая их свободу, имущество и честь, обращались с ними, как с рабами?

что на это у нас недоставало сил.

Ради чего, говорит, вы терпите их? Как будто мы слабы и не можем поступать с вами точно так же? Нет. Ибо и мы можем обращаться с вами так же высокомерно; но мы вовсе не хотим этого. Таким образом, всю вину дерзости лжеапостолов слагает на раболепство коринфян. Ибо вы, говорит он, вследствие слишком рабского подчинения служите причиной и их высокомерия, и этих наших слов.

А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я.

Смотри, он опять называет свой поступок дерзновением и неразумием, и только что не говорит: я приступаю к этому по необходимости. И сколько других оговорок представил он прежде этого? Делает же это, научая нас не прибегать без необходимости к таким речам. Итак, говорит: а если кто смеет хвалиться чем-либо, смею и я; ибо слово «хвалиться» подразумевается само собой. Затем перечисляет то, чем они хвалятся.

. Они Евреи? и я. Израильтяне? и я.

Поскольку не все евреи были израильтянами (ибо и моавитяне, и аммонитяне выдавали себя за израильтян), то, очищая превосходство своего происхождения, прибавляет и следующее.

Семя Авраамово? и я.

Указывая на Исаака.

. Христовы служители? в безумии говорю: я больше.

Некоторые говорят, что он не должен был высказывать эти слова в виде сравнения, а должен был прямо сказать, что они не служители Христовы. Отвечаем, что он показал это одним словом, назвав их лжеапостолами. Теперь же, начав речь сравнительную, он представляет наглядное (δια των πραγμάτων ) указание на то же самое и дает понять слушателю, что он сам действительно служитель Христов, а они нет. Посему говорит, что хотя они и служители Христовы, но и в этом я выше их. И опять называет свои слова неразумием по безмерному смирению.

Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах,

Перечисляет отличительные признаки апостолов, и, оставив знамения, начинает с искушений. Я поднимаю, говорит он, много трудов, переходя из одного места в другое, уча день и ночь, делая при этом своими руками, и, что важнее, претерпевая удары и притом чрезмерные, и, что еще выше, подвергаясь вместе с ударами заключению под стражу. Слова «гораздо более» стоят в сравнительной степени и выражают сравнение с лжеапостолами. Он говорит как бы предположительно: положим, что они трудятся, но я тружусь «гораздо более» . Некоторые, впрочем, утверждают, что слова эти выражают не сравнение, а означают только большое количество и высшую степень.

и многократно при смерти.

Не только мнимо умирая, но и подвергаясь опасностям, действительно угрожавшим .

. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного,

Почему разве единые? Существовал закон, по которому получивший более сорока ударов лишался чести. Почему определено было давать сорок без одного, то есть тридцать девять? Для того, чтобы, если бьющий, увлекшись, дал лишний удар, все-таки дал бы не более сорока, и побиваемый не лишился бы чести, так как и в этом случае он подвергался узаконенному числу ударов.

. три раза меня били палками, однажды камнями побивали,

Лука записал нам не все, что претерпел Павел, ибо ты видишь, что многое из перечисленного здесь он опустил; потому что он трудился в написании не для прославления себя.

три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской;

. много раз был в путешествиях,

Какое отношение к Евангелию имеет то, что ты потерпел кораблекрушения? Потерпел кораблекрушения, совершая ради Евангелия длинные и морские путешествия. Ночью и днем плавал по глубине. Некоторые, впрочем, говорят, что, после опасности в Листре, он скрылся в одном колодезе, называемом Вифос, и говорит здесь об этом обстоятельстве.

в опасностях на реках,

Ибо он принужден был плавать и по рекам.

в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море.

Всюду диавол воздвигал брани, и всюду предлагал награды за подвиги; ибо и от язычников, и от единоплеменников-иудеев, которые ожесточены были против него из зависти, были подстрекаемы разбойники. Был ли он безопасен, по крайней мере, в городе? Нисколько. Наконец, – в пустыне? И в ней – нет, и когда он избегал опасностей на суше, они встречали его на море.

