В чем своеобразие патриотической лирики твардовского. Твардовский общая характеристика творчества

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Труд самого поэта - это нечто важное, главное, пронизывающее его жизнь от самого начала трудовой деятельности. Об этом также сохранились воспоминания близко знавших поэта людей: «В труде души молодого Твардовского было нечто непосредственно вырастающее из труда крестьянина и мастерового человека, каким был его отец крестьянин и кузнец, из труда души его матери, своеобразной и поэтической крестьянки, образ которой проходит через его поэзию и о которой не раз он говорил и в наших тогдашних беседах, и вместе с тем это был уже труд души народного интеллигента и поэта совершенно нового типа, труд души будущего Твардовского» (А. Македонов).

Красота родного края, память о близких и друзьях, весь строй жизни в детстве и юности - все объединилось и вошло в ум и сердце поэта. Неоднократно вспоминал он об этом в своих произведениях:

  • Нет, жизнь меня не обделила,
  • И сказок в трепетную память,
  • Добром своим не обошла,
  • И песен матери родной,
  • Всего с лихвой дано мне было
  • И старых праздников с попами,
  • В дорогу - света и тепла.
  • И новых с музыкой иной.
  • За далью - даль

«Родная смоленская земля, поэтическая натура матери, по-крестьянски одержимая личность отца, строительство новой деревни- вот та благодатная почва, на которой закладывался и вырастал большой поэт - А. Т. Твардовский». «В стихах своего земляка,- вспоминал позднее Твардовский,- уже известного в наших краях поэта, я увидел, что предметом поэзии может и должна быть окружающая меня жизнь деревни, наша непритязательная смоленская природа, собственный мой мир впечатлений, чувств, душевных привязанностей».

«Твардовский создает крупный характер, олицетворяющий судьбы миллионов крестьянских семей, крестьянских масс в год «великого перелома», заставляя убедиться в притягательной силе нового. В поэме проявляется талант Твардовского как национального русского поэта, создающего правдивые реалистические характеры, картины жизни, обнаружившего мастерство владения народным словом...»3. При сопоставлении с поэмой Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» возможны такие вопросы: каковы характеры героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и поэмы А. Т. Твардовского «Страна Муравия»? В чем разница картин, открывающихся героям, поэм в пути? И пр.

Сообщая школьникам о том, как поэма «Страна Муравия» сразу принесла поэту известность, и завершая разговор о поэте на уроке, полезно привести фрагмент из воспоминаний М. Исаковского: «Поэма Твардовского сразу же прлучила широчайшее распространение. Высокую оценку дала еш*и критика. И очень скоро «Страна Муравия» была включена в вузовские программы: студенты должны были изучать ее наряду с произведениями классиков и лучшими произведениями литературы. Создалось любопытное положение: студент Твардовский при окончании института (а он его окончил в 1939 году) на экзаменах мог вытащить такой билет, по которому он должен был бы рассказать экзаменаторам о произведении поэта А. Твардовского «Страна Му-равия». Случай, как мне кажется, небывалый в истории литературы...»

Если в поэтических фельетонах Теркин представал исключительной личностью («Человек он сам собой необыкновенный») и тем самым как бы был поднят над солдатской массой, то в поэме Твардовский намеренно подчеркнул его «обыкновенность», его слитность со всеми бойцами. Изменившееся отношение к герою углубило народность поэмы в целом.

Вася Теркин? Кто такой? Скажем откровенно: Человек он сам собой Необыкновенный.

Коллективный «Теркин» Теркин - кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный...

Поэма пронизана мыслью о защите родной земли. Это слышится и в голосе автора, и в словах его героя-обыкновенного парня Василия Теркина. . Вот, например, глава «На привале»-начинаясь с шуток повара и Василия Теркина, толкования «разных сабантуев» (веселых, остроумных шуток), заключается как бы невзначай выводом:

  • Сабантуй - тебе наука,
  • Враг лютует - сам лютуй.

