Вооруженные силы фрг. Про немецкую армию, или Как я служил в бундесвере (1 фото)

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

2 января 1956 г., 60 лет назад, в ФРГ были созданы первые формирования новой регулярной армии страны – бундесвера. Спустя одиннадцать лет после победы над гитлеровским режимом, Западная Германия вновь получила возможность иметь собственные вооруженные силы. На самом деле, подготовка к их созданию велась и раньше, а Министерство обороны ФРГ начало свою работу 7 июня 1955 г. В том же 1955 г., 12 ноября, 100 первых добровольцев формирующейся западногерманской армии приняли присягу. 2 января 1956 г. новые вооруженные силы ФРГ получили название «Бундесвер» (Bundeswehr).

Демилитаризация Германии и планы по возрождению армии


Как известно, после разгрома гитлеровской Германии державы-победительницы решили «демилитаризовать» Германию и в восточной – советской, и в западной – американо-англо-французской, оккупационных зонах. Еще на Потсдамской конференции было принято решение о демилитаризации страны. Германский милитаризм был обвинен в развязывании двух мировых войн, по причине чего Германии более не полагалось иметь собственные вооруженные силы. После 1945 г. под контролем союзных войск продолжали службу лишь некоторые подразделения бывшего военно-морского флота Германии – они занимались разминированием портов и прибрежных вод и были полностью лишены . Даже после того, как в 1949 г. появились независимые государства – Федеративная Республика Германия и Германская Демократическая Республика, иметь собственные вооруженные силы им не полагалось. Однако уже спустя несколько лет опрометчивость этого решения стала ясна и руководству западных стран, и советскому руководству. Ведь изменившаяся геополитическая ситуация в Европе, нарастание военно-политического противостояния СССР и его союзников с одной стороны, и США и их союзников, с другой, предполагала необходимость выстраивания развитой системы обороны обоих частей Германии. Известно, что еще в 1942 г. Уинстон Черчилль в письме британскому правительству предложил создать «Европейский союз» - объединение всех стран Западной и Восточной Европы, которое, как он предполагал, могло стать защитой от вероятной угрозы со стороны Советского Союза. Впрочем, естественно, что в годы Второй мировой войны это предложение Черчилля не афишировалось, а официально и сам премьер, и другие высшие руководители Англии и Франции высказывали почтение и симпатии советскому руководству. Но после окончания Второй мировой войны планы по созданию «общеевропейской армии» получили новое дыхание. На этот раз они использовались сторонниками возрождения германской армии для сокрытия их реваншистских планов – ведь общеевропейская армия как бы и не была германской, хотя, всем было понятно, что в случае ее создания ведущую роль в ней будет играть именно германский компонент. Многие западногерманские политики, включая и канцлера Конрада Аденауэра, активно выступали в поддержку планов по созданию «Европейского оборонительного сообщества» (ЕОС).

Конрада Аденауэра (1876-1967) сложно было назвать реваншистом и обвинить в симпатиях к гитлеризму. Ведь этот политик, в 1917-1933 гг. бывший обер-бургомистром Кёльна, находился в оппозиции к гитлеровскому режиму, а в 1933 г. отказался встречать Гитлера во время посещения Кельна и распорядился снять в городе нацистские флаги. Аденауэра не раз арестовывало гестапо, поэтому не удивительно, что именно он, возглавивший Христианско-демократический союз Германии, в 1949 году занял и пост канцлера ФРГ. Безусловный сторонник христианских ценностей, Аденауэр выступал против вмешательства государства в частную и экономическую жизнь. Впрочем, весь гуманизм канцлера заканчивался, когда речь заходила о взаимоотношениях с СССР и странами Советского блока. Аденауэр был убежден в том, что против коммунистического государства возможно использовать методы силового давления. По этой причине он не возражал против вступления ФРГ в блок НАТО и был одним из инициаторов начавшегося возрождения германских национальных вооруженных сил. Хотя официально Аденауэр выступал против участия бывших членов нацистской партии в формировании новых вооруженных сил страны, в действительности нацистскому прошлому большинства будущих генералов и офицеров бундесвера не придавалось значения.

В 1950 г. в Западной Германии была созвана специальная комиссия, в обязанность которой входила организация подготовки к созданию национальных вооруженных сил. Председателем комиссии был назначен Теодор Бланк (1905-1972). Этот немецкий политик был одним из основателей консервативной партии «Христианско-демократический союз», от которого в 1949-1972 гг., вплоть до своей смерти, был депутатом в бундестаге. В 1950 г. именно Теодор Бланк (на фото) возглавил ведомство, ответственное за контакты с командованием оккупационных войск в Западной Германии. Эта структура получила название «пустой офис», или «офис Бланка». Фактически именно она отвечала за подготовку к созданию национальных вооруженных сил. В 1951 г. в ФРГ появилась первая военизированная структура – Федеральная пограничная охрана - Bundesgrenzschutz. Она насчитывала около 10 тысяч служащих и представляла собой легкие полицейские подразделения. Служащие Bundesgrenzschutz были размещены на территории бывшего санатория НСДАП Прора, что на острове Рюген. Созданием Bundesgrenzschutz западногерманские власти ответили на появление в Восточной Германии военизированной Казарменной народной полиции (Kasernierte Volkspolizei), представлявшей собой воинские части, ответственные за охрану общественного порядка и важных государственных объектов. Понятно, что Bundesgrenzschutz нельзя было назвать вооруженными силами, но начало их созданию положило именно формирование пограничной службы.

27 мая 1952 г. в Париже было подписано соглашения о создании Европейского оборонительного сообщества. Представители США, Великобритании, Франции и ФРГ подписали документы о дальнейшей судьбе Западной Германии, включая «Договор об отношениях между ФРГ и тремя западными державами». Значительная часть достигнутых соглашений западногерманским руководством не афишировалась. В том числе, в секрете старались держать все то, что касалось будущего системы обороны Западной Германии. В 1954 г. в Париже произошло историческое событие – было подписано соглашение, в соответствии с которым на территории Германии снимался оккупационный режим. Провозглашался государственный суверенитет Германии, что предполагало и появление возможности создания собственных вооруженных сил, наличие которых запрещалось до 1954 г. Германия была принята в блок НАТО, началась разработка концепции строительства вооруженных сил новой Германии. В Парижском соглашении находились и ссылки на некие «особые соглашения», заключенные еще во время подписания договора о ЕОС. В связи с этим, руководство ФРГ было вынуждено подтвердить, что еще 27 мая 1952 г. имело место соглашение об определении численности будущей армии Западной Германии в 500 тыс. человек. ФРГ отказывалась «от производства атомного, химического и бактериологического оружия. При этом ничего не говорилось о том, что Западная Германия не может использовать атомное, химическое и бактериологическое оружие, которое будет предоставлено ей другими государствами, к примеру – Соединенными Штатами. США и Великобритания фактически «давали добро» на создание западногерманской армии, хотя официально предпочитали всячески скрывать свое участие в принятии соответствующих решений. Планировалось создать общеевропейскую армию, в которую бы вошли французские, итальянские, бельгийские, нидерландские, люксембургские и германские войска. Однако этот проект так и не был реализован – в первую очередь, по причине сомнений со стороны Франции. Париж крайне опасался возрождения мощи германской армии, поэтому выступал против любых планов по «милитаризации» ФРГ.

Кампания против «ремилитаризации»

Следует отметить, что процесс воссоздания германской армии проходил не гладко. Германские левые с самого начала выступили против воссоздания армии, полагая, что это приведет к восстановлению политических позиций «военщины», среди которой большинство в тот период все равно составляли ветераны вермахта. Кроме того, левые силы были убеждены, что создание германской армии способно «возродить нацизм» - ведь реваншистские настроения в Веймарской республике развивались параллельно укреплению вооруженных сил страны. Центром антимилитаристского движения в Западной Германии стал Франкфурт-на-Майне. В этом крупном промышленном центре были сильны позиции профсоюзного движения, активно действовали социал-демократы, выступавшие с резкой критикой планов по созданию новой армии. К протестному движению были привлечены «солдатские матери» - матери и вдовы немецких военнослужащих, погибших в годы Второй мировой войны. «Тот, кто организует военные блоки, может сколько угодно говорить о необходимости воссоединения страны, на самом же деле он создает на этом пути реальные препятствия», - говорилось в «Немецком манифесте», принятом противниками создания вооруженных сил на собрании во Франкфурте-на-Майне.