в опасностях между лжебратиями,

Подвергаться ковам ложных и притворных братии – это другой и самый трудный род искушения, на который жаловался и Давид: «не ненавистник мой величается надо мною – от него я укрылся бы, но ты, который был для меня то же, что и я, друг мой и близкий мой» ( . Кроме посторонних приключений,

Претерпевая все это, учитель вселенной не имел достаточно пищи и одежды, но подвизался обнаженный и ратовал голодный. Притом, он еще много опустил; ибо такой смысл имеет выражение: «кроме посторонних приключений» . И о том даже, о чем упомянул, он сказал не поодиночке, а только исчислил, что легко можно выразить числом, говоря: "пять раз" и "три раза" ; о том же, что неудобно для перечисления, выразился неопределенно; ибо сказал: «много раз, часто» . Смотри же: исчисляя столькие бедствия, он не сказал, скольких обратил ко Христу, как по своему смиренномудрию, так и научая этим, что трудящийся во всяком случае получит полную награду, хотя бы ему и не предстояло более подвигов.

у меня ежедневно стечение людей,

То есть яростное восстание и нападение, какие делают на меня ежедневно народы, по общему согласию.

забота о всех церквах.

Это самое важное из всего: ибо, если тот, кто заботится об одном только доме, имея притом служителей и экономов, не имеет возможности даже отдохнуть, то что должна, поистине, вытерпеть одна душа, имеющая среди стольких опасностей попечение о всей вселенной, и притом о душах.

. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал?

Чтобы кто-нибудь не сказал, что он, правда, заботился, но заботился так, обыкновенно, он показывает свойство своей заботы. И не сказал: я принимаю участие в скорби, но подвергаюсь ей сам до изнеможения. Изнеможение же разумей как телесное, так и в особенности душевное. Слово "кто" нужно разуметь так: будет ли то важный или незначительный человек.

Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?

Затем, как он выразил избыток скорби, ибо воспламеняюсь, говорит. Претерпевая все другое, он радовался, зная, что претерпевает ради Господа; здесь же он уязвляется душой так, что соблазн другого, даже человека незначительного и отверженного, причиняет ему большую скорбь, А что слово «воспламеняюсь» нужно понимать в смысле «соблазняюсь», этому научает нас Давид. Ибо, как апостол сказал: «кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» – так же точно и Давид говорит: когда кто соблазнится, и я являюсь соблазняющимся, и стараюсь уврачевать эту болезнь, как свою собственную. Где же говорит это Давид? В словах: «когда гордится нечестивый, раздражается нищий» (), то есть бедный соблазняется, когда приходит к мысли, что недостойные люди изобилуют богатством и превознесены.

. Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею.

Немощью называет гонения; ибо при голоде, бичевании, кораблекрушении и перенесении других бедствий обнаруживается человеческая немощь. О знамениях он не упоминает здесь, потому что они были даром Божиим; бедствия же вместе с силой Божией показали и его терпение.

. Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.

Ничего из прежде сказанного он не подтвердил, здесь же подтверждает и удостоверяет, может быть, потому, что то, что он сказал здесь, совершилось давно и было не так ясно, а прежде рассказанное, как, например, скорби и тому подобное, было известно коринфянам.

. В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня,

Смотри, как сильна была борьба, если из-за него начальник стерег город. Правитель народа, конечно, не поступил бы так, если бы ревность Павла не воспламенила всех. Арета был тесть Ирода.

и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.

Убежал, исполняя закон Господа: ибо и Господь переходил из места в место. Себя самих не должно подвергать искушениям. Там же, где бедствия неизбежны, должно полагаться только на Бога и от Него просить и ожидать избавления; а когда искушение непосильно, должно изыскивать и свои средства, но и в этом случае должно все относить к Богу, как и то, что апостол спасся в корзине. Хотя он и сильно желал быть со Христом, но он любил также спасение людей и берег себя для

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Анализ стихотворения Тютчева «Я встретил Вас… Анализ стихотворения Тютчева «Еще шумел веселый день…» Анализ стихотворения Тютчева «Я встретил Вас… Анализ стихотворения Тютчева «Еще шумел веселый день…» Руцкой Александр Владимирович Руцкой Александр Владимирович Руцкой александр владимирович - биография Генерал рудской биография Руцкой александр владимирович - биография Генерал рудской биография