Или несколько картин главы «Перед боем»- путь солдата к своим проходит лесом, полем, мимо случайной хаты, где хозяйка напутствует бойцов: «Воротиться дай вам бог...»- которые завершаются словами Теркина, выражающими заветную мечту русского солдата в тяжкие годы Великой Отечественной войны:

  • Не зарвемся, так прорвемся,
  • Будем живы - не помрем.
  • Срок придет, назад вернемся,
  • Что отдали - все вернем...

Читатель поможет школьникам заметить и осознать органическое единство юмора и лирики, повествования и патетики, внутреннее композиционное единство, единство устремлений героев поэмы и автора, беззаветно любящих Родину, страдающих и борющихся за ее освобождение. Все это делает произведение предельно правдивой и жизненной картиной минувшей войны.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Своеобразие поэтического дара Твардовского . И в закладках появилось готовое сочинение.

Первые стихи Твардовского появились в печати в 1925 г. Но все, что написано поэтом до 1929 г., сам он считал беспомощным и не включал позже в собрание сочинений.

В первых сборниках «Дорога», «Загорье», «Сельская хроника» Твардовский пишет о новой деревне, о людях села. Он обраща­ется к теме крестьянского труда, передает его поэзию. В стихах 1930-х годов Твардовский создает обобщенный образ человека из народа, воплощающего в себе духовную красоту, высокую мораль (цикл стихов о Даниле, «Ивушка», «Не стареет твоя кра­сота…»).

Уже в сборниках 1930-х годов проявляется своеобразная по­этическая манера Твардовского. Основу его поэзии составляют традиции народно-поэтического творчества: установка на раз­говорный язык, не осложненный метафорами и поэтическими фигурами; использование меткого народного слова, пословиц, поговорок, введение в стих устойчивых поэтических оборотов фольклора. Из народной поэзии вошли в творчество Твардов­ского некоторые постоянные мотивы, например мотив дороги, Дома, испытания героя на пути к счастью или к цели. Можно говорить и о более глубоком влиянии народно-поэтического твор­чества на поэзию Твардовского. Это сказывается в тех мировоз­зренческих принципах, которые положены в основу образа ге­роя и определяют его характер: традиционные крестьянские ценности, народная мораль, народное отношение к труду. Та­кие качества и определили подлинную народность поэзии Твар­довского.

В поэзии 1930-х годов развиваются такие черты, как повествовательность, событийность, которые позже приведут Твар­довского к жанру баллады («Отец и сын», «Баллада о товари­ще», «Баллада об отречении»). В годы Великой Отечественной войны в поэзии Твардовского сливаются публицистический на­кал, лирическая эмоциональность, эпический взгляд на собы­тия. Стихи военной поры объединены в сборники «Возмездие» и «Фронтовая хроника». Военная поэзия Твардовского тематически не отличалась от творчества других поэтов. Основные темы - непокоренная Родина («Партизанам Смоленщины»), высокое мужество и патриотизм советского солдата («Когда пройдешь путем колонн…», «Граница», «Новогоднее слово»), священная месть («Возмездие»).

Тема войны, памяти о погибших за свободу Родины остается одной из главных в творчестве Твардовского и в послевоенный период («Я убит подо Ржевом…»).
И у мертвых, безгласных
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она - спасена…

Послевоенные стихи Твардовского наполняются философским осмыслением времени. Поэт говорит о смысле жизни и творче­ства («Нет, жизнь меня не обделила…», «Признание»), о чести человека, о связи человека с природой («Разговор с Падуном», «Снега потемнеют синие…»).К концу 1960-х годов Твардовский многое понял и переос­мыслил:
…вольно или невольно
Было, вышло не то, не так.