Важную роль в противодействии планам по воссозданию германской армии играли немецкие коммунисты. В 1951 г. Компартия Германии организовала всенародный опрос по вопросу о ремилитаризации ФРГ. Естественно, что западногерманское руководство официально запретило проведение этого опроса, но народ воспринял его с большим воодушевлением. К ноябрю 1951 г. было собрано 4,5 млн. подписей жителей Западной Германии, а к апрелю 1952 г. более 9 млн. (9119667) жителей Западной Германии, Западного Берлина и Саарской области выступили против ремилитаризации ФРГ. Что касается Германской Демократической Республики, то здесь против милитаризации ФРГ высказалось практически все взрослое население. Однако западногерманские власти не собирались прислушиваться к мнению собственного населения, тем более, что ускорения мер по созданию вооруженных сил от них требовали американские покровители. Поэтому Бонн не останавливался и перед применением открытого насилия против противников милитаризации Западной Германии. Так, 11 мая 1952 г. полиция ФРГ разогнала многотысячную молодежную демонстрацию, проходившую в Эссене. В слете «караванов мира» принимало участие более 20 тысяч молодых людей – жители Западной Германии, представлявшие общественные и религиозные организации. Полиция напала на демонстрацию, в результате ее действий был убит молодой рабочий из Мюнхена Филипп Мюллер. 250 участников демонстрации были арестованы. Так западногерманская власть открыто показала всему миру свою готовность к самым крайним мерам в борьбе с инакомыслием собственного населения. Следует отметить, что именно массовое молодежное движение против ремилитаризации Германии и создания бундесвера стало непосредственным предшественником того многотысячного левацкого студенческого движения, которое охватило Германию в 1960-е годы. Именно тогда был задан вектор противостояния левых западногерманским властям, деятельность которых определялась как реваншистская, а сами представители властных структур открыто обвинялись в фашизме (ведь среди западногерманского истеблишмента 1950-х – 1960-х гг. сохраняли заметные позиции чиновники и генералы, начинавшие службу еще в кайзеровской Германии и успешно делавшие карьеру во время гитлеровского режима).

Создание Министерства обороны и бундесвера

Тем временем, Франция выступила против ратификации договора о ЕОС, что позволило противникам милитаризации надеяться на реализацию их планов по предотвращению создания вооруженных сил ФРГ. Однако германское правительство во главе с канцлером Конрадом Аденауэром приняло решение о создании вооруженных сил, руководствуясь обострением внешнеполитической обстановки и, в первую очередь, наличием факта соседства с «Варшавским блоком». Кроме того, возрождение германской армии входило в планы США, стремившихся создать эффективный противовес советскому присутствию в Европе. Начало активной работы по формированию вооруженных сил Западной Германии приветствовали консервативные немецкие политики, которые в советской и левой германской печати обвинялись в реваншизме и неофашизме. Одним из наиболее горячих сторонников создания западногерманских вооруженных сил был Франц-Йозеф Штраус (1915-1988) – баварский политик, лидер Христианско-социального союза – консервативной партии Баварии, выступавшей на федеральном уровне в связке с Христианско-демократическим союзом – ХДС/ХСС. Как и многие его ровесники, Штраус не избежал службы в вермахте. В 1939 г. он, на тот период – студент Мюнхенского университета, был призван в армию. Служил в артиллерийской части, но получил отпуск для завершения учебы в университете. В 1940 г. получил унтер-офицерское звание, а в 1941 г., после окончания офицерской школы, Штраус был направлен командиром взвода зенитной артиллерийской батареи на восточный фронт, участвовал в Сталинградской битве. Однако еще до капитуляции армии Паулюса, его отправили на курсы командиров батарей, но по пути Штраус обморозил ноги, был госпитализирован и больше в действующую армию уже не возвращался, дослуживая офицером-инструктором, а затем – офицером по национал-социалистскому воспитанию в училище противовоздушной обороны в Баварии. После окончания войны Штраус некоторое время находился в лагере для военнопленных, но позже был освобожден, так как не совершал военных преступлений. Штраус поступил переводчиком в американскую военную комендатуру и новые работодатели вскоре выдвинули его на административную работу в формируемых органах управления Западной Германии. Он занялся политикой и быстро сделал карьеру в Христианско-социальном союзе, в 1949 г. стал депутатом бундестага, а в 1953 г. был назначен федеральным министром ФРГ по особым поручениям. На этом посту он активно участвовал в подготовке к созданию национальных вооруженных сил и всячески оправдывал необходимость этого шага, объясняя его наличием «угрозы с Востока».

7 июня 1955 г. было создано Министерство обороны Западной Германии, а 8 июня министром обороны был назначен Теодор Бланк.12 ноября 1955 г. канцлер Конрад Аденауэр приветствовал первую сотню солдат новой Германии. В городе Андернах, что на левом берегу Рейна, в 500 км. от Бонна – тогдашней столицы ФРГ, прошла торжественная церемония. Канцлер приветствовал первых добровольцев, решивших поступить на военную службу. 2 января 1956 г. в Андернахе был сформирован первый учебный батальон новой западногерманской армии. Так началась бундесвера – одной из самых боеспособных западноевропейских армий в послевоенный период. 16 октября 1956 г. Теодора Бланка сменил на посту министра обороны ФРГ тот самый Франц-Йозеф Штраус, остававшийся в этой должности до 1962 г. Естественно, что сразу же после создания бундесвера последовал симметричный ответ со стороны Германской Демократической Республики. 18 января 1956 г. было заявлено о создании Национальной народной армии ГДР (о ней мы расскажем в соответствующей статье). Таким образом, обе Германии вступили в военно-политическое противостояние. Если ННА ГДР создавалась при активнейшем участии Советского Союза, то главную роль в формировании бундесвера играли США. В то же время, бундесвер не мог обойтись и без привлечения профессиональных военных, прежде служивших в вермахте. Тем более, что в середине 1950-х гг. все они были еще молодыми людьми – практически любой немецкий мужчина старше 30 лет имел тогда опыт службы в вермахте или других силовых структурах «Третьего Рейха». Естественно, что именно они составили костяк офицерского и унтер-офицерского корпуса формирующейся западногерманской армии. При этом, до 1957 г. рядовой состав бундесвера комплектовался путем найма добровольцев и лишь после 1957 г. была введена обязательная воинская повинность для всех граждан Западной Германии мужского пола. Этот момент также свидетельствовал о растущей агрессивности во внешней политике ФРГ. Ведь, переходя на систему комплектования бундесвера по призыву, западногерманское правительство расписывалось в необходимости подготовки внушительного мобилизационного резерва для вооруженных сил, который сам по себе был необходим только в случае наличия угрозы безопасности страны или собственных агрессивных планов в отношении соседей.

Хойзингер и Шпейдель – первые генералы бундесвера

Необходимо отметить, что еще до создания бундесвера, в Западной Германии развернули активную деятельность союзы и землячества бывших солдат, унтер-офицеров и офицеров вермахта. Собственно говоря, ситуация развивалась по сценарию Веймарской республики. Тогда, после поражения Германии в Первой мировой войне, именно в рядах «союзов фронтовиков» вызревали реваншистские настроения, проводилась военная подготовка молодежи. В послевоенный период фактически землячества и союзы бывших военнослужащих вермахта стали главной базой развертывания частей бундесвера, основным кадровым ресурсом новой западногерманской армии. Ведь именно в этих землячествах и можно было набрать достаточное количество добровольцев на офицерские, унтер-офицерские и рядовые должности в формируемых частях бундесвера. Непосредственную работу по формированию бундесвера возглавил Адольф Хойзингер (1897-1982) – профессиональный военный, как раз представитель классической германской военной элиты. В германской армии Хойзингер служил еще со времен Первой мировой войны – в 1915 году, 18-летним юношей, он поступил фанен-юнкером (кандидатом в офицеры) в 96-й пехотный полк, затем получил звание лейтенанта, удостоился Железных крестов двух степеней, побывал в британском плену. После Первой мировой войны продолжал службу в рейхсвере, затем – в вермахте. С 1937 г. майор Хойзингер служил в 1-м (оперативном) отделе генерального штаба сухопутных сил, где и рос в чинах. В 1940 г. полковник Хойзингер стал начальником оперативного отдела генерального штаба сухопутных сил, а в 1944 г, в звании генерал-лейтенанта, стал исполняющим обязанности начальника генерального штаба сухопутных сил. Позже он попал под подозрение в участии в заговоре против Гитлера и был арестован, но позже освобожден. 25 марта 1945 г., перед самым концом войны, он возглавил картографическую службу вермахта, а 8 мая попал в плен к американским войскам. В 1950 г. Хойзингер стал советником по военным вопросам при канцлере ФРГ Конраде Аденауэре, а в 1952-1955 гг. руководил военным отделом в «офисе Бланка», тем самым непосредственно участвуя в процессе подготовки к созданию национальных вооруженных сил ФРГ. После создания Министерства обороны ФРГ, Хойзингер вернулся на военную службу, был произведен в генерал-лейтенанты и назначен председателем военного руководящего совета. Естественно, что назначение бывшего гитлеровского генерала одним из ключевых руководителей бундесвера, вполне укладывалось в общее русло реваншистских настроений в Западной Германии. На базе «офиса Бланка» был сформирован аппарат командования бундесвера – оперативный штаб, которому подчинялись инспекторы родов войск и их штабы. Генеральный инспектор бундесвера и инспекторы родов войск составляли военный руководящий совет (военный оперативный совет) при министре обороны ФРГ. Именно его и возглавил генерал Хойзингер. Еще в вермахте он занимался планированием военных операций сухопутных войск, что позволяло использовать наработанный Хойзингером опыт при создании новой западногерманской армии. При этом как то упускалось из виду, что во время службы в оперативном отделе генерального штаба сухопутных сил вермахта, Хойзингер нес непосредственную нагрузку по планированию карательных операций против партизанских отрядов, действовавших на территории Советского Союза. Впрочем, слухи о причастности Хойзингера к заговору против Гитлера стали его своеобразной индульгенцией для англо-американского командования. В отличие от более засвеченных в военных преступлениях фигур, Хойзингер не понес никакой ответственности за свою деятельность. Не выдали его Советскому Союзу и в 1961 г., когда советское руководство подняло вопрос о выдаче Хойзингера, к тому времени служившего в должности председателя военного комитета НАТО в Вашингтоне.

