Раскадровка басни свинья под дубом. Тема урока: Знакомство с басней «Свинья под Дубом»

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Театральный конкурс «Басни Ивана Андреевича Крылова»
«Стрекоза и Муравей»
1 девица: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Говорит одна девица:
2 девица: - Скучно мне, хочу в столицу!
3 девица: - В столицу? Что ж, сестрица,
Ты послушай небылицу.
(Выходит баснописец) Как-то дядюшка Крылов
Вышел в поле.
Видит он
Как огромный Муравей
Созывает всех друзей.
Муравей: (тянет огромную гусеницу)
- Эй, товарищи! Друзья!
Выручайте муравья!
Вот история такая
Вслушайся, братва лесная!
3 девица: Долго Муравей вещал
Обо всем он рассказал.
А история ЧУД-НА-Я…
Очень даже НЕ-ПРОС-ТА-Я!
Муравей: То тяну… а то толкаю… Но ведь толстая какая!
Что-то больно тяжела!
Стрекоза: (танцует, легкомысленно)
Брось ее и все дела!
(срывает листок и накрывает им голову Муравья).
Ты, я вижу, притомился. На вот, от жары надень! Чем возиться целый день, Лучше б с нами веселился!
Муравей: А работа?
Стрекоза: (беззаботно)
Подождет!
Муравей: (осуждающе)
Нет, так дело не пойдет! Кто всегда быть сытым хочет, Тот о том с весны хлопочет.
(Муравей снова берет свою гусеницу и тащит в муравейник).
1 девица: Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима кати́т в глаза.
(Раздается вой ветра)
2 девица: Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол и дом.
3 девица: Все прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный!1 девица: Злой тоской удручена, К Муравью ползет она.
(Стрекоза медленно бредет к муравейнику и стучится. Выглядывает Муравей)Стрекоза: (жалобно)
Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!
Муравей:
Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?
Стрекоза: (восторженно)
До того ль, голубчик, было
В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило.Муравей: (осуждающе)
А, так ты…
Стрекоза: Я без души Лето целое все пела.
Муравей: Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!
(Муравей захлопывает перед Стрекозой дверь. Стрекоза бредет прочь)1,2,3 девица (вместе):
Если вдруг узнал себя
Будешь знать, что так нельзя!
«Свинья под дубом»
(Звучит музыка П.И.Чайковского “Вальс цветов”. Дети в костюмах цветов и грибов исполняют танец)1 ведущий: Взгляните-ка, друзья, какой чудесный вид!
Полянка и грибы, могучий дуб стоит.
2 ведущий: Но стоит здесь у нас невежде появиться,
как может всё тут в прах оборотиться.
Грибы: Растоптаны цветы, испорчены грибницы,
удастся ли опять нам снова возродиться?
1 ведущий: Уж сколько раз твердили миру,
что в баснях есть мораль, но только все не впрок.
Невеждам мы хотим преподнести урок.
2 ведущий: И в этом деле нам уже помочь готова “Свинья под дубом” дедушки Крылова.
(Появляется Свинья, хрюкает, изображает то, что говорит ведущий)
3 ведущий: Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей до сыта, до отвала; Наевшись, выспалась под ним;
Потом глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
(Свинья роет под дубом. Из-за кустов вылетает Ворон и садится рядом со Свиньей)
Ворон: Ведь это дереву вредит,
Не заслужил дуб от тебя обид!
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может.
Свинья: Пусть сохнет от макушки и до пня!
Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: без них я ведь ху-де-ю.
Дуб: Неблагодарная! Ведь роешься ты тут,
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут.
1 ведущий: Невежда также в ослепленье
Бранит науку и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Грибы: Невежды, верно, басен не читают,
И, потому, морали сей не знают.
Плюют в колодец, хоть он может пригодиться,
Когда придет пора воды напиться.
2 ведущий: Невежды рубят сук, хотя на нём сидят.
Учителей бранят, учиться не хотят.
3 ведущий: Что свиньи! – люди есть, что обижают
Всех тех, кто их заботой окружает,
И губят то, что им дает плоды,
Не видя в этом для себя беды.
Не стоит нам, друзья, такими быть, как эта неблагодарная и глупая свинья.
Хором все участники:
Спасибо за мораль любимому поэту!