Историю советской страны он воспринимает как суровый опыт, который должны учесть будущие поколения. Он судит себя и своих сверстников с высоких нравственных позиций, понима­ет, что долг поэта говорить правду, «как бы ни была горька». Твардовский считает необходимым, чтобы каждый человек сде­лал все, чтобы исправить ошибки в жизни. В стихотворении «Час мой утренний, час контрольный…» поэт уверен, что можно еще повернуть историю:
Но еще не бездействен ропот
Огорченной твоей души.
Приобщая к опыту опыт,
Час мой, дело свое верши.

Введение в Чехословакию в 1968 г. советских танков болью ото­звалось в лирике Твардовского. Он воспринял этот акт как наступ­ление на свободу, как крушение всех надежд («В чем хочешь чело­вечество вини…», «Маркс, Энгельс, Ленин, знать бы вам…»).

Твардовский ощущает свою трагическую вину за то, что про­исходит в нашей стране. Он лирически анализирует собствен­ную биографию, а через нее - биографию всего поколения, поднимается до философского осмысления «жестокой судьбы»:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же…

Чувство сопричастности общей судьбе было неотъемлемой частью мышления поэта в его поздней лирике. Его стихи - это разговор с самим собой, наедине.

Обобщающие темы позднего творчества - я и мир, я и путь жизни, я и смерть, я и народ. Это опыт познания через самопо­знание. В лирическом цикле «Памяти матери» поэт в воспомина­ниях путешествует с матерью по дорогам ее жизни и всего наро­да. Мотив связи времен организует весь цикл и сливается с мо­тивом Дома, истоков. Память присуща не только человеку, но и природе. В стихотворениях «Как неприютно этим соснам в пар­ке…», «Газон с утра из-под машинки…», «Береза» память при­роды - это метафора связи всего в мироздании, выражение един­ства. Поэт обостренно чувствует конец личного бытия отдельно­го человека, отмеренность срока жизни. Но общность всего в мире, текучесть времени позволяют преодолеть эту конечность, обрести продолжение в потомках, в шелесте деревьев, в метель­ной круговерти. Трагизм неизбежного конца просветляется соз­нанием ненапрасности жизни («Прощаемся мы с матерями…», «Время, скорое на расправу»).

От констатации фактов социалистического строительства через постижение души народной на войне Твардовский при­шел к философскому пониманию жизни и судьбы человека и страны.

Когда речь заходит о поэзии Александра Твардовского, в первую очередь вспоминаются слова: «Вот стихи, а всё понятно, всё на русском языке». В своём творчестве Твардовский перенял традиции русской классики – Пушкина, Лермонтова, Некрасова.

Всё творчество этого поэта можно разделить на несколько этапов. Оно разнообразно в тематическом и жанровом отношении. Ранняя лирика Твардовского посвящена теме природы. Только сельский житель, выросший в деревне, любящий малую родину, тонко чувствующий запахи земли, ветра, трав, может так просто и правдиво нарисовать картину сельской осени:

День пригреет – возле дома

Пахнет позднею травой,

Яровой сухой соломой

И картофельной ботвой.

И хотя земля устала,

Всё ещё добра, тепла:

Лён разостланный отава

У краёв приподняла…

Создаётся впечатление присутствия в деревне. Надо обладать чутким зрением, чтобы увидеть, как отава – трава, выросшая под осень на месте скошенной, - приподняла лён, расстеленный для сушки. Мы охотно верим поэту, своими глазами видевшему все «мелочи» сельской жизни, неоднократно перечувствовавшему осеннюю прелесть природы.

В 30-е годы большая часть стихотворений поэта являются сюжетными по содержанию, носят очерковый характер. Главный герой в них – сельский труженик: хлебороб, плотник, скотник, печник, шофёр. Зачастую мы не встретим здесь лирического героя, либо он присутствует в роли эпического персонажа. Нет здесь и метафорической образности, необычных ритмов, сложных композиционных приёмов. Все стихотворения, созданные до Великой Отечественной войны, объединены под названием «Сельская хроника».