Основу командного состава бундесвера, как мы уже отметили выше, составили генералы и офицеры «старой закалки» - бывшие военнослужащие вермахта. Первыми генералами бундесвера стали генерал-лейтенант Адольф Хойзингер, назначенный генеральным инспектором бундесвера, и генерал-лейтенант Ганс Шпейдель (1897-1984). Ганс Шпейдель, как и Адольф Хойзингер, также был профессиональным военным, начавшим службу еще в кайзеровской армии – в 1914 году. В 1940 г. Шпейдель был уже подполковником вермахта и получил назначение на должность начальника штаба оккупационных войск во Франции. В 1944 г. он занял пост начальника штаба группы армий «B». Несомненным плюсом Шпейделя в изменившейся политической ситуации было его участие в антигитлеровском заговоре (заговор 20 июля 1944 г.). Впрочем, офицерский суд чести Шпейделя оправдал, но он семь месяцев провел в заключении, несмотря на это решение, и был освобожден уже войсками союзников. После окончания войны Шпейдель стал преподавателем истории в Тюбингенском университете, но после начала процесса формирования бундесвера был приглашен к сотрудничеству – как один из тех старших офицеров вермахта, кто не был запятнан откровенным участием в военных преступлениях гитлеровского режима. 22 ноября 1955 года генерал Шпейдель был назначен начальником управления вооруженных сил министерства обороны ФРГ, а с 1957 по 1963 гг. занимал должность командующего объединёнными сухопутными войсками НАТО в Центральной Европе. Следует отметить, что одной из главных причин, почему в числе первых генералов бундесвера, помимо Хойзингера, появился именно Ганс Шпейдель, были тесные связи последнего с английским и американским командованием, установленные еще во второй половине 1940-х годов. В большей степени, чем командиром, генерал Шпейдель был военным дипломатом – и именно это сыграло главную роль при определении его кандидатуры на пост командующего сухопутными войсками НАТО в Центральной Европе. На этом посту Шпейдель фактически оставался посредником между американским и германским руководством.

Из вермахта – в бундесвер. Проблема комплектования кадров

Естественно, что Шпейдель и Хойзингер были не единственными генералами вермахта, оказавшимися на высших должностях в командовании бундесвера. Но иной вариант, кроме как приглашать гитлеровских генералов и полковников на высшие должности в бундесвер, отсутствовал. Надо понимать, что в Германии не откуда было взяться профессиональным военным, способным занимать высшие и старшие офицерские должности, кроме как из числа бывших генералов и офицеров вермахта. В то же время, Аденауэр опасался брать на высшие должности в бундесвере слишком заметных персон гитлеровского вермахта. Поэтому генералитет бундесвера формировался из старших офицеров вермахта, не занимавших в гитлеровской Германии слишком заметных и значительных постов. Фельдмаршалы, адмиралы и генерал-полковники вермахта привлекались в качестве военных консультантов, экспертов и советников, но «поднимать бундесвер» предстояло, прежде всего, генералам, находившимся в годы войны на постах командиров корпусов и дивизий, начальников штабов корпусов и дивизий. Так, пост инспектора сухопутных войск бундесвера занял генерал Ганс Реттигер, в 1943-1944 гг. занимавший должность начальника штаба группы армий "А", воевавшей на территории Советской Украины. Инспектором военно-воздушных сил бундесвера был назначен генерал Йозеф Каммхубер, в 1943-1944 гг. занимавший должность командующего 5-м воздушным флотом люфтваффе на северном участке советско-германского фронта. Бывшие генералы и полковники вермахта заняли также все посты инспекторов родов войск, командиров дивизий, командующих военными округами бундесвера. Естественно, что военнослужащие вермахта преобладали и среди офицеров-инструкторов и унтер-офицеров, поэтому молодое пополнение солдат бундесвера проходило подготовку в соответствующем духе и под соответствующим идеологическим влиянием.

Одной из серьезных проблем бундесвера в первое десятилетие его существования стало «старение» командных кадров. Дело в том, что на протяжении 1945-1955 гг. в Германии отсутствовали вооруженные силы и военно-учебные заведения. Соответственно, не велась подготовка офицерского состава, и брать молодых офицеров было неоткуда. Таким образом, в 1955-1956 гг., когда формировался бундесвер, замещать командные должности могли лишь люди с наличием военной подготовки, полученной до 1945 года. Получается, что даже на лейтенантских должностях оказывались мужчины в возрасте не младше тридцати лет (конечно, могли быть и исключения, но в основной массе было именно так), не говоря уже о должностях более высокого ранга. Долгое время бундесвер считался самой «старой» армией среди прочих армий блока НАТО. Генералы и офицеры бундесвера в среднем были старше своих коллег из американской, британской и прочих армий НАТО, находившихся в аналогичных должностях и званиях, в среднем на десять лет. То есть, если среднему НАТОвскому майору в конце 1950-х годов было лет тридцать, то бундесверовскому майору – лет сорок, полковникам – соответственно, сорок и пятьдесят. На подготовку новых командных кадров требовалось значительное время, поэтому, по крайней мере, до конца 1960-х годов бундесвер был обречен на использование на генеральских должностях выходцев из вермахта. Так, после того, как в 1961 году генерал Хойзингер был переведен в Вашингтон – на должность руководителя военного комитета НАТО, на посту генерального инспектора бундесвера его сменил еще более примечательный генерал Фридрих Ферч. Как и Хойзингер и Шпейдель, генерал Фридрих Ферч начал свою военную карьеру еще в кайзеровской армии, в 1944 г. получил звание генерал-майора, а к концу войны занимал должность начальника штаба Курляндской группы армий. В этой должности Ферч и попал в плен к советским войскам, освобождавшим оккупированную территорию Советского Союза. Было выяснено, что во время нахождения на посту начальника оперативного отдела штаба 18-й армии вермахта, полковник (тогда еще) Ферч принимал участие в непосредственной организации блокады города Ленинграда. Затем, уже в бытность начальником штаба 18-й армии, Ферч руководил и борьбой с советскими партизанами, действовавшими на территории северо-западных областей РСФСР, в том числе – Ленинградской, Новгородской и Псковской областей. Естественно, что при борьбе с партизанами совершались многочисленные военные преступления в отношении мирного населения. После взятия в плен советскими войсками и установления причастности к военным преступлениям, генерал Ферч 29 июня 1950 г. был приговорен к 25 годам лишения свободы. Однако этот срок он не досидел до конца – был освобожден, как и многие другие военнопленные, и вернулся в Западную Германию. Там Ферч быстро восстановился на службе в бундесвере и в 1961 г. занял пост генерального инспектора бундесвера.

Политическую пригодность к службе в бундесвере потенциальных кандидатов на высшие и старшие офицерские должности (от полковника и выше) определяла специально созданная в 1955 г. Комиссия экспертов по персоналу – Personalgutachterausschuss. Она осуществляла свою деятельность до ноября 1957 г., когда произошло окончательное формирование бундесвера, и за это время успела проверить 600 кандидатов, 486 из которых были приняты на действительную военную службу в бундесвер. Комиссия проверила 553 заявления бывших офицеров вермахта, желавших поступить на должности полковников или генералов в части и командование бундесвера. Из этих заявлений 51 было отклонено, 32 отозвали сами кандидаты, 470 заявлений были приняты. При этом, ни одному кандидату не было отказано по причине его службы в вермахте. Помимо Комиссии экспертов по персоналу, была также создана Федеральная комиссия по персоналу, отвечавшая за присвоение воинских званий. 2 августа 1956 г. этой комиссией было принято решение о том, что все военнослужащие войск СС (Ваффен-СС), проходившие службу в званиях до оберштурмбанфюрер (эквивалентное армейское звание – оберст-лейтенант, подполковник) могут приниматься на военную службу в бундесвер с сохранением того воинского звания, в котором они служили в СС.