Приложенные файлы

Ирина Дехант и компания
Сценарий праздника «Бессмертные творения Крылова мы с каждым годом любим все сильней!»

Дети под музыку заходят в зал, встают в полукруг.

Ребенок : 1.

Сегодня наш праздник посвящен великому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову и его произведениям .

2. Крылов – великий русский поэт – баснописец. Почему мы говорим – «русский» ? Почему – «великий» ?

3. Мы говорим – «русский» , потому, что он любил все русское . А «великий» - потому что он написал много басен.

4. Да, Крылов любил все русское : русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.

5. «Кто не слыхал его живого слова,

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творении Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней

6. Глубоко и серьезно работал Крылов над своими произведениями. За 30 лет работы он написал 205 басен.

7. «И в памяти навеки оставались

Крылатые Крыловские слова

Песня «Край родной»

8. Басни дедушки Крылова известны всем . Да кто же не знает их? Если где – то услышишь это имя, и сразу вспоминаешь полюбившиеся нам с детства басни : «Лебедь, рак и щука» , «Ворона и лисица» , «Лиса и виноград» , «Чиж и голубь» .

9. А, что такое басня, вы знаете?

Басня – это веселый, короткий, поучительный рассказ в стихах.

Главные герои басен – это звери, вещи.

Чтобы писать хорошие басни, надо быть очень трудолюбивым человеком .

Первая басня «Лиса и виноград»

Инсценировка басни «Лиса и виноград»

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись;

А кисти сочные, как яхонты, горят;

Лишь то беда, висят они высоко :

Отколь и как она к ним ни зайдет,

Хоть видит око,

Да зуб неймет.

Пробившись попусту час целый,

Пошла и говорит с досадою : "Ну что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен - ягодки нет зрелой :

Тотчас оскомину набьешь".

10. А теперь «Плетень» на которой виноград тот и рос.

Игра «Плетень»

11. Что значит слово «хвалить» ?

Хвалят, то есть говорят приятные слова, когда это заслужено. Когда же человек не заслужил похвалы, а его хвалят – это называется лестью.

О лести мы узнаем из басни «Кукушка и петух»

Инсценировка басни «Кукушка и петух»

"Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!" -

"А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно :

Во всем лесу у нас такой певицы нет!" -

"Тебя, мой куманек, век слушать я готова". -

"А ты, красавица, божусь,

Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь,

Чтоб начала ты снова.

И чист, и нежен, и высок.

Да вы уж родом так : собою невелички,

А песни - что твой соловей!" -

"Спасибо, кум; зато, по совести моей,

Поешь ты лучше райской птички.

На всех ссылаюсь в этом я".

Тут Воробей, случась, примолвил им : "Друзья!

Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, -

Все ваша музыка плоха. "

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку.

12. Льстить так же не хорошо, как просто врать, обманывать.

Мы часто замечаем недостатки и другое, но у себя ничего не видим.

«Каковы сани – таковы сами»

Инсценировка басни «Лебедь рак и щука»

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка :

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

13. Для того, чтобы сделать с друзьями какое либо дело с друзьями, надо договориться.

Игра «Репка»

14. Дружба всем помогает

Из любой беды выручает.

Песня «Настоящий друг»

15. Ушки на макушке, слушайте внимательно басню Ивана Андреевича Крылова «Зеркало и обезьяна»

Инсценировка басни «Зеркало и обезьяна»

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой :

"Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!

Что это там за рожа?

Какие у нее ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на нее хоть чуть была похожа.

А ведь, признайся, есть

Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть :

Я даже их могу по пальцам перечесть". -

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" -

Ей Мишка отвечал.

Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Таких примеров много в мире :

Не любит узнавать никто себя в сатире.

Я даже видел то вчера :

Что Климыч на руку нечист, все это знают;

Про взятки Климычу читают.

А он украдкою кивает на Петра.

16. Сундук был самым любимым для Крылова . В этом сундуке лежали книги. И каких только не было! Толстенные томики сатиристических журналов, приключенческие романы, романы про путешественников и даже знаменитая энциклопедия «Письмовник» .

Эти книги познакомили маленького Ваню с народными песнями, пословицами. От них Крылов получил первые сведения о науке.

На самом дне сундука лежала небольшая книжица. От времени страницы в ней пожелтели. Эта книга называлась «Эзоповы басни» . Именно эти басни уже в раннем возрасте оставили глубокий след в душе Вани.

Страсть к чтению и заветный сундучок были самой большой радостью.

Инсценировка басни «Свинья под дубом»

Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

"Ведь это дереву вредит, -

Ей с Дубу Ворон говорит, -

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".

"Пусть сохнет, - говорит Свинья, -

Ничуть меня то не тревожит,

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;

Лишь были б желуди : ведь я от них жирею".

"Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -

Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти желуди на мне растут".

Невежда так же в ослепленье

Бранит науку и ученье

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

17. Многие сюжеты великий баснописец черпал из пословиц и поговорок.

18. «Без труда – нет добра»

19. «За один раз дерева не срубишь»

20. «На хотенье есть терпенье»

21. «Пора придет и вода пойдет»

22. «Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй»

23. «Смеётся тот, кто смеётся последний»

Инсценировка басни «Чиж и голубь»

Чижа захлопнула злодейка-западня :

Бедняжка в ней и рвался и метался,

А Голубь молодой над ним же издевался.

"Не стыдно ль, - говорит, - средь бела дня

Не провели бы так меня :

За это я ручаюсь смело".

Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.

Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

24. Как много правды о жизни, о людях можно рассказать в стихотворном рассказе , как басня. Пчелы и муравьи почти всегда трудолюбивые . Вот о трудолюбии вы сейчас услышите басню.

Инсценировка басни «Стрекоза и муравей»

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле,

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Все прошло : с зимой холодной

Нужда, голод настает,

Стрекоза уж не поет,

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она :

Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!

Кумушка, мне странно это :

Да работала ль ты в лето?

Говорит ей Муравей.

До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас -

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило.

А, так ты.

Я без души лето целое все пела.

Ты все пела? Это дело :

Так поди же, попляши!

Игра – конструирование «Дом» (из кирпичиков)

25. Крылов избрал свой особый путь.

Когда его спросили, чем его привлек мир басен, он сказал : «Ведь звери мои за меня говорят»

Оркестр – инсценировка «Упрямый медведь»

26. Басни Крылова не стареют . Строки из басен вошли в речь, стали привычными.

27. Басни Крылова широко известны не только в нашей, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков.

28. Басни Крылова особо дороги нам . Они русские и написаны про нас и для нас. Они никого не могут оставить равнодушными.

Читайте, изучайте их!

Тема. Выразительное чтение басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом».

Цель: совершенствовать навыки выразительного чтения 6-классников, углублять знания по теории выразительного чтения; развивать эстетический вкус.
Оборудование: текст басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом»; иллюстрации к басне; «Свинья под Дубом»: видеоклип к уроку литературы.
Тип урока: урок развития речи; вид урока – урок выразительного чтения.