Но Твардовский писал не только о труде, но и о любви («Соперники», «Невесте», «Размолвка»). Здесь явно звучит голос лирического героя, появляется диалогическая речь. Отношения влюблённых немного наивны, а рассказчик добр даже к более удачливому сопернику:

Пусть он смелый,

Пусть известный,

Пусть ещё побьёт рекорд,

Но и пусть мою невесту

Хорошенько любит,

В годы Великой Отечественной войны Твардовский пишет великолепнейшее произведение, памятник русскому солдату, - поэму «Василий Тёркин». В образе Васи Тёркина воплощены главные черты русского национального характера. Произведение ценно не только с точки зрения идеи, но и в художественном плане. Поэт создал новую оригинальную форму. Определение жанра как «книги» дало возможность автору вольно изображать картины боёв и мирной жизни, бегло, как в очерке, вводить новых героев, массовые сцены перемежать с характеристиками героев.

Композиция поэмы также оригинальна. Чёткой хронологии в ней нет, просто показываются отдельные периоды военного времени. В «Книге про бойца» много лирических отступлений, поэтому мы можем назвать её лиро-эпической вещью. Обращается Твардовский здесь и к фольклорным традициям.

В послевоенные годы Твардовский в поэмах (например, «Дом у дороги») и стихах («В час мира», «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война» и др.) поднимает тему памяти о страшных событиях 1941-1945 гг. В этот период в его произведениях проявились характерные для поэта гражданственная публицистичность, историзм, философская глубина.

В 1950-1960 годы Твардовский работает над поэмой «За далью – даль». Для неё он выбрал форму путевого дневника: на поезде «Москва – Владивосток» путешественник-пассажир просто заносит в путевую тетрадь всё, что видит из окна вагона. Такое направление сюжета не ново в русской и зарубежной литературе. Здесь возникает тот же образ дороги, который брал за основу когда-то А. Н. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»), Н. А. Некрасов («Кому на Руси жить хорошо»).

Свободное построение поэмы даёт возможность включить в текст множество тем и проблем – в своих рассуждениях повествователь уходит то в страну детства, то в военные годы, то размышляет о сегодняшнем дне страны. Основная же дорожная магистраль – это магистраль духовная, связанная с судьбой Родины, с её историей, с характерами отдельных людей, с радостями и печалями народа.

В 1960-е годы Твардовский возвращается к теме памяти о войне:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они – кто старше, кто моложе,-

Остались там. И не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

Традиционно для поэтики Твардовского строки здесь построены просто, прозаически, нет сложных метафор, сложных образных выражений, но душевное переживание остро чувствуется именно в этой простоте и прозрачности.

За сорок шесть лет творческой работы Александром Твардовским созданы не только стихи и поэмы, но и очерки, фронтовые записки, статьи. В художественном отношении он во многом следовал традициям русской классической литературы. В произведениях Твардовского мы не найдём «приукрашенности», сложных аллегорий, глубокой метафоричности. Его художественное слово отличается простотой и искренностью.

Не всё удалось блестяще выразить Твардовскому в своём творчестве. Жанр лирики хуже давался поэту. Но он прав в главном: то, что «знал лучше всех на свете», он выразил в основном честно и художественно убедительно, не «передоверяя» никому.

Одной из значимых и вместе с тем противоречивых фигур в советской литературе стал А. Т. Твардовский, стихи и поэмы которого отличают близость к народной речи и фольклору, особая индивидуальность и неповторимость. и Великая Отечественная война, память о воинах, павших в боях за Родину, - вот, пожалуй, наиболее важные аспекты творчества поэта. Он стал свидетелем раскулачивания, утверждения и развенчивания тоталитарной системы Сталина, участником финской и Великой Отечественной войн. Богатый жизненный опыт и опора на действительность делают произведения Александра Трифоновича необычайно популярными у читателей.