Бундесвер в системе НАТО

В 1955-1957 гг. велась активная работа и по формированию кадрового состава бундесвера, причем за основу был взят принцип формирования рейхсвера. В случае начала войны каждый унтер-офицер бундесвера превращался в офицера, а офицер – в командира более крупного подразделения. Это позволяло значительно увеличить численность армии в случае мобилизации. Что касается установленной численности бундесвера, то на 1957 год она была определена в 265000 человек (в действительности, долгое время была значительно меньшей). Из них 136 должностей были генеральскими, 26352 человека носили офицерские погоны и 92752 человека были унтер-офицерами. Таким образом, на каждого офицера бундесвера приходилось всего 9 подчиненных, а на каждого унтер-офицера – всего 3 рядовых. В случае необходимости, на базе кадрового состава бундесвера 1957 года можно было развернуть шестьдесят армейских дивизий. Но, в то же время, Конрад Аденауэр первое время не решался перейти к дальнейшему увеличению численности бундесвера, в том числе и за счет перехода на призывную систему комплектования армии, поскольку опасался бурной общественной реакции. Ведь значительная часть западногерманского общества была настроена крайне антимилитаристски и введение всеобщей воинской обязанности могло повлечь за собой массовые протестные выступления.

Тем не менее, в том же 1957 году все же было решено перейти к призывной системе комплектования бундесвера. Росла и реальная численность бундесвера: если в 1956 г. в бундесвере служило 55 570 человек, то через 1 год, в 1957 году, - 115 000 человек, в 1958 году – 200 000 человек, в 1959 году – 225 000 человек, в 1960 году – 240 000 человек, а в 1961 году – 291 000 человек. В 1964 году численность бундесвера была доведена до 420 000 человек. В состав бундесвера вошли сухопутные войска, военно-воздушные силы и военно-морские силы. Также были сформированы войска территориальной обороны, призванные выполнять достаточно широкий спектр функций – от охраны военных объектов и стратегически важных коммуникаций до ремонта и строительства дорог, обеспечения безопасности железнодорожного транспорта, противотанковой обороны и так далее. К 1964 году бундесвер состоял из сухопутных войск (235 000 человек), военно-воздушных сил (93 000 человек), военно-морских сил (28 000 человек) и войск территориальной обороны (28 000 человек). В организационном отношении сухопутные войска бундесвера были переведены на бригадную структуру.

В стратегическом отношении бундесвер превратился в основную единицу военного блока НАТО в Европе. Учитывая слабость армий большинства европейских участников НАТО (Греции, Португалии, Бельгии, Нидерландов и других), именно бундесвер рассматривался американским руководством в качестве едва ли не единственной надежной силы в континентальной Европе, способной выполнять обязанности по «сдерживанию». На протяжении всей «Холодной войны», бундесвер оставался одним из важнейших военных компонентов системы НАТО. При этом, перед бундесвером стояла и весьма неприятная задача – воевать против соплеменников. Ведь в случае конфронтации НАТО с «Восточным блоком», основным противником бундесвера должна была выступить Национальная народная армия ГДР. Получается, что солдат бундесвера заведомо готовили к войне против таких же немцев. Противостояние с ГДР долгое время оставалось одним из важнейших направлений в организации подготовки и службы соединений бундесвера.

После крушения «Восточного блока» и объединения ФРГ и ГДР, произошли масштабные изменения и в военной сфере. Так, с середины 1990-х гг. ФРГ отказалось от господствовавшего на протяжении сорока лет существования бундесвера принципа неиспользования его частей и подразделений в вооруженных конфликтах за пределами Германии. С этого времени германские военнослужащие стали принимать регулярное участие в многочисленных миротворческих операциях по всему свету. По мнению германских военных руководителей, это не только подчеркивает статус страны, но и способствует повышению боеспособности частей бундесвера. Более чем вдвое, по сравнению с периодом «Холодной войны», была сокращена и численность личного состава бундесвера – в 2011 г. в нем служило 204 000 военнослужащих. В настоящее время бундесвер включает три вида войск – сухопутные войска, военно-воздушные силы и военно-морские силы, а также созданные в 2000 г. в качестве отдельных «военных управляющих структур» объединенные силы обеспечения и медико-санитарная служба. Главой бундесвера остается федеральный министр обороны, непосредственное руководство осуществляют генерал-инспектор и инспектора видов войск и военных управляющих структур. В 2001 г. на службу во всех виды бундесвера стали принимать женщин (до этого они могли служить только в медицинской и музыкальной службах). До 2011 г. комплектование рядового состава бундесвера осуществлялось посредством призыва на военную службу. Военная служба по призыву была обязательной для всех граждан ФРГ мужского пола, которые призывались на 6 месяцев (не желавшие брать оружие по принципиальным соображениям – на более длительный срок альтернативной службы). Однако в 2011 г. было принято решение о прекращении обязательного призыва на военную службу. С этого времени бундесвер комплектуется исключительно на профессиональной основе.

Вооруженные силы Германии представляют собой сложную совокупность государственных организационных структур различного назначения и являются одной из наиболее современных и боеспособных армий Европы.

Реформы и состояние обороны

Днем фактического образования ВС Германии, или бундесвера, считается 12 ноября 1955г. За 60 лет своего существования бундесвер неоднократно подвергались реформированию. Однако, не все подходы к преобразованиям подтвердили свою жизнеспособность в практическом и финансовом отношении. Начало военных действий против террора, провозглашенное Западом после атаки на США 11 сентября 2001 года, привело к очередному пересмотру подходов к военному строительству.

Одновременно, военно-политическому руководству ФРГ стало ясно, что в современном мире, отличном от статичных условий «холодной войны», невозможно однозначно определить конечные параметры проводимых преобразований. Поскольку современная среда политики безопасности подвержена быстрым изменениям – детальной реформы, которая должна сразу решить все проблемы бундесвера, не существует. В итоге проявился новый подход, заключающийся в непрерывном процессе адаптации бундесвера к возникающим вызовам и обозначенный термином «трансформация».

Целью такого процесса стала создание и поддержание оперативных возможностей ВС в быстро меняющемся окружении. В интересах поддержки министерства обороны в реализации процесса трансформации в 2004г. сформирован Центр трансформации бундесвера (Zentrum für Transformation der Bundeswehr, ZTransfBw).

Одним из следствий начатой трансформации стала приостановка федеральным правительством в декабре 2010г. призыва на военную службу. Одновременно, тогдашний министр обороны Карл-Теодор цу ГУТТЕНБЕРГ (Karl -Theodor zu Guttenberg ) инициировал, а его преемник Томас де МЕЗЬЕР (Thomas de Maizi è re ) в марте 2013г. представил общественности очередную программу реформирования, получившую название «Переориентация бундесвера» (Neuausrichtung der Bundeswehr ). По оценкам специалистов, «переориентация» охватывает почти все стороны деятельности бундесвера и может считаться наиболее всеобъемлющей реформой ВС Германии с момента их образования.

Состояние обороны

Согласно Конституции ФРГ необходимость применения страной оборонительных действий именуется состоянием обороны (Verteidigungsfall). При переходе к состоянию обороны, согласно статье 115b Конституции ФРГ, полномочия главнокомандующего ВС (Inhaber der Befehls- und Kommandogewal, IBuK) передаются действующему федеральному канцлеру.

Бундесвер – армия, находящаяся под парламентским контролем. Ее вооруженная миссия осуществляется по решению немецкого бундестага. Если ситуация требует немедленных действий, то в соответствии со специальным положением ст. 115а п.2 Конституции решение на применение ВС может принять Объединенный комитет страны. Согласно положениям ст.115a п.4 Конституции, если страна подверглась нападению, а уполномоченные федеральные органы не могут заявить о переходе к состоянию обороны – констатация такого перехода определяется самим фактом нападения.


Предназначение и задачи

В соответствии со ст.87а п.1 Конституции Федерация создает вооруженные силы для обороны. Задачи и предназначения бундесвера, вытекающие из этого положения, концептуально описаны в «Белой книге» (Weißbuch ) и с течением времени в той же степени подвержены изменениям, как и ситуация с геополитической безопасностью.

Во время противостояния между Востоком и Западом защита от нападения с Востока была главной задачей бундесвера. С 1990г. спектр его задач значительно изменился: в дополнение к классической обороне государства на передний план вышло участие в зарубежных операциях. По словам бывшего министра обороны Петера ШТРУКА (Peter Struc), защита Федеративной Республики Германии «уже не только в Хинделанге, но и в Гиндукуше» («nicht mehr nur in Hindelang, sondern auch am Hindukusch»).