ХОД УРОКА

І. Организация начала урока.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

  1. Методический комментарий. Басня И.А. Крылова «Свинья под Дубом» – это произведение, которое, возможно, в большей степени, чем другие, позволит учащимся всесторонне раскрыть грани своего исполнительского мастерства. А поскольку речевая партитура этой басни включает в себя уже более сложные элементы, то обязательным условием на уроке выразительного чтения становится углубление знаний 6-классников по теории выразительного чтения.
    В 5 классе ученики получили общее представление о понятиях «пауза» и «ударение» и выработали первичные навыки составления речевых партитур (См.: «Интегрированный курс. Литература (русская и мировая): Книга для учителя. 5 класс / Сост. С.Е. Евтушенко, Т.И. Корвель, А.С. Оникиенко, Н.Н. Покатова, Л.М. Сипко. – К.: Грамота, 2013 (С. 94-95).
    В 6 классе ученики должны узнать, что паузы бывают логическими и психологическими. Логическая пауза, обозначающаяся в речевой партитуре вертикальной черточкой, может быть короткой (|) и длинной (||). Ее длительность зависит от логики членения текста. Например, на месте запятой пауза, как правило, короткая, а вот тире и точка требуют более продолжительной остановки чтеца во время исполнения вслух произведения.
    Но есть и более сложный вид паузы – психологическая . (В речевой партитуре психологическую паузу, как правило, обозначают \/). Она встречается значительно реже, в исключительных случаях: например, когда надо сосредоточить внимание на следующем слове, имитировать припоминание или поиск нужного слова, подчеркнуть эмоциональное напряжение, испуг, неожиданность, недоговоренность, сознательное умолчание, внезапную остановку в речи и т.п. Такая пауза может быть в любом месте: и между фразами, и в середине такта, и на месте разделительных знаков, и там, где их нет.
    Главное, что должны запомнить 6-классники (и записать в тетради), – это две основные функции психологической паузы:
    • сосредоточить внимание слушателей на только что сказанных словах, дать им возможность прочувствовать услышанное
      или
    • психологически подготовить слушателей к восприятию того, что прозвучит сейчас, как бы предупреждая их о важности следующей информации.
    Во время логической паузы чтец просто делает небольшую остановку в речи, расчленяя таким образом предложение на отдельные такты. Эта пауза получила название пассивной. А вот психологическая пауза – это не просто остановка, это – «молчание со смыслом». Такую паузу называют активной, эмоциональной, а поэтому чтец должен уметь ее «сыграть». Великий мастер сценического тренинга К.С. Станиславский говорил, что во время психологической паузы актер должен особенно глубоко ощущать то, о чем он говорит, он обязан проникнуть в мысли и чувства автора, постигнув идейный и эмоциональный смысл и конкретной произносимой фразы, и всего текста. Следовательно, ему необходимо не просто промолчать, а активно «прожить» эту остановку в речи. Ведь психологическая пауза тесно связана с подтекстом произведения – то есть его внутренней, не всегда лежащей на поверхности сутью.
    Логические паузы привычны для каждого говорящего и при верном понимании чтецом содержания произносимых им предложений достаточно легко воспроизводятся. Психологические же паузы требуют специальной подготовки. Вот почему перед чтением перед слушателями любого текста исполнитель должен, прежде всего, внимательно поработать над его общим, глубинным смыслом. Можно сказать так: чтец сначала должен уяснить, ЧТО он хочет донести до слушателей своим чтением, и только потом искать способы, КАК он это будет делать.
  2. Вступительное слово учителя: «Как правильно читать басню».
    Если говорить о выразительном чтении басен, то точнее будет сказать не «выразительное чтение», а «выразительное рассказывание». Как свидетельствуют современники великого русского баснописца И.А. Крылова, он читал свои басни таким тоном, в такой простодушной и естественной манере, что его чтение можно было принять за продолжение житейского разговора.
    То есть, в основе чтения басни лежит принцип живого и естественного повествования, которое включает в себя такое же живое и естественное воспроизведение реплик персонажей. При этом следует помнить, что живая речь изобилует оттенками, а потому чтецу надо передать не только основное содержание басни, но и все разнообразие ее логического и эмоционального наполнения.
    Авторский текст, который предшествует развитию событий, читается в повествовательно-информативной манере, подготавливая слушателей к восприятию основных событий. Но не всегда все слова автора надо произносить «нейтральным» тоном. Например, авторские комментарии к негативным поступкам героев следует читать с иронией, как бы «присвоив» авторский текст, представить его как «свой» рассказ о реальных событиях и их участниках.
    Особого мастерства требует чтение реплик. Ведь каждое действующее лицо басни воплощает в себе определенный тип людей. Здесь уже понадобится развитое воображение чтеца об индивидуальных особенностях характера персонажа, манере его поведения, а также умение менять высоту голоса, его силу, темп. Но чтецу не стоит слишком увлекаться «перевоплощением» в героев басни – животных, ведь основное направление произведения – это раскрытие пороков людей, которое автор осуществляет через аллегорию и элементы комизма.
    Мораль басни произносится медленнее, поучительно, в виде рассуждения. Это либо напоминание известной истины, либо совет мудрого человека, либо ироническая критика какого-то поступка. Перед моралью и после нее надо обязательно сделать ощутимые паузы (чаще – психологические), чтобы привлечь внимание слушателей к тому выводу, который воплощен автором в мораль.
    Басни, в которых важное место занимает прямая речь персонажей, позволяют привлечь к чтению элемент инсценировки. В конце урока мы попробуем прочитать басню «Свинья под Дубом» в ролях. Но нельзя забывать, что совершенное выполнение всего произведения одним чтецом является, как правило, задачей более сложной. Поэтому на уроках выразительного чтения мы будем отдавать предпочтение монологическому чтению, ведь именно оно требует от учащихся более добросовестной работы и над качествами голоса, и над интонированием, и над эмоциональностью чтения.
  3. Прослушивание чтения басни «Свинья под Дубом» профессиональным чтецом.