Особенности лирики

При работе над произведениями Твардовский опирался на лучшие фольклорный традиции, учитывал особенности русского характера. Вот почему его стихотворения просты и понятны каждому читателю. Да и лирический герой, как правило, - это выходец из народа, изначально вызывающий у автора уважение и любовь. Сам поэт считал, что главной в его творчестве является актуальная во все времена тема памяти. В лирике Твардовского она находит отражение в размышлениях о родной семье, раскулаченной и высланной, когда будущий поэт был еще совсем юным. Например, в стихотворении «Братья» мы слышим нотки страдания и тоски по близким людям, с которыми он вынужден был жить в разлуке. Но особенно ярко находит воплощение тема памяти в лирике Твардовского о войне.

Фронтовая хроника

Каждому известно, что поэт участвовал в финской кампании конца 30-х годов. А после начала Великой Отечественной отправился на фронт в качестве корреспондента, но всегда был на передовой. Поэт в полной мере познал все трудности полевой солдатской жизни и рассказывал о ней своим читателям.

Военная лирика Твардовского разнопланова. Это и публицистические стихотворения, являющие собой призывы к борьбе с ненавистным врагом («Бойцу Южного фронта», «Партизанам Смоленщины»). И небольшие сюжетные стихотворения, напоминающие «новеллы» о героических подвигах («Рассказ танкиста») или солдатском быте («Армейский сапожник»). Наконец, стихи-размышления, проникнутые болью за судьбу народа и всей страны («Две строчки»). Но главное, что их объединяет, - осознание автором личной ответственности за сохранение памяти о тех, кто отдал свои жизни ради освобождения Родины. Эта мысль никогда не покидала Александра Трифоновича как человека, и стала главным девизом поэта-Твардовского.

«Я убит подо Ржевом»: лирический герой и основная мысль

Стихотворение, написанное спустя несколько месяцев после окончания войны, сначала имело название «Завещание воина». Это не случайно, так как повествование в нем ведется от лица солдата, погибшего в боях за Ржев. Лирический герой - это обобщенный образ воина-освободителя, который, обращаясь ко всем оставшимся в живых, отмечает: «Вы должны были, братья, устоять…» Таким образом, даже после смерти русского солдата беспокоит судьба товарищей и страны. И ни в одной строчке нет укора за то, что он погиб, а другие остались живы. Ведь эта жертва не напрасна.

Такова военная лирика Твардовского. Перед лицом огромной беды конкретное размывается и становится общим. А такие противоположные ценности, как гибель и вечное бессмертие, утрата и незабвенный подвиг, переплетаются настолько, что оказываются неотделимы друг от друга.

«Книга про бойца»

Самым известным произведением А. Т. Твардовского стала поэма «Василий Теркин», создававшаяся в годы войны. В ней предстает образ бравого солдата, прошагавшего вместе с автором весь боевой путь с 42-го по 45-й годы и воплотившего в себе лучшие качества русского человека. Теркин всегда оказывается в центре событий, попадает в различные передряги, но никогда не унывает, не теряет надежды и веры, находит выход из самой сложной ситуации. При этом герой не раз испытывает боль и горечь, может даже заплакать - подчеркивает Твардовский.

Стихи поэмы также звучат то весело и бойко, то наполняются горечью и невыразимым чувством потери, как в главе «Переправа»: «Люди теплые, живые / Шли на дно…» И красной нитью через всю поэму проходит тема памяти о тех, кто навсегда остался лежать на полях сражений. Поэтому долг каждого человека - никогда не забывать о той великой цене, которую заплатил советский народ за мирное будущее.

Поэмы А. Т. Твардовского

Коллективизация и раскулачивание («Страна Муравия»), Великая Отечественная война и героизм народа («Василий Теркин»), «оттепель» при Хрущеве («За далью - даль»), развенчивание культа личности и тоталитаризма («По праву памяти») - главные этапы исторического развития страны в 20-60-х годах XX века стали частью судьбы самого Твардовского и нашли отражение в его поэмах. Автор воссоздает на страницах произведений прошлое, чтобы еще раз напомнить современникам: каждый из нас ответственен за то, что происходит с народом и страной. Наиболее ярко эта мысль воплотилась в его последней поэме.