Вход на территорию министерства обороны ФРГ

Предназначение

Согласно «Основным направлениям политики в области обороны» (verteidigungspolitischen Richtlinien, VPR ), опубликованным в мае 2011г., и «Белой книге 2016» вооруженные силы Германии в рамках общенационального подхода предназначены для:

  • защиты суверенитета и территориальной целостности Германии и ее граждан;
  • обеспечения устойчивости государства и общества к внешним угрозам;
  • гарантирования и поддержки дееспособности ФРГ в области внешней политики и безопасности;
  • внесения своего вклада совместно с партнерами и союзниками в защиту от угроз политики безопасности для открытого общества, а также свободных и безопасных путей мировой торговли и снабжения;
  • защиты союзников Германии и их граждан;
  • содействия безопасности и стабильности в международном контексте, укрепления европейской интеграции, трансатлантического партнерства и многонационального сотрудничества.

Задачи ВС Германии

Из этого предназначения вытекают задачи бундесвера:

  • оборона территории и союзников в рамках НАТО и ЕС;
  • защита родины, предотвращение национальных кризисов и рисков, а также оказание дополнительных услуг со стороны Германии в международном управлении кризисами, включая активное военное и гражданско-военное участие;
  • партнерство и сотрудничество также и за пределами ЕС и НАТО;
  • гуманитарная чрезвычайная помощь и помощь в случае стихийных бедствий, принятие ответственности за решение гуманитарных проблем.

Дополнительно определены задачи, которые должны выполняться ВС непрерывно:

  • оборонительные аспекты общегосударственной цифровой (по западной терминологии – кибернетической) безопасности, вклад в общегосударственную картину обстановки в цифровом и информационном пространстве в рамках обеспечения национальной и международной безопасности, а также гарантирование кибербезопасности сетей вооруженных сил;
  • поддержка и развитие национальных ключевых технологических областей, а также поощрение партнерства в особенности в отношении европейских и атлантических подходов к исследованиям, разработке и использованию имеющихся возможностей;
  • проведение всех необходимых мероприятий по поддержанию предприятий внутри страны, включая выполнение ведомственных задач, определение квалификации, проведение первичной подготовки, повышения квалификации и переподготовки персонала, поддержку боевой и оперативной подготовки, военной безопасности и порядка.

Руководство и структура

Высшее руководство ВС Германии

Высшим органом управления бундесвером является федеральное министерство обороны (Bundesministerium der Verteidigung, BMVg ). Во главе министерства стоит федеральный министр обороны, который в мирное время является главнокомандующим ВС страны. Эту должность с 17 декабря 2013г. занимает Урсула Гертруда фон дер ЛЯЙЕН (Ursula Gertrud von der Leyen ). Министр обороны является членом федерального правительства Германии.


Министр обороны ФРГ Урсула фон дер ЛЯЙЕН

Министерство обороны не входит в состав бундесвера, а как высшее федеральное ведомство, призвано поддерживать министра при осуществлении задач управления вооруженными силами. Министру подчинены два статс-секретаря и два парламентских статс-секретаря, а также генеральный инспектор ВС. Министр обороны, статс-секретари и генеральный инспектор совместно образуют высшее руководство министерства обороны.

Генеральный инспектор, или генерал-инспектор бундесвера в звании генерала или адмирала, является высшим военным советником федерального правительства Германии. Он является членом федерального министерства обороны и главнокомандующим всех военнослужащих вооруженных сил. В мирное время генерал-инспектор подчиняется министру обороны, в состоянии обороны – федеральному канцлеру. Кроме того, он подчинен государственным секретарям министерства обороны (примат политики). Генерал-инспектор отвечает за общую концепцию военной обороны и несет личную ответственность перед министром обороны за руководство операциями бундесвера.


Генеральный инспектор бундесвера генерал Эберхард ЦОРН

Общая структура ВС

Подчиненный министерству обороны бундесвер имеет военную и гражданскую составляющие, или вооруженные силы (Streitkräfte) и военную администрацию (Bundeswehrverwaltung ), соответственно. Руководство военной и гражданской составляющими в структуре министерства обороны осуществляют назначенные управления министерства.


Вооруженные силы

В составе ВС Германии выделяются три вида вооруженных сил и межвидовые компоненты. К видам вооруженных сил (Teilstreitkräfte) относятся :

  • (Heer );
  • (Luftwaffe );
  • (Marine ).

Межвидовые компоненты ВС включают:

  • (Streitkräftebasis );
  • (Cyber und Informationsraum );
  • (Zentrale Sanitätsdienst ).

Перечисленные виды ВС и межвидовые компоненты подчинены соответствующим командованиям, во главе которых стоят соответствующие инспекторы в звании генерала.

Кроме того, в состав ВС входят инстанции, непосредственно подчиненные министерству обороны, а в служебном отношении генеральному инспектору бундесвера. К ним относятся:

Управление военной контрразведки (Amt für den Militärischen Abschirmdienst, MAD );

Объединенное оперативное командование бундесвера (Einsatzführungskommando der Bundeswehr) ;

Высшая академия управления бундесвера (Führungsakademie der Bundeswehr );

Управление воздушного движения бундесвера (Luftfahrtamt der Bundeswehr );

Управление планирования бундесвера (Planungsamt der Bundeswehr );

Центр пропаганды (Zentrum Innere Führung, ZInFü ).

Военная администрация

Администрация бундесвера ведает вопросами удовлетворения материальных потребностей ВС, обеспечения его повседневной деятельности, подбором и расстановкой кадров. Функционально администрация разделена на три сферы ответственности: «Инфраструктура, охрана окружающей среды и обеспечение повседневной деятельности» (Infrastruktur, Umweltschutz und Dienstleistungen, IUD ), «Вооружение, информационные технологии и боевое применение (Ausrüstung, Informationstechnik und Nutzung, AIN ), а также «Персонал» (Personal ).

Для решения практических задач в рамках указанных сфер ответственности в ходе переориентации бундесвера сформированы следующие основные учреждения:

Федеральное ведомство инфраструктуры, охраны окружающей среды и обеспечения повседневной деятельности (Bundesamt für Infrastruktur, Umweltschutz und Dienstleistungen der Bundeswehr, BAIUDBw );

Федеральное ведомство вооружений, информационных технологий и применения бундесвера (Bundesamt für Ausrüstung, Informationstechnik und Nutzung der Bundeswehr, BAAINBw );

Федеральное ведомство управления кадрами бундесвера (Bundesamt für das Personalmanagement der Bundeswehr, BAPersBw );

Центр образования бундесвера (Bildungszentrum der Bundeswehr, BIZBw );

Федеральное ведомство иностранных языков (Bundessprachenamt, BSprA );

два университета бундесвера (Universitäten der Bundeswehr , UniBw ): в Мюнхене (Universität der Bundeswehr München , (UniBwM ) и университет Гельмута Шмидта в Гамбурге (Helmut-Schmidt-Universität – Universität der Bundeswehr Hamburg, UniBwH /HSU ).

Кроме того, в состав военной администрации бундесвера как самостоятельные части входят органы правовой защиты (Rechtspflege der Bundeswehr, RPflegeBw) и военно-церковная служба (Militärseelsorge) .

К органам правовой защиты относятся: федеральный военный прокурор по административно-дисциплинарным вопросам при высшем федеральном административном суде (Bundeswehrdisziplinaranwalt beim Bundesverwaltungsgericht ) и войсковые дисциплинарные суды, или суды первой инстанции «Север» и «Юг» (Truppendienstgerichten Nord und Süd )

Вопросами отправления религиозных культов в ВС Германии ведают католическое епископство ВС (Katholische Militärbischofsamt) и евангелическое управление бундесвера по делам церкви (Evangelische Kirchenamt für die Bundeswehr ).

Персонал

Весь персонал вооруженных сил Германии можно разделить на три основные группы: военнослужащие, гражданские служащие и резервисты.

Военнослужащие

После отказа федерального правительства от призыва на срочную военную службу военнослужащие (личный состав) бундесвера делится на три категории: военнослужащие, проходящие военную службу добровольно (Freiwilliger Wehrdienstleistender, FWDL ); военнослужащие по контракту (Zeitsoldat ) и профессиональные военнослужащие (Berufsoldat ).

Военнослужащие-добровольцы должны иметь возраст старше 17 лет. Продолжительность их службы составляет от 12 до 23 месяцев. Военнослужащие этой категории составляют основу группы рядового состава. Поступить на службу по контракту могут бывшие добровольцы, пожелавшие продлить военную службу. Контракт подписывается на срок от 2 до 15 лет. Военнослужащие-контрактники составляют группы рядового, унтер-офицерского и офицерского состава. Бывшие военнослужащие-контрактники, подавшие рапорт и прошедшие профессиональный отбор, могут стать профессиональными военнослужащими. Они составляют группы унтер-офицерского и офицерского состава.