  4. Идейно-тематический анализ басни. Расшифровка аллегории.
    В басне «Свинья под Дубом « Крылов через прием аллегории выставляет напоказ и высмеивает человеческую тупость и невежество, которые достойны всеобщего осуждения. Он обличает невежд, не способных на анализ причинно-следственной связи в жизненных событиях и явлениях, а главное – осмеивает их полное нежелание вообще эту связь искать. Для воплощения своего замысла баснописец очень удачно выбрал именно образ Свиньи. Прежде всего, отталкиваясь от фольклорного толкования образа Свиньи (пословицы, поговорки, сказки), мы можем утверждать, что свинья у нас часто ассоциируется с ленью, обжорством, невежеством. Крылов ярко подчеркнул и то, что свинья очень любит желуди, и то, что рыть рылом землю она может даже и без видимой причины – просто для удовольствия. А исходя из физиологических особенностей этого животного, мы знаем, что свинья действительно через особое строение тела не способна поднимать голову высоко вверх. Ворон в басне представляет обычного человека, который, скорее, не возмущается поведением Свиньи, а наивно ей удивляется. А старый Дуб, который с точки зрения Свиньи является просто не стоящим ее внимания растением, выступает воплощением вековой мудрости, житейской истины.
  5. Работа над речевой партитурой басни. Комментирование учителем логических, психологических пауз, фразовых и логических ударений (то есть слов, подчеркнутых одной и двумя линиями).

    Свинья под Дубом

    Свинья | под Дубом вековым |
    Наелась желудей досыта, | до отвала; |
    Наевшись, выспалась под ним; |
    Потом, глаза продравши, встала \/
    И рылом | подрывать у Дуба корни стала. ||
    ”Ведь это дереву вредит, – |
    Ей с Дубу Ворон говорит, – |
    Коль корни обнажишь, | оно засохнуть может”. \/
    ”Пусть сохнет, – | говорит Свинья, – |
    Ничуть меня то не тревожит; |
    В нем проку мало вижу я; |
    Хоть век его не будь, | ничуть не пожалею, |
    Лишь были б желуди: | ведь я от них жирею”. ||
    ”Неблагодарная! – | примолвил Дуб ей тут, – |
    Когда бы вверх | могла поднять ты рыло, |
    Тебе бы видно было, |
    Что эти желуди | на мне растут”. \/