«По праву памяти»

Произведение долгое время находилось под запретом. Его композиция, состоящая из 3 частей, знакомит читателя с жизнью самого поэта, его юношескими мечтами и надеждами. А главное - Александр Трифонович открыто говорит о трагедии, постигшей деревню в 30-е годы. Именно тогда был раскулачен и сослан его отец-труженик. Так тема памяти в лирике Твардовского отчасти превращается в сыновнее покаяние не только перед своей семьей, но и перед всем русским крестьянством. Подобно приговору, звучат в поэме слова, адресованные «вождю народов» и так называемым «молчальникам»: «… забыть велят безмолвно… Но это было явной болью / Для тех, чей был оборван век». Автор вспоминает людей, которых знал лично, что делает произведение достоверным.

Поэма в первую очередь посвящена молодежи и звучит как вечное напоминание о том, что историю нельзя делить на отрезки. Что в ней все взаимосвязано, и прошлое может повториться в настоящем или будущем. Именно поэтому уже в названии поэмы заявляется как основная тема памяти.

В лирике Твардовского, таким образом, большое значение приобретает актуальная во все времена проблема: необходимо знать и любить свою семью и свою Родину и обязательно нужно помнить о пережитом. Только так можно двигаться вперед, избегая повторения страшных ошибок прошлого.

- 53.00 Кб

Гавриловой Е.Ю., гр.501

Образ лирического героя в поздней лирике А.Т.Твардовского

(На примере анализа стихотворений

«Дробится рваный цоколь монумента», «Посаженные дедом деревца», «Все сроки кратки в этом мире»)

Поздняя лирика А.Т. Твардовского – это лирика особая: в ней органично сочетается философское и социальное начало, лирическое и эпическое. Лирический герой этого периода – это человек с огромным жизненным опытом, проживший немалый срок на земле. Он задумывается над ходом жизни, над неизбежностью смерти, над мимолетностью и ценностью каждого мгновения, над необратимостью времени. Важно отметить то, что лирический герой не пытается преодолеть данность жизни, а видит основу в её осмыслении.

Размышляя о бытие, излагая свой жизненный опыт, лирический герой поздней лирики А.Твардовского постоянно затрагивает тему памяти и забвения. Стихотворение «Дробится рваный цоколь монумента» - яркий тому пример. Это произведение написано Твардовским в 1965 году под впечатлением уничтожения бюста Сталина в барвихинском парке. Но речь в нём идет не о конкретном событии, мы видим глубокое философское понимание памяти, жизни, истории, вечности:

Дробится рваный цоколь монумента,

Взвывает сталь отбойных молотков.

Крутой раствор особого цемента

Рассчитан был на тысячи веков.

Пришло так быстро время пересчета,

И так нагляден нынешний урок:

Чрезмерная о вечности забота -

Она, по справедливости, не впрок.

Но как сцепились намертво каменья,

Разъять их силой - выдать семь потов.

Чрезмерная забота о забвенье

Немалых тоже требует трудов.

Все, что на свете сделано руками,

Рукам под силу обратить на слом.

Но дело в том,

Что сам собою камень -


Лирический герой этого стихотворения не какое-то определенное «Я», но в то же время и не персонифицированное «Мы». Он выступает носителем того переживания, которое свойственно всему народу и в то же время осмысляется каждым по-своему.

«Чрезмерная о вечности забота » и «Чрезмерная забота о забвенье » воспринимаются лирическим героем как две крайности, бессмысленные и разрушительные. С одной стороны, «Крутой раствор особого цемента/ Рассчитан был на тысячу веков», прилагались определенные человеческие усилия для возведения этого монумента, причем не только монумента как предмета материального, но и идеологического, с другой стороны, высказывается мысль о том, что всё в жизни относительно и бренно, и всё в мире циклично: сначала мы создаем себе кумиров и свято верим в них, прилагаем огромные духовные и физические усилия, чтобы поместить их в вечность, а затем опрокидываем их в забвенье, ломая, разрушая, уничтожая.