По данным управления персонала министерства обороны Германии на 30 ноября 2017г. общая численность военнослужащих бундесвера составляла 179 408 военнослужащих. Из них в составе:

министерства обороны – 1 000 чел.;

инстанций, напрямую подчиненных министерству обороны – 2 243 чел.;

сухопутных войск – 60 582 чел.;

ВВС – 28 090 чел.;

ВМС – 16 213 чел.;

объединенных сил обеспечения – 28 453 чел.;

центральной медико-санитарной службы – 20 079 чел.;

силы киберопераций и информационного обеспечения – 12 519 чел.;

административных областей

«Инфраструктура, защита окружающей среды и обеспечение повседневной деятельности» – 987 чел.;

«Вооружение, информационные технологии и боевое применение» – 1 566 чел.;

«Персонал» – 7 676 чел., из которых 4 097 чел. обучаются в университетах бундесвера.

Гражданские специалисты

В Бундесвере насчитывается около 96,6 тыс. гражданских служащих. Из них: около 24,5 тыс. состоят на государственной гражданской службе, около 67,8 тыс. являются гражданскими сотрудниками управлений и ведомств, около 4,3 тыс. проходят обучение или находятся на испытательном сроке государственной гражданской службы. Из этого общего количества персонала примерно 23,9 тыс. работников по различным причинам не находятся на активной службе. Таким образом, имеется активный штат около 72,7 тыс. гражданских служащих.

Резерв бундесвера

Резерв может быть войсковым, территориальным и общим.

Войсковой резерв включает отдельные должности и дополнительные воинские части, которые разворачиваются по мере необходимости. Как правило, резервистами являются лица со специальными гражданскими квалификациями, которыми ВС не располагают в достаточном количестве. Они необходимы для оперативной готовности дополнительных частей и должностей в мирное время и для обеспечения готовности к обороне. Сюда также относятся так называемые «зеркальные должности» для необходимой подмены отсутствующего по какой-либо причине активного военнослужащего.

Резервисты, особенно те, которые имеют специальные гражданские знания, также используются в иностранных операциях. Это относится, например, к врачам-специалистам, таким как гинекологи или педиатры, которые не состоят на активной службе в бундесвере, но чьи знания особенно необходимы в гуманитарных операциях.

Территориальный резерв включает штабы в округах и районах Германии, базы военно-гражданского сотрудничества на территории Германии (Zivil Milit ä rische Zusammenarbeit im Inland , ZMZ I ), а также новые региональные силы безопасности и поддержки (Regionale Sicherungs- und Unterstützungskräften ). Региональным командованиям федеральных земель подчинено в общей сложности 30 рот территориального резерва.

Общий резерв включает всех прочих резервистов и обеспечивает возможность долгосрочного увеличения численности бундесвера.

Планируется иметь общую численность резерва в количестве около 90 тыс. чел.

С началом реформы «переориентации» бундесвера установлена новая общая штатная численность ВС в количестве до 185 тыс. военнослужащих (PSM 185 ), из них 170 тыс. военнослужащих по контракту и профессиональных военнослужащих, 2,5 тыс. резервистов, а также от 5 до 12,5 тыс. добровольцев. Объем гражданских должностей в вооруженных силах (т.е. не в военной администрации бундесвера) должен составлять 18,7 тыс. человек.

В рамках инициированного министром обороны Урсулой фон дер ЛЯЙЕН «поворота в кадровой политике» («Trendwende Personal «), число военнослужащих по контракту и профессиональных военнослужащих должно увеличиться от 170 до 177 тыс. чел. в период с 2016 по 2021гг. В целом до 2023г. предусматривается создать 14,3 тыс. дополнительных служебных должностей. В качестве первой цели к концу 2016г. предполагалось снова достичь численности военнослужащих по контракту и профессионалов в 170 тыс. чел. Однако, это не удалось: их численность составила только 168 342 чел.

В то время, как ситуация с Сирией продолжает угрожающе обостряться, в центре Берлина у штаб-квартиры министерства обороны Германии появились военные, бронетранспортеры, системы Пэтриот, были расчехлены и приготовлены последние военные разработки Бундесвера и НАТО. Случайное совпадение? Пробуем разобраться и знакомимся с армией Германии.


После Второй мировой войны своя армия у Германии появилась в 1955 году.

Министерство обороны является высшим командным учреждением вооруженных сил и с организационной точки зрения принадлежит к федеральному правительству. Очень важным моментом в структуре управления является то, что большая часть топовых позиций, включая министра обороны (в настоящий момент Томас де Мизьер, Thomas de Maizière), занимают гражданские лица. Решение по проведению военных операций принимается не одним человеком (например, канцлером или президентом), а Бундестагом.

Структура министерства обороны довольно проста: Бундесвер состоит из двух составляющих частей: военной и гражданской (цивильной) . К гражданской относятся управление, департамент по кадрам, вооружению и технике, инфраструктуре, охране окружающей среды, правовому обеспечению и заботе о душевном состоянии военных. К военной – три основных вида вооруженных сил (сухопутные войска, военно-воздушные и военно-морские силы), а также центральная медико-санитарная служба и силы обеспечения.

С 2011 года в ФРГ нет воинской обязанности, все армия контрактная. По состоянию на лето 2013 года в Бундесвере служит 185 тыс. солдат.

Сейчас минобороны расположено в так называемом Бендлерблоке (нем. Bendlerblock). Бендлерблок - это комплекс зданий, в котором в разное время находились главное командование Вермахта, главное командование ВМФ, военная разведка, командование обороной города, штаб резерва сухопутных войск. Кроме того, именно здесь Клаус фон Штауффенберг занимался подготовкой плана "Валькирия" (наверняка смотрели фильм "Операция Валькирия"?) и покушения на Гитлера 20 июля 1944 году. Этот план предусматривал переход управления страной к штабу резерва сухопутных войск в случае внутренних беспорядков.

Один раз в год министерство обороны проводит день открытых дверей, именно в связи с этим появилась возможность ближе познакомиться с актуальной натовской техникой.

Так выглядит новейшее 45-килограммовое обмундирование солдат Бундесвера, служащих в Афганистане.

Микрофона в обычном понимании у солдат сейчас нет. Используются специальные многофункциональные наушники, через которые передается звук. И даже при высоком уровне шума, солдат может спокойно вести переговоры с сослуживцами.

Современный лёгкий разведывательный бронеавтомобиль "Феннек".

Многоцелевой бронетранспортер GTX Boxer.

Меня заметили.

Ракетная установка комплекса «Пэтриот».

Автомат G36C.

Снайперская винтовка G82.

Лазерный модуль.

Солдаты Бундесвера с удовольствием рассказывают о разных технических деталях. Многие вещи можно потрогать, подержать.

Натовский калибр - 5,56.

Сухой паек.

Полевая кухня.

Передвижной военный госпиталь.

Беспилотный вертолет MUSECO.

Бронированный Mowag Eagle

Памятник погибшим солдатам Бундесвера.

Отверстия неслучайны. По задумке архитектора они символизируют жизнь и смерть. Нашейный индивидуальный жетон военнослужащего овальный, состоит из двух частей, скрепленных между собой. Когда солдат погибает, бирку переламывают, одну часть отправляют домой, другая остается на солдате. Кроме того, по этим отверстиям владеющие азбукой Морзе смогут прочитать зашифрованный повторяющийся текст.

C 1955 года во время проведения военных операций пали более 3100 солдат, из них в Афганистане 54.

Еще несколько фотографий:

В тот день во многих министерствах был день открытых дверей. Hans-Peter Friedrich - министр внутренних дел.

В завершение хочу показать небольшое видео с канала Бундесвера на Ютубе о дне открытых дверей. Меня можно найти на 1:25.

П. С. В настоящий момент продолжаю евротур по странам вышеградской четверки, застрял в словацком городе Кошице. Что-то уже появляется в соц. сетях, инстаграме и твиттере. Keep in close touch!

Также читайте |

В настоящее время ведётся множество разговоров о том, что армия НАТО постоянно наращивает свои силы и готовится к совместным боевым действиям с США против России. Для того, чтобы понять, какую реальную силу представляет собой армия НАТО, следует подробно рассмотреть армию Германии, как самую сильную в данном альянсе.

Для получения полной картины положения вещей в армии Германии по состоянию на 2017 год, нужно подробно рассмотреть все виды войск, входящих в её состав.