    Невежда | также в ослепленье |
    Бранит науки | и ученье, |
    И все ученые труды, |
    Не чувствуя, | что он вкушает их плоды. ||

  6. Детальные советы по выразительному чтению басни.
    Итак, читаем басню таким образом. Экспозицию (первые 4 строки) произносим медленно, с повествовательной интонацией, но обязательно учитываем, что такой, казалось бы, непринужденный характер речи не должен быть лишен необходимой эмоциональности. Задача чтеца определяется двумя направлениями: словесно описать Свинью и в то же время тоном голоса подчеркнуть авторское отношение к ней. А оно четко формируется уже с первых строк произведения: это пренебрежение к тем, чей смысл жизни сводится к двум жизненным удовольствиям – поесть и поспать. Важную роль в формировании необходимых эмоций играет удачно подобранная автором экспрессивная лексика: наелась «до отвала», а глаза не открыла, а «продрала».
    В конце четвертой строки уместной будет психологическая пауза – она готовит нас к завязке, сосредоточенной в пятой строке. Стараемся психологическую паузу не промолчать, а сыграть: еще до произнесения пятой строчки выражение лица чтеца должно подсказать слушателям, что он сейчас сообщит о каком-то отвратительном действии персонажа произведения.
    В озвучивании завязки пик эмоциональности выпадает на слово «рылом»: его произносим с ярко подчеркнутой брезгливостью. Перед прямой речью делаем чуть длиннее, чем обычно, остановку. Слова Ворона надо сказать не столько с наставлением, сколько с удивлением от бессмысленного поступка Свиньи. Авторский текст («Ей с Дубу Ворон говорит») должен прозвучать несколько тише и с более низкой тембральной окраской голоса.
    Перед ответом Свиньи на замечания Ворона снова выдерживаем психологическую паузу: ведь в произведении назревает кульминация, и мы должны привлечь к ней слушателей. При чтении этой части басни исполнителю понадобится незаурядное мастерство, поскольку именно здесь раскрывается главная тема произведения: изображение глупости, несусветной тупости и невежества, которые к тому же сочетаются с наглой самоуверенностью. Слова «Пусть сохнет» надо произнести с непомерной, гипертрофированной самовлюбленностью, как говорят в народе – надув губы. Тише произносим авторскую ремарку («говорит Свинья»), а следующие четыре строки – как амбициозное поучение в «свинской житейской мудрости»: жить только ради собственного удовольствия. Логическое ударение делаем на слове «желудь», а слово «жирею» немного растягиваем («жи-ре-е-ю») и озвучиваем с максимальным наслаждением и откровенной хвастливостью.
    Слова Дуба содержат в себе развязку произведения. Их следует прочитать рассудительно, с оттенком поучения, но обязательно оставив тонкую нотку брезгливости, которая будет акцентирована на слове «рыло». При произнесении реплики Дуба чтец должен добавить к звуковому воплощению мысли произведения еще и выразительную мимику и жесты.
    Перед озвучиванием морали басни делаем психологическую паузу. Выражением лица готовим слушателей к произнесению высшей житейской мудрости. Сама мораль традиционно произносится серьезным тоном – как итог, общий вывод из описанной ситуации, который переносит осмысление сюжета с аллегорического в общечеловеческий или даже философский план.

    Примечание. Ученики должны знать, что исполнение художественного произведения допускает в себя элемент индивидуальной интерпретации. Поэтому в речевой партитуре разных чтецов могут быть определенные расхождения. Однако начинающие чтецы должны максимально следовать советам учителя.
    Предложенная здесь речевая партитура басни «Свинья под Дубом» является основой для работы с текстом басни. Варианты разметки отдельных тактов могут быть такими: «пусть сохнет», «ничуть меня то не тревожит», «ведь я от них \/ жирею», «что он вкушает | их плоды».