Необходимо также отметить, что стихотворение «Дробится рваный цоколь монумента» как будто отсылает читателя к огромной базе культуры прошлого: возникают ассоциации с «Памятниками» А.С.Пушкина, Г.Р.Державина, с «Exegi monumentum» Горация. Это говорит, на мой взгляд, о том, что лирический герой наделен богатым культурным, историческим опытом, а это, в свою очередь, позволяет ему излагать свои мысли, чувства, анализировать, делать глубокие, философские заключения.

Последние три строки стихотворения – это своеобразный вывод, который делает лирический герой в отточенной афористичной форме:

Но дело в том,

Что сам собою камень -

Он не бывает ни добром, ни злом.

Этими словами выражается особое понимание лирическим героем всех жизненных, социальных, исторических процессов. Камень – это неодушевленная, застывшая форма, ничего сама по себе не выражающая, только человек вкладывает в него тот или иной смысл, а значит, только человек является тем звеном, которое связывает «всё со всем» и «всех со всеми».

Мотив взаимосвязанности и повторяемости всего в мире очень характерен для позднего творчества Твардовского. Лирический герой размышляет о связях исторических, культурных, жизненных, родственных, пытается осмыслить их, объяснить, понять их истинный смысл. С этой позиции интересно рассмотреть стихотворение «Посаженные дедом деревца»:

Посаженные дедом деревца,
Как сверстники твои, вступали в силу
И пережили твоего отца,
И твоему еще предстанут сыну
Деревьями.
То в дымке снеговой,
То в пух весенний только что одеты,
То полной прошумят ему листвой,
Уже повеяв ранней грустью лета...

Ровесниками века становясь,
В любом от наших судеб отдаленье,
Они для нас ведут безмолвно связь
От одного к другому поколенью.

Им три-четыре наших жизни жить.
И дальше связь пойдет в таком порядке.

Ты не в восторге?
Сроки наши кратки?

В этом стихотворении лирический герой предстает перед нами как некое «Мы», обращенное к представителю молодого поколения («Ты»). Опыт лирического героя оказывается настолько огромным и глубинным, что он начинает постигать неотменимый, естественный порядок бытия. В этом стихотворении, по сути, формулируется важный закон мироздания, который заключается в вечном обновлении и вечных связях поколений – в цикличности жизни. Именно такое восприятие мира сближает лирического героя стихотворения Твардовского с героем стихотворения Пушкина «Вновь я посетил…». Сравним:

    Здравствуй, племя

    Младое, незнакомое! не я

    Увижу твой могучий поздний возраст,

    Когда перерастешь моих знакомцев

    И старую главу их заслонишь

    От глаз прохожего. Но пусть мой внук

    Услышит ваш приветный шум, когда,

    С приятельской беседы возвращаясь,

    Веселых и приятных мыслей полон,

    Пройдет он мимо вас во мраке ночи

    И обо мне вспомянет.

Посаженные дедом деревца,
Как сверстники твои, вступали в силу
И пережили твоего отца,
И твоему еще предстанут сыну
Деревьями.
То в дымке снеговой,
То в пух весенний только что одеты,
То полной прошумят ему листвой,
Уже повеяв ранней грустью лета...

В этих отрывках лирический герой и Пушкина, и Твардовского становится носителем важной философской мысли: жизнь вписывается в общий природный порядок, всё бренно, но в то же время в бытие есть повторяемость, которая, можно сказать, становится аналогом бессмертия.

Причем, важно отметить, что повторяемость эта характерна как для человеческого существа, так и для самой природы: молодые деревца – звено, связывающее поколения людские, тоже имеют свой срок, и им на смену придут другие посадки, которые станут новым звеном в вечной цепочке жизни:

Им три-четыре наших жизни жить.
А там другие сменят их посадки.
И дальше связь пойдет в таком порядке.