Сухопутные войска Германии

Как и в любой другой армии мира, основной силой немецкой армии являются Сухопутные войска. Их общая численность значительно превышает количество всех остальных видов войск армии Германии. По состоянию на 2017 год, Сухопутные войска ФРГ состоят из следующих подразделений:

  • 4 корпуса «быстрого развёртывания» НАТО: «Еврокорпус», АК БР НАТО, германо-голандский корпус и германо-датско-польский корпус;
  • 5 оперативных групп, которые находятся в армейских корпусах Альянса: французский, испанский, итальянский турецкий и греческий корпуса;
  • 5 дивизий и целый ряд различных частей и подразделений;
  • Различные танковые дивизии и бригады;
  • Горнопехотные и мотопехотные бригады;
  • Бригады воздушно-десантные;
  • Вертолётные полки, к которым относятся полки вертолётов огневой поддержки и полки лёгких транспортных вертолётов.

На первый взгляд, численность и состав Сухопутных войск Германии в 2017 году достаточно внушительны. Тем более, что многочисленные международные учения доказали, что современные отряды по своей боевой мощи и возможностям в два раза превосходят отряды 70-80-х годов, имевших такую же численность. Получается, что 5 дивизий, которые существуют в 2017 году, могут заменить собой 11 дивизий прошлых лет. Однако, последние события в Ираке показали ошибочность этих суждений. Огневая мощь – это конечно хорошо, но операции по зачистке территории должна проводить именно пехота. Вот тут и сказывается её недостаточная численность.

Несмотря на громкие слова, которые говорятся для мировых средств массовой информации, военное командование прекрасно понимает, что численность Сухопутных войск недостаточная. Именно поэтому даже в официальном документе военного строительства Германии прямо говорится о том, что немецкая армия предназначена для миротворческих операций, а также для локализации конфликтов слабой степени интенсивности. Основной упор при этом делается на то, что немецкая армия будет выступать в составе коалиции сил.

Хотя в 2017 году многие немцы до сих пор уверены, что Россия должна дрожать при одном виде знака немецкой армии, судя по «успехам» Сухопутных войск в Ираке, можно сказать лишь одно: армия Бундесвера может соперничать на равных только со странами третьего мира, да и то с достаточно небольшими. Немецкая военная доктрина никаких глобальных войн не предусматривает, а последние теракты в Европе показывают, что армия НАТО не в состоянии навести порядок даже у себя на родине.

Гражданское общество в Германии считает, что хотя армия – это обязательный атрибут солидного государства, но её можно значительно сократить. Серьёзное сокращение немецкой армии началось после отмены обязательной военной службы в 2011 году. С тех пор вся немецкая армия состоит из контрактников. О престижности военной службы в Сухопутных войсках может говорить тот факт, что почти 10% вакансий в армии является открытыми. В основном не хватает врачей и квалифицированного персонала по обслуживанию сложных систем защиты и вооружения.

Если 20 лет назад немцы считались лучшими солдатами в Европе и даже гражданские лица были готовы с радостью служить в армии, то сейчас даже профессиональные немецкие контрактники относятся к своей службе, как к обычной работе. Хотя в контракте подробно расписаны пункты обязанностей военнослужащих в случае войны, мало кто воспринимает их всерьёз. Случись какой-то крупный боевой конфликт, все немецкие Сухопутные силы будут находиться в полной растерянности, так как реального боевого опыта у армии нет.

По статистике, множество немецких военнослужащих находятся на различных операциях в горячих точках мира, поэтому остались либо тыловые части, либо работники штаба. Несмотря на давление США, Германия упорно избегает участия в тех операциях, которые могут обернуться пехотными боями. Например, открыто выступать против ИГ в Сирии и Ираке Бундесвер не хочет.

Вооружение и состав немецких Сухопутных войск

Если взять официальную статистику, то вооружение Сухопутных войск Бундесвера выглядит достаточно внушительно:

  • Общее количество танков составляет 1095 единиц;
  • Различных полевых орудий и РСЗО – 644;
  • 2 563 броневых машин;
  • 146 боевых вертолётов.

Картина достаточно обнадеживающая, но это только на первый взгляд. На самом деле, в реальности всё обстоит несколько иначе. Если разобрать ситуацию с немецкими танками, можно увидеть, что основным немецким танком является «Леопард» различных модификаций.

Из общего количества «бумажных» танков, танки модификаций «Леопард-2» составляют 685 штук. Остальные танки – это «Леопард-1», которые в основной своей массе разобраны на металл или используются в качестве мишеней на полигонах. Хотя программа развития включает в себя закупку «Леопардов» новейшей модификации, в реальности обновление парка проходит очень медленно. Военный бюджет из года в год становиться всё меньше. Самых новых «Леопардов» в немецкой армии не более 100 штук. Если посмотреть на общее количество танков, которые являются достаточно современными на сегодняшний день, то получится не более 500 штук, причём половина из них будет достаточно устаревшими модификациями А5.

Посмотрев на реальные цифры, становится понятно, что надежды стран-участниц блока НАТО на защиту немецкой армады танков в случае глобальной войны, мягко говоря, преувеличены.

Лёгкая бронетехника германской армии

Интересен подход Бундесвера к модернизации лёгкой бронетехники. Хотя локальные операции требуют именно такой техники, ведь отправлять танки на задания по ликвидации небольших очагов нерентабельно, да и маневренность танков ограничена. Современный парк лёгкой бронетехники Германии представлен устаревшими БМП «Мардер», которые начали поступать на вооружении немецкой армии ещё в 1961 году, хотя даже тогда этот процесс растянулся почти на 10 лет. Первая модернизация «Мардеров» началась только в сентябре 1979 года. Модернизированные модели получили индекс «А-1» и получили дополнительную пусковую установку ПТРК «Милан», которая устанавливалась на башне с правой стороны.

В 1985 году, когда «Мардеры» были представлены тремя модификациями (от «А-1» до «А-3»), начались разработки новой модификации «Мардер-2». С началом разработок «Мардер-2» выпуск предыдущих модификаций был полностью свёрнут. Так как в эти годы военное финансирование начало постепенно сокращаться, разработка нового «Мардера» растянулась на 6 лет.

Первая машина «Мардер-2» была показана 17 сентября 1991 года. Её испытания продолжались до 1998 года, а в результате того, что её производство оказалось слишком дорогостоящим, от неё полностью отказались, практически «похоронив» многолетнюю работу. До сих пор «Мардер-1» является основной БМП немецкой армии. В связи с тем, что даже последние её модификации были выпущены более 30 лет назад, их численность из года в год сокращается, так как их постепенно разбирают на запчасти. В результате этого, из 1581 «Мардера», которые имеются на вооружении, на ходу остаются не более 350 единиц.

Так как необходимость принятия новой БМП стоит уже давно, была разработана и принята на вооружение новая машина – БМП «Пума». В 2016 году Бундесвер должен был закупить около 400 новых машин, но по факту, ни одна подобная БМП так и не была куплена.

Получается, что по факту обеспечения подвижности пехоты и огневого прикрытия, армия Бундесвера обеспечена только колёсными БТР и автомобилями:

  • 430 TpZ-1 «Фукс»;
  • 359 «Визель»;
  • 51 «Боксер».

Хотя на армейских складах Бундесвера должно храниться около 1 500 штук американских устаревших БМП М-113, про них ничего не сообщается с 1995 года. Вероятнее всего, они давно разобраны на металлолом.

Итого остаётся 1 130 БТР, хотя более 300 штук из них – это «Визели», которые совершенно не предназначены для транспортировки пехоты. Оставшееся количество – около 800 штук. Для того чтобы понять, много это или мало, покажем любопытную статистику. Примерно 800 штук БТР различных модификаций БТР потеряла Украина за 2014 год, поэтому опасаться того, что немецкая армия имеет мощную базу лёгкой броневой техники не стоит. Армия, которая более 60-ти лет не участвовала в боевых конфликтах, сильно оторвана от реальности.

Германская артиллерия в настоящее время

Германская артиллерия тоже попала под массовое сокращение. Было снято с вооружения около 650 единиц орудий, миномётов и РСЗО. Взамен устаревшей технике в Германии стали разрабатывать новейшие системы вооружения. Взяв пример с американцев, немцы разработали такие системы, которые позволили значительно нарастить огневую мощь, даже при условии масштабного сокращения.

Немецкие конструкторы разработали пушку САУ PzH2000, которая считается одной из самых лучших боевых машин в своём классе. Самоходная артиллерийская установка САУ PzH2000 обладает следующими тактико-техническими характеристиками:

  • Данная пушка обеспечивает прицельное накрытие цели на расстоянии в 30 километров, при этом она совершает 3 выстрела за 9,2 секунды;
  • 8 выстрелов производятся за 51,4 секунды;
  • 20 выстрелов – за 2 минуты и 30 секунд.