  7. Чтение басни учениками. (Сначала – индивидуальное, потом – в лицах).
    Перед уроком выразительного чтения ученики обязательно должны выполнить небольшую разминку речевого аппарата. Примерный список упражнений для разминки был приведен в упомянутом выше пособии (С. 101-102).

Театральный конкурс «Басни Ивана Андреевича Крылова»

« Стрекоза и Муравей»

1 девица : Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Говорит одна девица:

2 девица: - Скучно мне, хочу в столицу!

3 девица : - В столицу? Что ж, сестрица,

Ты послушай небылицу.

(Выходит баснописец)

Как-то дядюшка Крылов

Вышел в поле.

Видит он

Как огромный Муравей

Созывает всех друзей.

Муравей: (тянет огромную гусеницу)

Эй, товарищи! Друзья!

Выручайте муравья!

Вот история такая

Вслушайся, братва лесная!

3 девица : Долго Муравей вещал

Обо всем он рассказал.

А история ЧУД-НА-Я…

Очень даже НЕ-ПРОС-ТА-Я!

Муравей: То тяну… а то толкаю…
Но ведь толстая какая!

Что-то больно тяжела!

Стрекоза: (танцует, легкомысленно)

Брось ее и все дела!

(срывает листок и накрывает им голову Муравья).

Ты, я вижу, притомился.
На вот, от жары надень!
Чем возиться целый день,
Лучше б с нами веселился!

Муравей: А работа?

Стрекоза: (беззаботно)

Подождет!

Муравей: (осуждающе)

Нет, так дело не пойдет!
Кто всегда быть сытым хочет,
Тот о том с весны хлопочет.

( Муравей снова берет свою гусеницу и тащит в муравейник).

1 девица: Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,

Как зима кати́т в глаза.

(Раздается вой ветра)

2 девица : Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.

3 девица: Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
1 девица: Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она.

(Стрекоза медленно бредет к муравейнику и стучится. Выглядывает Муравей)

Стрекоза: (жалобно)

Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!

Муравей:

Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?

Стрекоза: (восторженно)

До того ль, голубчик, было

В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.

Муравей : (осуждающе)

А, так ты…

Стрекоза: Я без души
Лето целое все пела.

Муравей: Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

(Муравей захлопывает перед Стрекозой дверь. Стрекоза бредет прочь)

1,2,3 девица (вместе):

Если вдруг узнал себя

Будешь знать, что так нельзя!

«Свинья под дубом»

(Звучит музыка П.И.Чайковского “Вальс цветов”.

Дети в костюмах цветов и грибов исполняют танец)

1 ведущий: Взгляните-ка, друзья, какой чудесный вид!

Полянка и грибы, могучий дуб стоит.

2 ведущий: Но стоит здесь у нас невежде появиться,

как может всё тут в прах оборотиться.

Грибы: Растоптаны цветы, испорчены грибницы,

удастся ли опять нам снова возродиться?

1 ведущий: Уж сколько раз твердили миру,

что в баснях есть мораль, но только все не впрок.

Невеждам мы хотим преподнести урок.

2 ведущий: И в этом деле нам уже помочь готова

Свинья под дубом” дедушки Крылова.

(Появляется Свинья, хрюкает, изображает то, что говорит ведущий)

3 ведущий: Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей до сыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

(Свинья роет под дубом. Из-за кустов вылетает Ворон и садится рядом со Свиньей)

Ворон: Ведь это дереву вредит,

Не заслужил дуб от тебя обид!

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может.

Свинья: Пусть сохнет от макушки и до пня!

Ничуть меня то не тревожит;

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

Лишь были б желуди: без них я ведь ху-де-ю.

Дуб: Неблагодарная! Ведь роешься ты тут,

Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти желуди на мне растут.

1 ведущий: Невежда также в ослепленье

Бранит науку и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Грибы: Невежды, верно, басен не читают,

И, потому, морали сей не знают.