Говоря о сходстве понимания устройства жизни лирическим героем Пушкина и Твардовского, необходимо сделать важное замечание. Если пушкинский герой просто принимает законы жизни, созерцает саму жизнь, то герой Твардовского подходит ко всему с особым осмыслением: он видит суть мироустройства, понимает, что человек не может бороться с естественными, непреложными законами мира, и пытается донести это до каждого, задавая, казалось бы в несколько небрежной форме очень серьёзные и вечные вопросы:

Ты не в восторге?
Сроки наши кратки?
Ты что иное мог бы предложить?

В этих строках возникает очень важная тема творчества Твардовского – это тема отпущенного срока, которая четко представлена в стихотворении «Все сроки кратки в этом мире »:


Все превращенья – на лету.
Сирень в году дня три – четыре,
От силы пять кипит в цвету.

Но побуревшее соцветье
Сменяя кистью семенной,
Она, сирень, еще весной –
Уже в своем дремотном лете.

И даже свежий блеск в росе
Листвы, еще не запыленной,
Что у листвы вечнозеленой.

Она в свою уходит тень.
И только, пета – перепета,
В иных стихах она все лето
Бушует будто бы, сирень.

Лирический герой этого стихотворения (также как и предыдущих) мыслит эпически. Он явно осознаёт, что жизнь состоит из определенных ограниченных по времени сроков, причем время это бегущее, стремительное и спешное:

Все сроки кратки в этом мире,
Все превращенья – на лету.

Образ сирени - центральный в стихотворении, он становится воплощением самой жизни во всем ее многообразии. Лирический герой, восхищаясь красотой не только цветущей и благоухающей сирени, но и других её состояний, высказывает мысль о том, что жизнь прекрасна на всех её сроках и, может быть, в увядании можно найти еще большую прелесть, чем в бушующей молодости. Он чувствует свою включенность в ход жизни, он принимает, осмысляет и понимает каждый её этап.

Необходимо сказать, что в сознании лирического героя нет идеализации жизни, он воспринимает её ход как естественный, необратимый процесс, всегда сопряженный со смертью. Смерть - это часть жизни, она всегда находится рядом с жизнью:

И даже свежий блеск в росе
Листвы, еще не запыленной,
Сродни той мертвенной красе,
Что у листвы вечнозеленой.

Смерть для лирического героя – это граница отведенного срока, часть всеобщего, всеобъемлющего цикла, законы которого одинаковы и для человека, и для природы.

Таким образом, лирический герой поздней лирики А.Т.Твардовского пытается осмыслить бытие, понять все его законы. Он воспринимает жизнь как определенные, завершенные сроки, циклы, которые постоянно повторяются в природе, в то же самое время, являясь особенными и неповторимыми. Лирический герой наделен большим культурным и жизненным опытом, и предстает перед нами человеком, который имеет право выражать свою нравственную, философскую позицию по отношению к мироустройству. Образ его становится шире индивидуального, он приобретает масштабные, эпические черты.

Описание работы

(На примере анализа стихотворений «Дробится рваный цоколь монумента», «Посаженные дедом деревца», «Все сроки кратки в этом мире»)
Поздняя лирика А.Т.Твардовского – это лирика особая: в ней органично сочетается философское и социальное начало, лирическое и эпическое. Лирический герой этого периода – это человек с огромным жизненным опытом, проживший немалый срок на земле. Он задумывается над ходом жизни, над неизбежностью смерти, над мимолетностью и ценностью каждого мгновения, над необратимостью времени. Важно отметить то, что лирический герой не пытается преодолеть данность жизни, а видит основу в её осмыслении.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
"щелкунчик и мышиный король" Что лучше «ложь во спасение» или «горькая» правда? Что лучше «ложь во спасение» или «горькая» правда? Твардовский общая характеристика творчества Твардовский общая характеристика творчества