В результате постоянных доработок и модернизаций, немецкие конструкторы смогли увеличить скорострельность данной пушки до 59,74 секунды — 12 выстрелов и 1 минута 47 секунд – 20 выстрелов.

Данная артиллерийская самоходная установка способна надёжно защищать свой экипаж от обстрела стрелкового оружия калибром до 14,5 мм и любых артиллерийских и миномётных осколков. Имеется реактивная броня, которая прикрывает верх установки, защищая экипаж от авиационных бомб и снарядов артиллерии.

Безусловно, САУ PzH2000 является одной из лучших систем подобного типа в мире. Именно по этой причине она полностью вытеснила все системы подобных типов из немецкой армии. Кажется, что в артиллерии немецкого войска всё прекрасно, если бы не одна проблема: их общее количество не превышает 180 единиц.

Кроме САУ PzH2000, на вооружении Сухопутных войск Германии имеется не более 130 самоходных миномётов калибра 120 и 100 мм. Военные специалисты обязательно обратят своё внимание на тот факт, что армия Бундесвера имеет весьма незначительное количество миномётов калибра менее 120 мм. Эти задачи должны решать армейская авиация, так как военное командование считает, что батареи подобных орудий не способны быстро менять место дислокации и не принесут никакой пользы в реальном бою, поэтому основная ставка НАТО в подобных вопросах – это боевые ударные вертолёты.

Армейская авиация и ПВО Бундесвера

Что касается армейской авиации Бундесвера, то в её состав входят следующие виды вертолётов:

  • 38 мощных ударных вертолётов «Тигр». Хотя в ближайшие планы Бундесвера входила покупка ещё 20 единиц такой техники, сокращение бюджета вряд ли может поспособствовать их осуществлению;
  • 118 лёгких ударных вертолётов ВО-105, которые могут использоваться и как многоцелевые. Ещё 24 вертолёта этой модели находятся на хранении, но неизвестно, в каком они состоянии. Учитывая старую армейскую привычку разукомплектовывать армейскую технику, маловероятно, что они находятся в боевом состоянии;
  • 93 транспортных вертолёта CH-53G;
  • 93 многоцелевых UH-1D и 39 единиц ЕС-135;
  • Самыми современными вертолётами являются 77 единиц NH-90.

Если все эти вертолёты находятся в боевом состоянии, то положение армейской авиации Бундесвера достаточно стабильное.

Система армейской противовоздушной обороны представлена 50 единицами ЗРК «Оцелот», которые на самом деле являются ни чем иным, как 4-мя ПУ ПЗРК «Стингер», которые установлены на шасси боевой машины «Визель». Нет нужды говорить, что «Стингеры» являются достаточно устаревшим оружием в современных реалиях, хотя во время боёв с технически отсталым противником представляет значительную угрозу для целей, находящихся на малых высотах.

Военно-воздушные силы Германии

Люфтваффе включает в себя Центральное управление и Оперативное командование. Так как своих учебных баз для подготовки курсантов Германия не имеет, все пилоты ВВС Германии проходят обучение в Соединённых Штатах Америки.

Основой военно-воздушных сил Германии являются следующие самолёты:

  • Самой главной силой ВВС Германии являются истребители-бомбардировщики «Тайфун». Когда только планировалось их производство, ВВС предполагали закупить всего 250 самолётов, но в итоге, на сегодняшний день их всего лишь 97, если считать вместе с учебными самолётами. Глобальное сокращение армии затронуло и военно-воздушные силы Германии, поэтому командованию ВВС пришлось несколько умерить свои аппетиты;
  • Вторыми по значимости, но первыми по общему количеству идут бомбардировщики «Торнадо», которые были модернизированы. Их общее количество составляет 144 единицы. Модернизация проводилась для того, чтобы появилась возможность оставить «Торнадо» на вооружении ВВС Германии вплоть до 2025 года. В дальнейших планах их хотят полностью заменить на «Тайфуны». Однако, так как «Тайфунов» не хватает даже в своей «истребительной» категории, вряд ли стоит ожидать замены «Торнадо» к 2025 году;
  • В связи с острой нехваткой боевых самолётов, на вооружении ВВС Германии до сих пор состоят F-4F «Фантом-2», которые начали выпускаться ещё в 1961 году. Данные самолёты тоже планируют заменить на «Тайфуны» к 2020 году.

Исходя из приведённых данных, ударная авиация ВВС Германии должна составлять к 2029 году около 200 самолётов. Для сравнения, можно сказать, что Россия имеет на вооружении около 3500 единиц самолётов, которые можно использовать в военных целях. поэтому военная авиация Германии не представляет какой-либо значительной угрозы для России.

Транспортная авиация немецких ВВС не превышает 100 единиц самолётов, которые даже не в состоянии обеспечить десантирование целой бригады десантников, а про снабжение её боеприпасами и провиантом можно сразу забыть.

Противовоздушная оборона ВВС Германии включает в себя не более 18 батарей ЗРК «Пэтриот».

Военно-морской флот немецкой армии

Военно-морской флот Германии, даже в условиях сокращения военного бюджета, является достаточно оснащенным и современным. При этом он не в состоянии решать какие-либо серьёзные боевые задачи, так как является достаточно бюджетным. В его задачи входит решение местных задач, таких как охрана побережья или разведывательная деятельность.

При этом нужно заметить, что военное судостроение в Германии является одним из самых современных в мире, а боевые корабли и подводные лодки раскупаются различными странами с большим удовольствием. Несмотря на высокие цены подводных лодок (около 330 млн. долларов за Тип 212 в «базе»), они пользуются стабильным спросом и приносят экономике Германии постоянный доход.

Судя по тому, какие строятся новые немецкие военные корабли, на них явно задумывается разместить какое-то новое и мощное оружие.

Морская авиация военно-морского флота Германии тоже не представляет собой значительной силы и представлена следующими видами техники:

  • 8 самолётов Р-3С «Орион», которые предназначены для борьбы с подводными лодками;
  • 3 патрульных Do-228;
  • 43 вертолёта моделей «Си Кинг» и «Супер Линкс».

Судя по состоянию военного судостроения в Германии, в случае боевого крупномасштабного конфликта Германия сможет за короткий срок обзавестись мощным военным флотом.

Какую армию Германия может выставить на поле боя

Теперь нужно посмотреть правде в глаза и честно ответить на вопрос, сколько же боевой техники Германия может выставить на поле боя? Судя по приведённой выше информации, не так и много. Командование немецкой армии тоже прекрасно это осознаёт, поэтому разделило всю армию на несколько уровней готовности (на 3 уровня).

Самые «боеготовые» части армии Германии составляют не более 8 500 человек. Это именно то количество, которое можно собрать в кратчайшие сроки, в случае внезапного нападения. Части второго уровня (группа Оперативного задействования) можно привести в боевую готовность за 40-50 суток. Части третьего уровня (группа Объединённых сил) приводится в полную готовность за 180-200 суток.

Возникает резонный вопрос, кто будет сдерживать натиск врага на протяжении 6 месяцев, пока все военные силы Германии соберутся? Такую длительную оборону возможно держать только против дикарей, имеющих на вооружении винтовки, автоматы и бутылки с зажигательной смесью. Очевидно, что Германия очень надеется на помощь США в случае серьёзного конфликта в Европе.

Кроме недостаточной оперативности армии Германии, серьёзные вопросы вызывает состояние боевой техники. Около 70 процентов от общего числа боевых машин находится в ремонте, сроки которого многократно превышаются, так как запчастей часто нет в наличии. Знаковыми стали учения 2014 года, когда бойцам из франко-германской бригады пришлось воспользоваться мерседесами «Вито» вместо БТР и БМП.

В авиации дела обстоят тоже не лучшим образом. Транспортные самолёты постоянно выходят из строя, летчики не могут отлетать положенное количество часов, что негативно сказывается на их лётных навыках.

Хотя стандарты НАТО указывают на необходимость траты 2% от ВВП страны на армию, Германия постоянно снижает эту планку. До конца 2017 года её планируют понизить до 1,1 либо до 1,05 %.

Хотя некоторые паникёры видят за бессилием немецкой армии хитрый манёвр, который заключается в сокрытии своих истинных возможностей, на самом деле не стоит опасаться масштабного похода армии НАТО на Восток. Европа сейчас не в состоянии справиться с эмигрантами, поэтому разговоры об военной угрозе со стороны Германии – не более чем пустые слова.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Местное налогообложение. Какие налоги платит ООО? Какие налоги платит учредитель ООО Местное налогообложение. Какие налоги платит ООО? Какие налоги платит учредитель ООО Как проверить свои налоги онлайн Как проверить свои налоги онлайн Полное резюме на работу. Выбор типа резюме. Правила составления резюме Полное резюме на работу. Выбор типа резюме. Правила составления резюме