Плюют в колодец, хоть он может пригодиться,

Когда придет пора воды напиться.

2 ведущий: Невежды рубят сук, хотя на нём сидят.

Учителей бранят, учиться не хотят.

3 ведущий: Что свиньи! – люди есть, что обижают

Всех тех, кто их заботой окружает,

И губят то, что им дает плоды,

Не видя в этом для себя беды.

Не стоит нам, друзья, такими быть,

как эта неблагодарная и глупая свинья.

Хором все участники:

Спасибо за мораль любимому поэту!

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания 1. Артикуляционная разминка.

2.Прослушивание чтения наизусть басни «Волк на псарне». II. «Свинья под Дубом». Осмеяние невежества и неблагодарности Учитель читает басню «Свинья под Дубом».

Словарная работа.

В басне встретятся два слова, очень похожих, но по значению разных. Это слова

невежа и невежда (объясняет ученик, работавший со словарем)

Анализ басни. — Какой описывает Крылов Свинью? Ответ: Крылов описывает Свинью без симпатии. Свинья глупая, невежественная, недалекая, ленивая, эгоистичная. Она думает только о собственном удовольствии. — Опишите, как вы представляете себе других персонажей басни. — В каких строчках заключена мораль басни? В каких жизненных случаях можно использовать эти строки? Ответ: Мораль этой басни можно использовать, когда нерадивый ученик не хочет учиться, ругает школу и учебу, но не понимает, что он пользуется тем, что сделано с помощью науки. В этой басне истинное просвещение противопоставляется невежеству. О невежестве говорит позиция Свиньи, которая не желает понять, откуда берутся желуди:

Об истинном просвещении говорят заботливые слова Ворона:

Физкультминутка

А сейчас разминка для головы и для тела. Движения повторяйте за мной, отгадку хочу услышать сразу после разминки.

Стоит дуб-стародуб,

На том дубе-стародубе

Сидит птица-вереница,

Никто ее не понимает -

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица.

(Солнце на небе)

Продолжение анализа:

— Вспомните, что такое аллегория. — Какое явление жизни аллегорически описывает басня? Ответ: Басня «Свинья под Дубом» аллегорически описывает ситуацию, в которой главное действующее лицо не понимает, где причина, а где следствие. Свинья не понимает, что желуди, которые она ест, растут на Дубе. Из-за своего невежества она начинает подрывать корни дуба, т. е. разрушать то, что дает ей пищу. Такие ситуации в жизни могут происходить очень часто. О них говорит поговорка: «Рубить сук, на котором сидишь». Рассмотрим и обсудим с учениками иллюстрацию к басне Г. Куприянова (с. 62 учебника) , спросим: — Что бы вы изобразили, если бы сами рисовали иллюстрацию к этой басне? Ответ: он помогает сделать «раскадровку» басни, четко уяснить, кто из персонажей выступает на сцену в той или иной ситуации. Эта работа подготовит выразительное чтение по ролям. Итак, к этой басне можно было бы нарисовать несколько иллюстраций. Первая: Свинья под Дубом ест желуди. Вторая: Свинья под Дубом спит. Третья: Свинья бездумно подрывает корни Дуба. Четвертая: Ворон укоризненно обращается к Свинье с ветки Дуба. Пятая: Свинья самодовольно отвечает Ворону. Шестая: Сам Дуб возмущенно обращается к Свинье.

III . Чтение басни по ролям. Инсценирование басни.

Домашнее задание 1. Подготовить выразительное чтение (инсценировку, чтение по ролям) басни: «Ворона и Лисица».

2.Нарисовать иллюстрацию к одной из прочитанных басен.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Бунге николай християнович Исторический портрет бунге Бунге николай християнович Исторический портрет бунге О чем может рассказать архиерейское облачение О чем может рассказать архиерейское облачение 1с провести больничный лист 1с провести больничный лист